Обучение детей с расстройством аутистического спектра чтению и письму с помощью создания «Личного букваря» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (51) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 06.10.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Трушечкина, Н. А. Обучение детей с расстройством аутистического спектра чтению и письму с помощью создания «Личного букваря» / Н. А. Трушечкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 5 (51). — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/274/9464/ (дата обращения: 16.11.2024).



Обучая левое полушарие, мы обучаем левое полушарие.

Обучая правое полушарие, мы обучаем весь мозг!

Мерели Зденек

Создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных направлений современного начального общего образования. Количество обучающихся с ОВЗ, в том числе с расстройством аутистического спектра, в общеобразовательных школах, постоянно увеличивается, в какой-то мере это происходит не только с ростом числа детей с ОВЗ, но и в связи с качественными изменениями в диагностике. Аутизм — значимая социальная проблема, охватывающая большое количество детей.

Расстройства аутистического спектра — это несколько групп психических и ментальных нарушений. Школьникам с РАС присуще: инертность психических процессов, нарушение обработки сенсорной информации, ассоциативное мышление, задержка в развитии социальных контактов, пассивное игнорирование взрослых и сверстников, отсутствие зрительного контакта и коммуникативной речи, наличие эхолалии, соматической ослабленности, реакции страха и агрессии на новый и неожиданный раздражитель. Также присутствуют однообразные аутостимуляторные действия, гиперсензитивность эмоциональной сферы, часто отмечается отсутствие реакции на физический дискомфорт.

В зависимости от степени выраженности проявления нарушений развития у обучающихся с расстройствами аутистического спектра выстраивается индивидуальный коррекционный маршрут, который зависит от выбранного варианта образовательной программы в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ, подразделяемый по степени интеллектуального развития ребенка. Стоит отметить, что прямой связи между уровнем программы и формой организации обучения нет, но реализация индивидуального учебного плана, включающего в себя все основные предметы, необходима.

Важно отметить и тот факт, что чтение и письмо являются базовыми школьными навыками, а значит техническим компонентом, при помощи которого ребенок, овладев навыками, сможет получать информацию об окружающей его действительности, активно применять ее в процессе своей жизни и адаптироваться к процессу школьного обучения. Несформированность базовых навыков затрудняет процесс обучения, а в некоторых случаях делает его невозможным.

Формирование навыков происходит постепенно, в процессе целенаправленного обучения и не зависит от метода обучения, так как не имеют самостоятельной ценности, если не «приводят» к письменной речи и не создают потребность в ней.

Традиционно, в системе обучения чтению, выделяют несколько методов: звуковой фонетический или аналитико-синтетический, складовой, полуглобального и глобального чтения.

Звуковой фонетический метод базируется на принципе знакомства со звуками и буквенным обозначением звука, слого-слиятельном чтении слов. Этот метод наиболее распространен в педагогической практике, «опасен» большим количеством дидактических и методических ошибок.

Складовой метод базируется на складах, лежит в основе кубиков Зайцева или кубиков Чаплыгина. Этот метод помогает освоить навык чтения детям с особыми образовательными потребностями, через активизацию разных органов чувств и различных видов модальности. Не дает полного и правильного фонематического анализа слов и разделения слов на слоги.

Глобальное чтение, метод в котором единицей восприятия является слово. Авторы метода Глен Долман и Шиничи Сзуки считают обучение чтению целыми словами наиболее физиологичным, так как мышление неразрывно от речи и целых слов. Метод основан на зрительном раскодировании значений слов и слуховой памяти, без анализа и синтеза звуков. Этап глобального чтения является переходным и начальным для формирования навыков чтения. Постепенно ребенок, освоивший чтение глобальным способом, идет в обратном порядке: восприятие слова, деление на слоги, выделение звуков. Что позволит овладеть навыком аналитико-синтетического чтения. Суть метода состоит в зрительном и слуховом восприятии длительное время слов «востребованных» ребенком (слова социального окружения и предметы быта), словосочетаний и коротких предложений.

