Дистанционное образование. Как учителю проводить уроки?
Автор: Шатило Роман Александрович
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (51) ноябрь 2024 г.
Дата публикации: 10.10.2024
Статья просмотрена: 7 раз
Библиографическое описание:
Шатило, Р. А. Дистанционное образование. Как учителю проводить уроки? / Р. А. Шатило. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 5 (51). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/274/9478/ (дата обращения: 20.12.2024).
В статье автор исследует проблемы организации и проведения учебных занятий в общеобразовательной школе при дистанционной форме обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, учебные платформы.
В этой статье я постараюсь сформулировать свои первые мысли и эмоции о переходе очного обучения в дистанционную форму, с какими положительными и с какими отрицательными моментами пришлось столкнуться, и предложить пути их решения негативных моментов.
Помните 2019–2020 учебный год, когда нам всем пришлось столкнуться с дистанционным образованием? Скажем больше, не только с образованием, а и с работой на «удалёнке», онлайн-покупками, а также занятием спортом и отдыхом. Было тяжело, но всё это было не столь продолжительный период времени. Всего каких-то несколько месяцев и всё вернулось на круги своя. Поэтому, перешагнув эту неприятность, мы думали, что самое страшное уже прошло, но…
Но в 2022 году приграничные школы снова перешли на реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Поэтому погрузиться в эту тему пришлось основательно.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) из статьи 16. «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» я выделил 3 важных момента:
- Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
- При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя информационные технологии, технические средства, электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, которые содержат электронные учебно-методические материалы, а также включающей в себя государственные информационные системы в случаях, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи, и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
- При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
Из первого пункта понятно, что школы должны быть материально обеспечены для реализации дистанционного обучения. Я работаю в крупной сельской школе и буду высказывать только свою субъективную точку зрения. Могу сказать, что материальная база весьма хорошая. В школу проведено оптоволокно, так что высокоскоростной интернет имеется. В учебных кабинетах автоматизированное рабочее место учителя содержит компьютер, принтер, проектор, но для проведения дистанционных уроков так же необходима веб-камера высокого разрешения, графический планшет, а лучше документ-камера, которых в школах либо на всех не хватает, либо нет вовсе. Так что считаю необходимым добавить в обязательный перечень оборудования документ-камеру.
Колоссальное место в проблеме организации дистанционного обучения занимает второй выделенный пункт. Так как в нем говорится о том, что необходимо «сдвинуть гору с места». Под «горой» я имею ввиду серьезную перестройку работы учителя, а особенно «консервативного» учителя. Не секрет, что осваивать новые информационные технологии и дорогостоящие технические средства обучения у учителя просто нет времени. Не рабочего времени, а астрономического. Потому что 24 часа в сутках — это очень мало для того, чтобы успеть выполнить все поставленные перед учителем задачи.
Проблему освоения оборудования и новых информационных технологий учитель способен преодолеть. Как подключить веб-камеру, настроить трансляцию через Телемост и Сферум, организовать учебные чаты и начать эффективно проводить занятия по-новому.
Но второй пункт также говорит о том, что необходимы сформированные условия использования электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, которые содержат электронные учебно-методические материалы. Тут со стороны государства также проделана определенная работа и на данный момент есть большой выбор платформ. Вот некоторые из них:
— Российская электронная школа — https://resh.edu.ru/
— Московская электронная школа — https://uchebnik.mos.ru/
— Яндекс.Учебник — https://education.yandex.ru/uchebnik/main
— Учи.ру — https://uchi.ru/
— Профориентационный портал «Билет в будущее» с видеоуроками для средней и старшей школы, а также расширенными возможностями тестирования и погружения в различные специальности и направления подготовки уже на базе школьного образования.
Чтобы понять, какую платформу выбрать, чтобы ученик с имеющимся бумажным учебником органично вписался в новые учебные условия, нужно изучить громадный объем учебных материалов на этих платформах, выяснить, какие есть инструменты для организации интерактивной составляющей учебного процесса, как провести контроль выполненных заданий.
Опрос учителей школы как начальных классов, так и основного и среднего уровня общего образования показал, что многие выбрали образовательную платформу «Учи.ру». Учителя информатики выбрали Яндекс.Учебник, который с каждым годом расширяет свои возможности и дает всё больше возможностей для учеников. Лучшие программисты и преподаватели Яндекса разработали систему тематических курсов, создают условия для обучающихся 9-х классов по подготовки к ОГЭ и 11-х классов к ЕГЭ, а также внедряют искусственный интеллект на помощь образовательному процессу.
Ещё посоветую использовать на уроках онлайн-доску для индивидуальной и коллективной работы. С её помощью учитель и ученики могут делиться информацией, общаться, выполнять задания. (см. рис. 1)
Рис. 1. Онлайн-доска Webwhiteboard.com
В заключение, хочется отметить, что мы рассмотрели только часть сложных вопросов, касающихся организации дистанционного обучения в условиях перехода от очной формы обучения к дистанционной. Необходимо не забывать о здоровьесберегающих технологиях и безопасности обучающихся. Но это уже будет темой другой статьи.