Социально-психологическое сопровождение детей-сирот с интеллектуальными нарушениями, проживающих в учреждениях интернатного типа | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (51) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 30.10.2024

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Чишкина, Р. В. Социально-психологическое сопровождение детей-сирот с интеллектуальными нарушениями, проживающих в учреждениях интернатного типа / Р. В. Чишкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 5 (51). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/274/9531/ (дата обращения: 19.12.2024).



Одной из наиболее приоритетных задач совершенствования деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остаётся интеграция детей-сирот в социум — социализация. Каждый ребенок, лишенный заботы родителей, становится потенциально уязвимым и нуждающимся в помощи общества.

По итогам 2023 года общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации составила 358 006 человек, в том числе:

— 322 628 человек на воспитании в семьях (2022 год — 337 598 чел., 2021 год — 351 203 чел., 2020 год — 364 311 чел.);

— 31 654 человека под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2022 год — 34 077 чел., 2021 год — 35 291 чел., 2020 год — 37 373 чел.);

— в отношении 3 724 человек исполнение обязанностей опекуна или попечителя возложено на органы опеки и попечительства (2022 год — 4 024 чел., 2021 год — 4 455 чел., 2020 год — 4 454 чел.) [7].

Вопросами социализации детей-сирот и специфики личностного и социального становления занимались многие видные ученые, педагоги, такие как А. С. Макаренко, Л. М. Шипицына, Л. И. Божович, Е. А. Стребелева.Э. Р. Алексеева, Г. М. Андреева, С. А. Беличева. Они определяют социализацию как «становление ребёнка в системе социальных отношений как компонента этой системы». То есть ребёнок становится частью социума, при этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей [6].

Проблемы социализации воспитанников учреждений интернатного типа стояли перед обществом всегда. Значительную часть сирот, проживающих в детских домах, составляют дети-инвалиды или дети с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с интеллектуальной недостаточностью), которые были оставлены без попечения родителей по причине их болезни или нерадивости воспитывающих их лиц. Такие дети-сироты относятся к группе высокого риска по характеристикам психических расстройств, нарушений самосознания и негативных тенденций в поведении. Также процесс их адаптации затруднен в связи с особенностями психической и личностной сферы, отсутствия жизненного опыта и примеров семейного взаимодействия. Как правило, дети-сироты имеют низкую интеллектуальную активность, нарушения физического развития, а эмоционально-волевая сфера характеризуется неуверенностью в себе, нарушением социального взаимодействия, снижением самоорганизованности, целеустремленности, недостаточным развитием самостоятельности и неадекватной самооценкой. Они не способны к самостоятельному анализу явлений окружающей действительности [5]. Поэтому необходимо правильно организовывать социальное сопровождение воспитанников детского дома в процессе социализации в зависимости от возрастных, физических и психических особенностей таких детей.

Социально-психологическое сопровождение детей-сирот — это комплексная система взаимодействия и взаимовлияния нескольких педагогов-специалистов (психологи, социальные педагоги, дефектологи, воспитатели), направленная на создание оптимальных условий, способствующих успешному развитию, адаптации, эмоциональному благополучию ребенка. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — это сложный процесс усвоения ими социальных ролей в системе общественных отношений. Процесс социализации здесь зависит от множества факторов. Одна из особенностей социализации детей-сирот заключается в комплексе затруднений в овладении той или иной социальной ролью, а нарушения психического и физического развития воспитанника лишь усиливают эти затруднения. Так как длительное пребывание ребёнка в учреждениях интернатного типа формирует у него иждивенческую позицию и блокирует проявление и развитие потенциальных возможностей.

И в связи со множеством проблем, возникающих у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в учреждениях интернатного типа, им требуется сопровождение специалистов из числа педагогических работников социального учреждения, где проживают и воспитываются дети-сироты. «Сопровождать» как определяет словарь С. И. Ожегова — это «следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то» [4]. А если вопрос касается социализации детей с особыми образовательными потребностями, с интеллектуальными и психическими нарушениями, словосочетание «следовать вместе с кем-то…» принимает ещё больший смысл. Гармоничное «вхождение» ребёнка-сироты с интеллектуальными и психическими нарушениями в общество напрямую зависит от знаний, умений и навыков строить социальные отношения. Особенности психического и интеллектуального развития ребёнка, являясь базовым фактором, влияют на успешность социализации и своевременную адаптацию к новым условиям жизни и после его совершеннолетия.

Социально-психологическое сопровождение детей-сирот крайне важно, так как здесь не только отрабатываются социально-бытовые навыки, но и формируется целая группа необходимых знаний в области этики общения, культуры поведения, привития базовых навыков коммуникации с незнакомыми людьми, умение просить помощи или оказать её; регуляции своего психоэмоционального состояния в период пребывания в обществе и правильная реакция на внештатные ситуации. Сопровождение должно быть направлено на развитие и учет тех личностных ресурсов и достижений, которые реально присутствуют у ребенка. В процессе сопровождения должны быть созданы условия для освоения системы отношений с окружающей средой, другими людьми и с самим собой.

Процесс формирования навыков взаимодействия ребенка с нарушениями развития с обществом невозможен без выездов в социально-значимые учреждения. В первую очередь к ним относятся образовательные и медицинские, учреждения культуры, спорта и коммунального обслуживания, а также многофункциональные центры обслуживания населения.

