Повышение читательской активности учащихся в процессе обучения чтению на немецком языке с помощью метода проектов | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (51) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 13.10.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Грицуняк, Д. В. Повышение читательской активности учащихся в процессе обучения чтению на немецком языке с помощью метода проектов / Д. В. Грицуняк. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 5 (51). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/274/9485/ (дата обращения: 19.12.2024).



В процессе обучения иностранному языку в школе чтение выступает в качестве цели и средства: учащиеся должны овладеть чтением как источником получения информации, а также пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала.

Именно использование чтения в качестве источника получения информации может выступать в роли условия, которое имеет возможность повлиять на повышение интереса к изучению иностранных языков. Отличительной чертой данного процесса получения информации является то, что для чтения учащемуся не требуется собеседник или слушатель, а только текст. Овладение умением читать на иностранном языке делает реальным и возможным достижение воспитательных, образовательных и развивающих целей изучения данного предмета.

Ф. К. Уракова отмечает, что в современной методике основным средством развивающей среды является художественный текст. Художественный текст опирается на образное отражение мира и передает реципиенту интеллектуальную, эмоциональную и эстетическую информацию [1]. Воздействуя на читателя, художественный текст позволяет обучающимся дифференцировать культуру страны изучаемого языка и отечественные традиции, закрепить лексические и грамматические навыки, совершенствовать речевые умения.

Технология обучения чтению художественных текстов на иностранном языке должна ориентировать учащихся не только на понимание прочитанного, но и превратиться в диалог между действующими лицами и читателем.

В настоящее время прослеживается тенденция снижения интереса учащихся к чтению, как учебной литературы, так и художественной [2]. Данный факт вызывает тревогу, так как именно во время обучения в школе начинают формироваться жизненные ориентиры учащихся. Художественная литература в свою очередь не только оказывает на читателя воспитательное воздействие, но и способствует формированию системы ценностей, духовно обогащает, а также побуждает к рефлексии, направленной на самопознание.

Снижение интереса к чтению объясняется тем, что чтение стало уступать место другим формам свободного времяпровождения, а книгу заменило телевидение и Интернет. Современному человеку необходимо, чтобы информация подавалась ярко, динамично и, желательно, коротко [3].

Привлечение школьников к чтению становится одной из важных задач обучения. Основная задача учителей — вызвать интерес, мотивировать ученика и вовлечь его в среду деятельности.

Использование метода проектов в обучении иностранному языку позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство выражения своих идей и понимания идей других. Это один из наиболее эффективных способов привлечь внимание учащихся к языковому контенту и вовлечь их в познание окружающего мира через иностранный язык.

Результат деятельности учащихся можно осмыслить, увидеть и применить в реальной жизни. Для того, чтобы достигнуть положительного результата, нужно научить школьников самостоятельно рассуждать, мыслить и принимать решения, используя для этого знания из различных сфер деятельности, умения создавать причинно-следственные связи [4].

Применительно к уроку иностранного языка, проект — это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

В современном мире существует множество возможностей для реализации метода проекта, такие как: видео- и аудио-редакторы, видеопроекторы, интерактивные доски, онлайн ресурсы, социальные сети и т. д. Одним из таких методов может стать создание буктрейлера.

Ю. В. Щербинина предлагает рассматривать буктрейлер как «видеокомпозицию из экранизированных эпизодов литературного произведения» [5].

Изучение теоретических и методических основ обучения чтению на немецком языке, а также анализ УМК «Horizonte» под редакцией М. М. Аверина по немецкому языку для 5–9 классов позволяет сделать следующие выводы:

1) Художественные тексты, а также проекты, направленные на работу с художественным текстом представлены в УМК в недостаточном объеме, а их основная цель — формирование навыков устной речи.

2) Так как было выявлено недостаточное количество текстов и проектов, направленных на обучение чтению художественных текстов, мы считаем необходимым разработку дополнительных материалов для учебников 5–9 классов.

3) В рамках данного исследования было разработано дополнение к курсу 8 класса — методические рекомендации по реализации проекта буктрейлер, который становится заключительным этапом работы с художественным текстом. Данный метод проектов позволяет соединить и раскрыть в себе богатый потенциал художественного текста и коммуникативную составляющую обучения чтению на иностранном языке.

Учитывая эффективность метода проектов, нами было разработано дополнение к учебнику «Horizonte» для восьмого класса. Одна из важнейших особенностей подросткового возраста — развитие нравственного сознания, а именно нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведение. В это непростое для подростка время ему необходима поддержка. Такой поддержкой для них может стать книга.

Проект по созданию буктрейлера — это долгосрочный проект, так как во время подготовки учащимся необходимо не только прочитать то или иное художественное произведение, но и создать конечный итоговой продукт.

В структуру реализации проекта по созданию буктрейлера входят следующие этапы:

  1. Подготовительный: анкетирование учащихся, выбор книги;
  2. Знакомство с книгой, её чтение;
  3. Проведение инструктажа: объяснение алгоритма работы над буктрейлером, совместное обсуждение работы над проектом, проведение консультаций при возникновении трудностей;
  4. Создание буктрейлера (самостоятельная работа учащихся);
  5. Оценка работы и рефлексия учащимися (голосование за понравившийся буктрейлер, анкетирование);
  6. Оценка работы и рефлексия учителем о проделанной работе.

