Научный досуг в школе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (51) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 09.10.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Копылова, Е. Г. Научный досуг в школе / Е. Г. Копылова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 5 (51). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/274/9477/ (дата обращения: 16.10.2024).

Препринт статьи



Мир вокруг нас полон чудес.

Учите физику, и вы будете творить чудеса.

Игра по физике «Научный досуг»

Популяризируя науку, надо не рассказывать о науке, а необходимо предложить мыслить научно. Активный собеседник, думающий слушатель, жизнерадостный победитель научной игры — вот будущий учёный!

Опыт, полученный в результате участия в научных играх, развивает нестандартное мышление, формирует интерес к естественным наукам.

Предлагаю вам научный досуг.

Вопросы шуточные, но решаются с использованием физики. Но это всего лишь игра! Сидят за партами. Во время игры можно вставать, ходить, выполнять задание используя «Научную лабораторию».

Правила игры:

В игре могут принимать участие люди любого возраста. Малыши могут выполнить задания. Участники владеющие, теоретическими знаниями, объясняют, почему так произошло.

Ведущий предлагает прочитать содержание записки особым способом. В записке название сказки. Играющие вспоминают, о чём сказка и помогают герою сказки выполнить научное задание. Для выполнения задания необходимые предметы нужно взять в «научной лаборатории».

— Давай играть ведь ты в игре герой. А герой как герой — за друга встать горой и за каждое слово в ответе!

Оборудование:

Технологическая карта игры; папка с заданиями и техкартой для ведущего; пластиковый ящик с необходимыми предметами для участников игры (игровое название «капсула с научным оборудованием»)

1) Бутылка с водой, ваза, цветок, записка «Три поросёнка»; 10 карточек с волком и решёткой;

2) Ваза с водой, скрепки, маленький магнит;

3) Лист бумаги, тяжёлый, но хрупкий предмет (у меня фарфоровая шкатулка); цветы из цветной бумаги.

4) Банка с пшеном, киндер сюрприз с запиской; два зеркала, олень.

5) Картонная карточка, на которой с одной стороны написаны буквы о у а, на второй — з л ш к; Банка с рисом и фасолью.

6) карандаши для попугаев, попугаи бумажные.

7) Конструкция из обрезанных бутылок с двумя шариками.

8) линейки (15 см)

9) шарики воздушные -5 штук., в одном шаре монета или пуговица.

10) диск (диаметр-20см), пластилин, доска 50 см.

Карта игры

Оборудование

Речь ведущего

Результат деятельности

1

На столе стоит ваза с водой. Может быть в вазе цветок.

- Вот где-то здесь прячется название сказки.

Название сказки «Три поросёнка» приклеено ко дну бутылки. Закон полного отражения. Полное внутреннее отражение сделало дно сосуда невидимым.

Каждый участник получает карточку «Волк — решётка»

-Вы отгадали название сказки. Это даёт вам право выполнить задание.

Один из главных героев сказки злой волк. Волка надо посадить в клетку. Расскажите, как это сделать.

Посади волка в клетку!

Надо приблизить к глазам. Расстояние от картинки до глаз должно равняться расстоянию между глазами и тогда картинки наложатся

друг на друга, совпадут друг с другом.

Кто умеет сосредотачивать зрение между двумя картинками, то боковым зрением тоже увидит смещение.

2

Теперь в вазе ключ. В сундуке скрепки и магнит.

Достань стальной ключ из сундука!

— В этой загадке ваза — колодец. В колодце — ключ. Ключ надо достать из колодца. Для этого надо использовать предметы из волшебного сундука.

Из скрепок делают цепочку, прикрепляют магнит. Опускают «удочку» в колодец.

3

Лист бумаги на листе тяжёлый, но хрупкий предмет (у меня фарфоровая шкатулка)

- Название сказки прячется на обратной стороне листа.

Брать в руки игрушку нельзя. Но лист надо вытащить из -под шкатулки. Сделайте это!

Вытащи лист из-под предмета, при этом до него не дотрагиваясь!

Лист несколько выдвигают из- за стола. И резко ударяют ребром ладони! Инерция!

4

На листе написано название сказки: «Двенадцать месяцев»

В сказке «Двенадцать месяцев» мачеха отправила падчерицу в зимний лес и попросила принести цветы — подснежники.

