Проект «Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников»
Авторы: Малеева Светлана Петровна, Белинова Наталья Петровна, Востричкина Ольга Викторовна, Голубева Светлана Васильевна, Тюкалова Татьяна Викторовна, Лямцева Ирина Владимировна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (51) ноябрь 2024 г.
Дата публикации: 15.10.2024
Статья просмотрена: 29 раз
Библиографическое описание:
Проект «Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников» / С. П. Малеева, Н. П. Белинова, О. В. Востричкина [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 5 (51). — С. 3-15. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/274/9482/ (дата обращения: 19.12.2024).
От того, как прошло детство, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
- Пояснительная записка
В данном проекте представлена разработанная и апробированная система работы по воспитанию у дошкольников патриотических, нравственных, эстетических чувств, развитию у детей дошкольного возраста навыков изобразительного творчества в процессе создания произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Проект направлен на приобщение детей к народному декоративно-прикладному искусству, развитие духовно-нравственной, творчески мыслящей личности, знающей и любящей свое Отечество. Дети проявят патриотические чувства и убеждения, позволяющие им правильно осмыслить свое отношение к окружающему, культуре России. Данный проект поможет решить задачу воспитания юного патриота, способного выдержать политические, экономические, социальные и любые другие изменения в стране.
Любовь к своей отчизне формируется у ребенка с самого раннего детства, когда он восприимчив к яркому, новому. Через знакомство с народным творчеством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа в прошлом и настоящем, наследуя нравственные и эстетические ценности родной культуры, что является верным способом патриотического воспитания. Привить детям чувство гордости за Отечество, уважение к их национальному достоинству, национальной культуре, сформировать патриотическое мировоззрение — стало целью данной педагогической работы. Проект долгосрочный (рассчитан на 1 год). Участниками проекта являются дети, педагоги и родители. Проект может быть использован для работы как педагогами, так и родителями.
- Паспорт проекта
Наименование проекта |
«Декоративно — прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников» |
Разработчики |
Воспитатели высшей квалификационной категории: Малеева Светлана Петровна Белинова Наталья Петровна Востричкина Ольга Викторовна Голубева Светлана Васильевна Тюкалова Татьяна Викторовна Лямцева Ирина Владимировна |
Цели и задачи |
Цель проекта: формирование нравственно-патриотических чувств средствами декоративно-прикладного искусства. Задачи:
эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий;
|
Сроки реализации |
2022–2023г.г. |
Участники проекта |
Воспитанники, педагоги, родители воспитанников |
Ожидаемые результаты |
Воспитанники:
Педагоги:
Родители воспитанников:
Среда:
|
Перечень основных мероприятий |
|
3. Актуальность проекта
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять историю, культуру своего народа, сохранением и возрождением культурного наследия. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа, и очень жаль, что большинство детей не знакомы с народной культурой, национальными традициями.
Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое в простых, лаконичных формах раскрывает красоту окружающего мира. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю, Отечеству. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Во все времена основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии народных обычаев и традиций.
Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину- задача особенно актуальная сегодня.
Дошкольное учреждение призвано посеять и вырастить в душе ребенка семена любви к родному дому, семье, к истории и культуре страны. Детский сад является первым звеном воспитания любви к Родине и является неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа. И чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине именно с детства. В этот период закладываются основы личности, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственной позиции личности. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в дошкольном возрасте — это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
4. Цели и задачи
Цель проекта: формирование нравственно-патриотических чувств средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
- Создавать условия для усвоения знаний и навыков, знакомства с разными видами народной декоративной росписи, с историей их возникновения (окружающая сред: игрушки, одежда, предметы быта, иллюстрации, чтение литературы);
- Формировать художественные умения в разных видах народной декоративной росписи: обучение детей рисованию разными способами, на разных формах и предметах.
