Методика формирования культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения (воспитательное мероприятие «Волшебный мир тропических и субтропических растений») | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (51) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 23.10.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Прокофьева, М. А. Методика формирования культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения (воспитательное мероприятие «Волшебный мир тропических и субтропических растений») / М. А. Прокофьева, М. В. Клочкова, В. П. Лысенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 5 (51). — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/274/9474/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье авторы предлагают разработку воспитательного мероприятия в теплице тропических и субтропических растений, направленного на формирование культуры труда средствами дополнительного агроэкологического обучения. Данное воспитательное мероприятие может представлять интерес для учителей и педагогов дополнительного образования естественно-научного направления.

Ключевые слова: культура труда, дополнительное образование, агроэкологическое обучение, теплица тропических и субтропических растений.

Одним из приоритетных направлений современного дополнительного образования естественно-научного направления является введение в педагогический процесс агроэкологического трудового обучения и воспитания. Данное направление даст возможность обучающимся получить трудовые навыки в образовательной организации, а это, в свою очередь поможет обучающимся быстрее самореализоваться в самостоятельной жизни. Современные условия очень быстро меняются, а полученные трудовые навыки и умения дадут уверенность в востребованности в выбранной профессии. [1].

Представляемая авторами статья является логическим продолжением уже опубликованных статей в Международном научно-методическом журнале «Образование и воспитание» (№ 4 (50), октябрь 2024 г.): «Методика формирования культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения (практическое занятие по методике сбора гидропонной установки для работы в домашних условиях)» [2, с. 27–31]; «Методика формирования культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения (практическое занятие по методике изготовления кормушек для птиц из подручных средств)» [3, с 24–27]; «Методика формирования культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения (экскурсия-занятие на опытно-учебном участке на тему: «Лекарственные травы»)» [4, с. 21–24].

В данной статье авторы предлагают фрагмент разработанного воспитательного мероприятия «Волшебный мир тропических и субтропических растений». Надеемся, что данное воспитательное мероприятие заинтересует учителей и педагогов дополнительного образования естественнонаучного направления, решающих задачи трудового воспитания и обучения.

Воспитательное мероприятие «Волшебный мир тропических и субтропических растений»

Форма проведения: экскурсия-занятие

Место проведения: Экскурсия-занятие проводится на территории эколого-биологического Центра в теплице тропических и субтропических растений.

Целевая аудитория: обучающиеся 7–10 лет.

Продолжительность экскурсии-занятия: 80 минут.

Цель экскурсии-занятия: — познакомить обучающихся с тропическими и субтропическими растениями, выращиваемыми в теплице эколого-биологического Центра, с трудом работника теплицы; — мотивировать обучающихся к познавательной и трудовой деятельности, формировать культуру труда в процессе с совместной деятельности детей и работника теплицы; — развивать у детей трудовые умения и навыки, воспитывать ответственность и самостоятельность в процессе совместного труда в теплице.

Задачи экскурсии-занятия:

Образовательные: расширить знания обучающихся о тропических и субтропических растениях, произрастающих в теплице на территории эколого-биологического Центра; способствовать выработке у учащихся навыков работы с живыми объектами.

Развивающие: развитие: логического мышления; творческого отношения к выполнению заданий; высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др.); умения слушать, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Воспитательные: формирование у обучающихся мотивации к обучению, познавательной деятельности и труду, бережного отношения к живой природе; воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; формирование культуры трудовой деятельности, любознательности; осуществление трудового воспитания средствами живой природы.

Методы: беседа, рассказ, наблюдение, перекрестное обучение совместная работа детей с работником теплицы.

Оборудование: перечень тропических и субтропических растений, теплицы; растения теплицы; инвентарь для работы; лейки, фартуки.

План экскурсии.

  1. Организация экскурсии и проверка оборудования.
  2. Беседа о правилах поведения во время экскурсии.
  3. Инструктаж детей по технике безопасности на экскурсии.
  4. Проведение экскурсии.
  5. Погружение детей в совместную трудовую деятельность работника теплицы.

Сценарий воспитательного мероприятия

Ребята, давайте сегодня попутешествуем. Скажите, кто из вас был в других странах?

