Знакомство детей из Крыма с историей и культурой Пензенского края через проведение онлайн-экскурсии | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Конкин, А. Н. Знакомство детей из Крыма с историей и культурой Пензенского края через проведение онлайн-экскурсии / А. Н. Конкин. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 5.1 (51.1). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/274/9526/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлен опыт организации процесса интерактивного взаимодействия педагога и детей посредством проведения телемоста с использованием информационно-коммуникационной сети internet. Представленный опыт позволяет детям из различных уголков страны познакомиться с культурой Пензенской области, ознакомиться с экспонатами общественного этнографического музея, при котором сохраняется формат живого общения и активного взаимодействия как при личном посещении экскурсии.

Ключевые слова: этнография, краеведение, музейная работа .

Современные геополитические и социально-экономические преобразования в стране, связанные с вхождением в состав Российской Федерации новых регионов, создают новый вызов в сфере культурной интеграции и включение жителей, особенно детей в единую историческую общность. В этих условиях важным аспектом взаимопроникновения культур является поиск общих корней в истории единой нации.

Наилучший способ познакомить человека с многообразием культур народов, населяющих Россию, показать самобытность и уникальность каждого региона — это общение с носителями культуры, представителями и выходцами той или иной этнокультурной среды, знакомство с материальной культурой, представленной в музеях и выставках. Это можно осуществить, если лично посетить каждый из регионов страны, познакомиться с яркими представителями и традициями народов, побывать в музеях этнографии, краеведения и истории.

Явным препятствием на данном пути, очевидно, является сложность организации такого рода путешествий для больших социальных групп, высокая стоимость транспортных и иных туристических расходов. Данное обстоятельство верно как для жителей новых регионов, так и для жителей иных субъектов РФ. Свидетельство этому низкая туристическая мобильность граждан внутри страны, даже ввиду санкционного давления и ограничений на выезд за рубеж. То же касается и детей. В лучшем случае дети в возрасте от 7 до 17 лет имеют возможность посещать музеи и выставки, проводимые в родном регионе или городе.

Обозначенные выше аспекты позволили выявить проблему доступности экскурсий и музеев для жителей других регионов. И данная проблема усиливается пропорционально удаленности музея до посетителя.

Решить данную проблему призваны виртуальные музеи — продукты компьютерной индустрии, осуществляющие бесплатный массовый доступ к культурному наследию. Помимо того, что с помощью таких сайтов можно с гораздо большей эффективностью достичь целей, обычно стоящих перед традиционными музеями, — виртуальный музей — еще и самостоятельное культурное явление, появившееся благодаря информационным технологиям. Виртуальные музеи — новая культурная форма со своими особенностями и перспективными функциями.

Сайты «реальных» музеев, использующие «продвинутые» мультимедийные технологии для представления своих музейных фондов, создают тем самым принципиально новую художественную среду [1].

Однако при всей привлекательности и доступности такой формы цифрового присутствия, виртуальные музеи теряют очень важную составляющую эмоционально-психологического контакта между зрителем и экскурсоводом.

Попытка преодолеть расстояние и найти возможность сохранить живое общение состоялась на базе Общественного музея этнографии русского народа Пензенской области Молодежного историко-культурного объединения «Святогор», в рамках проекта «Мы живём в России» на онлайн-часе этнографии «Региона 58 — Пенза», для детей Крымской республиканской детской библиотеки им. В. Н. Орлова при поддержке Министерства культуры Республики Крым.

В Пензе, на базе Молодежного историко-культурного объединения «Святогор» Дворца детского (юношеского) творчества, вот уже более 15 лет существует единственный в городе общественный музей этнографии русского народа Пензенской области. Экспозиционная база была сформирована в результате многолетних экспедиций по деревням и селам Земетченского района Пензенской области, откуда были привезены предметы крестьянского быта (кувшины, чугунки, ухваты, корытца, прялки, ткацкие станки и многое другое), целые комплекты и уникальные элементы традиционной крестьянской одежды (рубахи, поневы, запоны, шушпан и т. д.) [2, с. 28]

Все это позволило не просто углубить знания о культурных традициях титульного народа региона, но и возродить и сохранить страничные ремесла. Представленные в коллекции музея экспонаты продолжают использоваться по своему назначению: за горизонтальными ткацкими станками продолжают ткать полотна, отреставрированная самопрялка можно свить нитку, на точильном камне — отшлифовать заготовку. Данное обстоятельство позволяет считать этот этнографический музей — музеем живой истории.

Именно эта отличительная черта формирует уникальность музея: посетители, из числа школьников, знакомятся с историей Пензенского края через интерактивные занятия, где можно потрогать и подержать экспонаты, увидеть, как они использовались в старину, и самостоятельно овладеть старинным ремеслом. Изучение истории через деятельное творчество, позволяет активизировать не только зрительные и аудиальные формы получения информации, но и подключить кинетическую и двигательную формы взаимодействия. В результате такого подхода большее количество отделов головного мозга включается в процесс познания, что позволяет создать больше нейронных связей при освоении новых знаний.

Важную роль в данном проценте отводится экскурсоводу, который берет на себя функцию педагога, находясь в прямом контакте со слушателями. В этот момент важно получать обратную связь от детей, держать их внимание и менять стиль и манеру повествования в зависимости от психоэмоциональных особенностей конкретных слушателей.

Как видно из перечисленного выше, очень сложной задачей становится процесс знакомства с особенностями народной культуры в случае, если слушатели находятся не в непосредственной близости и физическом контакте с представителем и объектами изучения. Именно это стало задачей при реализации проекта «Мы живём в России» для детей Крымской республиканской детской библиотеки им. В. Н. Орлова в рамках на онлайн-часа этнографии «Региона 58 — Пенза». Нужно было познакомить около 30 детей, которые собрались в Крымской республиканской библиотеке, с историей и культурой Пензенского края в Общественном музее этнографии русского народа, находясь в 2000 км друг от друга.

