Использование возможностей проекта «Учебный день в музее» на уроках русского языка и литературы
Авторы: Макарова Наталия Александровна, Евстифеева Дарья Олеговна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (53) январь 2025 г.
Дата публикации: 12.12.2024
Статья просмотрена: 4 раза
Библиографическое описание:
Макарова, Н. А. Использование возможностей проекта «Учебный день в музее» на уроках русского языка и литературы / Н. А. Макарова, Д. О. Евстифеева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 1 (53). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/278/9679/ (дата обращения: 18.12.2024).
Препринт статьи
В современном мире обучение и воспитание в школе не ограничиваются пространством школы. Столица дает широкий спектр возможностей для посещения парков, технопарков, музеев, выставок и других площадок, что позволяет расширить, дополнить и разнообразить школьную образовательную программу.
Введение экспозиций музея в образовательный процесс способствует формированию жизненно важных компетенций, психологической и нравственной готовности человека быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований. Благодаря таким урокам обучающиеся могут получать знания, опираясь на подлинные музейные экспонаты, выполнять практические задания, а учителя проявлять свой педагогический профессионализм в иных условиях.
Основной целью уроков в музее является организация образовательного процесса с использованием социокультурных ресурсов города.
Задачи:
— формирование метапредметных навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций обучающихся с использованием ресурсов учреждений культуры;
— предоставление обучающимся возможности более эффективного использования имеющихся образовательных материалов и социокультурных ресурсов при освоении образовательной программы.
Привлечение педагогами музейных материалов в образовательный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися, насыщенными яркими подкрепляющими знания фактами. Но главное то, что у обучающихся повышается мотивация к познавательной деятельности.
Кроме того, так обучающиеся понимают, что все полученные в школе знания можно применить на практике. А еще такие занятия — интерактивны. Школьники не просто сидят за партами и учебниками, а проводят целую поисково-исследовательскую работу — смотрят, ищут, соревнуются между собой, что делает образовательный процесс еще более увлекательным.
Практический опыт. При проведении урока русского языка «Специальные слова. Профессионализмы. Термины», проведённого в зале Музея космонавтики «Утро космической эры», обучающиеся знакомятся с понятиями «специальные слова», «профессионализмы», «термины». Все задания обучающиеся выполняли как индивидуально, так и в команде. Продуктом урока стало создание красочного словаря специальных слов, профессионализмов и терминов, используемых в космонавтике. Ребята с большим интересом выполняли задания, изучали экспонаты, анализировали тексты, обсуждали выполнение заданий. Приложение 1. Рабочий лист.
- Прочитайте текст. Выпишите из текста профессионализмы.
Человек веками мечтал вырваться за пределы земной атмосферы и посмотреть на нашу планету из космоса. И вот, наконец, этот день настал. Учёные, конструкторы, рабочие создали блестящий шар — первый искусственный спутник Земли — с четырёхметровыми усами-антеннами. Он при помощи ракеты-носителя преодолел земное притяжение и вышел на околоземную орбиту.
12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал корабль «Восток» с человеком на борту. «Корабль стал входить в плотные слои атмосферы, — рассказывал потом Юрий Гагарин. — Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего 20 градусов тепла. Было ясно, что все системы сработали отлично и корабль точно идёт в заданный район приземления». Юрий Гагарин облетел земной шар всего за 108 минут.Пилот корабля катапультировался за несколько минут до приземления спускаемого аппарата и спустился на Землю на парашюте. Когда подошвы тяжёлых ботинок скафандра коснулись травы, Гагарин мягко упал на правый бок и заученным движением погасил купол парашюта.
- Люди какой профессии используют эти слова? Ответ запишите.
_____________________________________________________________
- Подпишите обозначенные на рисунке детали космического корабля.
- Соедините профессиональные слова с соответствующими иллюстрациями.
скафандр |
|
|
ракета-носитель |
|
|
парашют |
|
|
катапульта |
|
|
спускаемый аппарат |
|
- Создайте небольшой красочный словарик специальных слов, профессионализмов и терминов, используемых в сфере космонавтики.
Урок русского языка в Государственном музее А. С. Пушкина, где обучающихся встретила старинная московская дворянская усадьба XIX века. Исследуя её архитектуру, элементы внешнего и внутреннего убранства, предназначение, знакомясь с укладом жизни её обитателей, учащиеся смогли значительно пополнить свой лексический запас, расширить кругозор, развить свою зрительную память и эстетические вкусы и просто получили большое удовольствие. Приложение 2.Рабочий лист.
Атриум
1. Внимательно рассмотрите схему усадебного двора и определите, где находится:
— каретный сарай
— каменный жилой флигель
— конюшня
— хозяйственный флигель
— усадебный дом
Определите, на каком месте в XIX веке располагалась церковь Спаса Нерукотворного Образа.
По ходу урока вписывайте экспонаты, подтверждающие ваши новые знания.
Парадная лестница
2. Напишите имя французского художника XVIII века, в стиле которого оформлены четыре живописных панно, украшающих стены вдоль парадной лестницы: ________________________________________________________
3. Над парадной лестницей — люстра на 6 свечей. Обратите внимание на ее форму. Как правило, за форму подобные осветительные приборы называли люстры-___________________.
4. Укажите, как называются настенные бронзовые осветительные приборы на 12 свечей французской работы первой четверти XIX века: ___________________
Парадная анфилада
Войдите в первый зал и дайте ему название:_______________________
Подсказкой о назначении зала вам послужат строки А. С. Пушкина:
Полна народу зала,
Музыка уж греметь устала,
Толпа мазуркой занята,
Кругом и шум, и теснота.
5. Определите, где располагался оркестр во время бала.
__________________
6. Какие танцы преобладали в первой половине XIX века? Обведите цифры с правильным ответом.
1) менуэт
2) танго
3) полонез
4) котильон
5) тарантелла
6) вальс
7) мазурка
Парадная гостиная
7. Внимательно рассмотрите роспись потолка парадной гостиной. Найдите общие и отличительные черты росписи этого зала с предыдущим. Выделите в росписи потолка изображение предмета, который свидетельствует о том, что эта гостиная является музыкальной и литературной. Заполните таблицу.
Сходства |
Отличия |
Угловая гостиная
8. Какие элементы в оформлении зала и предметы в интерьере подсказывают, что эта гостиная женская?
9. Опишите убранство женской гостиной, используя однородные подлежащие.
Из практики можем отметить, проводя урок в музее, для обучающихся он становится более интересным, необычным, познавательным, запоминающимся. Работа в команде, ища подсказки в залах музея и исторических справках, наглядно видеть и даже потрогать выставленные экспонаты — практический опыт научно-исследовательской деятельности. Благодаря таким урокам обучающиеся изучают теорию и применяют полученные знания в жизни. При закреплении материала в классе обучающиеся показывают достаточный уровень знаний по итогам проведённых уроков.
Таким образом, учебный день в музее — это возможность для обучающихся не только посетить музей, но и познакомиться с историей и архитектурой, что важно для становления современного российского национального идеала — высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.