Становление письменной речи в лингвистических, психолингвистических и нейропсихологических аспектах
Автор: Аладышева Ирина Анатольевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (51) ноябрь 2024 г.
Дата публикации: 24.10.2024
Статья просмотрена: 4 раза
Библиографическое описание:
Аладышева, И. А. Становление письменной речи в лингвистических, психолингвистических и нейропсихологических аспектах / И. А. Аладышева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 5 (51). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/274/9509/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ключевые слова : письменная речь, становление, головной мозг, графический образ, дошкольный период, начальная школа.
Последние пять лет специалистами отмечается значительный рост числа детей, не преодолевших речевые нарушения в дошкольный период. По мнению экспертов, более 70 % первоклассников имеют нарушения устной речи, что впоследствии выражается в серьезных трудностях в овладении чтением и письмом. Видится актуальным, рассмотреть становление письменной речи в различных её аспектах, с целью понимания механизмов нарушений и выработки результативных приёмов их преодоления.
Письменная речь порождается посредством устной, однако принципиально отличается в первую очередь стилистикой и сложной системой пунктуационных правил. Логопедия тесно связана с лингвистикой, психолингвистикой и нейропсихологией, поэтому так важно анализировать становление письменной речи многоаспектно.
Современная отечественная лингвистика как наука о языке получила свое развитие благодаря трудам великих ученых М. В. Ломоносова, В. И. Даля, Ф. И. Буслаева, А. А. Потебни, А. А. Шахматова, Л. В. Щербы, В. В. Виноградова, Д. Н. Ушакова. Лингвистика изучает законы языка, выделяет его среди прочих явлений действительности, вычленяет в составе его элементы и единицы, фиксирует изменения. Речь — это средство, с помощью которого язык воплощает себя в устной и письменной форме. Лингвистика рассматривает письменную речь как форму речи, связанную с выражением и восприятием мыслей в графической форме. В понятие письменная речь традиционно включаются письмо и чтение. Письменное оформление мысли первоначально предполагает её вычленение в законченной форме, поиск лексем и их графическое выражение, прочтение написанного ранее.
Отечественный учёный-лингвист К. Д. Ушинский внес неоценимый вклад в формирование грамотности в России. Именно им предложен метод письма–чтения, то есть аналитико-синтетический метод, предполагающий одновременное развитие чтения и письма. В трудах великого ученого А. М. Пешковского изучалась роль грамматической семантики в усвоении орфографии, им доказана связь значения морфемы с её графическим образом и двигательной реакцией письма.
В школьном изучении лингвистическая наука представлена следующими разделами, изучающими русский язык: фонетикой, лексикой, словообразованием, морфологией, синтаксисом. Лингвистика в школьной программе акцентирует внимание не столько на системе языка, сколько на овладение школьником этой системой для успешного использования в речевой деятельности. Задача начальной школы многоуровневая: от диагностики уровня сформированности речи младших школьников до наполнения активного словаря, совершенствования грамматического строя, уточнения семной структуры слова, развития просодической стороны речи.
В русском языке ключевую роль играет морфологический принцип, поэтому в начальной школе большое внимание уделяется работе по подбору однокоренных слов, тем самым создаётся прочая связь значений морфем и их графический образ. Орфографический принцип предполагает моделирование звуковой структуры слова, то есть установление последовательности фонем во времени и перевод их в пространственную плоскость при письме. Традиционный же принцип находит своё воплощение при написании так называемых «словарных слов».
По мнению Д. Б. Эльконина, обучение ребёнка письменной речи предполагает формирование у него умения «дисциплинировать собственную мысль» [17], то есть основополагающим представляется развитие его мышления с последующим овладением орфографическими и грамматическими формами.
