Воспитательная работа в начальной школе в контексте дополнительного образования
Автор: Понамарева Евгения Владимировна
Научный руководитель: Молодыченко Наталья Алимджановна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (50) октябрь 2024 г.
Дата публикации: 02.10.2024
Статья просмотрена: 8 раз
Библиографическое описание:
Понамарева, Е. В. Воспитательная работа в начальной школе в контексте дополнительного образования / Е. В. Понамарева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 4 (50). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/272/9454/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье анализируется трактовка понятия «дополнительное образование», рассматривается специфика и сущность доступного дополнительного образования младших школьников в современной системе начального образования Российской Федерации, раскрывается значение и развитие воспитательного процесса в современных условиях развития дополнительного образования в начальной школе.
Ключевые слова: дополнительное образование, дополнительное образование в начальной школе, воспитание, воспитательный процесс.
На сегодняшний день, образованность человека определяется не только знаниями конкретной дисциплины, а скорее его разносторонним, многогранным развитием как высокоинтеллектуального и воспитанного индивида. Существующая система ценностей приспособлена к активному взаимодействию, социальной адаптации в обществе и самостоятельному выбору саморазвития, самообучения и самоосуществления. Следовательно, образовательный процесс начальной школы направлен на разноплановое формирование детей, раскрытие их творческих способностей, а также таких личностных качеств, как креативность, самодеятельность, инициативность, фантазия, то есть всего того, что характеризуют индивидуальность.
Как показывает практика, определенные требования к образованности человека не способно удовлетворить основное базовое образование. Современному обществу необходимо дополнительное образование в начальной школе, которое является одним из определяющих факторов развития способностей младшего школьника, на основе его интересов, социального и предпрофессионального самоопределения.
Поражает глубина мысли великого Василия Александровича Сухомлинского, известного педагога-новатора, создателя педагогической системы: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, — зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
Проходит процесс модернизации начального российского образования, приоритетной задачей которого является — воспитание юных школьников. В таких условиях происходят изменения роли семьи, функций дополнительного образования, школы и государства. Более глубоко осознается определение дополнительного образования начальной школы, как сферы общественной деятельности, в которой сохраняются и воспроизводятся культурные, моральные, исторические ценности, закладываются основы будущего поколения, формируются определенные навыки, которые помогают быстро и эффективно решать общественные задачи.
Сегодня дополнительное образование детей в начальной школе является важнейшей частью образовательного пространства, сложившегося в современном обществе. Роль дополнительного образования начальной школы в организации общественно значимого досуга, обеспечении интенсивной загруженности детей, предупреждении правонарушений, профилактике наркомании, различных асоциальных, аморальных действий среди младших школьников возрастает год от года. Это порождает востребованность общества в дополнительном образовании в начальной школе.
Высокие оценки потенциала дополнительного образования начальной школы для личности и общества представлены в отчетах международных организаций и аналитических центров. Анализ научных исследований показывает, что каждый ученый вкладывает в термин «дополнительное образование» свою трактовку, и, на мой взгляд, это понятие только выигрывает от этого.
Дополнительное образование младших школьников рассматривается как:
— дети свободно выбирают процесс овладения знаниями, методы деятельности и ценностные ориентации, целью которых является удовлетворение личных интересов, предпочтений, склонностей и способность к самореализации и культурной адаптации;
— часть системы общего образования, которая является процессом и результатом формирования личности ребенка в развивающей среде и предоставляет детям образовательные, развивающие, интеллектуальные, психологические и педагогические услуги, основанные на самоопределении и свободном выборе;
— дети добровольно выбирают процесс овладения определенными видами деятельности и знаниями, выходящими за рамки обязательного образования, с целью удовлетворения способностей, склонностей и интересов детей и содействия их самоопределению, самообразованию, саморазвитию и самореализации;
— важная часть системы непрерывного образования: непрерывное, многоуровневое, вариативное, выходящее за рамки базовых компонентов образование, осуществляемое детьми в свободное от учебы время, направленное на создание условий и дополнительных возможностей для удовлетворения его образовательных и творческих потребностей и способствующее психическому, интеллектуальному и физическому развитию;
— особое образовательное пространство, которое объективно создает множество взаимоотношений, проводит специальные игры развивающего и познавательного характера, развивает у детей исполнительские навыки, креативность, опыт эмоциональных и ценностных взаимоотношений, расширяет их возможности для самоопределения в жизни;
— занятия детей вне образовательного процесса, предусмотренного госминимумом (в данном случае речь идет не только о досуге (свободном времени): внеклассное время детей в школьных кружках и клубах, внешкольных учреждениях, лагерях и туристических походах во время каникул в определенном смысле не является бесплатным: оно контролируется, однако главным принципом здесь является добровольность и учет интересов детей, что в принципе меняет методику образовательной деятельности.
