Особенности организации полевого выхода по основам военной службы с курсантами и родителями военно-патриотического объединения «Вымпел»
Автор: Мунин Иван Васильевич
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (51) ноябрь 2024 г.
Дата публикации: 01.11.2024
Статья просмотрена: 5 раз
Библиографическое описание:
Мунин, И. В. Особенности организации полевого выхода по основам военной службы с курсантами и родителями военно-патриотического объединения «Вымпел» / И. В. Мунин. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 5.1 (51.1). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/274/9528/ (дата обращения: 19.12.2024).
Автор статьи рассматривает ключевые аспекты планирования и проведения полевого выхода. В статье описываются цели мероприятия, включая развитие патриотизма, командного духа и практических навыков у учащихся.
Ключевые слова: полевой выход, военно-патриотическое объединение.
Полевой выход для детей школьного возраста — это комплексное занятие, проводимое в целях закрепления учебного материала учащихся, воспитания у них физической выносливости и устойчивости, выработки навыков, необходимых для сплочённости в группе.
Теоретическая часть обучения занятий проходит в учебном кабинете. В такое занятие входит конспектирование, использование дидактического материала, просмотр видеороликов. Обучение проходит поэтапно: от самого простого материала к более сложному.
Во время полевого выхода учебной группы проводится сплачивание, занятия по различным направлениям, которые предусмотрены программой.
Учащиеся во время полевого выхода получают полезные практические навыки. Например, в какую сторону нужно пилить дерево и колоть дрова, выбор места для костра, правила его разжигания, правила техники безопасности и поведения в полевых выходах, использование инструментов, оборудование мест отдыха с использованием местных материалов, приготовление пищи в полевых условиях, обучение приемам и способам движения в походе, действия курсантов в разведке, походном и сторожевом охранении.
1. Цель полевого выхода: совершенствование военно-патриотической и спортивно-массовой работы с курсантами ВПО «Вымпел», формирование культуры здорового образа жизни.
Задачи выхода:
— военно-патриотическое воспитание курсантов;
— закрепление знаний и умений по пройденным разделам программы;
— формирование и развитие личностных качеств курсантов — инициативы и дисциплинированности, коллективизма, смелости и находчивости, укрепления психологической устойчивости;
— развитие морально-волевых и физических качеств.
2. Участники: курсанты ВПО «Вымпел».
3. Экипировка команды:
3.1. Личное снаряжение:
— военно-полевая или спортивная форма с учетом погодных условий, малые саперные лопатки, перчатки, блокнот, карандаш, линейка, ручка;
— продукты питания в виде сухого пайка.
3.2. Групповое снаряжение:
— медицинская аптечка, палатка, компас, туристическая карта, туристическое снаряжение.
4. Содержание родительского собрания (проводится перед полевым выходом):
— постановка учебных задач;
— приобретение необходимого провианта, амуниции;
— выявление лиц, которые по медицинским показателям не смогут принять участие в полевом выходе;
— выбор маршрута и место проведение полевого выхода;
— проведение инструктажа с родителями о мерах безопасности;
— выбор инициативной группы из числа родительского комитета для оказания помощи в проведении полевого выхода.
5. Маршрут и время проведения.
Полевой выход проводится по маршруту: г. Пенза ул. Окружная — лесной массив Западная поляна в окрестностях города 3 км вглубь леса в район М. Валяевка. Время проведения полевого выхода: 8-00 — 18-00
6. Подготовка к проведению выхода.
По времени к этому этапу мы можем отнести весь учебный период, в течение которого мы изучаем различные разделы дополнительной программы «Вымпел-кадеты»: основы военной службы, медицинскую подготовку, туристическую технику. Естественно, активизируется работа за три-четыре недели до предусмотренного выхода. Определяется место и цель полевого выхода, изучается район и разрабатывается маршрут выхода. Выбор маршрута зависит прежде всего от цели и задач, стоящих перед курсантами, учитываются климатические условия на день выхода, возраст, уровень технической и физической подготовки, пожелания самих участников.
Выбор снаряжения зависит от вида и особенностей полевого выхода, от времени года и погоды.
Все снаряжение можно разделить на три группы:
— личное (одежда, обувь, рюкзаки, малые саперные лопатки, канцтовары, набор продуктов питания, личная посуда, умывальные принадлежности, фляжка с питьевой водой);
— групповое (палатки, костровое оборудования, кухонное оборудования, карта местности, компаса 2 шт., продукты для приготовления на костре);
— специальное (аптечка для оказания первой медицинской помощи).
Снаряжение должно быть надежным, прочным, удобным и легким.
Непосредственно перед выходом курсанты проходят медосмотр по месту жительства участкового педиатра и получают разрешение на участие в мероприятии.
7. Этапы и учебные занятия, проводимые в ходе полевого выхода.
Первый этап.
Учебные вопросы:
— построение, доведения до группы маршрута и характера движения, постановка цели и конкретных задач курсантам;
— инструктаж по технике безопасности при проведении учебно-полевого выхода;
— способы передвижения в населенном пункте и на местности в зависимости от характера выполняемой задачи;
Второй этап .
Учебные вопросы:
— действия курсантов, назначенных дозорными, движение дозорных, порядок осмотра местности;
— ориентирование на местности с помощью карты, по местным признакам и помощью компаса.
Третий этап.
Учебные вопросы:
— способы передвижения курсантов пешем порядке в лесном массиве;
— организация и проведения разведки местности, наблюдения за местности.
Четвертый этап.
Учебные вопросы:
— ориентирование на местности, при помощи местных предметов;
— маскировка на местности.
Пятый этап.
Учебные вопросы:
— обустройство (лагеря) бивуака;
— оборудование временного места пребывания, разведение костра, приготовление пищи, прием пищи.
Шестой этап.
Учебные вопросы:
— занятия по горной подготовке, спуск дюфером (спусковыми устройствами) и подъем с помощью веревки;
— занятия по основам выживания и туризма;
— проведение тактической игры «Лазертраг».
Итак, в ходе однодневного учебно-полевого выхода, учащиеся отрабатывают практически знания и умения, полученные при изучении разделов дополнительной программы «Вымпел-Кадеты», приобретают практический опыт, закрепляют полученные теоретические знания во время учебного года на занятиях и тренировках ВПО «Вымпел».
Литература:
- Курвинен Е. Е. Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда») / Е. Е. Курвинен. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6.4 (86.4). — С. 91–95.
- Лутовинов В. И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи: учебно-методическое пособие / В. И. Лутвинов, С. В. Смульский. — Москва, 2010. — 170 стр.
- Петров Е. А. Повышая качество обучения: организация и проведение практических полевых занятий // ВВО. — 2022. — № 5 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshaya-kachestvo-obucheniya-organizatsiya-i-provedenie-prakticheskih-polevyh-zanyatiy (дата обращения: 25.09.2024).