В настоящее время метод глобального обучения чтению включен федеральными образовательными стандартами в обучение обучающихся с нарушением речи, тяжелыми и множественными нарушениями, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с тяжелой речевой патологией и является обязательной частью коррекционных курсов: язык и речевая практика, речь и альтернативная коммуникация,

Первоначально глобальному чтению, по методике Б. Д. Корсунской, обучались дошкольники и школьники с нарушенным слухом. О. С. Никольская преобразовала данную методику и стала основоположником специального метода обучения детей с расстройством аутистического спектра, учитывающего интеллектуальные и эмоциональные особенности обучающихся и их особые образовательные потребности:

– дозированное введение нового учебного материала;

– изменение учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности;

– особенно четкая и упорядоченная временно-пространственная структура образовательной среды, поддерживающая учебную деятельность обучающегося и дающая ему визуальную (зрительную и наглядную) опору для понимания происходящего и самоорганизации;

– в специальной отработке форм адекватного учебного поведения, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем;

– в организации обучения с учетом специфики освоения навыков и усвоении информации при аутистических расстройствах;

– индивидуальная оценка достижений обучающегося с учетом его особенностей;

– психолого-педагогическое сопровождение, регулирующее взаимодействие семьи и образовательной организации.

Основной потребностью является развитие смыслообразования — достижение осмысленного отношения ребенка к процессу обучения в целом, а значит, как было уже сказано, к усваиваемой им информации, формированию осмысленных навыков, необходимых для дальнейшей социализации.

В настоящее время существует острый дефицит специальных методик обучения детей с аутизмом, специальных пособий и дидактических материалов. Учебников для обучающихся в настоящее время с РАС не существует, несмотря на доказанную специфику их образовательных потребностей по сравнению с нормотипичными детьми и детьми, имеющими другие проблемы развития.

Реализовать основную потребность возможно лишь с применением специального, наполненного для обучающегося личностным смыслом учебного материала и организацией условий обучения, позволяющим добиться осознания учебного задания, собственного действия, полного осмысления усвоенного навыка. Нарушение этого условия влечет «превращение» вновь усваиваемого навыка в механически –стереотипную игру, а учебный материал в средство аутостимуляции.

Принципы, которым необходимо следовать при обучении: от смысла к технике чтения и письма и максимальная связь обучения с личным жизненным опытом обучающегося.

При обучении навыкам чтения необходимо создать представление что такое буква, слово, фраза. Наполнить это личным, эмоциональным смыслом и лишь затем отрабатывать технику чтения.

Достижение результата возможно только при соблюдении условий реализации образовательных потребностей и принципов обучения: обучающийся понимает, зачем нужен навык чтения и письма, что хорошего в том, чтобы читать и писать и он может самостоятельно читать и писать печатными буквами.

Наполнение личным смыслом образовательной среды возможно при использовании в работе метода «личного букваря».

Личный букварь — это научно-обоснованный метод обучения грамоте, созданный сотрудниками института коррекционной педагогики и подтвержденный на практике. Он базируется на представлении об особых образовательных потребностях и особенностях механической слуховой и зрительной памяти обучающихся с РАС и является начальным этапом коррекционно-развивающей работы по обучению детей навыкам чтения и письма, позволяющим выстроить мостик между осмыслением новых учебных навыков и личным опытом обучающегося, заложить основы социализации. Букварь является книгой-альбомом, его содержание индивидуально, опирается на личностный опыт, включает в себя разделы: изучение букв, глобальное и слоговое чтение.

Уникальность букваря заключается в том, что это рукотворная книга о самом ребенке, его семье, значимых явления его жизненного опыта. Букварь начинается с изучения буквы «Я», создается совместно со взрослым, включает в себя глобальное чтение и, в дальнейшем, чтение по слогам.

Такой подход позволяет формировать мотивацию к учебной деятельности и интерес к книге, целостное представление письменной речи, избежать механического неосмысленного усвоения навыка чтения. Букварь включает в себя тридцать три рабочих листа, сюжетные и разрезные картинки, разрезную азбуку.

Буквы в букваре изучаются не по алфавиту, что дает педагогу возможность развивать систему эмоциональных смыслов обучающегося, помогая ему осознавать собственные события жизни, отношения и чувства близких людей. После изучения буквы «Я», изучаются буквы «М», «А», «П», так как эти буквы есть в словах «МАМА» и «ПАПА» — самых значимых для ребенка детей. Далее будут буквы из имени обучающегося и его близких и буквы из которых состоят слова «люблю» и «любит», чтобы ввести глагол и любимые предметы. Дальше последовательность букв индивидуальна. Постепенно содержание букваря наполняется героями — близкими и важными людьми, их любимыми занятиями.

