Формирование экологической эстетики у детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Степанова, Е. С. Формирование экологической эстетики у детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании / Е. С. Степанова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 5.1 (51.1). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/274/9489/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются особенности формирования экологической эстетики в учреждении дополнительного образования у детей младшего школьного возраста. Автор описывает особенности формирования экологической эстетики в дополнительном образовании, которые необходимо учитывать при подборе и разработке средств формирования экоэстетики у младших школьников.

Ключевые слова: экологическая эстетика, младшие классы, дополнительное образование, средства обучения.

Сегодня, в условиях существенного роста заботы о сохранении экологической безопасности и бережном отношении к окружающей среде, особенно важно выработать у детей правильное отношение к природе и культуре. В этой связи значительную роль играет формирование экологической эстетики у младших школьников в учреждениях дополнительного образования.

Данный вопрос становится особенно актуальным в связи с растущей экологической опасностью, которая грозит человечеству. Увеличение количества вредных выбросов в атмосферу, глобальное потепление, загрязнение воды, сокращение зеленых насаждений — все это приводит к нарушению экологического баланса и негативно влияет на здоровье человека. Поэтому необходимо сформировать у детей экологическую эстетику, которая будет способствовать восприятию окружающей среды не только как объекта потребления, но и как объекта защиты и красоты.

Данная тема также актуальна с точки зрения развития технологического образования. Современный мир стоит на пересечении технологического и экологического развития, поэтому формирование экологической эстетики у детей должно быть включено в программу дополнительного образования.

На сегодняшний момент налицо противоречие между необходимостью формирования экологической эстетики у младших школьников и неразработанностью дидактических средств для формирования экологической эстетики.

Данное противоречие и определило проблему — каковы дидактические средства формирования экологической эстетики у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.

В ходе исследования была проанализирована педагогическая литература, раскрывающая сущность понятия «экологическая эстетика». Через анализ методической литературы были выявлены особенности формирования экологической эстетики у детей младшего школьного возраста. Анализ школьной программы показал, что на формирование экоэстетики отводится недостаточное количество часов, что дает широкие возможности для формирования экологической эстетики в сфере дополнительного образования.

Для решения выявленной ранее проблемы была организована и проведена исследовательская работа, основной целью которой являлась разработка дидактического материала, который способствовал бы формированию экологической эстетики у младших школьников в дополнительном образовании.

Предварительно, была проведена диагностика уже имеющегося уровня сформированности экологической эстетики у обучающихся 3 класса. Было выбрано 3 оценочных критерия: экологические знания, ценность природы и отношение к природе, экологическая деятельность.

Результат диагностики показал, что 47,62 % учащихся имеют низкий уровень сформированности экологической эстетики, то есть имеют мало экологических знаний, не видят ценности природы и не проявляют к ней интерес, не ведут экологическую деятельность или вовсе причиняют вред окружающей природе. 42,86 % обучающихся имеют средний уровень экоэстетики, что немного лучше низкого уровня. И только 9,52 % показали высокий уровень сформированности экологической эстетики.

Уровень сформированности экологической эстетики

Рис. 1. Уровень сформированности экологической эстетики

Этот результат выявил необходимость целенаправленно формировать экологическую эстетику у младших школьников в дополнительном образовании с помощью дидактического материала.

Основываясь на полученных результатах и теоретическом анализе педагогической и методической литературы, был разработан дидактический материал, направленный на формирование экологической эстетики, включающий в себя учебные пособия для учащихся младших классов и методические рекомендации по его использованию для педагогов дополнительного образования.

Особенностью дидактического материла «Лесной Лего» является последовательность расположения заданий: задания соответствуют этапам работы над изделием из природного материала. Помимо заданий на страницах присутствуют сноски в виде «ёлочки», которые несут в себе информацию экологического характера об изображенном на странице объекте природы. Также имеются сноски в виде «камеры», в которых располагается QR-код, несущий в себе ссылку на веб-страницу с еще несколькими интересными фактами об изображенном объекте природы. Сноски пополняют экологические знания обучающихся.

Ценность природы и отношение к ней формируется во время заполнения рубрики «Вопрос-ответ».

Эстетический компонент экологический деятельности проявляется во время выполнения изделия из природных материалов.

Данный дидактический материал предполагает постепенное усложнение материала и увеличение процента самостоятельной работы учащихся от занятия к занятию. В начале обучения все задания даются в готовом виде, учащиеся только учатся работать с данным дидактическим материалом.

Дидактический материал «Лиса»

Рис. 2. Дидактический материал «Лиса»

Затем содержание заданий меняется. Появляются пропуски, перепутанные планы, в том числе, в интерактивном виде, тем самым учащиеся учатся самостоятельно работать.

Дидактический материал «Олень»

Рис. 3. Дидактический материал «Олень»

На заключительном этапе обучения процент самостоятельной работы с данным дидактическим материалом достигает своего максимума. Все задания представляют собой пустые графы для самостоятельного заполнения.

Дидактический материал «Ежи»

Рис. 4. Дидактический материал «Ежи»

Таким образом, была организована работа с учащимися в 3 классе по формированию экологической эстетики путем использования разработанного нами дидактического материала.

Анализ результатов, достигнутых после использования данного дидактического материала показал, что уровень сформированности экологической эстетики у учащихся 3 класса стал значительно выше. Учащиеся стали проявлять больше интереса к экологии и её проблемам, стали замечать красоту окружающей природы, у учащихся появилось желание любоваться природой и оберегать её, они стали проявлять творческую самостоятельность, только нескольким обучающимся требовалась помощь педагога. Это позволило сделать вывод о том, что разработанный нами дидактический материал способствует формированию экологической эстетики у детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании.

Уровень сформированности экоэстетики у учащихся 3 класса

Рис. 5. Уровень сформированности экоэстетики у учащихся 3 класса

Разработанный дидактический материал может быть использован педагогами дополнительного образования, а также педагогами начальных классов на уроках технологии или окружающего мира, а также во внеурочное время как средство формирования экологической эстетики у младших школьников.

Перспективы дальнейшей работы заключаются в разработке дидактических материалов, способствующих формированию экологической эстетики, для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

  1. Абдрашитова И. В., Багапова А. Р., Камахина Р. С. Экологическое мышление в процессе становления экокультуры учащихся / И. В. Абдрашитова, А. Р. Багапова, Р. С. Камахина // Чтения памяти профессора А. А. Попова: сб. научных материалов. — Казань: Изд–во Казан. ун–та. — 2018 г. — № 8. — С. 77–80.
  2. Зверев И. Д., Печко Л. П., Сидельковский А. П. Взаимосвязь экологического и эстетического воспитания // Экологическое и эстетическое воспитание школьников. — М.: Педагогика, 1994. — 217 с.
  3. Нагаева Н. Х. Экологическое воспитание школьников эстетическими средствами: дис. … канд. пед. наук 13.00.01 / Нагаева Н. Х. — Казань, 1994. — 223 с.
  4. Печко Л. П. Выразительность эстетики природы и культура личности: [монография] / Л. П. Печко. — М.: Федеральное агентство по образованию, Ульяновский гос. технический ун–т, 2008. — 363 с.

Ключевые слова

дополнительное образование, средства обучения, младшие классы, экологическая эстетика
Задать вопрос