Из своего опыта работы можем выделить основные рекомендации, которые помогут специалистам в успешной социализации детей-сирот с особенностями развития (интеллектуальными и психическими нарушениями в том числе), проживающим в учреждениях интернатного типа:

  1. Обговаривайте с ребёнком предстоящий выезд заранее.

Воспитанник должен психологически подготовиться к выезду, настроиться. В зависимости от психических особенностей развития это может занимать время от нескольких дней до нескольких недель.

Если ребёнок менее функциональный, например, неговорящий и непонимающий обращенную речь, то можно использовать элементы альтернативной дополнительной коммуникации (АДК). Например, показать картинку, где изображён тот или иной социальный объект и проиграть ситуацию выезда в игровой форме в целях минимизации тревожных состояний на период непосредственного выезда.

  1. Определите цель поездки.

Именно постановка цели мотивирует ребёнка и помогает психологически настроиться на предстоящий выезд. Целеполагание учит ребенка планировать своё время на ближние и дальние перспективы с учётом важности задач.

  1. Составьте примерный маршрут и варианты поездки. Воспитанник должен знать, на каком транспортном средстве вы поедете и что должны иметь при себе для проезда.
  2. Повторите с ребёнком правила дорожного движения. Ответственность за жизнь и здоровье на выездах несет сопровождающий специалист. Поэтому, крайне важно этому пункту уделить достаточно внимания.
  3. Будьте жизнерадостны в общении. Ребёнок на выездных мероприятиях испытывает волнение, тревогу, а значит вы должны быть максимально оптимистичны, доброжелательны и уверены в своих словах и действиях.
  4. Будьте готовым к нештатным ситуациям. Ребёнок может вовсе отказаться ехать в транспорте, испугаться кого-то или напротив, начать громко и бурно реагировать на происходящее. В арсенале педагога должен быть перечень «инструментов», которые помогут ребёнку снизить тревогу и прийти в гармоничное состояние.
  5. Привозите небольшие гостинцы. Воспитанникам детских домов важно прививать не только эмпатию и благодарность по отношению ко взрослым и другим ребятам, но и умение делиться, отдавать, радовать близких ему людей.
  6. Получите обратную связь (при необходимости используя АДК). После выезда ребёнку важно поделиться своими эмоциями, чувствами, рассказать о своих тревогах или победах. Важно с терпением и понимаем выслушать его.
  7. Подведите итог. Важно еще раз вспомнить цель поездки, вспомнить маршрут, закрепить полученные знания и навыки.
  8. Эмоционально поощрите. Ребёнку важна психологическая поддержка взрослого. Поэтому, вне зависимости от результатов поездки, вы должны похвалить ребенка, сконцентрироваться на маленьких победах и внушить веру, что он справится со всем.

Таким образом, социально-психологическое сопровождение детей-сирот с интеллектуальными нарушениями, воспитывающихся в интернатных условиях, выступает одним из условий компенсирования психической депривации, развития самосознания и обеспечения успешной адаптации и реабилитации воспитанников в обществе. Но эффективность и результативность которой будет зависеть от наличия организационных условий, взаимосвязи деятельности специалистов, работающих непосредственно в организации для детей-сирот и объединенных в команду профессионалов [8].

Литература:

  1. Басюк, В. С. Психологическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в контексте системы развития и воспитания личности / В. С. Басюк. — Москва; Одинцово: Национальный книжный центр, 2015.
  2. Бобылева, И. А. Социально-педагогическая поддержка воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот: монография / И. А. Бобылева. — Москва: БФ «Расправь крылья!», 2016.
  3. Матяш, Н. В. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения подростков в учреждениях интернатного типа / Н. В. Матяш, Ю. А. Володина. — Москва: Педагогическое общество России, 2009.
  4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. — ООО Издательство «Мир и образование», 2024
  5. Соломатина, Галина Николаевна. Комплексное сопровождение жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учебное пособие / Г. Н. Соломатина, Е. С. Слюсарева; М-во образования и науки Российской Федерации, М-во образования Ставропольского края, Гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Ставропольский гос. пед. ин-т». — Ставрополь: Ставропольский гос. пед. ин-т, 2012. — 157 с.: ил., табл.; 21 см.; ISBN 978–5–91090–111–1
  6. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта // 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005.
  7. Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/orphans (дата обращения: 29.10.2024)
  8. Методические рекомендации психологическое сопровождение в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://xn----7sbgmihas0chs.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/03/ %D0 %9F %D1 %81 %D0 %B8 %D1 %85 %D0 %BE %D0 %BB %D0 %BE %D0 %B3 %D0 %B8 %D1 %87 %D0 %B5 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %BE %D0 %B9- %D1 %81 %D0 %BE %D0 %BF %D1 %80 %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %BE %D0 %B6 %D0 %B4 %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %B5- %D0 %B4 %D0 %B5 %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %B9- %D1 %81 %D0 %B8 %D1 %80 %D0 %BE %D1 %82_ %D0 %9C %D0 %B5 %D1 %82 %D0 %BE %D0 %B4 %D0 %B8 %D1 %87 %D0 %B5 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B8 %D0 %B5- %D1 %80 %D0 %B5 %D0 %BA %D0 %BE %D0 %BC %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %B4 %D0 %B0 %D1 %86 %D0 %B8 %D0 %B8.pdf (дата обращения: 29.10.2024).
Задать вопрос