Использование интерактивной доски на занятиях по музыкальной литературе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (53) январь 2025 г.

Дата публикации: 16.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Шаханова, А. К. Использование интерактивной доски на занятиях по музыкальной литературе / А. К. Шаханова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 1 (53). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/278/9673/ (дата обращения: 18.12.2024).

Препринт статьи



Статья анализирует преимущества использования интерактивной доски на занятиях по музыкальной литературе. Рассматриваются различные способы использования интерактивной доски для углубленного освоения материала.

Ключевые слова: учебный процесс, интерактивная доска, музыкальная литература

Учреждения образования, стремясь обеспечить высокое качество образования, всё чаще обращаются к современным средствам визуализации и интерактивным технологиям. Внедрение в учебный процесс интерактивных технологий позволяет не только существенно разнообразить учебные занятия, но и адаптировать обучение под индивидуальные потребности каждого обучающегося. Использование интерактивных инструментов, таких как интерактивные доски, образовательные платформы и мобильные приложения, помогает сформировать динамичную и вовлекающую образовательную атмосферу, способствующую эффективному усвоению знаний, а также активному взаимодействию обучающихся с учебным материалом и друг с другом.

Одним из наиболее ярких примеров использования интерактивных технологий являются интерактивные доски. Интерактивная доска представляет собой панель с сенсорным дисплеем, которую подключают к компьютеру. Изображение на экран передаётся через проектор. Преимущества ее использования в музыкальном образовании очевидны:

  1. Возможность заранее подготовить учебный материал, что поддержит хороший темп занятия и выделит время для обсуждения изучаемого материала;
  2. Простота и доступность в использовании доски;
  3. Возможность мгновенного воспроизведения аудио-, видеоматериалов или целых Интернет-страниц;
  4. Структурирование изучаемого материала по страницам для изложения в логической последовательности;
  5. Возможность подключения аудио- и видеооборудования. Это позволит обучающимся одновременно смотреть на экране нотный текст и слышать его звучание;
  6. Сохранение изученного материала в общей сети образовательного учреждения и предоставление к нему доступа для обучающихся [3].

Тем не менее все перечисленные преимущества устройства могут быть перечеркнуты неподготовленностью преподавателей и обучающихся к использованию нового оборудования на уроке. Прежде, чем установить данное устройство в учебном кабинете необходимо предоставить соответствующие методические рекомендации по его использованию и разобраться с основными принципами работы интерактивной доски.

Многие из современных преподавателей имеют некоторые навыки работы с компьютером, успешно готовят презентации к занятиям. Однако со спецификой интерактивного обучения знакомы не в полной мере. В этой связи важно обеспечить повышение уровня технической компетенции преподавателей через различные системы повышения профессиональной квалификации.

В учреждениях образования используется интерактивное оборудование различных брендов, типов, с разнообразным программным обеспечением. Устройства могут различаться по внешнему виду, по комплектации. При этом принципы работы на любых досках одинаковые. Поэтому изучив приемы работы с одной интерактивной доской, можно продолжить работу на другой. Вне зависимости от типа оборудования доска должна работать в комплекте с компьютером и проектором, иметь оригинальное программное обеспечение и руководство пользователя (поставляется в комплекте с доской) [2].

Рассмотрим варианты работы с интерактивной доской в зависимости от поставленных целей и задач занятия.

  1. Работа в режиме экрана компьютера наиболее привычна для любого пользователя компьютера. Данный режим может быть использован для демонстрации учебных материалов и презентаций, созданных в офисных приложениях или для демонстрации материалов, расположенных в сети Интернет.
  2. Режим экранных надписей. Интерактивная доска любой модели поддерживает функцию рукописных пометок и надписей. С помощью стилуса или маркера на интерактивной доске можно писать и рисовать так же, как это на традиционной доске мелом. Например, надписи можно создавать, используя приложение Блокнот. Их можно прикреплять поверх любых изображений на экране, а также добавлять к ним комментарии, подчеркивая важную информацию, заполнять таблицы, создавать схемы и чертежи. Для этого можно использовать Перо и Ластик на панели инструментов программного продукта. Уместно использовать экранные надписи при работе непосредственно в сети Интернет, с цифровыми образовательными ресурсами и т. д. Преимуществом использования интерактивной доски по сравнению с традиционной является возможность сохранения всех записей в электронный файл с последующей их распечаткой или передачей обучающимся.