Рассмотрим данные этапы подробнее.

На подготовительном этапе учителю предлагается провести входное анкетирование учащихся. Важно узнать степень заинтересованности учащихся в чтении художественной литературы как зарубежных авторов на изучаемом языке, так и на родном языке, а также узнать отношение учащихся к реализации проектов.

На этапе отбора книги для чтения учениками восьмого класса, которая станет основой создания проекта буктрелер была выбрана книга немецкого писателя и поэта Эриха Кестнера, который известен как автор наполненных «искромётным юмором» произведений для детей — «Эмиль и сыщики». Этот роман написан в жанре детектива, а благодаря популярности историй о Шерлоке Холмсе английского писателя Артура Конан Дойля среди школьников подросткового возраста, можно сделать вывод, что данная книга заинтересует учащихся восьмых классов. Главным героем этой истории является мальчик по имени Эмиль Тишбайн, который отправился в гости к бабушке. На своем пути Эмиль попадает в совершенно необыкновенное приключение, в которое учащиеся отправятся вместе с мальчиком. Данная история также обладает социально-культурной информативностью о жизни детей в Германии 20 века и о Германии в целом.

Рекомендуется использовать пособие «Эмиль и сыщики: Книга для чтения на немецком языке/ Адаптация, упражнения и комментарии С. Н. Крячиной, Н. В. Богдановой» [6]. Преимуществом данной книги для чтения является то, что роман адаптирован с учетом уровня знаний немецкого языка школьников и разделен на три части, к каждой из которых составлены упражнения на отработку лексических и грамматических трудностей, которые позволят учащимся закрепить знания, полученные на уроках. Сложные обороты речи даны в сносках, а в конце книги приводится словарь.

На вводном занятии учителю необходимо познакомить учащихся с автором и самой книгой, объяснить алгоритм работы с художественным текстом, и обозначить, что итоговым заданием будет являться буктрейлер, с которым учитель познакомит их позже.

Последующие занятия представляют собой чтение книги и её обсуждение с учащимися. Рекомендуемая книга для чтения, как уже говорилось выше, состоит из трех частей. После каждой главы ученикам предлагается ответить на вопросы, их количество варьируется от двадцати одного до семи. Работа может происходить следующим образом: ученики дома самостоятельно знакомятся с главой и отвечают на вопросы на немецком языке, а на занятиях уже обсуждают главу с учителем.

После прочтения части ученикам предстоит выполнить ряд упражнений, таких как определить верно ли то или иное утверждение; вставить пропущенные слова и частицы (существительные, глаголы, артикли, союзы и т. д.); составить императивные предложения из набора слов; выполнить различные упражнения на соотношение слов, например, с переводом; составить собственные вопросы; написать небольшую статью в журнал о герое истории и другие.

Необходимым и одним из самых важных этапов реализации проекта является проведение инструктажа, где учителю предстоит рассказать ученикам о буктрейлере, совместно составить план работы, установить временные рамки для выполнения работы, обсудить критерии оценки буктрейлера, а также помочь освоить средства информационно-коммуникативных технологий и помочь научиться работать в программах по созданию видеороликов.

В рамках исследования была разработана инструкция «Что такое буктрейлер и как его создать?» (рис. 1), которая является памяткой по созданию буктрейлера. Её следует раздать учащимся на дом, чтобы они имели опору при создании буктрейлера, так как в ней указана основная информация.

Инструкция по созданию буктрейлера

Рис. 1. Инструкция по созданию буктрейлера

Рекомендуется оставить как минимум 2–3 часа на представление проектов, где учитель с учащимися оценят результаты проектной деятельности.

Для определения результатов по реализации проекта по созданию буктрейлера учитель может провести итоговое анкетирование, по результатам которого можно будет сделать вывод о изменении или не изменении интереса учащихся к чтению художественной литературы на немецком языке и интереса к проектной деятельности.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что проектная деятельность в виде буктрейлера способна реализовать воспитательные, образовательные и развивающие задачи, которые возникают перед учителем, и именно поэтому проекты в обучении иностранным языкам в настоящее время являются наиболее актуальными. Кроме того, такой вид работы может поспособствовать повышению интереса к чтению учащихся как на иностранном языке, так и на родном.

Литература:

  1. Уракова, Ф. К. Текст как продукт и результат речетворческого процесса [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 03.12.2021).
  2. Черненко, И. Н. Причины снижения интереса к чтению у младших школьников [Электронный ресурс]. — URL: http://izvestia-ippo.ru/ (дата обращения: 02.05.2022).
  3. Федоров, А. О. Буктрейлер: как новая форма привлечения к книге и чтению [Электронный ресурс]. — URL: http://www.nbchr.ru/ (дата обращения: 02.05.2022).
  4. Фатеева, И. А. Метод проектов как приоритетная инновационная технология в образовании [Электронный ресурс]. — URL: https://moluch.ru/ (дата обращения: 30.04.2022).
  5. Щербинина, Ю. В. Смотреть нельзя читать. Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России [Электронный ресурс]. — URL: https://voplit.ru/ (дата обращения: 30.04.2022).
  6. Крячина, С. Н. Эмиль и сыщики: Книга для чтения на немецком языке / Адаптация, упражнения и комментарии / С. Н. Крячиной, Н. В. Богдановой. — СПБ.: КАРО, 2011. — 128 с.
Задать вопрос