Следующий аспект, рассмотрение которого представляется важным в контексте анализа становления письменной речи — психолингвистический. Письменная речь является сложным психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные так и невербальные формы психической деятельности: зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику руки. В связи с этим, говоря о предпосылках формирования письменной речи, важно оценивать уровень сформированности высших психических функций. Современные подходы в отечественной психолингвистике заложены в трудах Л. С. Выготского и уточнены А. Н. Леонтьевым, который отводил совместной деятельности ключевое место в процессе формировании высших психических функций у ребёнка [8].
Становление письменной речи неоднократно становилось объектом исследования отечественных ученых (Н. И. Жинкина, А. Р. Лурии, Д. Б. Эльконина, А. Н. Корнева, О. Б. Иншаковой). На психолингвистическом уровне письменная речь предстаёт как ряд последующих (а в процессе письма одновременных) операций: анализ звукового состава слова, фразы, восприятие и удержание информации в памяти, припоминание образа графемы и ее перевод в буквенный код, актуализация моторного образа буквы, перешифровка в серию тонких движений руки, соответствующих образу буквы, собственно написание слова, фразы, текста.
Письмо формируется как графомоторный навык с использованием правил кодирования устного сообщения в письменную форму, с учётом особенностей и отличий от устной формы речи. Учёными отмечается, что отсутствие системного взгляда на становление письменной речи, рассмотрение аспектов, входящих в его структуру, независимо друг от друга, зачастую приводит к трудностям овладения письменной речью.
Нейропсихологический аспект становления письменной речи основывается на фундаментальных теоретических положениях Л. С. Выготскогого и А. Р. Лурия о высших психических функциях Л. С. Выготский, анализируя развитие письма, утверждал, что для овладения звукобуквенным письмом необходимо «сделать основное открытие, а именно: рисовать можно не только вещи, но и речь» [7].
С точки зрения нейропсихологии формирование письменной речи рассматривается как слаженная работа компонентов (блоков) структурно-функциональной организации коры головного мозга, которые задействованы в акте письма и чтения. Факторы, влияющие на становление письменной речи, подробно исследованы учёными-нейропсихологами
Т. А. Ахутиной, О. А. Величенковой, О. Б. Иншаковой. Учёными выделены ряд особенностей, напрямую влияющих на процесс овладения письмом: недостаточная сформированность произвольного внимания и отсутствие произвольной регуляции действий; проблемы с недостаточностью языкового анализа и синтеза; проблема активизации тонуса коры головного мозга; недочёты пространственно-аналитической деятельности. Процессы письма и чтения многоступенчатые, они обеспечивается согласованной работой функциональных систем взаимосвязанных зон головного мозга, каждая из которых осуществляет свою функцию, выполняет необходимое условие, необходимое для реализации процесса. Своевременная нейропсихологическая диагностика в дошкольном периоде даёт возможность правильно оценить «слабые места», чтобы избежать школьных трудностей в письменной речи.
Не утратили актуальности вопросы становления письменной речи и в современном научном сообществе. Так, отечественные ученые М. В. Васильева и Е. В. Москвина изучают формирование мотивационного компонента письменной речи у учащихся начальных классов. Т. А. Безусова рассматривает изложение как средство развития связной речи у детей с ОНР III младшего школьного возраста Т. Ю. Сунько провела анализ современного состояния проблемы нарушений процесса письменной речи. М. В. Шашкова исследовала особенности связной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи. Ощепкова Е. С. изучает письменную речь в отечественной психолингвистике. О. А. Беженарь Н. В. Поморцева рассмотрели проблемы в овладении письменной речью детьми-билингвами и носителями так называемого «эритажного» или унаследованного русского языка (heritage Russian).
Принимая во внимание знания лингвистики, психолингвистики, нейропсихологии, письменная речь представляет собой сложный процесс, в котором очевидна связь всех компонентов. Всесторонний взгляд специалиста на становление письменной речи у младшего школьника позволяет увидеть этот процесс разнопланово и в сензитивный период преодолеть возможные школьные нарушения.
Литература:
1. Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотенкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2024–157 с. — ISBN 978–5–534–06800–9.