- Воспитывать уважение и чувство гордости к труду народных мастеров, прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий;
- Закреплять умение лепить декоративные изделия;
- Вовлечение детей и взрослых в художественно-творческую деятельность
5. Предполагаемый результат
Мы предположили к концу года получить следующие результаты:
Организованная работа по воспитанию патриотических чувств, по развитию творческих способностей детей через народное декоративно-прикладное искусство, будет способствовать повышению эстетического и духовно-нравственного уровня детей.
Дети:
— Проявят интерес к истории и культуре русского народа;
— Сформируется представление о народных промыслах;
— Будут уметь различать изделия разных народных промыслов;
— Приобретут практические умения по работе с различными изобразительными материалами;
— Научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления, сформируется художественный вкус.
— Приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.
— Сформируется чувство гордости о принадлежности своей стране — России.
Педагоги:
— Приобретут новый опыт работы по патриотическому и художественно-эстетическому воспитанию дошкольников, повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей;
— Создадут единое воспитательно-образовательное пространство ДОУ и семьи по патриотическому и художественно-эстетическому воспитанию дошкольников;
— Повысят педагогическую компетентность в изучаемом вопросе, появится понимание необходимости в историческом и эстетическом просвещении воспитанников.
— Пополнят развивающую среду в группе
Родители воспитанников:
— Повысят уровень знаний в вопросах использования декоративно-прикладного искусства как средства патриотического воспитания;
— Приобретут практические навыки и умения при взаимодействии с ребенком.
— Будут участвовать в совместных проектах организации жизни группы.
Предметно-развивающая среда:
— Оснащение и обогащение по проблеме (игры, наглядно-демонстрационного материала, предметы и т. д.)
— Оборудованы центры «Декоративно-прикладное искусство», «Патриотический».
— Создан информационный материал для работы с детьми и родителями воспитанников
— Подобран материал в воспитательно-образовательной работе: перспективное планирование, подобраны формы и методы работы, создан диагностический инструментарий, консультации для родителей
6. Формы работы
— Создание игровой ситуации;
— Проговаривание последовательности работы;
— Наблюдения;
— Беседы с рассматриванием иллюстраций;
— Презентаций;
— Чтение художественной литературы;
— Прослушивание музыкальных произведений;
— Совместная деятельность воспитателя и детей;
— Самостоятельная деятельность детей;
— Взаимодействие с семьей;
— Итоговое мероприятие.
7. Принципы реализации проекта
Программа разработана на основе принципов
— Систематичности и последовательности . Важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующее представление или понятие вытекает из предыдущего» принцип системности способствует всестороннему развитию детей в целом;
— Наглядность . Сюда входят все способы чувственного восприятия информации. То есть, посредством зрения, слуха, обоняния, вкусовых рецепторов и осязания. Наглядность в обучении облегчает запоминание изучаемого материала. Принцип наглядности предусматривает широкое использование зрительной (репродукции, фотографии), слуховой (аудиозапись) и зрительно-слуховой (видеозапись) наглядности.
— Доступность . Говорит о том, что содержание обучения и используемые в нем методики формируются с учетом возраста, уровня образования и познавательного потенциала воспитанников.
— Народность . Народность — это объективная потребность каждого народа в собственной системе обучения и воспитания со своими отличительными национальными чертами и творческими проявлениями.
— Культуросообразность. Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учётом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры. Опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции;
— Исторической и социальной памяти . «Важно воспитывать молодёжь в моральном климате памяти: — писал Д. С. Лихачёв, памяти семейной, памяти народной, памяти культурной». (Лихачёв) Социальная память осуществляет связь времён — прошлого, настоящего и будущего, является механизмом закрепления, аккумуляции, сохранения и воспроизведения (восстановления, воссоздания, моделирования) социального опыта;
— Социокультурной и национальной идентификации . Данный принцип определяет действие механизмов отождествления субъекта с социальным миром, воспринимаемым как мир Родины, отчего дома, родства, что позитивно влияет на развертывание жизненных сил личности, снимает уровень напряженности и конфликтности, создает свою, близкую среду.
