Практика подготовки обучающихся экономических специальностей к аттестации в форме демонстрационного экзамена | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (51) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 01.11.2024

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Стрельцова, А. А. Практика подготовки обучающихся экономических специальностей к аттестации в форме демонстрационного экзамена / А. А. Стрельцова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 5 (51). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/274/9533/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья выполнена на основании изучения, теоретико-методологического анализа и обобщения педагогического опыта подготовки обучающихся экономических специальностей к демонстрационному экзамену. Представлен опыт ГБПОУ «Тверской промышленно-экономический колледж» по подготовке обучающихся к демонстрационному экзамену, определены основные направления внедрения подготовки в учебный процесс, выделены их особенности.

Ключевые слова: демэкзамен, демонстрационный экзамен, колледж, СПО, аттестация, итоговая аттестация, промежуточная аттестация, учебный процесс.

В настоящее время демонстрационный экзамен выступает в качестве наиболее точного и прогрессивного метода оценки профессиональных навыков и компетенций студентов и выпускников средних профессиональных учебных заведений (СПО). Ежегодно происходит изменение оценочных средств в соответствии с требованиями времени. С обязательным общественным обсуждением [1]. За последние годы методика проведения экзамена также претерпела значительные изменения. Ранее система была ориентирована на стандарты WorldSkills, однако сейчас, в соответствии с вызовами времени, акцент делается на современные требования российской промышленности и бизнеса. Оценка компетенций выпускников экономических направлений всегда представляла собой сложную задачу из-за широкого спектра специфической деятельности, большого объёма знаний и умений, которые должны быть освоены специалистами в области, например, бухгалтерии, банковского дела или логистики. Это, в свою очередь, вызывало затруднения при выборе методики оценки и разработки оценочных средств в рамках промежуточных аттестаций в колледжах. С появлением демонстрационных экзаменов преподавателям стало проще. Итоговая аттестация не требует разработки оценочных средств, если, конечно, нет вариативной части. Промежуточная аттестация также может строиться на заданиях демонстрационного экзамена. Но плюсы всегда приходят со сложностями. Преподаватели, ответственные за выпуск студентов, сталкиваются с рядом сложностей при подготовке к демонстрационному экзамену, включая необходимость систематизации знаний и навыков учащихся, а также ориентацию их на соблюдение требуемых стандартов выполнения заданий. Что обосновывает актуальность темы данной статьи.

Анализ результатов опроса среди преподавателей и студентов колледжей города Твери, а также интервью с выпускниками, позволил выявить два основных подхода к подготовке к демонстрационному экзамену: организацию консультаций и включение заданий демэкзамена в экзаменационные билеты по квалификационным экзаменам. Первый подход, организация консультаций, направлен на проработку заданий демонстрационного экзамена и может приводить к «натаскиванию» на результат, так как студенты учатся механически выполнять задачи, повторяющие примерные задания. Это может привести к быстрому забыванию приобретённых навыков после окончания учебного заведения. Второй подход, включение заданий демэкзамена в экзаменационные билеты, предоставляет студентам возможность оценить свои знания и умения до выпуска и начать подготовку по направлениям, требующим доработки. Однако этот метод также имеет недостатки, такие как отсутствие мотивации при неудовлетворительной оценке и использование стандартной пятибалльной системы оценивания вместо методики, применяемой экспертами демэкзамена. Таким образом, оба подхода имеют свои сильные и слабые стороны, и выбор оптимального метода зависит от конкретных целей и задач учебного заведения.

