Анализ учебников по русскому языку с точки зрения наличия ценностной культуроведческой информации
Автор: Ретюнская Карина Вадимовна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (51) ноябрь 2024 г.
Дата публикации: 04.11.2024
Статья просмотрена: 12 раз
Библиографическое описание:
Ретюнская, К. В. Анализ учебников по русскому языку с точки зрения наличия ценностной культуроведческой информации / К. В. Ретюнская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 5 (51). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/274/9539/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье приведен анализ учебников по русскому языку под редакцией Ладыженской, Разумовской, Бабайцевой и Никитиной на наличие культуроведческих заданий.
Ключевые слова: эмоционально-ценностный потенциал, культуроведческая компетенция, русский язык, учебник, ФГОС, ценностный подход.
Учебник русского языка направлен на овладение устной и письменной речью на всех этапах обучения. Он учит вести беседу; составлять планы; писать изложения и сочинения на свободную и заданную тему, по картине, отзывы и рецензии; уметь видеть образные средства языка и использовать их в своей речи. Однако, следует учитывать, что в одной школе и даже в одной параллели обучение русскому языку может реализовываться по разным программам и соответственно разным учебникам.
В качестве объекта анализа были выбраны действующие учебники для 5–9 классов: стабильные (авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.), учебники параллельного учебного комплекса (авторы: В. В. Бабайцева, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, С. Н. Молодцова, Е. Н. Никитина, Г. К. Лидман-Орлова, Т. М. Пахнова и др.), учебные пособия под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта (авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, Г. А. Богданова и др.).
Целью проведенного нами анализа учебников и учебных пособий по русскому языку для 5–9 классов ставилось: определить, в какой степени учебники ориентированы на формирование у школьников эмоционально-ценностного потенциала на основе культуроведческого материала, и какие из них предоставляют учителю в наибольшей степени возможности для работы над осознание ценностного потенциала культуры.
Подробный анализ учебников по русскому языку под редакцией Т. А. Ладыженской, М. М. Разумовской, В. В. Бабайцевой, Е. И. Никитиной [4] показал достаточное количество текстов культуроведческой направленности. Все эти тексты мы можем условно разделить на следующие группы: язык и речь; духовная культура России; совесть и честь; добро и зло; душевные качества человека; дружба; любовь к природе; родительские чувства; взаимоотношения людей; этимология слова; семья; Родина. Отдельно отметим тексты об отечественных лингвистах, которые встречаются в большом количестве в учебниках под редакцией Т. А. Ладыженской и М. М. Разумовской. Тексты учебников 8–9 классов отличаются ориентацией на воспитание нравственных качеств, патриотического отношения к родине, воспитанием потребности обращения к книге. Особо отмечается наличие текстов морально-этической направленности. В текстах ставятся сложные, неоднозначные проблемы, побуждающиеся обучающихся задуматься о моральных принципах.
Изучив материалы учебников, мы пришли к выводу, что, в основном, работа над культуроведческими текстами предполагается на уроках развития речи. Виды работ по этим текстам однотипные и традиционные: написать сочинение-рассуждение, диктант, изложение.
Подробный анализ учебника «Русский язык» под редакцией Н. М. Шанского [5] (авторы Т. А. Ладыженская и др.) для 5 класса показал достаточное количество текстов культуроведческой направленности. Все эти тексты мы можем условно разделить на следующие группы:
— Язык и речь: обнаружено 4 текста — упражнения 10, 136, 140, 274;
— Духовная культура России: 5 текстов — упражнения 16, 189, 190, 194 и §59;
— Совесть и честь: 3 текста — упражнения 70, 75, 257;
— Добро и зло: 1 текст — упражнение 114;
— Душевные качества человека: 5 текстов — упражнения 106, 116, 144, 243, 252;
— Дружба: 1 текст — упражнение 168;
— Школа: 2 текста — упражнения 191 и §49;
— Любовь к природе: 3 текста — упражнения 201, 261, 70(относится к двум направлениям);
— Родительские чувства (на примере животных): 1 текст — упражнение 276.
