Современные методики и технологии развития интеллекта у детей дошкольного и школьного возраста | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общая педагогика

Опубликовано в Образование и воспитание №6 (52) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 19.11.2024

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Лапеева, Е. С. Современные методики и технологии развития интеллекта у детей дошкольного и школьного возраста / Е. С. Лапеева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 6 (52). — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/276/9587/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье анализируются методики и технологии, способствующие развитию интеллекта у детей. В ФГОС подчеркивается необходимость развития таких качеств ребенка, которые позволят ему адекватно ориентироваться в окружающем мире, развиваться при решении повседневных и нетиповых задач. Сегодня увеличивается потребность в освоении и применении на практике таких образовательных технологий, которые позволят ребенку осваивать и перерабатывать большие потоки информации, ориентироваться в них, применять в своей практической жизни.

Ключевые слова: дошкольники, школьники, интеллект, развитие ребенка, методы, технологии.

Сегодня наиболее объемным трудом, объединившим и систематизировавшим современные образовательные технологии, стала «Энциклопедия образовательных технологий» подготовленная профессором Г. К. Селевко. В ней представлена информация о более пятисот образовательных методик и технологий — «богатейший материал передового педагогического опыта» [1, с. 3].

Из представленного в книге спектра методик большую популярность приобрели личностно ориентированные технологии, которые большое внимание уделяют способностям и возможностям конкретного ребенка, пропагандируют индивидуальный подход в обучении, создание индивидуальных учебным маршрутов. Так, например, обобщённая технология «Педагогики сотрудничества» предполагает построение образовательного процесса без принуждения, отказ от административных методов преподавания, создания комфортной обстановки сотрудничества педагога и обучающегося, создание ситуации успеха. В процессе обучения используются приемы, направленные на развитие ассоциативного и абстрактного мышления, творческого потенциала, что способствует повышению эффективности и улучшению результатов обучения. Несмотря на то, что технология сформировалась в конце прошлого столетия, она достаточно активно применяется и сегодня. Ведь развитие информационных технологий дает совершенно новые возможности осуществления дидактических принципов индивидуализации и дифференциации обучения, что значительно влияет на характер познавательной деятельности учеников, их творчества [2, с. 9].

Наибольшее распространение в современном образовательном процессе приобретают активные методы обучения, когда ребенок становится активным участником процесса, развивает умения применения знаний на практике, активно формируются его способности и интеллектуальные возможности, ученик приобретает навыки самообразования, что позволяет ему в дальнейшем обучаться на протяжении всей жизни.

К наиболее популярным активным методам обучения относятся: игровые методики, интерактивные, метод конкретных ситуаций (case-study) и др. [3, с. 132].

Активные методы обучения направлены на формирование у детей самостоятельно объяснять происходящие явления и события окружающего мира, находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи, решать познавательные задачи, комплексно применяя известные им способы решения [4, с. 13].

Игровые технологии. Игра наравне с учением, трудом и общением является основным видом человеческой деятельности. Игрой увлекаются не только дети, но часто и сами взрослые.

Для ребенка игра — это способ познания окружающего мира. Научно доказано, что если ребенок не играет, то он не развивается. В игре ребенок социализируется, примеряет на себя различные социальные роли. Также игра делает процесс обучения более интересным, повышает его эффективность, развивает интеллектуальный и творческий потенциал ребенка, а увлеченность позволяет материалу на долгое время закрепиться в памяти.

Опытные педагоги знают, что любое занятие легко забывается, но тот, который был создан на основе игры, постановки или квеста, дети помнят долго.

Функция игры вытекает из характера самой деятельности человека. Человек, по мнению Й. Хейзинги, с начала своего рождения есть «существо играющее» [5]. С его точки зрения, игре присущи свободная, «несерьезная» деятельность, фантазия, игра находится вне будничной действительности и наконец, игра «играется» по правилам (поэтому она учит человека следовать определенным нормам и в своей обыденной жизни, укрощать свои инстинкты).

Сегодня игровые методики являются одним из самых эффективных средств обучения. Современные педагоги подчеркивают, что игра позволяет получить новые знания, но и является инструментом, позволяющим быстро и эффективно перевести знания с уровня поверхностного ознакомления на уровень обобщения опыта ребенка, стимулирует развитие его способностей, критического мышления, креативности и творчества [6, с. 508–509].

