Позиция современных родителей в сфере полового воспитания детей
Автор: Мошкина Анна Валерьевна
Научный руководитель: Иванова Светлана Павловна
Рубрика: Педагогическая психология
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (51) ноябрь 2024 г.
Дата публикации: 09.10.2024
Статья просмотрена: 22 раза
Библиографическое описание:
Мошкина, А. В. Позиция современных родителей в сфере полового воспитания детей / А. В. Мошкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 5 (51). — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/274/9470/ (дата обращения: 16.11.2024).
Проблема полового воспитания детей приобретает всё большую актуальность в современном обществе, в связи с быстрыми темпами развития и высокой информационной нагрузкой на человека. Поскольку родители всегда первыми начинают половое воспитание детей — важно сформулировать четкое представление о том, какую роль играет родитель в половом воспитании ребенка и какие трудности он испытывает. Это поможет составить программы психолого-педагогической поддержки для родителей и, как следствие, преодолеть барьеры в половом воспитании детей в семье, а также сформировать единый подход к половому воспитанию в современном обществе со стороны семей, медицинских работников и педагогов.
Ключевые слова : половое воспитание, сексуальность, психо-сексуальная культура, воспитание личности.
Неоспоримым является факт, что первые сведения о себе и о том, как устроен мир дети получают в семье. Родители чаще всего становятся первыми людьми, которые через собственный поведенческий пример и установки формируют структуру личности ребенка и те ролевые модели, которые он будет использовать во взрослой жизни [1]. В семье закладываются модели социально-приемлемого и безопасного поведения, формируются основы доверия в отношениях с другими людьми, модели проявления эмоций и чувств. Даже когда родитель не стремится воспитывать осознанно дети подстраиваются и бессознательно идентифицируются со взрослым своего пола, подражая его поведению. Это эволюционно заложенный механизм обеспечения безопасности и выживания в группе.
Половое воспитание является частью общего воспитания, но, к сожалению, зачастую многими современными родителями воспринимается как исключительно знакомство подростка со своей сексуальностью и прояснение интимных взаимоотношений между полами. [2] На самом же деле понятие «половое воспитание» гораздо шире и включается в себя: осознание своего пола и формирование отношения к себе, своему здоровью, телу. Привитие самоценности, формирование самоидентичности, прояснение и формирование отношений между полами, поло-ролевое поведение, сексуальное просвещение, формирование образов идеальной женщины и мужчины, а также формирование жизненных ценностей, идеалов и установок на взрослую жизнь. То есть половое воспитание охватывает все аспекты здоровья человека — физическое, психологическое и духовное.
Сексуальность, в свою очередь, является одним из центральных аспектов жизни человека. И важный вопрос полового воспитания состоит в том, как родители воспринимают сексуальность ребенка и дают ей развиваться. [2, стр 27]
Неправильное или неполное половое воспитание способно привести к нарушениям психо-сексуального развития ребенка, нестабильной самооценке и, как следствие, сформировать трудности в самых разных сферах жизни [3]. Таким образом родительский вклад в этой сфере воспитания сложно переоценить и практически невозможно переложить на другие социальные институты, так как основа в любом случае закладывается внутри семьи.
Целью специального эмпирического исследования было изучение позиции современных родителей в сфере полового воспитания детей, выявления трудностей в данной сфере и поиска способов их преодоления. Для проведения исследования была разработана авторская анкета с блоками вопросов, помогающих оценить знания, стремления и отношение родителей к половому воспитанию детей, а также их личный опыт и навыки во взаимодействии с конкретным ребенком. Исследование проводилось на базе семейного центра в группе из 30 матерей детей подростков 10–14 лет, среди которых 18 девочек и 12 мальчиков. Возраст респондентов составил от 29 до 49 лет.
Результаты обработки эмпирических данных представлены ниже.
Согласно данным опроса, среди различных аспектов воспитания личности ребенка в семье респонденты отдали первое место нравственному воспитанию (100 %); формирование психо-сексуальной культуры личности оказалось по важности на 3 месте (86,6 %), а половое воспитание лишь на 4-ом (80 %).