— Интеграция. Наиболее эффективно задачи всестороннего развития решаются в случае интегрированного подхода. Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированные занятия, просмотр видеофильмов, презентаций, чтение художественной литературы.
8. Содержание работы
План действий по реализации проекта
1 этап подготовительный
- Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной теме;
- Определение цели и задач, исходя из интересов и потребностей детей;
- Подбор программно-методического обеспечения по данной теме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта:«Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников»
- Анкетирование родителей по выявлению патриотического и художественно-эстетического воспитания дома.
- Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий
2 этап основной
- Проведение диагностики по выявлению уровней развития патриотического и художественно-эстетического воспитания дошкольников;
- Составление перспективного плана проведения занятий;
- Проведение занятий в соответствии с перспективным планом работы;
- Организация в группе предметно-пространственной развивающей среды;
- Наглядная агитация для родителей (папки-передвижки по патриотическому и художественно-эстетическому воспитанию дошкольников
- Посещение родителями занятий;
- Консультации для родителей.
3 этап обобщающий
- Участие в конкурсах, фестивалях (районных, муниципальных, международных)
- Организация фотоотчета
- Подведение итогов.
- Презентация проекта.
- Презентация проекта.
9. Ресурсное обеспечение
- Центр «Патриотическое воспитание»;
- Центр «Художественно-эстетическое воспитание»;
- Методический инструментарий (картотека дидактических игр по декоративно –прикладному искусству, конспекты занятий, демонстрационные плакаты, лэпбуки, сценарии развлечений и т. д.)
- Библиотека «Мы живем в России»;
- Предметно-пространственная среда отвечает современным требованиям;
- Наглядный и демонстрационный материал: презентации, иллюстрации, фотографии, картины, клипы, лэпбуки)
- Русский народный костюм в стиле «Хохлома»
10. Примерный план работы с детьми
Цель проекта: формирование нравственно-патриотических чувств средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
- Создавать условия для усвоения знаний и навыков, знакомства с разными видами народной декоративной росписи, с историей их возникновения (окружающая сред: игрушки, одежда, предметы быта, иллюстрации, чтение литературы);
- Формировать художественные умения в разных видах народной декоративной росписи: обучение детей рисованию разными способами, на разных формах и предметах.
- Воспитывать уважение и чувство гордости к труду народных мастеров, прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий;
- Закреплять умение лепить декоративные изделия.
октябрь |
Мониторинг |
«Разнообразие промыслов на Руси». https://youtu.be/se4h9z5sc7k?si= «Узнай узор» «Продолжи узор». |
Аппликация «Российский флаг» |
«Матрешка — символ России». Рисование |
ноябрь |
Презентация «Дымковская игрушка». https://youtu.be/Nu2XUk6iylQ?si= |
Лепка дымковский «Олешек» |
Декоративное рисование «Роспись Олешка» |
Рисование «Дымковская нарядная барышня». |
декабрь |
Презентация « Золотая Хохлома». Хохломская роспись https://youtu.be/mYTDnO7Tg9o?si= |
«Роспись разделочной доски». |
Аппликация «Самовар» |
Рисование «Хохломская роспись». |
январь |
Презентация «Сказочная гжель». «Знакомство с искусством гжельской росписи». https://youtu.be/TjWw9MvfYu0?si= |
«Расписная тарелочка». Гжель |
Нетрадиционные техники рисования «Символы России |
Аппликация «Чашка с блюдцем «Гжель». |
февраль |
Презентация «Знакомство детей с городецкой росписью». https://youtu.be/XNHBHroFBG8?si= |
Рисование городецкая роспись на полосе. (платочек) |
Рисование «Расписная посуда» |
Д/игра «Дымковская мозаика» |
март |
Презентация «Филимоновская роспись». Знакомство с народным промыслом — филимоновская игрушка. https://youtu.be/qucQhlbgHEY?si= |
Лепка «Филимоновский козлик» |
Рисование «Русский сарафан» |
Аппликация «Золотые купола» |
апрель |
Презентация «Народные промыслы. Жостово». https://youtu.be/_Jh17jAsLZg?si= |
«Роспись жостовского подноса». https://youtu.be/GfZ61NFf6eI?si= |
Лепка «Моя любимая игрушка матрешка» |
Рисование «Наша белоствольная красавица — символ России» |
май |
Выставка «Мы мастера своего дела». |
Развлечение «Город мастеров». |
КВН «Знатоки декоративно-прикладного искусства». |
мониторинг |
11. Примерный план взаимодействия с родителями
Цель: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс по патриотическому и художественно-эстетическому воспитанию дошкольников.