В последние десятилетия активное развитие получила «теория игр». Теория игр — это раздел общественных наук, который изучает принятие стратегических решений [7, с. 10]. Данная концепция основывается на том, что ежедневно каждый человек принимает множество решений о том, как поступить и вокруг него множество других людей, которые тоже постоянно принимают какие-либо решения. Принятие решений — это и есть стратегия. Теория игр позволяет развить основы стратегического мышления человека. Стратегическое мышление позволяет достигать успеха, не только в играх, соревнованиях, но и применяя решения и в повседневной жизни и в обучении, находить рациональные ответы на сложные задачи.

Стратегическое мышление задействует разные типы мышления, развивает гибкость, восприимчивость, критичность, способность понимать и объяснять поступки других людей [8, с. 52].

Метод Case Study (разработка Гарвардского университета) предполагает построение процесса обучения на кейсах, т. е. жизненных ситуациях, как правило, не имеющих однозначного решения [9, с. 142]. Исследуя проблему, в которой сталкивается человек в определенном кейсе, учащиеся пытаются посмотреть на ситуацию с разных сторон, найти возможные варианты решений и проанализировав их, выделяют наиболее рациональные.

Сегодня метод кейсов по праву завоевал одни из первых позиций в списке самых действенных и эффективных методик обучения. Современные технологии позволяют воссоздать полную ситуацию кейса благодаря использованию видеоматериалов и программного обеспечения.

Данная технология способствует развитию различных видов мышления, творческого потенциала, креативности, инициативы. Метод способствует развитию умения анализировать, обобщать, критиковать, аргументировать.

Интерактивное обучение основывается на сотрудничестве педагога и ученика, вовлечении учащегося во взаимодействие с учебной средой, побуждении к самостоятельному поиску знаний. Задачей педагога является создание условий для активной познавательной деятельности учеников. Интерактивные методы обучения сегодня достаточно популярны в педагогической среде. В сравнении с традиционными методами интерактивные в большей мере соответствуют природе педагогического процесса, моделируют конструктивное и продуктивное педагогическое взаимодействие. Они предполагают развитие различных видов мыслительной деятельности, происходит естественная активизация механизмов, «запускающих» и поддерживающих мыслительный процесс. Продолжительное время активной познавательной деятельности способствует формированию таких интеллектуальных черт личности, как способность к продолжительным умственным и эмоциональным нагрузкам, способность к концентрации и удерживанию внимания на объекте познания и повышение общей интеллектуальной выносливости. Интерактивные методы развивают самостоятельную творческую деятельность, способствует развитию навыка выработки наиболее рациональных решений, повышает мотивацию и эмоциональную вовлеченность в процесс обучения и стремление к достижению цели [10, с. 18].

К интерактивным методам относятся и технологии, направленные на развитие критического мышления. В быстроразвивающемся мире и постоянно увеличивающемся потоке информации возрастает потребность в людях, у которых есть умение ориентироваться в информации, находить нужную, а также умение осмыслить и применить. Когда человек мыслит критически, то он активно стремится к пониманию происходящего путем его осмысления, оценки свидетельств и глубокого постижения процесса мышления как такового [11, с. 16]. При этом термин «критическое» используется в понимании оценочного качества.

Критическое мышление заключается в активном поиске понимания действительного положения дел посредством тщательной оценки информации, идей и аргументов — а также глубокого осмысления процесса мышления как такового. Развитие критического мышления предполагает изучать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся, выявлять ошибки в суждениях, отделять главное от несущественного в тексте или в речи [12, с. 149].

Популярным методом, способствующим быстрому и эффективному запоминанию большого объема информации, применяемый многими российскими и зарубежными педагогами является составление mind map (интеллект-карты). Составление интеллект карт помогает быстро обработать информацию, сгенерировать новые идеи, улучшить память, с пользой тратить свободное время и повысить эффективность работы и учебы [13, с. 19].

