Развитие естественно-научных представлений через детское экспериментирование
Автор: Барышева Вероника Сергеевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (51) ноябрь 2024 г.
Дата публикации: 01.11.2024
Статья просмотрена: 1 раз
Библиографическое описание:
Барышева, В. С. Развитие естественно-научных представлений через детское экспериментирование / В. С. Барышева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 5.1 (51.1). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/274/9522/ (дата обращения: 15.11.2024).
Автор статьи рассматривает важность практического экспериментирования в формировании у детей дошкольного возраста базовых естественно-научных представлений. Статья включает в себя технологическую карту занятия, на котором учащиеся погружаются в исследовательскую деятельность.
Ключевые слова: экспериментирование, дошкольный возраст, студия раннего развития.
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Экспериментально-исследовательская деятельностьблизка дошкольникам. Она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента, помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов –обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление умственных приемов и операций.
Я работаю в студии раннего развития «Колокольчик» по программе «Росток +», одной из задач которой является формирование знаний учащихся об окружающем мире и социальной среде посредством экспериментальной деятельности. На занятиях в лаборатории «Почемучка» дети включаются в исследовательскую деятельность через проведение опытов и экспериментов. Изучение свойств живой и неживой природы, особенностей и качеств окружающих предметов происходит непосредственно через практическую деятельность, где ребёнок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости.
Таблица 1
Направленность |
Социально-гуманитарная |
|
Год обучения |
Второй |
|
Тема занятия |
Что плавает — что тонет. Плавание и погружение сплошных тел |
|
Цели занятия |
Образовательные: — познакомить учащихся с предметами, которые держатся на воде и предметами, которые тонут, через исследовательскую деятельность; — научить проводить исследование и заполнять исследовательские листы; — научить обобщать и систематизировать знания. Развивающие : — организовать работу по развитию исследовательских способностей и совершенствованию мыслительных операций учащихся. — развивать навыки сотрудничества со сверстниками, умение взаимодействовать в группах. — развивать пространственное мышление; — развивать коммуникативные способности учащихся. Воспитывающие : — воспитывать уважительное отношение друг к другу; — воспитывать бережное отношение к окружающему миру. |
|
Технологии, методы |
Технология исследовательской деятельности, технология игровой деятельности |
|
Термины и понятия |
Исследование, погружение и плавание сплошных тел, исследовательские листы, спиртовка. |
|
Планируемые результаты |
||
Предметные результаты Учащиеся познакомятся с предметами, которые плавают и предметами, которые тонут; научатся проводить исследование и фиксировать результаты в исследовательских листах. |
Метапредметные результаты Учащиеся получат возможность научиться проводить исследование самостоятельно; работать в группах; управлять своей деятельностью; обобщать и систематизировать свои знания, применять их на практике. |
|
Организация пространства |
||
Форма работы |
Ресурсы |
|
Фронтальная, работа в группах Беседа, подводящий диалог; практическая работа (исследование), конструирование. |
Оборудование: емкости с водой, предметы для погружения, спиртовка, листы исследований, наглядный материал, маркеры. |
|
Таблица 2
Организационная структура занятия
Этапы занятия |
Содержание этапа (технологии, методы, приемы, средства) |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
Результаты |
Организационный этап. Задачи: — создать положительную эмоциональную атмосферу в детском коллективе; — настроить на плодотворную работу. |
Создание педагогом благоприятного микроклимата, с настроем учащихся на учебную деятельность с помощью ритуального приветствия. Приемы: «Ритуальное приветствие» |
Совместное приветствие друг друга в стихотворной форме. |
Занимают места в учебной комнате за столами (по группам), произносят традиционное ритуальное приветствие в стихотворной форме. |
Настрой учащихся на предстоящее занятие |
Мотивация к деятельности. Актуализация знаний. Целеполагание. Задачи: — активизировать познавательную деятельность учащихся; — проанализировать степень готовности учащихся к изучению нового материала; — научить формулировать цель занятия. |