Знакомство с каждой буквой включает девять шагов:

– знакомство с фонетической стороной буквы, её звучанием, освоением умения определять ее в слове на слух

– опознание буквы по изображению (отдельно и в словах)

– отработка умения писать изучаемую букву печатным шрифтом

– формирование представления о букве, как о части слова: умение опознавать изучаемую букву в начале, середине, конце слова; вписывать изучаемую букву на нужное место в слово; придумывать слова с изучаемой буквой.

Глобальное чтение используют для: формирования осмысленного отношение к слову, фразе, тексту, исключения возможности механического чтения, формирования представлений о языковых единицах и их функциях, создания мотивации к чтению.

Осваивая навык чтение через глобальное чтение педагог опирается на сильные стороны обучающегося с РАС: хорошее зрительное внимание и зрительную память. В процессе освоения глобального чтения ребенок соотносит важные и интересные изображение предметов и людей с подписями (целостное изображение). Глобально прочитанное слово встраивается во фразу «я люблю…».., что позволяет сразу оперировать освоенными глобально словами внутри тематических разделов «моя семья», «на даче», «на кухне» и т. д.

При переходе от глобального чтения к аналитическому обучающийся выкладывает из разрезной азбуки слова и фразы, которые уже научился читать глобально, с опорой на карточки-подсказки.

При создании личного букваря изучение букв чередуется с освоением глобального чтения и при изучении букв, изучаются буквы, из которых нужно составить слова по нужной теме. На этапе освоение аналитическим способом уже происходит составление слов, фраз и предложений, освоенных на предыдущих этапах.

При примении в работе личного букваря важно понимать, что его содержание помогает школьнику, совместно со взрослыми, осмысливать предметы, явления, события, отношения в окружающем мире, избежать механичности и стереотипности в усвоении букв и формировании базовых школьных навыков. В основе работы с букварем лежит совместно-разделенное переживание прожитого и совместно-разделенная деятельность с близким взрослым — основные принципы коррекционной работы с ребенком с РАС. Учитывая трудности ребенка, личный букварь «ведет» его особым путем к той же цели, что и традиционные методы обучения — к осмысленному изучению грамоте.

Учитывая, что аутизм включает в себя диапазон различных расстройств, то это означает, что с одним учеником традиционные методы обучения могут дать хороший результат, а с другим учеником такие же приемы будут бесполезны. Поэтому целью многих педагогов является преодоление индивидуальных сложностей и использование сильных сторон обучающегося с аутизмом, подбирая практическим путем эффективные методы обучению чтению.

Исходя из опыта обучения ребенка с ОВЗ по «Личному букварю» становится понятно, что данная книга в процессе создания оказывается ценной и любимой, так как нужно вложить много своего труда. Выполняемая в таком букваре работа предполагает наклеивание своих и семейных фотографий, раскрашивания и рисования отдельных предметов, написание изучаемых букв, а также привлечение родителей и близких людей к совместному выполнению и обсуждению заданий. Большое количество ручной работы вложенное в собственноручную книгу вызывает у ребенка ценность, становясь «личной» книгой, которую ребенок с интересом рассматривает и перечитывает. Ребенок с расстройством аутистического спектра, освоивший «Личный букварь», начинает проявлять интерес к другим книгам и к учебе в целом.

«Личный букварь» — это обоснованный и экспериментально проверенный метод, благодаря которому у детей с РАС легче формировать учебную мотивацию, интерес к книгам, а также научить писать и читать осмысленно, тем самым создавая основу для успешного обучения в дальнейшем.

Литература:

  1. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки. — М: Теревинф, 2016.
  2. Методика раннего развития Глена Домана. От 1 до 4 лет.- М: Издательство «Э», 2017.
  3. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи.- М: Теревинф, 2007.
  4. Лаврентьева Н. Б. «Обучение детей с расстройством аутистического спектра чтению и письму с помощью создания «Личного букваря»»//Альманах Института коррекционной педагогики. 2017.- Альманах № 29.
Задать вопрос