А хотели бы вы посетить страны, где произрастают тропические и субтропические растения?

Если вы хотите узнать много нового, то сейчас мы с вами проведем путешествие в мир тропических и субтропических растений!

Я приглашаю вас в теплицу тропических и субтропических растений.

Как вы думаете, что это за растения? Почему они растут в условиях теплицы? Это такие растения, которые в нашем крае не растут, из — за неподходящего климата. Но благодаря созданным условиям — свету, температуре, влаге, они легко могут расти в теплице.

У каждого из вас есть маршрутный лист тропических и субтропических растений нашей теплицы:

Кумкват

Финик канарский

Изображение с сайта vsegda-pomnim.com

Банан Басио (японский банан)

Пальма китайская веерная

Бешорнерия

Саговник

Хлорофитум

Рео (традесканция разноцветная)

Аукуба японская (пестролистная)

Фикус

Бересклет

Мандарин

Лимон

Грейпфрут

Фейхоа

Лавр благородный

Бугенвилия

Нандина

Задание. По данным фото вы можете определить, где и какое растение находится в теплице (учащиеся определяют место нахождения растения).

Сегодня я вам покажу самые интересные растения. Каждый из вас сможет рассмотреть эти растения, ощутить их запах, и совместно с работником теплицы осуществить обрезку некоторых растений.

Далее педагог исходя из маршрутного листа проводит экскурсию и очень подробно рассказывает о таких растениях как «Финик канарский», «Мандарин», «Грейпфрут», «Фейхоа», «Лимон».

Ребята, мы с вами как настоящие опытные путешественники проделали долгий путь, нашли по карточкам все тропические и субтропические растения! Познакомились с самыми интересными растениями теплицы. На этом первая часть нашей встречи закончилась. Вам понравилась экскурсия? Что вам больше всего понравились и запомнилось? (Ответы обучающихся).

А теперь вместе с работником теплицы вам предоставляется уникальная возможность убрать высохшие, больные, зараженные, поврежденные, неправильно растущие и деформированные ветви. Это один из видов обрезки, заключающийся в лечении и профилактике растений.

Дети совместно с работником теплицы занимаются данным видом обрезки.

Ну вот, подошла к концу наша экскурсия. Вы потрудились на славу. Понравилось ли вам проводить данный вид обрезки? А теперь ответьте на несколько вопросов.

Опросник

Вопросы

Ответы

Да

Нет

Не знаю

1.

Понравилось ли вам трудится в теплице тропических и субтропических растений?

2

Научились ли вы правильно пользоваться оборудованием при убирании высохших, больных, зараженных, поврежденных, неправильно растущих и деформированных ветвей?

3

Помогла ли вам инструкция по технике безопасности работы в теплице?

Теперь переверните маршрутный лист, поздравляю, вы стали обладателями сертификата «Знаток тропических и субтропических растений»! Молодцы! Будем ждать вас снова в нашем эколого-биологическом Центре! До новых встреч.

Таким образом, в данной статье, мы поделились с вами фрагментом воспитательного мероприятия, содержание которого направлено на формирование культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения.

Литература:

  1. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.№ 678-р. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf.
  2. Прокофьева М. А. «Методика формирования культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения (практическое занятие по методике сбора гидропонной установки для работы в домашних условиях)». Международный научно-методический журнал «Образование и воспитание» (№ 4 (50), октябрь 2024 г). с. 27–31
  3. Прокофьева М. А., Лысенко В. П. «Методика формирования культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения (практическое занятие по методике изготовления кормушек для птиц из подручных средств)» Международный научно-методический журнал «Образование и воспитание» (№ 4 (50), октябрь 2024 г). с. 24–27
  4. Прокофьева М. А., Клочкова М. В. «Методика формирования культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения (экскурсия-занятие на опытно-учебном участке на тему: «Лекарственные травы»)» Международный научно-методический журнал «Образование и воспитание» (№ 4 (50), октябрь 2024 г). с. 21–24

Ключевые слова

дополнительное образование, культура труда, агроэкологическое обучение, теплица тропических и субтропических растений
Задать вопрос