Девочка получила бутоны. Надо раскрыть бутоны. Всё необходимое возьмите в Волшебном сундуке.

Как нерукотворно раскрыть цветы!

Необходимо заставить цветы раскрыться.

В пластиковую тарелку налить воды. Опустить на воду. Цветы эффектно раскроются.

Банка с пшеном, на дне банки «киндер –сюрприз» с запиской. В футляре записка с названием сказки:

«Снежная королева»

Поднять на поверхность «киндер –сюрприз» и достать записку с названием сказки.

Есть идея потрясти банку. Футляр окажется на поверхности. Инерция!

Два зеркала. Игрушка «Олень»

В сказке «Снежная королева» у Кая и Герды был один северный олень. Что надо сделать, чтобы вместо одного оленя появилась целая упряжка оленей!

Два зеркала ставят под углом и в зеркалах видят «упряжку оленей».

5

Картонная карточка на которой на одной стороне написаны буквы о у а на обратной злшк

Что надо сделать, чтобы увидеть название сказки!

Инерция зрения. Приведём карточку во вращение. Используя нитки, привязанные с двух сторон к карточке.

Банка с рисом и фасолью.

Золушка большая труженица.

Научным методом отделить пшено от фасоли.

Закон Архимеда для сыпучи продуктов. Не нюьтоновская жидкость.

6

Детский воздушный шарик, шерстяная варежка

Название сказки на листе. Перевернуть листа не касаясь до листа руками.

«Доктор Айболит»

Наэлектризовать шарик перчаткой и перевернуть лист с названием.

10 попугаев, карандаши

Попугаи свободно прыгают и сидят на ветках.

Помогите попугаям удержаться на ветке !

К хвосту попугая прицепить прищепку.

7.

Надутый резиновый шар. Небольшой лист бумаги.

Название сказки на листе. Перевернуть листа не касаясь до листа руками.

Найдите способ поднять со стола листок, не переворачивая его руками!

для выполнения задания всё необходимое из Волшебного сундука.

Название сказки «…»

Из сундука взять шарик наэлектризовать его и перевернуть листы бумаги.

8

Свернутая особым образом полоска бумаги, тарелка, вода

Карточка на которой написано слово сова(наполовину)

Развернуть записочку не руками!

Название сказки «Вини пух»

Прочитать, что написано на карточке (в письме)? Из сундука возьмите всё, что вам потребуется

Взять из сундука записку, аккуратно положить на воду, записка и раскроется.

Из сундука взять зеркало и прочитать слово.

9

Две обрезанные бутылки соединённые вместе. Внутри конструкции два шарика.

Получишь записку с названием сказки, если уложишь шарики на «полки». Название сказки «Приключение Буратино»

Центробежная сила!

Ваза на дне ключик (может быть в вазе футляр от «киндер- сюрприза»)

Не переворачивая вазу достать ключик. Из сундука можно взять всё что необходимо.

В вазу налить воды киндер сюрприз всплывёт. Ключик можно брать.

10

Карточка с заданием «Мальчик с пальчик»

Сказка «Мальчик с пальчик»

Прочитать, что написано на карточке. Всё необходимое взять в сундуке.

Зеркало перевернёт изображение

Карточка с разноцветными буквами

Герой этой сказки попал в беду, кто ему поможет?

Посмотреть через красный фильтр 3d очков.

Подведём итог нашей встречи:

Участие в научных интерактивных играх это:

– Интересная, познавательная, расширяющая кругозор деятельность.

– Работа в коллективе единомышленников.

– Получение навыков исследовательской работы.

– Умение самопрезентовать результат своей деятельности.

– Личностный рост. Повышение самооценки.

– Социализация. Практическая направленность.

– Развитие творческих способностей и креативности мышления.

– Развитие познавательного интереса.

Литература:

  1. https://prodod.moscow/wp-content/uploads/2017/12/Proekt-Nauchnyj-dosug.pdf
  2. «Искусство удивлять»: Материалы научно-практической конференции, посвященной 75-летию открытия Дома занимательной науки на Фонтанке,
  3. БеленоваТ.В., Туркина Г. Ф. «Мир глазами юного исследователя». Пособие для ведения занятий по программе «Маленькие находчивые» — «Живой эксперимент». Пособие подготовлено при содействии Комитета по делам семьи и молодежи г. Москвы, 2005 г., Москва
Задать вопрос