Проведение игры «Четвертый лишний» с использованием предметных картинок; определение знаний учащихся по теме занятия (опора на опыт детей), высказывание своего мнения, формулировка цели занятия. Методы и приемы: Беседа, игра «Четвертый лишний»; серия вопросов для подводящего диалога; демонстрация опыта с использованием спиртовки. |
Педагог проводит игру «Четвертый лишний» с использованием предметных картинок; выясняет знания детей по теме; с помощью опыта мотивирует детей к познавательной деятельности; с помощью подводящего диалога формулируют цель занятия. |
Учащиеся играют в игру «Четвертый лишний», высказывают свою точку зрению по взаимосвязи «лишних» предметных картинок; демонстрируют свои знания о том, как прочитать невидимые чернила; наблюдают за демонстрацией опыта со спиртовкой, соблюдая правила техники безопасности; с помощью педагога формулируют цель занятия. |
Демонстрация знаний о тематических группах предметов, умение обобщать и анализировать; умение использовать свой опыт в определенных жизненных ситуациях; умение сформулировать цель занятия. |
Основной этап. Самостоятельные лабораторные исследования. Выдвижение и проверка гипотез. Задачи: — научить выдвигать гипотезу (предположение) и проверять ее на практике (через исследование); — научить соблюдать правила техники безопасности при работе с водой, острыми предметами; — формировать поведенческие навыки; — повышать интеллектуальный уровень развития детей. |
Выдвижение гипотезы (предположения) о плавании и погружении предложенных предметов; проверка гипотезы с помощью исследования предметов; заполнение исследовательских листов; формулирование результатов исследования. Технологии, методы, приемы: технология исследовательской деятельности. |
Педагог осуществляет координирующую и контролирующую функцию; помогает учащимся сделать анализ результатов исследования. |
Учащиеся работают с исследовательскими листами, проверяют свои предположения на основе имеющегося опыта. Проверяют плавучесть предметов, погружая их в контейнер с водой и раскладывая на карточки «Тонут», «Плавают», отмечают результат в исследовательских листах. Отвечают на заданные вопросы, высказывают своё мнение. |
Знание и умение работать в группе; знание правил техники безопасности; умение слушать педагога, умение работать самостоятельно и проводить исследование; умение анализировать результаты исследования. |
Заключительный этап. Подведение итогов. Рефлексия. Задачи: — сделать выводы по результатам исследования; — уметь применять полученные знания на практике; — выявить уровень удовлетворенности работой. |
Вопросы по результатам проведенного исследования; обмен впечатлениями о проделанной работе; развития интереса учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности. Методы и приемы: беседа, прием «Вопрос — ответ»; творческое задание «Сконструируй плот»; задание «Подари «смайлику» свою эмоцию». |
Педагог совместно с учащимися делает выводы по проведенному исследованию; предлагает применить на практике полученные знания (построить плот и запустить его) и подарить «смайлику» свою эмоцию. |
Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы по исследованию; конструируют плот и запускают его на воду; украшают «смайлик» своей эмоцией. |
Умение анализировать изученный материал и делать выводы; умение использовать полученные знания на практике; умение делиться впечатлениями о проведённом занятии. |
Результаты работы в рамках опытно-экспериментальной направленности показывают личностные изменения воспитанников. Дети становятся самостоятельнее, расширяется круг их интересов, они инициативны в выдвижении и проверке гипотез, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций. Таким образом, занятия по детскому экспериментированию выполняют социальный заказ на воспитание разносторонне развитой личности и закладывают в детях качества успешных исследователей.
Литература:
- 365 научных экспериментов. Пер. с англ. / Глен Синглтон. — Мегабокс, 2010. — 309 стр.
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / Под ред. О. В. Дыбиной. — 2-е изд., испр. — М.ТЦ Сфера, 2019. — 192 с.
- Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2–7 лет. [Текст] /Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. — Волгоград, 2011г. — 333 стр.
- Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст]/ Л. Н. Прохорова. — М.; 2010 г. — 64 стр.
- Рыжова Н. А. Что у нас под ногами. [Текст] / Н. А. Рыжова. — М.; 2010 г. — 224 стр.
- Экспериментальная деятельность детей 4–6 лет [Текст] / авт-сост. Л. Н. Менщикова. — Волгоград: Учитель, 2020. — 129 стр.