Методика формирования культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения (воспитательное мероприятие «Волшебный мир тропических и субтропических растений»)
Авторы: Прокофьева Марина Анатольевна, Клочкова Марина Валерьевна, Лысенко Вера Петровна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (51) ноябрь 2024 г.
Дата публикации: 23.10.2024
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Прокофьева, М. А. Методика формирования культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения (воспитательное мероприятие «Волшебный мир тропических и субтропических растений») / М. А. Прокофьева, М. В. Клочкова, В. П. Лысенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 5 (51). — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/274/9474/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье авторы предлагают разработку воспитательного мероприятия в теплице тропических и субтропических растений, направленного на формирование культуры труда средствами дополнительного агроэкологического обучения. Данное воспитательное мероприятие может представлять интерес для учителей и педагогов дополнительного образования естественно-научного направления.
Ключевые слова: культура труда, дополнительное образование, агроэкологическое обучение, теплица тропических и субтропических растений.
Одним из приоритетных направлений современного дополнительного образования естественно-научного направления является введение в педагогический процесс агроэкологического трудового обучения и воспитания. Данное направление даст возможность обучающимся получить трудовые навыки в образовательной организации, а это, в свою очередь поможет обучающимся быстрее самореализоваться в самостоятельной жизни. Современные условия очень быстро меняются, а полученные трудовые навыки и умения дадут уверенность в востребованности в выбранной профессии. [1].
Представляемая авторами статья является логическим продолжением уже опубликованных статей в Международном научно-методическом журнале «Образование и воспитание» (№ 4 (50), октябрь 2024 г.): «Методика формирования культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения (практическое занятие по методике сбора гидропонной установки для работы в домашних условиях)» [2, с. 27–31]; «Методика формирования культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения (практическое занятие по методике изготовления кормушек для птиц из подручных средств)» [3, с 24–27]; «Методика формирования культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения (экскурсия-занятие на опытно-учебном участке на тему: «Лекарственные травы»)» [4, с. 21–24].
В данной статье авторы предлагают фрагмент разработанного воспитательного мероприятия «Волшебный мир тропических и субтропических растений». Надеемся, что данное воспитательное мероприятие заинтересует учителей и педагогов дополнительного образования естественнонаучного направления, решающих задачи трудового воспитания и обучения.
Воспитательное мероприятие «Волшебный мир тропических и субтропических растений»
Форма проведения: экскурсия-занятие
Место проведения: Экскурсия-занятие проводится на территории эколого-биологического Центра в теплице тропических и субтропических растений.
Целевая аудитория: обучающиеся 7–10 лет.
Продолжительность экскурсии-занятия: 80 минут.
Цель экскурсии-занятия: — познакомить обучающихся с тропическими и субтропическими растениями, выращиваемыми в теплице эколого-биологического Центра, с трудом работника теплицы; — мотивировать обучающихся к познавательной и трудовой деятельности, формировать культуру труда в процессе с совместной деятельности детей и работника теплицы; — развивать у детей трудовые умения и навыки, воспитывать ответственность и самостоятельность в процессе совместного труда в теплице.
Задачи экскурсии-занятия:
Образовательные: расширить знания обучающихся о тропических и субтропических растениях, произрастающих в теплице на территории эколого-биологического Центра; способствовать выработке у учащихся навыков работы с живыми объектами.
Развивающие: развитие: логического мышления; творческого отношения к выполнению заданий; высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др.); умения слушать, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Воспитательные: формирование у обучающихся мотивации к обучению, познавательной деятельности и труду, бережного отношения к живой природе; воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; формирование культуры трудовой деятельности, любознательности; осуществление трудового воспитания средствами живой природы.
Методы: беседа, рассказ, наблюдение, перекрестное обучение совместная работа детей с работником теплицы.
Оборудование: перечень тропических и субтропических растений, теплицы; растения теплицы; инвентарь для работы; лейки, фартуки.
План экскурсии.
- Организация экскурсии и проверка оборудования.
- Беседа о правилах поведения во время экскурсии.
- Инструктаж детей по технике безопасности на экскурсии.
- Проведение экскурсии.
- Погружение детей в совместную трудовую деятельность работника теплицы.