Исследования психологов показывают, что дети обычно учатся рисовать быстрее, чем писать. В отличие от слов, изображения воспринимаются мгновенно: мозг обрабатывает визуальную информацию в 60000 раз быстрее, чем вербальные сообщения. Поэтому, созданные американским преподавателем Тони Бьюзеном интеллект-карты, уже продолжительное время доказывают свою эффективность в школах. В российской педагогической практике, составление различных знаково-символьных (идеографических) изображений блока учебной информации, используются достаточно давно, среди них: системные опорные конспекты (В. Ф. Шаталов, С. Д. Шевченко); блок-схемы (М. Чошанов); граф-схемы; матрицы (П. М. Эрдниев); концепты (М. П. Щетинин); «паучки» (Дж. Хамблин); фреймы; логические модели; семантические сети и т. д.

Многие из этих приемов достаточно успешно применяются педагогами и воспитателями сегодня. Педагогики-новаторы разработали ряд технологий обучения сильно увеличивающих эффектность занятий. Так технология «Опорных сигналов» Шаталова В. Ф. была придумана ещё в 1960-е гг., на неё были переведены сотни экспериментальных школ. Ученики этой системы в 4-м классе соревновались со студентами на олимпиадах и выигрывали! Обучение всё школьной программы завершалось к 8, 9 классу. Любой школьник, обучавшийся по системе, был просто вундеркиндом по сравнению с обычным учеником советской школы [14].

Резкий переход к дистанционному обучению, возникший с появлением пандемии в 2020 году, дал новый толчок к индивидуализации в обучении, составлению индивидуальных образовательных маршрутов. Действующие образовательные программы в школах рассчитаны на средней уровень знаний ребенка и официально закрепляются государственными образовательными стандартами. Однако, каждый ребенок уникален и развивается по-своему, у каждого разный набор задатков, генетической предрасположенности и социализации. В этой связи очень важно подходить к ребёнку индивидуально для того, чтобы процесс познания не вызывал у него стресс и неприятие. Это позволяет обучаться в том темпе и с той направленностью, которая более отзывается у обучающегося, развивает его слабые стороны и совершенствует сильные.

Индивидуальный образовательный маршрут — это особая структура образовательной деятельности, которая учитывает личностные качества ребёнка, позволяет раскрыть его интеллектуальный потенциал и обеспечить достижение планируемых образовательных результатов [15, с. 10].

При построении индивидуального образовательного маршрута выделяют следующие этапы:

  1. Диагностика индивидуальных способностей и интеллектуальных качеств учащегося.
  2. Согласование целей образования, формирование цели обучения.
  3. Определение содержания образовательного маршрута.
  4. Выстраивание индивидуального образовательного маршрута.
  5. Реализация.
  6. Анализ результатов [16, с. 22].

Среди эффективных образовательных методик и технологий, успешно применяемых сегодня, отметим технологию ТРИЗ (теории решений изобретательских задач). Теория была создана в конце прошлого столетия и описана в трудах Генриха Альтшуллера. С тех пор применение данной теории вышло далеко за пределы физики. Задачи и техники ТРИЗ используются сейчас практически во всех областях и дисциплинах. Многие педагоги России с ней знакомы и используют некоторые ее элементы в своей практической деятельности.

В центре ТРИЗ-педагогики находится системно-функциональный анализ, который позволяет изучить необходимый материал, но и представит его в виде системы. Данный вид анализа применяется для развития у обучающихся навыка выявления причинно-следственных связей, обнаружить скрытые зависимости. Системно-функциональный анализ позволяет всесторонне рассмотреть события, явления и различные жизненные ситуации, познавательные задачи, а также обеспечивает возможность организовать, систематизировать информацию, установить связи и сформулировать выводы. При выполнении анализа необходимо придерживаться определенных правил, что позволяет развить интеллектуальные возможности и навыки применения знаний на практике.

ТРИЗ-педагогика создает условия для эффективного сочетания разнообразных форм и методов обучения. Такие приемы, как «Выполни роль», «Опрос по цепочке», «Улей», дидактические игры «Точка зрения», «Да — нет», «Узнай, кто я», способствуют углублению знаний, учат думать, формируют умение в новой ситуации самостоятельно определить проблему, рассмотреть ее системно, выдвинуть собственные гипотезы, обосновать их и предложить эффективное решение [17, с. 2].

Эффективность активных форм обучения исследовалась американскими учеными Р. Карникау и Ф. Макэлроу. Итоги, которые подвели ученые, следующие: человек в среднем запоминает лишь 10 % того, что прочитал; 20 % того, что услышал; 30 % того, что увидел; 80 % того, что говорит сам и 90 % того, до чего дошел самостоятельно в процессе игры или другой деятельности [18, с. 92].

