Формирование финансовой грамотности в начальной школе как современная педагогическая задача
Автор: Айвазова Циала Лазарьевна
Научный руководитель: Золотарева Юлия Владимировна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (53) январь 2025 г.
Дата публикации: 17.12.2024
Статья просмотрена: 9 раз
Библиографическое описание:
Айвазова, Ц. Л. Формирование финансовой грамотности в начальной школе как современная педагогическая задача / Ц. Л. Айвазова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 1 (53). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/278/9682/ (дата обращения: 19.01.2025).
В статье автор исследует вопросы формирования финансовой грамотности учеников начальной школы.
Ключевые слова: финансовая грамотность, начальная школа, педагогическая задача.
В настоящее время происходит трансформация финансовой системы РФ, внедрены новые финансовые продукты и услуги, а также процесс глобализации диктует потребность решения задач, связанных с развитием финансовой грамотности уже на этапе обучения в школе. Необходимость формирования финансовой грамотности обучающегося начальной школы закреплена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее — ФГОС НОО), где указано, что одной из задач начальной школы является развитие функциональной грамотности младших школьников, одним из компонентов которой является финансовая грамотность [3].
Реализация данного направления в образовательном процессе начальной школы позволит:
- формировать финансовое сознание;
- хорошо ориентироваться в теории финансов и овладеть практическими навыками их использования;
- с младшего школьного возраста помогать не совершать необдуманные действия со своими финансами и правильно реализовывать свои потребности.
В настоящее время уже имеется определенный педагогический опыт, раскрывающий тот или иной аспект развития финансовой грамотности обучающихся, представленный в трудах многих ученых, в том числе в трудах А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой, Р. Вольпе, Н. Н. Думной, Е. Н. Землянской, О. Е. Кузиной, А. Лусарди, Л. Манделла, Т. В. Никитиной, Г. В. Семеко и др. Существуют также исследования, посвященные развитию финансовой грамотности обучающихся применительно к младшему школьному возрасту, среди них Громова М. Д., Довбня С. А., Корлюгова Ю. Н., Никитина М. А. и др.
Однако, на наш взгляд, данная проблема недостаточно освещена. Более детального рассмотрения требует такой аспект, как изучение структуры и содержания понятия и составление характеристики педагогического инструментария, обеспечивающего успешность развития данного качества у младших школьников с использованием электронных образовательных ресурсов.
На сегодняшний день в образовательных учреждениях работе по формированию финансовой грамотности младших школьников уделяется недостаточно внимания. На уровне действующих ФГОС, определяющих содержание общего образования в нашей стране и ожидаемые образовательные результаты, понятие «финансовая грамотность» пока отсутствует.
Возникает противоречие между запросами родителей и общества к экономическому воспитанию детей в ФГОС НОО и недостаточностью разработанности содержания программ НОО в определении состава представлений у младших школьников понятий финансовой грамотности.
Важность проблемы формирования основ финансовой грамотности у разных категорий граждан подчеркивает Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг». [1]. Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 г. № 2958-р (далее — Стратегия) определяет приоритеты, цели, задачи и инструменты их достижения на период до 2030 года в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры граждан, укрепления системы финансового образования и просвещения, обеспечения прав и интересов потребителей финансовых услуг, финансовой безопасности граждан [2].
Стратегия призвана способствовать достижению национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Ввиду того, что ФГОС НОО в рамках урочной деятельности не предусматривает предмет «Финансовая грамотность», реализация идеи данного исследования возможна в рамках урочной деятельности на предметах учебного плана, а также может рассматриваться как специально организованная внеурочная деятельность обучающихся с использованием электронных образовательных ресурсов.
Как видно из вышеизложенной информации, формирование финансовой грамотности населения — приоритетная задача в XXI веке для Российской Федерации. Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека. Функциональная грамотность человека, в том числе подрастающего, является основным условием качества его жизни и социальной безопасности общества. Задача формирования финансовой грамотности обучающихся определена международным педагогическим сообществом как одна из важнейших, так как финансовая грамотность позиционируется как один из базовых навыков XXI века [4].
Современный ребенок, подрастая в условиях рыночной экономики, повседневно сталкивается с новыми для него терминами финансовой сферы, например, «кредитная карта», «бюджет семьи», «ипотека», «кредит», «страхование» и др., и это несомненно актуализирует важность формирования основ финансовой грамотности начиная с начальной ступени основной школы.
Анализируя исследования ученых-педагогов, становится ясным, что финансовая грамотность оказывает положительное влияние не только на благосостояние определенного человека, но и на экономическое благосостояние всего государства. Основные барьеры в повышении финансовой грамотности заключаются в отсутствии должных знаний, умений и навыков в финансовой сфере. Финансовая грамотность носит метапредметный характер, а ключевые требования к формированию основ финансовой грамотности, а также цели и задачи изложены в нормативных документах (ФГОС НОО и ООП НОО) на рисунке 1 [3].
Рис. 1. Финансовая грамотность в ФГОС НОО
Становится очевидным, что задача современного педагога — создавать условия, способствующие приобретению обучающимися финансовых знаний в ходе изучения любых предметов. Предметы школьного курса с начальной ступени основной школы, по возможности, должны содержать финансово-экономическую информацию, знакомить с финансово-экономическими понятиями. Еще раз подчеркнем, что важность формирования основ финансовой грамотности на всех ступенях школьного образования продиктовано изменяющимися социально-экономическими отношениями, которые требуют от гражданина страны умения ориентироваться в финансово-экономических вопросах.
Литература:
1. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023гг». // Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558/
2. Распоряжение Правительства РФ от 24.10.2023г. № 2958-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года» // Режим доступа: https://base.garant.ru/407887147/#friends
3. Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 286 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64100) // Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561/
4. Корлюгова Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2020–64 c.