Диагностические результаты уровня сформированности экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (51) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 23.10.2024

Статья просмотрена: 107 раз

Библиографическое описание:

Пименова, С. В. Диагностические результаты уровня сформированности экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития / С. В. Пименова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 5 (51). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/274/9499/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье приведены примеры диагностических методик для определения уровня сформированности экологической культуры у обучающихся младшего школьного возраста, а также представлены результаты проведения исследования, показывающие на сегодняшний момент уровень сформированности экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития. Указаны компоненты, входящие в состав формирования уровня экологической культуры.

Ключевые слова: диагностические методики, экологическая культура, экологические знания, экологические умения, эмоционально-положительное отношение к природе, обучающиеся младшего школьного возраста.

В настоящее время большое значение приобретают проблемы взаимодействия человека с природой. Отрицательные последствия влияния человека на природу и в целом на окружающий мир приводят к негативным последствиям и экологическому кризису. Главной причиной сложившейся ситуации является экологическая неграмотность населения, не умение предвидеть последствия пагубного воздействия человека на природу.

В современном мире проблема формирования экологической культуры у обучающихся младшего школьного возраста занимает одно из ведущих мест в педагогических исследованиях. Для решение данной проблемы необходимо непрерывное экологическое образование. Именно благодаря ему возможно постепенно изменить отношение человека к природе, но для этого нужно со школьного возраста формировать у детей экологическое мышление и сознание.

Проблема формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития разработана недостаточно. Следствием является ее медленное внедрение в практику работы школы. Формировать экологическую культуру у младших школьников с задержкой психического развития необходимо, так как основным средством воспитания и образования является знакомство с элементарной целостной картиной мира [1].

Согласно ФГОС экологическое образование должно осуществляться на всех уровнях общего образования через урочную и внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы организации. Федеральным государственным образовательным стандартом обозначены основные задачи образования: сформировать у ученика умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, развивать способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации, а также создавать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры (в дальнейшем — культуры устойчивого развития), экологически грамотного поведения [3].

Экологическая культура младших школьников включает в себя следующие компоненты: определение экологических знаний (когнитивный); уровень сформированности умений и навыков (деятельностный); определение мотивов и отношения к природе (эмоциональный).

С целью анализа особенностей формирования экологической культуры у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития мною было проведено экспериментальное исследование.

Исследование было реализовано на базе Государственного казенного общеобразовательного учреждения Московской области «Чкаловская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», г. Щелково. В исследовании приняли участие 11 обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития в возрасте 10–11 лет, 4 класс.

Цель исследования: выявление уровня имеющихся экологических знаний и умений и уровня сформированности эмоционально-положительного отношения к природе;

Для определения уровня сформированности экологической культуры младших школьников, были выбраны следующие методики:

  1. Методика «Экологические знания» (Полещук Ю. А.)
  2. Методика «Экологические ситуации» (Берюхова Е. К., Груздева Н. В.)
  3. Методика «Оценка уровня сформированности эмоционально-положительного отношения обучающихся к природе» (Глазачев С. Н.)

Методика «Экологические знания» (Полещук Ю. А.)

Цель исследования: выявить имеющиеся экологические знания обучающихся младшего школьного возраста.

Предмет исследования: уровень имеющихся экологических знаний у младших школьников.

По данной методике обучающимся предлагается анкета с вопросами и вариантами ответов, где необходимо выбрать на их взгляд верный ответ. После заполнения анкеты с помощью ключа подсчитывается количество правильных ответов, их сумма характеризует уровень имеющихся экологических знаний у обучающихся.

Низкий уровень — от 0 до 6 правильных ответов. Характеризуется отсутствием знаний или наличием узких неадекватных знаний о животном и растительном мире. Не знают о существенных сторонах познаваемого объекта.

Средний уровень — от 7 до 11 верных ответов. Характеризуется усвоением закономерных связей, объектов, явлений. Появляется и развивается обобщенность знаний об особенностях природного мира.

Высокий уровень — от 12 до 15 правильных ответов. Характеризуется осведомленностью закономерных связей в природе. У детей многообразны знания о растениях и животных разных сообществ.

Методика «Экологические ситуации» (Берюхова Е. К., Груздева Н. В.)

Цель исследования: выявить уровень сформированности экологических умений.

Предмет исследования: уровень сформированности экологических умений учащихся.

По этой методике младшим школьникам предлагается анкета, состоящая из 13 вопросов, направленных на выявление сформированности умения оценивать ситуацию. Испытуемые должны выбрать 1 вариант ответа из 3 предложенных. При обработке результатов подсчитывается количество правильных ответов, их сумма характеризует уровень сформированности экологических умений, обучающихся младшего школьного возраста:

  1. Низкий уровень — от 0 до 4 баллов — учащиеся не проявляют желания заботиться о животных и окружающей среде. Познавательное отношение к растениям не развито. Бережно относятся к животным и растениям, но интереса к данному содержанию не проявляют.
  2. Средний уровень — от 5 до 9 баллов — учащиеся не всегда способны анализировать последствия негативных воздействий на окружающую среду, проявляя при этом желание, заботу и бережное отношение к природе.
  3. Высокий уровень — от 10 до 13 баллов — учащиеся проявляют желание, заботу, бережное отношение к растительному и животному миру, понимая их ценность. Существенно мотивируют свое отношение к природе, проявляют устойчивый интерес к окружающему миру.