Преподаватели ГБПОУ «Тверской промышленно-экономический колледж» выбрали иную стратегию подготовки, направленную на развитие у студентов способности применять полученные знания и навыки в реальных ситуациях. А именно — внедрение подготовки к демонстрационному экзамену в текущий учебный процесс. На практике наиболее распространенными и эффективными стали следующие варианты работы с обучающимися:

  1. Применение в рамках практических и лабораторных занятий заданий, основанных на материалах оценочных средств демонстрационных экзаменов предыдущих лет. Использование заданий прошлых лет позволяет студентам ознакомиться с типовыми задачами, с которыми они могут столкнуться на экзамене, и научиться эффективно применять полученные знания на практике. Причем, задачи, в отличие от реального экзамена не всегда решаются с использованием 1С. Решение задач вручную, в тетради с использованием калькулятора, акцентирует внимание на базовых математических навыках и умении анализировать информацию, что является важным аспектом в формировании профессиональных компетенций. Такой подход также способствует развитию критического мышления, умения анализировать и синтезировать информацию, что является ключевым навыком в любой профессиональной сфере. Кроме того, решение задач вручную помогает студентам лучше понять логику решения и избежать ошибок, связанных с использованием компьютерных программ.
  2. Внедрение преподавателями практики создания обучающих видеоматериалов и их последующее использование студентами для закрепления материала или в качестве вспомогательного инструмента при выполнении заданий представляет собой инновационный подход к обучению, который обладает рядом преимуществ. Например, позволяет преподавателям структурировать и систематизировать учебный материал, делая его более доступным и понятным для восприятия студентами. Визуализация информации способствует лучшему запоминанию и усвоению материала, особенно для тех студентов, кто предпочитает визуальный формат обучения. А возможность просмотра обучающих видеоматериалов в удобное для студента время и в удобном месте повышает гибкость образовательного процесса. Студенты могут обращаться к видеоматериалам для уточнения непонятных моментов, повторения ключевых понятий или поиска примеров решения аналогичных задач, что способствует более глубокому пониманию материала и повышению успеваемости.
  3. Наставничество более сильных студентов в плане подготовки над отстающими помогает последним улучшить свои учебные результаты, развить чувство ответственности за собственное образование и повысить мотивацию к учёбе. Такая форма работы способствует формированию у студентов коммуникативных навыков, развитию лидерских качеств и способности применять знания в нестандартных ситуациях.
  4. Использование метода работы в парах при изучении 1С и внесении данных имеет ряд преимуществ. Этот подход развивает коммуникативные навыки студентов, стимулирует критическое мышление и анализ информации, способствует глубокому пониманию материала и развитию навыков решения проблем, позволяет студентам учиться друг у друга, повышает мотивацию и вовлечённость в образовательный процесс.
  5. Использование метода кейс-стади, основанного на задачах из оценочных материалов демонстрационного экзамена, в ходе производственной практики позволяет студентам осознать взаимосвязь между теоретическими знаниями и их практическим применением в реальной профессиональной деятельности. Это способствует повышению мотивации и интереса к обучению, а также формированию профессиональной идентичности.

Безусловно, в системе образования находит применение и промежуточная аттестация, проводимая в форме демонстрационного экзамена. В контексте промежуточной аттестации, которая проводится в форме демонстрационного экзамена, стоит отметить, что этот вид аттестации является не только средством оценки уровня подготовки учащихся, но и способом психологической подготовки к предстоящему испытанию. Демонстрационный экзамен как форма промежуточной аттестации даёт учащимся возможность познакомиться с процедурой проведения экзамена, понять требования и критерии оценки, что помогает снизить уровень стресса и повысить уверенность в своих силах.

Таким образом, подготовка к демонстрационному экзамену не должна быть самоцелью. Цель обучения — подготовка специалиста в своей области. Поэтому опыт проведения демэкзамена, оценочные средства прошлых лет должны служить основой не только для оценки знаний и умений студентов, но и для развития критического мышления, умения анализировать информацию, навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Литература:

1. Приказ ФГБОУ ДПО ИРПО от 12 марта 2024 г. № 01–09–42/2024 «О внесении изменений в приказ от 04.04.2023 № П-151» Порядок разработки, публикации и хранения оценочных материалов для проведения демонстрационного экзамена — [Электронный ресурс]. — URL: https://de.firpo.ru/docs/p_78 (дата обращения: 20.09.2024).

Задать вопрос