Специальный вопрос анкеты предполагал самостоятельное определение респондентами понятий «половое воспитание» и «психо-сексуальная культура личности». Изучение ответов респондентов позволило сделать вывод о том, что большинство (66,6 %) воспринимают половое воспитание как систему мер, направленных на формирование здоровых отношений между полами. Причем в большей мере это относится к физическим, сексуальным отношениям. 26,7 % респондентов считают, что половое воспитание — это, прежде всего, знания об анатомии и физиологии своего тела необходимые в основном для поддержания здоровья. Лишь 1/5 часть опрошенных (20 %) в определении полового воспитания подчеркнула помимо прочего исключительную важность формирования у ребенка в процессе полового воспитания ценностных ориентиров на взрослую жизнь, внутренней гармонии и понимания моральных категорий жизни и общества. По мнению этих родителей — нравственное воспитание, здравые ориентиры и авторитеты даже важнее знаний об анатомии и физиологии, поскольку дети живут не в вакууме и порой получают разный опыт, независимо от вложенных в них знаний родителями и педагогами. Необходимо учить их справляться с этим и уметь принимать обоснованные решения относительно своей жизни и здоровья.
В определении понятия «психо-сексуальная культура личности» 50 % респондентов частично или полностью описали такие составляющие психо-сексуальной культуры, как половое самосознание, гендерные роли, ориентации и возрастную динамику сексуальности.Другая часть опрошенных (47 %) ассоциирует понятие психо-сексуальной культуры личности с общепринятой в обществе культурой сексуальных отношений, толерантностью к различным проявлениям сексуальности, а также границами дозволенного в отношениях между полами. Также некоторые полагают (3 %), что психо-сексуальная культура — это именно то, что формируется в ходе полового воспитания, и одно невозможно без другого, но при этом они не дали более конкретного определения тому, что именно необходимо формировать.
Почти все опрошенные (93,3 %) считают, что основы полового воспитания детям должны прививать родители, при этом половина из них (50 %) также возлагают эту функцию и на социальные учреждения (детский сад, школа и пр.); другая часть родителей (23,3 %) считает, что полагаться на соц. учреждения не стоит и только семья несёт ответственность за половое воспитание детей.
Большинство родителей (93 %) согласились с тем, что знания о физиологии и основах построения взаимоотношений между полами — важный аспект безопасности человека, а также с тем, что знания о возможных рисках и последствиях необдуманных сексуальных контактов способно существенно снизить риск этих последствий (97 %). При этом лишь половина (53,3 %) респондентов отметили, что в детстве могли обратиться за помощью к взрослым в своей семье по вопросам полового воспитания и получить понятный ответ в случае необходимости. Но лишь 16,6 % родителей опрошенных нами лиц сами инициировали обсуждение в семье тем секса и/или нравственных вопросов.
Информацию по вопросам полового воспитания наши респонденты в детстве получили из разных источников (см. таблицу № 1):
Таблица 1
Распределение родителей в зависимости от осознания ими значимости различных источников информации по половому воспитанию
Номер п/п |
Источник информации |
Количество респондентов, отметивших этот источник как значимый |
1. |
Книги и журналы |
60 % |
2. |
СМИ и кинофильмы |
43,3 % |
3. |
Сверстники |
33,3 % |
4. |
Родители |
30 % |
5. |
Интернет |
20 % |
6. |
Другие взрослые |
3,3 % |
Из таблицы № 1 видно, что родители как источник информации о половом воспитании в опыте опрошенных нами лиц оказались лишь на 4 месте, а другие взрослые, к которым можно отнести в том числе врачей и педагогов, — на последнем. Основную информацию респонденты получили из книг и журналов, СМИ и кинофильмов, а также от сверстников. При этом 80 % опрошенных согласились с тем, что их сверстники обладали крайне противоречивой информацией, либо затруднились с оценкой своей компетентности в вопросах полового воспитания — то есть надёжным источником их нельзя было назвать. Также среди источников информации некоторые респонденты указали церковь и специальные центры, где проводились уроки полового воспитания для подростков с отметкой о том, что данная информация им очень помогла в жизни. Кроме этого, информацию получали посредством личного опыта (не всегда удачного), через анекдоты и любовные романы.
