Методическая разработка профориентационной игры «Юный фармаколог» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (50) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 22.09.2024

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Щепочкина, Н. С. Методическая разработка профориентационной игры «Юный фармаколог» / Н. С. Щепочкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 4 (50). — С. 120-122. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/272/9424/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье автор предлагает методическую разработку профориентационной игры для организации учебной деятельности.

Ключевые слова: профориентационная игра, проектное задание, дополнительное образование.

Значимым вопросом в жизни каждого человека является выбор будущей профессии. Выбирая профессию, мы выбираем свое будущее.

Сделать осознанный выбор самостоятельно подростку бывает очень трудно, в связи с этим профориентационной работе со школьниками в нашей стране уделяется особое внимание. Воспитание достойных граждан своей страны — это важная обязанность педагога!

Профориентационная деятельность охватывает всю систему дополнительного образования. Очень важно помочь ребенку не выбрать профессию, а научить ее выбирать. Что для этого нужно? Во-первых, необходимо выявить способности и стремления каждого ученика, во-вторых научить разбираться в мире профессий, а в-третьих, организовать образовательное пространство, чтобы обучающийся сам смог попробовать понравившиеся профессии, пройти интересную и безопасную профессиональную пробу. Например, в формате профессиональной игры, чтобы потом сделать осознанный выбор и определить шаги, ведущие к успеху в профессиональной сфере.

Профориентационная игра «Юный фармаколог» проводится для обучающихся 10–11 классов в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы «Биотехнологии в медицине и фармацевтике».

Миссия:

Профессиональная ориентация молодежи

Пропаганда научных знаний

Популяризация достижений отечественной наномедицины

Цель данной методической разработки внедрение активных форм профориентации в образовательный процесс.

Задачи:

— Выработка обучающимися новых теоретических и практических знаний

— Сформировать интерес к профессиональному самоопределению;

— Развить любознательность и креативность;

— Воспитывать самостоятельность и ответственность в выборе будущей профессии.

Сценарий профориентационной игры «Юный фармаколог»

Работа предусматривает выполнение практических заданий.

I Этап. Как правильно выбрать будущую профессию? (20 мин)

Основные задачи:

1) активизация имеющихся знаний;

2) пробуждение интереса к новой профессии.

Эпиграфом к данному этапу является изречение Конфуция, древнего мыслителя и философа Китая «Если вы найдете дело своей жизни, то вам не придется работать ни дня».

Ресурсное обеспечение: раздаточные лотки (лекарственные растения, колба химическая, пробирки, механические пипетки-дозаторы, склянки с химическими реактивами, аппарат Сокслета (прибор для проведения экстракции).

Педагог-наставник задает участникам вопрос с демонстрацией предметов.

Вопрос: на раздаточном лотке находятся разные предметы, представители какой профессии используют их в своей деятельности?

Дополнительный вопрос-подсказка (если обучающиеся дали не правильный ответ или сомневаются) : специалист данной профессии имеет высшее образование, одновременно относится к медицинской и промышленной среде и поэтому очень хорошо знает биологию, химию, математику и информатику. Занимается научно-исследовательской деятельностью и практическим применением полученных веществ.

Правильный ответ: фармаколог.

Педагог-наставник демонстрирует презентацию «Фармакология: из прошлого в будущее».

Педагог-наставник спрашивает обучающихся об известных им способах доставки лекарственных средств в организм человека.

Обучающиеся: определяют содержание понятия лекарственных веществ и перечисляют основные фармакологические формы (таблетки, капсулы, мази, сиропы и пр.).

Педагог-наставник: с учётом полученной информации задаёт вопрос о способах транспортировки веществ внутри организма. Например, на внутриклеточном уровне.

Обучающиеся: пытаясь ответить на этот вопрос, проводят аналогии, сравнивая лекарственные формы (сиропы и капсулы) с элементами строения организма и с элементами строения клетки — в частности.

II этап. Погружение в профессию (60 минут)

Основные задачи:

1) активное получение новой информации;

2) выработка практических навыков работы в лаборатории.

Ресурсное обеспечение: технологическая карта для обучающихся.

2.1 На данном этапе педагог-наставник знакомит обучающихся с основными функциональными задачами квалифицированных специалистов в области фармакологии.

Обучающиеся: принимают решение о создании модели «наномашины» для работы во внутриклеточном мире, определяют цель и задачи предстающей работы по изготовлению нанокапсул.

2.2 Выполнение практического задания «Адресная доставка лекарственных средств в нанокапсулах».

Педагог-наставник: предлагает обучающимся поделиться на микрогруппы по 2–3 человека, напоминает, что на этом этапе учащиеся могут произвести максимально большое количество вариаций капсул — это поможет создать более крупную выборку и провести крупное исследование.

Примечание: Каждой микрогруппе рекомендуется сделать не менее 4-х разных капсул.

Проектное задание предусматривает выполнение следующих этапов:

  1. Получение нанокапсул.
  2. Исследование. Определение устойчивости капсул к различным условиям.
  3. Проверка эффективности продукта.

Обучающиеся: используя материалы технологической карты (приложение 3), приступают к изготовлению капсул из альгината натрия. Пробуя различные рецептуры получают капсулы разного цвета, с содержанием различных веществ и уровня кислотности.

2.3 Исследование

Педагог-наставник: Помогает учащимся обменяться наборами произведённых капсул для их исследования. Определяет с участниками предмет исследования: размеры, цвет, уровень рН, способность к гидрофобности.

Обучающиеся: обмениваются сделанными капсулами и исследуют их. Предмет исследования учащиеся выбирают самостоятельно.

2.4 Конкретизация проектного задания. Подведение итогов исследования.