Задачи:
— Повышать педагогическую компетентность родителей;
— Активизировать о обобщать воспитательные умения родителей направленные на патриотическое и художественно-эстетическое воспитание дошкольников.
— Расширить партнерские взаимоотношения педагогов, детей и родителей путем организации совместных мероприятий, работать в тесном контакте с семьями воспитанников;
— Реализовать творческий потенциал родителей — родители активные участники образовательной деятельности.
Формы работы |
Тема, цель |
Участники |
Ответственные |
Практический результат |
Анкетирование, опрос |
С целью изучения худ-эстетических знаний родителей, а также привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по патриотическому и художественно-эстетическому воспитанию дошкольников |
родители |
педагоги |
Анкеты, тесты, аналитический материал |
Папки-передвижки, консультации, рекомендации для родителей |
Патриотическое и художественно-эстетическое воспитание дошкольников |
родители |
педагоги |
Конспекты, устные рекомендации, папки-передвижки, буклеты |
Родительские собрания |
Приобщение родителей детского сада, повышение их активности через поиск и внедрение наиболее эффективных и целесообразных форм работы |
родители |
педагоги |
Конспекты, викторины, выставки, совместные с родителями работы, досуги, развлечения, мастер-классы, КВН, круглый стол, тренинг |
Календарные праздники и развлечения |
|
Педагоги, дети, родители |
педагоги |
Сценарии |
Мастер-класс |
Кукла-оберег «Ангел» |
родители |
педагоги |
Видеоролик |
Стендовый информационный материал |
Повышение педагогической культуры родителей |
родители |
педагоги |
Информационный материал, выпуск газет |
12. Примерный план взаимодействия с педагогами
Цель : привлечение внимания педагогов к проблеме патриотического и художественно — эстетического воспитания дошкольников
Задачи:
— Расширение представлений педагогов о возможных методах и приемах, используемых в работе с детьми по патриотическому и художественно-эстетическому воспитанию дошкольников;
— Выявить имеющиеся знания у воспитателей по вопросам декоративно-прикладного искусства;
— Повышать познавательный интерес у педагогов;
— Учить использовать полученные знания о декоративно-прикладном искусстве в разных видах деятельности.
Формы работы |
Тема, цель |
Участники |
Ответственные |
Практический результат |
Анкетирование |
Выявление знаний педагогов |
Педагоги |
Педагоги |
Анкеты, заключения |
Консультация |
«Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» |
Педагоги |
Педагоги |
Конспект консультации |
Деловая игра |
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности» |
Педагоги |
Педагоги |
Конспект |
Календарные праздники и развлечения |
|
Педагоги, дети, родители |
Педагоги |
Сценарии |
Мастер-класс |
Кукла-оберег «Ангел» |
Педагоги |
Педагоги |
Видеоролик |
Семинар-практикум |
«Развитие творческих способностей у детей через знакомство с русским прикладным искусством в условиях реализации ФГОС » |
Педагоги |
Педагоги |
Конспект |
Продуктивная деятельность |
Обучение детей игрушек из соленого теста в народном стиле |
Педагоги, дети |
Педагоги |
Выставка поделок |
13. Педагогическая диагностика
Для достижения основной цели было проведено обследование детей, оно проходило в форме диагностики и строилось на основе коммуникативного подхода к развитию художественной деятельности, патриотического воспитания через знание характерных особенностей народных промыслов.