2. Ахутина, Т. В. Нейропсихолог в школе. Индивидуальный подход к детям с трудностями в обучении / Т. В. Ахутина, И. О. Камардина, Н. М. Пылаева. — Москва: В. Секачев, 2022. — 57 с. — ISBN 978–5–88923–357–2.
3. Балашова, Е. Ю. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах / Е. Ю. Балашова, М. С. Ковязина. — 4-е изд. — Москва: Генезис, 2023–240 с. — ISBN 978–5–98563–270–5.
4. Беженарь, О. В. Индивидуальный подход при работе с детьми-билингвами. Занятия по письму / О. А. Беженарь, Н. В. Поморцева// Русская школа за рубежом: сборник материалов конференции. Берлин, 28–30 октября 2021 года. — Берлин, 2021. — URL: https://ru.rudn.ru/upload/iblock/test/20.03_БерлинСборник выступлений докладчиков конференции (дата обращения:10.09.2024).
5. Безусова, Т. А. Изложение как средство развития связной речи у детей с ОНР III младшего школьного возраста / Т. А. Безусова, И. К. Рябков // Актуальные вопросы педагогики: сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза, 25 мая 2020 г. — Пенза, 2020. — С. 139–141. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42868714&ysclid=lucdo6edjm346103155 (дата обращения: 18.03.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
6. Васильева, М. В. Формирование мотивационного компонента письменной речи у учащихся начальных классов / М. В. Васильева, Е. В. Москвина // PROчтение: дислексия в XXI веке: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии. Москва, 10 сентября 2020 г. — Москва: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2020. — С. 52–56. — http://www.logo-mpgu.ru/assets/files/2020/Sbornik_Dis_2020b.pdf?ysclid=m18oma3d8b480199078 (дата обращения: 15.09.2024).
7. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 томах. Том 5. Основы дефектологии / Л. С. Выготский; гл. ред. А. В. Запорожец. — Москва: Педагогика, 1983. — 369 с.
8. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики: учебник для вузов / А. А. Леонтьев. — 4-е изд., испр. — Москва: Академия, 2005. — 285 с. — ISBN 5–89357–191–6.
9. Логопедия. Теория и практика: учебник для вузов / под ред. Т. Б. Филичевой. — 2-е изд. — Москва: Эксмо, 2018. — 608 с. — ISBN 978–5–699–84343–5.
10. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма / А. Р. Лурия. — Москва: АПН РСФСР, 1950. — 248 с.
11. Лурия, А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования: учебное пособие для студентов вузов / А. Р. Лурия. — Москва: Academia, 2002. — 345 с. — ISBN 5–7695–1011–0.
12. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. — Москва: В. Секачев, 2017. — 132 с. — ISBN 978–5–88923–134–9.
13. Ощепкова, Е. С. Письменная речь в отечественной психолингвистике / Е. С. Ощепкова. — doi: 10.30982/2077–5911–2021–50–4–116–135 // Вопросы психолингвистики. — 2021. — № 4 (50). — С. 116–135.
14. Практическая нейропсихология: опыт работы с детьми, имеющими трудности в обучении / под общ. ред. Ж. М. Глозман. — 4-е изд. — Москва: Генезис, 2023. — 336 с. — ISBN 978–5–98563–364–1.
15. Ушинский, К. Д. Родное слово. В 2 частях. / К. Д. Ушинский. — Москва: Юрайт, 2023. — Ч. 1. — 233 с. — ISBN 978–5–534–07262–4.
16. Шашкова, М. В. К проблеме изучения связной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи / М. В. Шашкова, Г. Н. Градова // Студенческий научный форум-2023: XV Международная студенческая научная конференция. — 2023.– URL: https://scienceforum.ru/2023/article/2018033395. (дата обращения: 18.03.2024).
17. Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д. Б. Эльконин. — Москва: ИНТОР, 1998. –112с. — ISBN 5–89404–033–7.