Методика «Оценка уровня сформированности эмоционально-положительного отношения обучающихся к природе» (Глазачев С. Н.)

Цель исследования: выявить уровень сформированности эмоционально-положительного отношения к природе у обучающихся.

Предмет исследования: уровень сформированности эмоционально-положительного отношения к природе.

Данная методика представляет собой личностный тест (анкета), состоящий из вопросов и трех ответов «да», «нет», «по-разному». Учащийся, отвечая на вопрос, выбирает один из ответов и ставит в оценочный лист балл (от 0 до 2), соответствующий ответу. Баллы по выбранным ответам суммируются. Результаты подводятся по трем уровням: низкий, средний, высокий.

  1. Свыше 40 или менее 20 баллов (низкий уровень) — отношение к природе не достаточно осмысленно.
  2. От 20 до 29 баллов (средний уровень) — отношение к природе не очень активно.
  3. От 30 до 40 баллов (высокий уровень) — отношение к природе осознается глубоко.

Результаты полученные после проведения диагностики по представленным выше методикам отражены на диаграмме (рис. 1).

Рис. 1

Обобщенные результаты по диагностическим критериям уровня сформированности экологической культуры у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровни сформированности экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития по исследуемым критериям (констатирующий этап исследования)

Уровни

«Экологические знания»

«Экологические умения»

«Эмоционно-положительное отношение к природе»

Среднее значение

Обуч.

%

Обуч.

%

Обуч.

%

Обуч.

%

Высокий

3

27

5

45

1

9

3

27

Средний

6

55

6

55

10

91

7

67

Низкий

2

18

0

0

0

0

1

6

После проведения констатирующего этапа исследования результаты распределились следующим образом, представлены на диаграмме (рис. 2):

Рис. 2

Высокий уровень выявлен у трех обучающихся, что соответствует 27 % от общего числа опрошенных.

У младших школьников данной группы отношение к природе осознается глубоко, они проявляют устойчивый интерес к окружающему миру. Бережно относятся к растительному и животному миру, понимая его ценность. Они обладают многообразными знаниями о растениях и животных разных сообществ, хорошо осведомлены относительно связи человека и природы.

Средний уровень согласно исследованию, диагностирован у семи обучающихся, что соответствует 67 %.

Это свидетельствует о том, что у этих школьников отношение к природе не очень активно, учащиеся не всегда способны анализировать последствия негативного воздействия на окружающий мир, но при этом проявляют заботу и бережное отношение к природе. У них развивается обобщенность знаний об особенностях природного мира, но необходимо еще развивать свои навыки и умения

Низкий уровень показал только один обучающийся, что соответствует 6 %.

Отношение к природе у данного обучающегося недостаточно осмысленно, он не проявляет желание заботиться о животных и окружающей среде. Познавательное отношение к растениям не развито. Он может бережно относиться к животным и растениям, но активного интереса к ним не проявляет. Знания о животных и растительном мире либо слишком незначительные, либо вообще отсутствуют.

В результате диагностики данная группа опрошенных самая незначительная, представлена всего одним учащимся, что говорит о том, что возможно у этого обучающегося низкий уровень развития когнитивных способностей и как следствие этого недостаточно знаний по вопросам экологической культуры.

В ходе исследования было выявлено, что большинство обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития показали средний уровень сформированности экологической культуры, дети уже имеют достаточно большое количеством знаний в вопросах экологии и бережного отношения к окружающему миру, владеют знаниями относительно животного и растительного мира.

Для того, чтобы еще повысить уровень знаний в вопросах экологической культуры и взаимодействия человека и природы необходимо использовать различные методы и подходы доступные для обучающихся с задержкой психического развития, так же увеличить заинтересованность детей к проблемам окружающего мира с помощью практических занятий и игр.

Литература:

  1. Ибрагимова, А. Р. Эмпирическое исследование уровня сформированности экологической культуры младших школьников с умственной отсталостью во внеурочной деятельности / А. Р. Ибрагимова, Н. А. Ян // StudNet. — 2021. № 7. — С. 56–61
  2. Калюкова Е. А. Диагностика уровня экологической культуры у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 2. — С. 551–555.
  3. Экологическая составляющая ФГОС предметов школьного курса: сборник лучших практик. — Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2023. — 40 с.

Ключевые слова

экологическая культура, экологические знания, диагностические методики, обучающиеся младшего школьного возраста, экологические умения, эмоционально-положительное отношение к природе
Задать вопрос