Анализ учебников «Русский язык» для 6 класса показал усложнение текстов культуроведческой направленности. Мы можем выделить следующие группы:
— Язык и речь: 4 текста — упражнения 1, 2, 58 и §2;
— Книга: 2 текста — упражнения 10, 153;
— Космос: 1 текст — упражнение 129;
— Духовная культура России: 10 текстов — упражнения 140, 148, 165, 181, 238, 268, 270, 276,282, 315, 316;
— Профессии: 2 текста — упражнение 293, 294;
— Этимология слова: 4 текста — упражнений 142, 163, 177 (словарь), 261;
— Характер человека: 1 текст — упражнение 211;
— Взаимоотношения людей: 2 текста — упражнения 8, 189;
— Эмоции человека: 2 текста — упражнения 66, 242;
— Семья: 1 текст — упражнение 55;
— Знание: 1 текст — упражнение 64.
«Русский язык» для 7 класса содержит, относительно двух предыдущих учебников, большее количество текстов культуроведческого содержания. В данном учебнике мы выделили следующие группы тем:
— Язык и речь: 4 текста — упражнения 1, 2, 3, 178;
— Добро и зло: 1 текст — упражнение 23;
— История языка: 2 текса — упражнения 49, 223;
— Этимология слова: 2 текста — упражнения 52, 259;
— Отечественные лингвисты: 2 текста — упражнения 324, 361;
— Внутренний мир человека: 3 текста — упражнения 96, 110, 402;
— Семья и детство: 3 текста — упражнения 51, 116, 149
— Любовь к природе: 5 текстов — упражнения 57, 70, 78, 86, 358;
— Духовная культура России: 18 текстов — упражнения 29, 39, 65, 67, 135, 176, 221, 235, 248, 293, 310, 322, 418, 452, 474, 493, 509 и §11;
— Родина: 2 текста — упражнение 467, 489;
— Школа: 2 текст — упражнение 53 и §8.
В учебниках русского языка 8 класса нами были выделены следующие темы культуроведческих текстов:
— Язык и речь: 9 текстов — упражнения 1, 2, 3, 4, 19, 37, 47, 160, 235;
— Отечественные лингвисты: 3 текста — упражнения 162, 221, 452;
— История языка: 1 текст — упражнение 167;
— Книга: 1 текст — упражнение 42;
— Культура: 1 текст — упражнение 432;
— Труд человека: 2 текста — упражнения 20, 34;
— Чувства человека: 1 текст — упражнение 115;
— Родина: 2 текста — упражнение 303 и §22;
— Духовная культура России: 18 текстов — упражнения 10, 17, 62, 76, 89, 105, 111, 112, 128, 131, 142, 183, 208, 247, 310, 311, 441 и §50.
Тексты учебника по русскому языку в основном содержат в себе сведения об искусстве. Мы выделили сравнительно небольшое количество групп тем культуроведческих текстов:
— Язык и речь: 8 текстов — упражнения 1, 2, 3, 5, 24, 28, 220, 231;
— Этимология: 1 текст — упражнение 94;
— Отечественные лингвисты: 4 текста — упражнения 6, 153, 177, 226;
— Искусство: 14 текстов — упражнения 39, 46, 85, 89, 100, 106, 133, 137, 157, 217, 233, 259, 264, 278;
— Любовь к природе: 1 текст — упражнение 244;
— Духовные качества человека: 1 текст — упражнение 91;
— Родина: 2 текста — упражнения 165, 230;
— Духовная культура России: 1 текст — упражнение 234;
— Хлеб: 1 текст — упражнение 275.
В нашей выпускной работе была выбрана культуроведческая тема «Книга, ее роль в нашей жизни». Культуроведческие тексты на тему «Книга», вне зависимости от программы, в большей или меньшей степени встречается в каждом учебнике по русскому языку.
Анализ действующих учебников связывался с решением следующих задач:
- выявить наличие упражнений, направленных на формирование у школьников эмоционально-ценностного потенциала на базе культуроведческого текста по теме «Книга»;
- определить, в какой мере используемые средства обучения (дидактический материал) способствуют осуществлению работы над темой «Книга» в учебниках русского языка.