Использовали разнообразные, в том числе, игровые приемы.
При общении с детьми использовали демократичный стиль общения, который позволяет создать оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата в группе.
Применяли формы руководства: совет, предложение, просьба, опосредованное требование.
— Во время выполнения работы детьми, наблюдали за их настроением, активностью, умением пользовать материалами и инструментами, умением применять полученные ранее знания и навыки работы изобразительной деятельности, используя изобразительные декоративные средства.
Цель проведения мониторинга:
- Выявить уровень художественного развития детей.
- Выявить возможности выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения.
Методика проведения:
1. Задание «Вернисаж» (индивидуальное)
Цель задания . Определить уровень знаний ребенка старшего дошкольного возраста о народном декоративно-прикладном искусстве.
Методы. Игра, беседа, запись действий и ответов ребенка.
Оборудование . Предметы декоративно-прикладного искусства: дымковские игрушки, филимоновские игрушки, Городецкие изделия, хохломские изделия, гжельский фарфор, деревянные матрешки, богородские игрушки.
Инструкция к проведению задания . Педагог предлагает ребенку помочь организовать «Вернисаж» — выставку по продаже предметов народного декоративно-прикладного искусства. Ребенок должен разложить предметы по промыслам; после того как он справится с заданием, педагог предлагает ему стать продавцом, а на себя берет роль покупателя: «Теперь ты будешь продавцом на вернисаже. Продавец должен знать все о своем товаре, суметь рассказать о нем так, чтобы покупатель захотел купить товар». Затем педагог задает ребенку вопросы: «Как называются эти изделия? Чем отличаются городецкие изделия от хохломских? Что общего между городецкими и хохломскими изделиями? Покажи филимоновские и дымковские игрушки? Чем отличаются филимоновские игрушки от дымковских? Покажи гжельскую посуду, что ты можешь рассказать о ней? Есть ли на выставке матрешки? Расскажи, пожалуйста, о них. А есть ли здесь богородские игрушки? Что ты можешь рассказать о них?»
После того как ребенок ответит на все вопросы, педагог говорит: «Мне очень понравилась выставка. Я бы хотела приобрести красивую вещь в подарок, что вы мне посоветуете?» Ребенок предлагает какое-либо изделие, педагог благодарит его за оказание помощи в выборе покупки.
2. Задание «Нарисуй орнамент» (индивидуальное).
Цель. Определить уровень умения рисовать орнамент из растительных и геометрических элементов в различных геометрических формах.
Материалы. Геометрические формы из бумаги белого цвета: квадрат (15x15 см); прямоугольник (8x22 см); равносторонний треугольник (15 см); овал (8x26 см); круг (Д-18 см). Круглая кисть № 3-№ 4, печатка-тычок (Д-1см), гуашь 12 цветов, палитра, салфетка, баночки с водой.
Инструкция к проведению задания . Педагог предлагает ребенку на выбор две любые бумажные геометрические фигуры. После того как ребенок выберет фигуры, педагог спрашивает: «Как называются эти геометрические формы? На что они могли бы быть похожи, если их украсить узором?» Затем педагог предлагает ребенку украсить одну форму геометрическим, а другую растительным орнаментом. После выполнения задания можно спросить ребенка, что у него получилось.
Анализ результатов : показатель — умение рисовать орнамент из растительных и геометрических элементов в различных геометрических формах.
3. Задание «Укрась бумажный силуэт».
Цель. Определить уровень умения украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла. Уточнить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве (предметы народного декоративно-прикладного искусства могут быть изменены с учетом региональных особенностей).