Для реализации данного мероприятия необходимо разделить задачу на составляющие укрупненные блоки:

— методический,

— организационный,

— технический.

Методический блок подразумевает разработку темы выступления, подготовку дидактического материала, формирование и наработка педагогических практик и технологии. Тема видео-встречи должна была не просто познакомить детей с историей и культурой Пензенской области, но и позволить найти нечто общее и объединяющее региона. Таким ключом стали приметы и суеверия, живущие в русском народе. Они восходят к временам глубокой древности, когда не существовала письменность, а все знания передавались из уст в уста. И все эти поверия, пройдя через века, сохранились в традиционной крестьянской народной культуре, стали предметом исследования этнографов. И конечно же этнография изучает не только устный эпос, но и предметы материальной культуры, которые в огромном количестве представлены в рамках нашего музея.

Чтобы вовлечь детей в исследовательский процесс, им было предложено стать «детективами» от истории, и, рассматривая старинную крестьянскую утварь, догадаться, прародителями каких современных предметов повседневного обихода являются те или иные этнографические экспонаты и как они назывались раньше. Таким образом преодолевался барьер удаленности, ломалась «пятая» стена между экраном монитора и исчезало расстояние между Симферополем и Пензой. Дети могли свободно высказывать свои предположения, свободно общаться. Чтобы закрепить полученные знания, в завершении экскурсии была проведена видео-викторина, где дети должны были правильно сопоставить этнографический предмет с его историческим названием. Чтобы закрепить эмоциональный контакт была проведена рефлексия, заданы детям вопросы «Что из удивило больше всего?», «Какой предмет им понравился больше всех?». И с целью получить обратную связь детям была дана возможность задать любые интересующие их вопросы о музее этнографии русского народа Пензенской области.

Организационный блок заключается в организации и подготовке к мероприятию. Сюда входит подбор экспонатов, создание презентации, построение сценарного плана. Основой для мероприятия стали предметы русского крестьянского быта и русская женская народная одежда. Выбор был сделан не с проста. Именно в женской одежде, ее орнаментации и вышивке отражено мировоззрение наших предков, сохранились древние представления людей о мироздании и их положении в нем [3]. Бытовые предметы крестьянского обихода позволили объяснить культурологические особенности и отношение людей к вещам, одежде, труду. Каждый из предметов отражает тот или иной вид деятельности или ремесла: ткачество, плетение, обработка древесины, гончарное ремесло и т. д.

С каждой из сторон участников было задействовано по ведущему, за техническую сторону (звук, изображение, переключение между камерами) отвечали ассистенты за кадром.

Технический блок включает в себя техническое обеспечение мероприятия. Для проведения мероприятия необходимо стабильное высокоскоростное интернет-соединение. Наилучший вариант день могло бы быть подключение по оптоволоконной сети. Мы же решили воспользоваться мобильным интернетом с функцией точки доступа.

Видеоконференция проходила на российской платформе «Вебинар» от МТС. Данная платформа позволяет выводить на экран изображение с нескольких камер одного участника конференции и поддерживает подключение нескольких пользователей. Также вместо демонстрации экрана можно загрузить документы и показывать их прямо в окне встречи или вебинара.

Демонстрация изображения для крымчан осуществлялась на большом экране, а в Пензе — с экрана ноутбука. В идеале также мог быть большой экран. Видеосъемка происходила на штатную камеру ноутбука, веб-камеру в зале и для съемки и подсъема отдельно демонстрируемых предметов изображение выводилось с дополнительной веб-камеры в музее.

На мероприятии были приглашены учащиеся 4 класса школы г. Симферополь, в количестве 30 человек. Дети принимали активное участие в обсуждении, поднимали руки и отвечали на вопросы, в завершении встречи сами задавали много вопросов о музее и его создании.

Данное мероприятие позволило совершить детям путешествие в Пензенскую область, а сами дети из простых зрителей стали активными участниками интерактивной программы.

Полученный опыт можно транслировать в других учреждениях страны, открывать малоизвестные стороны из истории Родины, сближать регионы. Проект был реализован как совместная творческая деятельность сторон, направленная на поддержку общественных инициатив на всестороннее и глубокое изучение исторического прошлого страны и региона, создание условий для культурного развития личности, формирование толерантного отношения детей и подростков к людям иной национальности и культуры, приобщение к чтению высокохудожественной литературы, сохранение, популяризацию и распространение культурно-исторических знаний с учетом современных информационных и инновационных технологий.

Литература:

  1. Максимова Татьяна Евгеньевна Виртуальные музеи: анализ понятия // Вестник МГУКИ. 2012. № 2 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnye-muzei-analiz-ponyatiya (дата обращения: 13.02.2024).
  2. Организация исследовательской деятельности на примере молодежного историко-культурного объединения / Конкин А. Н., Шишкина Т. А. // Дополнительное образование и воспитание. — 2019. — № 3. — С. 25–29: 5 фот. — (Педагогический опыт)). — Библиогр.: с. 29 (2 назв.)
  3. Великорусская женская сряда (одежда) [Текст]: сядемская и вяземская крестьянские родовые культуры (середина 19 — начало 20-го в.) / П. И. Кутенков; С.-Петерб. гос. ун-т, Фак. филологии и искусств, Пенз. гос. краевед. музей. — Санкт-Петербург: Искусство России, 2010 -. Кн. 1, Ч. 1. — 2010. — 172, [2] с., [56] л. цв. ил.: ил. — Библиогр.: с. 169–173 и в подстроч. примеч. — ISBN 978–5–9902008–1–4
Задать вопрос