Особое внимание при анализе учебников мы уделяли наличию / отсутствию текстов о книге и ее значению в нашей жизни. Ниже приводим сравнительную таблицу по авторам и классам.
Таблица 1
Анализ учебников русского языка по теме «Книга и ее значение в нашей жизни»
Автор |
Класс |
||||
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Ред.Шанский Н. М. |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
Ред.Разумовская М. М. |
12 |
6 |
21 |
12 |
9 |
Ред.Бабайцева В. В. |
___ |
___ |
___ |
9 |
|
Автор Никитина Е. И. |
5 |
17 |
15 |
18 |
19 |
Представим данные таблицы в диаграмме:
Рис. 1. Результаты анализа учебников русского языка с точки зрения наличия культуроведческой темы «Книга»
Таким образом, видно, что тексты о книге преобладают не во всех учебниках, а в учебнике под редакцией М. М. Разумовской и в учебнике «Русская речь» Е. И. Никитиной [6]. Заметно, что тема книга в учебниках развивается, начиная с 6 класса.
В учебниках под редакцией М. М. Разумовской мы выделили следующие виды заданий к текстам о книге:
— озаглавливание текста и поиск главной мысли;
— анализ содержания текста;
— создание монолога или диалога;
— объяснение, как содержание текста связано с материалом изучаемого раздела;
— работа с выразительно-изобразительными средствами языка и определение их роли речи;
— продолжение текста;
— работа с о словами автора и прямой речью;
— словообразовательный разбор;
— пунктуационный анализ текста;
— синтаксический разбор предложения;
— лексический разбор текста;
— стилистический анализ текста.
В учебнике для 7 класса нами было выделено исследовательское упражнение № 186:
Выполнение данного упражнения не только прививает любовь детей к чтению журналов, но и способствует посещению библиотек, где обучающихся может заинтересовать книга, не входящая в учебную программу.
Еще одно упражнение в учебнике 5 класса № 251, в котором представлено дерево — схема однокоренных слов с корнем -земл-. Мы предлагаем, разобрав данное предложение с учащимися на уроке, дать им в качестве домашнего задания составить подобное дерево или придумать свой образ с корнем -книг-.
В учебниках под редакцией Никитиной Е. И. мы наблюдаем главы, посвященные книге: 6 класс — § 13 (описание книги); 7 класс — § 6 (отзыв о книге); 9 класс — § 5 (рецензия на книгу). В учебниках 7–8 классах большое количество упражнений посвящено написанию киносценария по произведениям отечественных авторов. Особый интерес представляют собой исследовательские задания в 9 классе — упражнения 99, 100 и 101.
Таким образом, проведенный анализ учебников показал, что тема «Книга, значение книги в нашей жизни» отражена в текстах учебника, однако недостаточно упражнений, ориентированных на анализ культуроведческой темы «Книга».
Литература:
- Бабайцева, В. В. Русский язык. Сборник заданий. 8–9 классы. / В. В. Бабайцева, Л. Д. Бернарская. 11-е изд., стереотип — М.: Дрофа, 2019. — 271 с.
- Быстрова, Е. А. Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособ. для студентов пед. вузов. / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос. — М.: Дрофа, 2007. — 237 с.
- Дейкина, А. Д. Формирование культуроведческой компетенции учащихся при обучении русскому языку. Коллективная монография. / А. Д. Дейкина, А. П. Ермеева, Л. А. Ходякова. — М.: «Прометй», 2005. — 135 с.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 112 с.
- Ладыженская, Т. А. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина. — М.: Просвещение, 2019. — 192 с.
- Никитина, Е. И. Русский язык: Русская речь. 9 класс: учебник / Е. И. Никитина. — М.: Дрофа, 2019. — 267 с.
- Ходякова Л. А. Взаимосвязь аксиологического и культуроведческого подходов в преподавании языка А. С. Пушкина // Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка. Материалы международной научно-практической конференции к юбилею профессора А. Д. Дейкиной и ее научной школы: в 2 частях. 2019. С. 293–297.