Различные семантические определения слова «дополнительный», позволяют нам признать, что дополнительное образование младших школьников является востребованным, актуальным, вспомогательным, мотивированным, ситуативным, периферийным, параллельным, дополняющим, субъективным, альтернативным, междисциплинарным и это не обязательно должно быть внешкольное образование в значении «проводимого вне школы».
В дополнительном образовании младших школьников воспитание всегда было самым важным и неразрывно связанным с образовательным процессом. Это хорошо выразил в своих трудах главный научный сотрудник Института детей, семьи и воспитания Михаил Иосифович Рожков: «Целостность воспитательного процесса проявляется в единстве процессов обучения и воспитания: в процессе обучения происходит воспитание, а в процессе воспитания — обучение!»
Единство образовательного процесса было заложено в концепцию дополнительного образования начальной школы, согласно Федеральному закону «О дополнительном образовании» определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства.
Воспитание является важной частью образовательного процесса каждого образовательного учреждения. Воспитательный процесс занимает особое место в работе системы дополнительного образования начальной школы. Но организация воспитательного процесса сегодня требует постоянных изменений, которые должны образовываться в результате определенных подходов к воспитанию младших школьников. Воспитание — это комплекс методик и технологий, направленных на формирование многогранной личности ребенка. Разрабатываются планы воспитательной работы, мероприятия, направленные на формирование личностных качеств младших школьников, таких как патриотизм, любовь к Родине, гражданственность, целеустремленность и инициативность. Система дополнительного образования — это «живой организм», который постоянно растет и меняется, оставляя после себя все лучшее, заложенное предыдущими поколениями.
В то же время появляются и новые формы воспитательной работы в начальной школе: социальные и коммерческие проекты, технология ТРИЗ; метод тематического исследования, профессиональные пробы, квизиум, метод проектов и другие.
Концепция воспитательного процесса в начальной школе тесно связана с социализацией детей, то есть усвоением младшими школьниками базовых знаний о родной культуре, традициях и обычаях своего народа, а также патриотизме — любви к Родине. Дополнительное образование младших школьников наиболее успешно решает воспитательные задачи, поставленные государством и обществом.
В отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированной даты завершения. Оно может начаться в любом возрасте. В принципе, оно может быть переведено с одной ступени на другую в любое время учебного года. Его результатом может стать хобби на всю жизнь или даже определение будущей профессии.
Таким образом, дополнительное образование для детей начальной школы решает ряд воспитательных и образовательных проблем.
Литература:
- Аллагулов А. М. Новации в образовательной политике России: возможности интеграции общего и дополнительного образования в условиях перехода к стандартам второго поколения // Проблемы современного образования. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novatsii-v-obrazovatelnoy-politike-rossii-vozmozhnosti-integratsii-obschego-i-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-perehoda-k
- Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 1998.
- Буйлова Л. Н. Сущность и специфика дополнительного образования детей в современной системе образования российской Федерации // МНКО. 2011. № 6–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-spetsifika-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-v-sovremennoy-sisteme-obrazovaniya-rossiyskoy-federatsii
- Вартапетова Анна Артемовна Понятие «Общечеловеческие ценности» в деятельности учреждений культуры дополнительного образования детей // Вестник МГУКИ. 2012. № 1 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-obschechelovecheskie-tsennosti-v-deyatelnosti-uchrezhdeniy-kultury-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey
- Воронова Наталья Юрьевна Педагогические условия реализации стандартов воспитательной и учебной работы в дополнительном образовании // КПЖ. 2015. № 4–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-realizatsii-standartov-vospitatelnoy-i-uchebnoy-raboty-v-dopolnitelnom-obrazovanii
- Горшкова О. А. Воспитание и школа [Текст]: О. А. Горшкова. — Молодой ученый, 2013. — 395 с. — URL: https://moluch.ru/archive/55/7571/
- Евладова Е. Б. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях / Е. Б. Евладова, Л. А. Николаева. — М., 1996
- Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: Для студ. Высш. и сред. пед. Учеб. Заведений /Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова. — М: Издательский центр «Академия», 2001. — 176с.
- Кукушин, В. С. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие /В. С. Кукушин. — Ростов н/Д: Издательский центр Март, 2002.- 320с.
- Лютц Д. А. Сущностно-содержательная характеристика понятия «функциональная грамотность учащихся в дополнительном образовании» // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2024. № 1.
- Цибизова Е. Б. Дополнительное образование: назначение, содержание, проблемы разработки программы // Народное образование. 2020. № 1 (1478).