Материалы. Предметы декоративно-прикладного искусства: дымковские игрушки, филимоновские игрушки, каргопольские игрушки, полхов-майданские игрушки, городецкие изделия, хохломские изделия, вышитые изделия, гжельский фарфор, богородские игрушки, матрешки, павловопосадские шали и другие.
Инструкция к проведению задания. Педагог предлагает детям рассмотреть различные предметы декоративно-прикладного искусства.Затем педагог предлагает детям раскрасить на выбор два бумажных силуэта в соответствии с представленной формой и видом народной росписи.
Анализ результатов : показатель — умение украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла.
4. Задание «Вылепи и распиши глиняную игрушку».
Цель . Определить уровень умения лепить и расписывать глиняную игрушку в соответствии с особенностями народного промысла.
Материалы. Глина, стеки, дощечки, вода в розетке, салфетки, гуашь, кисти № 3, печатки-тычки.
Инструкция к проведению задания . Педагог предлагает детям вылепить из глины две глиняные игрушки: дымковскую и филимоновскую.
Затем (после того как игрушки просохнут) педагог предлагает детям расписать вылепленные из глины игрушки в соответствии с характерными особенностями промысла.
Анализ результатов: показатель — уровень умения лепить и расписывать глиняную игрушку в соответствии с особенностями народного промысла.
5. «История народной культуры и традиций»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.
Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта и народные игрушки, назвать их, рассказать для чего их использовали.
6. «Символика родной страны, города»
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о государственной символике страны, родного города (герб и флаг).
Ход проведения: Беседы и рассматривание герба и флага России, города.
7. Наблюдение за детьми в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий.
— Педагог организует музыкально-ритмическое и вокально-хоровое творчество детей, игры-хороводы, упражняет в музицировании на детских музыкальных инструментах.
— Вовлекает детей в исполнение, народных танцев, песен-хороводов и организует инсценирование фольклорных песен;
— Проводит досуги и развлечения с целью знакомства детей с произведениями словесного народного искусства: потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, присказки, поговорки;
— Учитывает степень участия в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества, фольклорных праздниках, досугах;
— Определяет знания детей о народных обычаях и традициях.
8. Патриотические чувства к стране
Цель: Определить чувство и эмоциональное отношение к стране.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
— Как ты думаешь, любишь ли ты свою страну? Почему ты так думаешь?
— Если бы у тебя была волшебная палочка, и ты мог бы выполнять только «большие» желания — для всей страны, для всего города, какие бы три желания ты загадал?
— Сейчас, или, когда станешь взрослым, ты бы хотел переехать в другую страну? Почему?
— Ты гордишься своей страной? Почему ты гордишься/не гордишься?
— Назови, кого из людей в нашей стране ты уважаешь? Почему?
Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений.
Система показателей:
- Знание характерных особенностей народных промыслов
- Умение рисовать орнамент из растительных и геометрических элементов
- Украшение бумажных силуэтов в соответствии с промыслами
- Умение лепить и создавать узоры по мотивам народных росписей (гжель, хохлома…)
- Ребёнок имеет представления о государственных праздниках, исторических событиях
- Знание государственные символы России (флаг, герб, гимн)
- Знание народного фольклора, традиций русского народа
- Уровень развития патриотических чувств
Оценка уровня развития умений и навыков:
1 балл — данная характеристика не сформирована, а ее проявление носит случайный характер.
2 балла — характеристика предполагает периодическое проявление.
3 балла — проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной.
