Лэпбук в проектной деятельности школьников
Автор: Мельникова Анна Михайловна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (51) ноябрь 2024 г.
Дата публикации: 24.10.2024
Статья просмотрена: 1 раз
Библиографическое описание:
Мельникова, А. М. Лэпбук в проектной деятельности школьников / А. М. Мельникова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 5 (51). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/274/9501/ (дата обращения: 16.11.2024).
Происходящие изменения в современном обществе требуют применения новых педагогических технологий, нацеленных на развитие личности, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать познавательные задачи.
В современных условиях обучающимся ежедневно приходится сталкиваться с огромным потоком данных. Это вызывает у них трудности в обобщении, систематизации и запоминании полученной информации. Следовательно, современному педагогу в сложившихся обстоятельствах и с учетом требований образовательного стандарта необходимо постоянно находиться в поиске инновационных средств, которые в полной мере будут соответствовать новым требованиям и целям обучения.
Одним из таких интерактивных методов обучения является лэпбук, который за последние 10 лет получил широкое распространение в российском дошкольном и начальном школьном образовании. Однако при умелом подходе лэпбук можно использовать на всех уровнях образования [1].
Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях». Еще его называют книжкой–раскладушкой или тематической папкой. Согласно Р. Н. Своровской, лэпбук — это удобное и информационно насыщенное пособие для расширения, закрепления представлений и понятий. По мнению Т. В. Яковлевой, лэпбук — это своеобразная папка формата А3 или А4, в которую вклеиваются книжки–раскладушки, кармашки, окошки и другие различные детали с наглядной информацией по теме [2].
Таким образом, лэпбук — это мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, представленная в форме самодельной интерактивной папки, собираемой по какой-то определенной теме (исследуемому явлению и/или процессу) с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые обучающийся может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В процессе создания такой папки можно закрепить, систематизировать и обобщить изученный материал, а в дальнейшем она позволит освежить в памяти пройденные темы.
Кроме того, лэпбук является эффективным средством проектно-исследовательской деятельности. Следовательно, его можно рассматривать как интерактивную разновидность метода проектов, так как создание лэпбука содержит все этапы проекта, а именно:
1) целеполагание (выбор темы лэпбука);
2) разработка лэпбука (составление плана);
3) выполнение (практическая часть);
4) подведение итогов.
Лэпбук — это не только отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу, но он может быть еще и формой представления итогов проекта, а также продуктом исследовательской деятельности.
Итак, лэпбук обеспечивает:
– индивидуализацию образовательной деятельности, где педагог предлагает учебный материал различной сложности, а обучающиеся сами определяют для себя степень наполнения лэпбука;
– возможность структурировать учебную информацию;
– компактное хранение различной информации при помощи Q-кодов, т. е. дополняя бумажный носитель цифровой информацией;
– вариативность использования заданий;
– возможность добавлять новую информацию в «кармашки».
Изготовление интерактивного лэпбука предполагает следующий алгоритм действий: определение темы (важно, чтобы тема работы была актуальной и важной, а особенно интересной для детей); разработка макета (внешний и внутренний вид, шаблонов кармашков и окошек); оформление и наполнение.
Работу над таким проектом школьники могут выполнять как индивидуально, так и в группе. Работая индивидуально, один обучающийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы, с другой стороны, работая в паре или в группе, обучающиеся учатся делить задание на небольшие темы и заниматься проработкой своей темы, договариваться, взаимодействовать с одноклассниками. Немаловажную роль играет и то, что при работе в группе задействованы все обучающиеся, вне зависимости от способностей. В ходе работы над созданием лэпбука учитель не источник информации, а скорее сторонний наблюдатель, лишь направляющий, помогающий советом.
Необходимо отметить, что создание лэпбука возможно на любом уроке, а также во внеурочной деятельности. Так как данная техника обучения подходит для закрепления или обобщения и повторения, когда дети в определенной степени владеют информацией по заданной теме, целесообразно выполнение лэпбука по окончанию какого-либо раздела учебного материала. Например, лэпбук «Древняя Греция» может содержать следующие разделы–кармашки: страна на карте, природа и климат, основные занятия, религия, исторические деятели.
Очень часто обучающиеся при выборе темы самостоятельно совершают ошибку — берут очень обширную глобальную тему. Несмотря на то, что образовательные возможности лэпбука велики, он не может вместить в себя всю информацию сразу. Поэтому чем уже тема, тем детализированнее будет проект.
Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лэпбука. Одного занятия будет недостаточно, тем более, что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию. Большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, но при консультации с учителем.
Также создание лэпбука возможно и эффективно в рамках внеурочной деятельности. Так, при изучении курса «Музееведение» школьники создали лэпбук «Грозный корпус — корпус боевой», посвященный 80-летию формирования Уральского добровольческого танкового корпуса.
В лэпбук входили следующие разделы:
Первый раздел — информационный, включающий
– стихи уральских поэтов и участников корпуса об УДТК
– территории формирования корпуса
– награды и памятники УДТК
Второй раздел — игровой, включающий
– загадки о танках и танкистах
– кроссворд по истории корпуса
– пазлы боевого пути УДТК
Применение лэпбуков в образовательном пространстве поможет мотивировать школьников к изучению предмета, способствовать систематизации знаний, также развитию творческих и исследовательских способностей.
Литература:
- Владыкина Е. А. Лэпбук как инновационная форма повышения интереса обучающихся к исследовательской деятельности // Образование. Карьера. Общество. № 4. 2022. С. 40.
- Своровская Р. Н. Лэпбук — способ организации процесса обучения обучающихся младшего школьного возраста в условиях ФГОС. — URL: https://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/2021/04/25/lepbuk-sposob-organizatsiiprotsessa