Большинство программных продуктов для интерактивных досок имеет стандартный набор инструментов для работы на доске Достойным вариантом программного обеспечения для интерактивных досок может служить приложение Smart Notebook [2].

Одной из наиболее интересных форм использования интерактивной доски является проведение проверочной работы. Доска позволяет внедрять элементы геймификации в традиционную форму контроля знаний. Используя кроссворды, тестовые задания и другие интерактивные задания, преподаватель может сделать занятие более увлекательным, а саму проверку знаний менее стрессовой для обучающихся [1].

Рассмотрим несколько креативных идей для работы с интерактивной доской на практических занятиях по предмету «Музыкальная литература».

  1. Wordle.net — сервис, который позволяет создавать word clouds (текстовые облака). Цель этой программы — вычленить часто употребляемые слова в тексте [1]. Для этого в специальное поле необходимо ввести текст, и программа сгенерирует текстовое облако, отображая наиболее часто употребляемые слова крупным шрифтом. Создание текстового облака по биографии или творчеству композитора позволит визуализировать ключевые понятия, которые были раскрыты при изучении темы. Такой подход способствует углубленному пониманию материала и развитию креативных навыков обучающихся.
  2. Лента времени — временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события. Чаще всего она представляет собой горизонтальную линию с разметкой по годам или периодам. Это уникальный ресурс, позволяющий сравнивать различные события, расположенные на ленте. Объектами ленты могут выступать: жизненный и творческий путь композитора, этапы становления и развития определенного направления в музыкальном искусстве. Лента может содержать текст, графические объекты, ссылки на интернет-ресурсы, звуковые и видеофайлы, что делает приложение особенно ценным для изучения музыкальной литературы. Возможность расположения на экране сразу нескольких лент позволит сопоставить творчество композиторов или сравнить несколько эпох. В качестве проверочного задания для обучающегося можно предложить: дополнить ленту иллюстративным материалом; вставить недостающие на ленте события или напротив удалить лишние, не относящиеся к теме занятия. Проверочные задания, встроенные в ленту времени позволяют не только закрепить полученные знания, но и развивают аналитическое мышление.
  3. Интеллект-карта — это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. Интеллект-карты можно использовать для изучения музыкальных произведений. Обучающиеся могут самостоятельно создать интеллект-карту, на которой будут изображены все части музыкального произведения либо использовать для систематизации и закрепления полученных знаний о музыкальных стилях и биографиях композиторов в историческом контексте их творчества.

В рамках данной статьи невозможно охватить все существующие способы использования интерактивной доски на занятиях по музыкальной литературе. Тем не менее очевидно, что их внедрение в учебный процесс может значительно обогатить традиционные подходы к обучению. Важно продолжать экспериментировать, исследовать и делиться наработками с коллегами, что, в свою очередь, может значительно повысить качество образования в области музыкальной литературы.

Литература:

  1. Ананьева, И. И. Интерактивная доска как новый инструментарий учителя музыки / И. И. Ананьева. — Санкт-Петербург: ГОУ ДПО специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2010. — 109 c. — Текст: непосредственный.
  2. Шевченко-Савлакова, Н. М. Интерактивная доска в классе: с чего начать / Н. М. Шевченко-Савлакова. — Текст: электронный // Мастерство online: [сайт]. — URL: https://ripo.by/assets/masterstvo_online/docs/1/sredstva_obuch_savlakova.pdf (дата обращения: 06.12.2024).
  3. Янченко, М. С. Использование интерактивных досок / М. С. Янченко, В. В. Ермолаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 26–29. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10229/ (дата обращения: 06.12.2024).
Задать вопрос