Таким образом, в настоящее время существует множество методик и технологий, позволяющих всесторонне развить интеллектуальные, творчески способности и возможности ребенка, помогают развить различные типы и виды мышления, научиться изобретать, проявлять креативность и творческий подход. Тем не менее педагогика как наука не стоит на месте и постоянно происходит поиск новых более эффективных методик.

Литература:

  1. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: [в 2 т.] / Г. К. Селевко. — Москва: НИИ шк. технологий, 2006- (Можайск (Моск.обл.): Можайский полиграфкомбинат).
  2. Методики проведения онлайн-урока в рамках педагогики сотрудничества: учеб.-метод. пособие / отв. ред. Т. И. Попова. — Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. — 90 с. — ISBN 978–5–288–05957–5
  3. Лапыгин, Ю. Н. Методы активного обучения: учебник и практикум для вузов / Ю. Н. Лапыгин — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 248 с. — ISBN 978–5–534–02216–2
  4. Подласый, И. П. Педагогика в 2 т. Том 2. Практическая педагогика в 2 книгах. Книга 2: учебник для вузов / И. П. Подласый. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 318 с. — ISBN 978–5–534–01977
  5. Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / Сост., предисл. и перевод Д. В. Сильвестрова; коммент., указатель Д. Э. Харитоновича. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. — 416 с.
  6. Михайлова, Т. В. Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников / Т. В. Михайлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 508–509. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64721/ (дата обращения: 07.11.2024).
  7. Нейлбафф, Б. Д. Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни / Б. Д. Нейлбафф — М.: «Манн, Иванов и Фербер (МИФ)», 2008–754 с. — ISBN 978–5–00100–503–2
  8. Крогерус, М. Книга решений. 50 моделей стратегического мышления / М. Крогерус — М.: «Олимп-Бизнес», 2008. — 100 с. — ISBN 978–5–9693–0207–5
  9. Даутова, О. Б. Педагогические технологии для старшей школы в условиях цифровизации современного образования: Учебно-методическое пособие для учителей / О. Б. Даутова, О. Н. Крылова. — СПб.: КАРО, 2020. –176 с. — ISBN 978–5–99–25–1479–7
  10. Блинов, А. О. Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие / А. О. Блинов — М.: Издательство «Научная библиотека», 2014. — 296 с. — ISBN 978–5–906660–07–7
  11. Чатфилд, Т. Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение / Т. Чатфилд — М.: Альпина Проджект, 2018. –559 с. — ISBN 978–5–9614–2092–0
  12. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 815 с. — I8ВN 5–87953–211–9
  13. Бьюзен, Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления» — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 191 с. — ISBN 978–5–00117–678–7
  14. Гурьянов, П. С. Методика переработки теоретического материала и создания специальных обучающих пособий — опорных сигналов по Шаталову В. Ф. для сверхэффективного и быстрого обучения // Личная страница педагога на сайте LiveJournal. — 2021. — URL: https://kostyazen.livejournal.com/726383.html (дата обращения: 13.11.2024)
  15. Крылова, О. Н. Проектирование индивидуального образовательного маршрута ученика / О. К. Абдулаева, Е. В. Алабина, М. Н. Битюкова, О. Б. Даутова, О. О. Жебровская, О. Н. Крылова, Е. В. Семыгина и другие. Под общ. ред. О. Н. Крыловой. — М.: Издательство Каро, 2019–224 с. — ISBN 978–5–9925–1412–4
  16. Ниязова, Х. Н. Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одаренных детей. Методические рекомендации / Автор-составитель Х. Н. Ниязова — Ханты-Мансийск: Редакционный-издательский отдел АУ «Институт развития образования», 2014. –60 с.
  17. Бирзул, В. Л. Примирение ТРИЗ-педагогики на уроках истории / История. Все для учителя. — № 3 (39) март 2015 — С. 2.
  18. Лучшие практики в образовании и профориентации Президентской академии: сборник методических материалов и статей / науч. ред. канд. соц. наук И. А. Газиева. выпуск 4. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. — С. 92. — ISBN 978–5–7749–1458–6
Задать вопрос