Сценарий воспитательного мероприятия
Ребята, давайте сегодня попутешествуем. Скажите, кто из вас был в других странах?
А хотели бы вы посетить страны, где произрастают тропические и субтропические растения?
Если вы хотите узнать много нового, то сейчас мы с вами проведем путешествие в мир тропических и субтропических растений!
Я приглашаю вас в теплицу тропических и субтропических растений.
Как вы думаете, что это за растения? Почему они растут в условиях теплицы? Это такие растения, которые в нашем крае не растут, из — за неподходящего климата. Но благодаря созданным условиям — свету, температуре, влаге, они легко могут расти в теплице.
У каждого из вас есть маршрутный лист тропических и субтропических растений нашей теплицы:
Кумкват
|
Финик канарский
|
Банан Басио (японский банан)
|
Пальма китайская веерная
|
Бешорнерия
|
Саговник
|
Хлорофитум
|
Рео (традесканция разноцветная)
|
Аукуба японская (пестролистная)
|
Фикус
|
Бересклет
|
Мандарин
|
Лимон
|
Грейпфрут
|
Фейхоа
|
Лавр благородный
|
Бугенвилия
|
Нандина
|
Задание. По данным фото вы можете определить, где и какое растение находится в теплице (учащиеся определяют место нахождения растения).
Сегодня я вам покажу самые интересные растения. Каждый из вас сможет рассмотреть эти растения, ощутить их запах, и совместно с работником теплицы осуществить обрезку некоторых растений.
Далее педагог исходя из маршрутного листа проводит экскурсию и очень подробно рассказывает о таких растениях как «Финик канарский», «Мандарин», «Грейпфрут», «Фейхоа», «Лимон».
Ребята, мы с вами как настоящие опытные путешественники проделали долгий путь, нашли по карточкам все тропические и субтропические растения! Познакомились с самыми интересными растениями теплицы. На этом первая часть нашей встречи закончилась. Вам понравилась экскурсия? Что вам больше всего понравились и запомнилось? (Ответы обучающихся).
А теперь вместе с работником теплицы вам предоставляется уникальная возможность убрать высохшие, больные, зараженные, поврежденные, неправильно растущие и деформированные ветви. Это один из видов обрезки, заключающийся в лечении и профилактике растений.
Дети совместно с работником теплицы занимаются данным видом обрезки.
Ну вот, подошла к концу наша экскурсия. Вы потрудились на славу. Понравилось ли вам проводить данный вид обрезки? А теперь ответьте на несколько вопросов.
Опросник
№ |
Вопросы |
Ответы |
||
Да |
Нет |
Не знаю |
||
1. |
Понравилось ли вам трудится в теплице тропических и субтропических растений? |
|||
2 |
Научились ли вы правильно пользоваться оборудованием при убирании высохших, больных, зараженных, поврежденных, неправильно растущих и деформированных ветвей? |
|||
3 |
Помогла ли вам инструкция по технике безопасности работы в теплице? |
|||
Теперь переверните маршрутный лист, поздравляю, вы стали обладателями сертификата «Знаток тропических и субтропических растений»! Молодцы! Будем ждать вас снова в нашем эколого-биологическом Центре! До новых встреч.
Таким образом, в данной статье, мы поделились с вами фрагментом воспитательного мероприятия, содержание которого направлено на формирование культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения.
Литература:
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.№ 678-р. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf.
- Прокофьева М. А. «Методика формирования культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения (практическое занятие по методике сбора гидропонной установки для работы в домашних условиях)». Международный научно-методический журнал «Образование и воспитание» (№ 4 (50), октябрь 2024 г). с. 27–31
- Прокофьева М. А., Лысенко В. П. «Методика формирования культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения (практическое занятие по методике изготовления кормушек для птиц из подручных средств)» Международный научно-методический журнал «Образование и воспитание» (№ 4 (50), октябрь 2024 г). с. 24–27
- Прокофьева М. А., Клочкова М. В. «Методика формирования культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения (экскурсия-занятие на опытно-учебном участке на тему: «Лекарственные травы»)» Международный научно-методический журнал «Образование и воспитание» (№ 4 (50), октябрь 2024 г). с. 21–24