Планируемый результат (продукт): Лекарственная форма — капсулы из альгината натрия, которая является условной моделью липосомы — внутриклеточного нанотранспорта.

Педагог-наставник: Конкретизирует проектную задачу как создание лекарственной формы, способной целенаправленно пройти желудок и раствориться в кишечнике.

Обучающиеся: подводят итоги.

Педагог-наставник: Выписывает на доску предположения учащихся. Задаёт учащимся вопрос: «Подтвердилась ли гипотеза исследования?»

Обучающиеся: отвечают на исследовательский вопрос, подводят итоги.

III этап. Рефлексия (10 минут).

Отвечаем на главный вопрос: «Я — Фармаколог?»

Педагог-наставник: Важно осознать для себя, почему ты хочешь заниматься этим делом. Расставить все плюсы и минусы, чтобы полностью убедиться в правильном выборе.

Если ответ — да, то « Почему мне подходит эта профессия?»

Если ответ — нет, то каждый конкретный ученик определяет минусы профессии.

Выстраиваем дальнейшие образовательные траектории.

Литература:

  1. Максимова Е. Б., Бондаренко Ф. В., Кудряшов Е. С. STA-ведение «Медицинские биотехнологии». — СПб.: Школьная лига, 2017. — 16 с.
  2. Максимова Е. Б., Бондаренко Ф. В., Кудряшов Е. С. Модуль-гид «Медицинские биотехнологии». — СПб.: Школьная лига, 2017. — 32 с.
  3. Шимановский Н. Л. Лекция 5.2. Нанофармакология как перспективное направление наномедицины | Наномедицина | Лекториум [Электронный ресурс] // Лекториум. URL: https://www.youtube.com/watch?v=hax1hT4EQyg (дата обращения: 19.02.2023).
  4. Мажуга А. Г. Нанохимия в лечении рака [Электронный ресурс] // Постнаука. URL: https://postnauka.ru/faq/58691 (дата обращения: 17.09.2024).

Похожие статьи

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Педагогический эксперимент по введению элективного курса «Биология вокруг нас» как средство развития навыков исследования и проектирования у студентов СПО

В своей статье автор рассказывает о необходимости введения элективного курса по «Биологии» для студентов средних профессиональных учебных заведений.

Образовательный web-квест «Пешком в прошлое»

В статье рассматривается вопрос внедрения новой формы игры по краеведению — web-квест для учащихся образовательных организаций в системе дополнительного образования. Использование данной технологии описано в моей работе. В качестве примера предлагает...

Профориентация младших школьников как основа будущего профессионального самоопределения учащихся

В статье рассматривается роль профессиональной ориентации учащихся начальной школы в профессиональном самоопределении. Выделены и рассмотрены теоретический и практический аспекты профориентации. Представлен вариант организации внеурочной деятельност...

Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики

В статье представлены основные правила и приемы проектирования урока-исследования в начальной школе. Приведены пояснения к содержанию каждого этапа на примере урока математики, разработанного авторами статьи.

Формирование инженерного мышления при обучении физике через внеурочную деятельность

В статье рассмотрена программа внеурочной деятельности «Юный изобретатель» для учащихся 7х классов, направленная на повышение эффективности обучения детей физике и развития инженерного мышления.

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.

Разработка методического пособия для студентов среднего профессионального образования

В научной статье автор делится своим опытом в разработке методического пособия для студентов СПО.

ПрофГид

В статье описана авторская разработка, направленная на самоопределение учеников школ в области профессий Чегдомынского горно-технологического техникума. Приводятся результаты опрос школьников района и студентов техникума об информированности професси...

Формирование информационной компетенции в процессе преподавания курса по выбору «Занимательная математика»

В статье раскрыты некоторые методические приемы формирования информационной компетентности обучающихся на основе курса по выбору «Занимательная математика». Обоснована возможность развития информационной с помощью кластера. Представлены результаты эк...

Похожие статьи

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Педагогический эксперимент по введению элективного курса «Биология вокруг нас» как средство развития навыков исследования и проектирования у студентов СПО

В своей статье автор рассказывает о необходимости введения элективного курса по «Биологии» для студентов средних профессиональных учебных заведений.

Образовательный web-квест «Пешком в прошлое»

В статье рассматривается вопрос внедрения новой формы игры по краеведению — web-квест для учащихся образовательных организаций в системе дополнительного образования. Использование данной технологии описано в моей работе. В качестве примера предлагает...

Профориентация младших школьников как основа будущего профессионального самоопределения учащихся

В статье рассматривается роль профессиональной ориентации учащихся начальной школы в профессиональном самоопределении. Выделены и рассмотрены теоретический и практический аспекты профориентации. Представлен вариант организации внеурочной деятельност...

Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики

В статье представлены основные правила и приемы проектирования урока-исследования в начальной школе. Приведены пояснения к содержанию каждого этапа на примере урока математики, разработанного авторами статьи.

Формирование инженерного мышления при обучении физике через внеурочную деятельность

В статье рассмотрена программа внеурочной деятельности «Юный изобретатель» для учащихся 7х классов, направленная на повышение эффективности обучения детей физике и развития инженерного мышления.

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.

Разработка методического пособия для студентов среднего профессионального образования

В научной статье автор делится своим опытом в разработке методического пособия для студентов СПО.

ПрофГид

В статье описана авторская разработка, направленная на самоопределение учеников школ в области профессий Чегдомынского горно-технологического техникума. Приводятся результаты опрос школьников района и студентов техникума об информированности професси...

Формирование информационной компетенции в процессе преподавания курса по выбору «Занимательная математика»

В статье раскрыты некоторые методические приемы формирования информационной компетентности обучающихся на основе курса по выбору «Занимательная математика». Обоснована возможность развития информационной с помощью кластера. Представлены результаты эк...

Задать вопрос