Диагностическая карта уровня знаний и умений детей по декоративно-прикладному искусству как средство патриотического воспитания дошкольников
Фамилия, имя ребёнка |
Знание характерных особенностей промыслов |
Умение рисовать орнамент из растительных и геометрических элементов |
Украшение бумажных силуэтов в соответствии с промыслами |
Умение лепить и создавать узоры по мотивам народных росписей (гжель, хохлома…) |
Ребёнок имеет представления о государственных праздниках, исторических событиях |
Знает символы (флаг, герб, гимн) |
Знание народного фольклора, традиций русского народа |
Уровень развития патриотических чувств |
||||||||
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
|
Итоговый показатель |
||||||||||||||||
14. Заключение
При реализации данного проекта получены следующие выводы:
Ожидаемые результаты подтвердились:
У детей:
- Сформировались глубокие знания о родной стране и русской культуре.
- Сформировалось почтительное отношение к национальным и культурным традициям своего народа.
- Сформировалось чувство гордости за свою нацию.
- Появился интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
- Сформировалось стремление к художественно-творческой деятельности.
- Дети стали проявлять художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.
- Научились различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов).
- Освоили характерные элементы, колорит, композицию.
- Могут создать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах, соблюдая при этом чувства формы, ритма, симметрии.
- Творческая деятельность способствовала развитию мелкой моторики рук, мышления, снятия напряжения и стресса.
У родителей:
- Повысился уровень патриотического сознания.
- Сформировались знания и умения целостного подхода к воспитанию патриотических чувств средствами народного декоративно-прикладного искусства.
У педагогов:
- Приобретение нового опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольника, повышение профессионального мастерства.
- Повысилось гражданское самосознание, укрепилось понимание необходимости в патриотическом просвещении воспитанников и принятии патриотических ценностей.
- Пополнилась развивающая среда в группе.
- Повысилось мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
Результатом данного проекта стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, творческой деятельности детей с учетом развития личности и возрастных особенностей.
Проводимая работа эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия патриотической направленности.
Мы считаем, что нужно приобщать детей к декоративно-прикладному искусству, знакомить с произведениями народных мастеров, с историей промыслов, формируя у детей уважение и любовь к Родине. Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.
Создание условий для формирования у ребенка духовно-нравственных чувств, интереса к традициям и истории своего народа является главной целью реализации программы по патриотическому воспитанию.
Фотоотчет по реализации проекта «Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников»
Рис. 1. Центр патриотического воспитания
Рис. 2. Центр художественно-эстетического воспитания
Рис. 3. Роспись жостовского подноса
Рис. 4. Знакомство с искусством гжельской росписи. «Расписная тарелочка»
Рис. 5. «Дымковская игрушка» — лепка
Рис. 6. «Веселая матрешка» - творческое рисование
Рис. 7
Рис. 8. «Золотые купола» — знакомство с архитектурой России
Рис. 9. Знакомство с народной росписью «Золотая хохлома»
|
|
Рис. 10
|
|
Рис. 11. Изготовление куклы-оберега «Ангел» с родителями
Рис. 12. Анкетирование родителей
Рис. 13. Наглядная агитация: папки-передвижки для родителей
Литература:
- Вершинина Н., Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно- прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2014 № 6.
- Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. — М.: Просвещение,2016.
- Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. — М.: Скрипторий, 2008
- Занятия для детей 6–7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию [Текст] / Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова. — Москва: ТЦ Сфера, 2015. — 313 с.
- Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (подготовительная группа) –М.: Издательство Скрипторий 2003, 2012. — 96с.
- Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: Акцидент, 1997
- Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2009
- Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. — М.:
- Осипова Л. Е., Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. М.: Издательство Скрипторий 2003,2022. — 122 с.
- Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. — М.: Скрипторий, 2006
- Соломенникова О. А. Радость творчества. — М.: Мозаика-Синтез,2008.
- Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. — М.: ТЦ Сфера, 2005
- Косарева, В. Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3–7 лет. — Волгоград: Учитель, 2012.
- КолдинаД. Н. Рисование с детьми 6–7 лет [Текст]: конспекты занятий / Д. Н. Колдина. — Москва: Мозаика-Синтез, 2012. — 106.
- Мастер-класс для родителей «Кукла-оберег АНГЕЛ» https://vk.com/video-223771155_456239019