Анализ трудностей респондентов в половом воспитании собственных детей показал, что чаще всего родители отмечают как трудность — невозможность вычленить главное из многообразия противоречивой информации в современном обществе (40 %). На втором месте по значимости отсутствие психолого-педагогической поддержки родителей по вопросам полового воспитания со стороны соц. учреждений (сад, школа) — отметили 26,7 % респондентов. Также родители отмечали в своих ответах как сложность обилие откровенно вредного для детской психики контента в информационном поле, собственный стыд и этические трудности во взаимодействии с другими родителями и педагогами по вопросам полового воспитания в силу отсутствия единого подхода. Часть родителей испытывает трудности в построении диалога с детьми на темы полового воспитания. А некоторые до сих пор убеждены, что ребенок способен обойтись в этих вопросах без помощи взрослых. Нельзя сказать, что это не так. Опыт самих родителей это подтверждает. Однако качество и своевременность информации, получаемой ребенком из таких источников как интернет или сверстники несравнимо ниже той, которую могут дать компетентные взрослые. А значимость этой информации для здоровья и безопасности подростка как мы уже могли убедится — очень высока.
Что может помочь родителям в преодолении текущих трудностей в половом воспитании? Изучение мнения респондентов по данному вопросу показало следующее: большинство родителей (90 %) отдали первое место обучающим лекциям и семинарам для родителей, где помимо изучения теории можно задать вопросы и разобрать ситуации из жизни. Второе место среди материалов, способных помочь в преодолении барьеров в половом воспитании родители отдали специальной литературе в этой области для детей и родителей (83,3 %). Меньше всего родители верят в эффективность уроков полового воспитания в школах — отметили только 53,3 % респондентов. Мы полагаем, что это может быть связано как с отсутствием такого рода уроков в образовательных учреждениях, так и с крайней ограниченностью опыта самих родителей, а также с отсутствием единого подхода к половому воспитанию современных детей и подростков в обществе.
Выводы:
1) Современные родители воспринимают половое воспитание скорее как науку о физических и сексуальных взаимоотношениях между полами, а нравственное воспитание и формирование психо-сексуальной культуры ставят отдельно. Возможно именно это разделение отчасти мешает создать единую концепцию в воспитании и выстраивании диалога между детьми, родителями и педагогами.
2) Имеет место неустойчивость ценностных ориентиров и недооценка представлений родителей о своей роли в воспитании детей, в том числе в сфере полового воспитания.
3) Личный опыт полового воспитания родителя — один из аспектов формирования установки о том, что темы полового воспитания неудобны, неуместны, стыдные и т. д., раз открыто не обсуждаются в семье. И это также обуславливает ряд трудностей в половом воспитании нынешнего поколения детей.
4) Современный родитель располагает большим объемом информации по вопросам воспитания в целом и полового воспитания в частности. Он понимает важность этой информации для здоровья и безопасности детей. Однако родителям сложно соотнести информацию извне с собственными представлениями и опытом: нет однозначного понимания того, что правильно; когда и с чего начинать и как именно говорить с детьми на столь интимные темы. И, таким образом, родителю важно не только получить достоверную информацию, но и научиться грамотно ее применять, то есть сформировать навык.
5) Родители нуждаются в психолого-педагогической поддержке со стороны социальных учреждений. И это значимый фактор, который может помочь в решении проблем полового воспитания личности в семье.
Таким образом мы видим, что пробелы в половом воспитании самих родителей, с одной стороны, в настоящее время накладываются на смену взглядов и представлений о развитии и воспитании детей в обществе, с другой стороны, и это ведет к сложностям в понимании родителями своей роли и задач как воспитателей, провоцирует трудности во взаимодействии между семьями, врачами и педагогами, что лишь увеличивает разрыв в представлениях и не помогает сформировать единый подход. А так как половое воспитание находится на стыке нескольких дисциплин, таких как: медицина, психология, педагогика, то в их взаимодействии и стоит рассматривать все его аспекты чтобы сформировать единые взгляды и подходы к воспитательным методам у врачей, родителей и педагогов.
Литература:
- Курамшев А. В. Гендерная социализация / А. В. Курамшев // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2004. — № 1. — С. 196–203.
- Вдовина, Л. Н. Половое воспитание. Сохранение репродуктивного здоровья детей и подростков: учебно-методическое пособие / Л. Н. Вдовина. — Ярославль:, 2013. — 143 с. — ISBN 978–5–87555–925–9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/166420
- Кругляк Л. Половое воспитание детей. Что и как мы должны объяснить своему ребенку, Санкт-Петербург, Издательская группа «Весь», 2021 г.