Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе «Какие бывают животные»
Автор: Александрович Элла Геннадьевна
Рубрика: Методическая копилка: школьное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (53) январь 2025 г.
Дата публикации: 20.12.2024
Статья просмотрена: 6 раз
Библиографическое описание:
Александрович, Э. Г. Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе «Какие бывают животные» / Э. Г. Александрович. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 1 (53). — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/278/9703/ (дата обращения: 19.01.2025).
Тип урока: Открытие нового знания.
УМК «Школа XXI века».
Цель урока:
Изучить многообразие животного мира; научить разделять животных на группы (птицы, рыбы, звери, насекомые); сформировать бережное отношение к животным.
Задачи :
1. Показать отличия разных групп животных, учить распределять животных на группы.
2. Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков, любознательности, совершенствовать умение анализировать, обобщать, группировать, развивать познавательный интерес к природе.
3. Воспитывать любовь к природе, умение работать в группе, самостоятельность, дисциплинированность, ответственность, совершенствовать культуру речи.
Планируемые результаты :
Предметные: научить классифицировать животных по отличительным признакам, научить устанавливать связь между строением тела и образом жизни животного, извлекать нужную информацию из различных источников.
Регулятивные: самостоятельное планирование и выполнение своих действий, оценивание правильности выполнения действий; определение степени успешности своей работы.
Познавательные: искать нужную информацию для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства (схемы), уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные: умение обмениваться мнением, обращаться за помощью, слушать одноклассников, выражать свои мысли в соответствии с поставленной целью и задачами.
Личностные: проявлять интерес к изучаемому предмету, проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении цели, совместно договариваться о правилах общения в группе.
Оборудование: таблицы для «Поля чудес», белые конверты с СМС –заданиями, цветные карандаши, клей, цветные конверты для составления кластеров, дерево достижений, смайлики, презентация.
Ход урока:
- Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.
—Ребята, о чем говорится в этом небольшом стихотворении? (стихотворение читает ученик 2А класса Водорацкий Григорий)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать,
научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать
у себя внимательность,
А поможет все узнать наша
любознательность.
В этом стихотворении говорится о природе, и о том, что можно много узнать, если ты любознателен.
- Актуализаци знаний
Ребята, сегодня мы с вами работаем в группах. Давайте вспомним основные правила работы в группах:
- Не выкрикивать.
- Уважать мнение одноклассников.
- Для ответа команды-выбрать капитана, который будет давать ответ на вопрос.
Раздается стук в дверь. К нам пришли гости. Смешарики — Ёжик и Бараш. Они хотят провести викторину. За каждый правильный ответ, команда получает смайлик. Поучаствуем?
1 конкурс «Поле чудес». На доске подготовлены таблички, чтобы вписать в них буквы.
— Беленькие горошки на зеленой ножке. (Ландыш)
— Что не сеяно, а родится? (Трава)
— Стоит Егорка в красной ермолке;
Кто ни пройдет, всяк поклон отдает. (Земляника)
—Что же это за девица: не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год? (Елка)
— Стоит в саду кудряшка — белая рубашка,
сердечко золотое. (Ромашка)
— Стоит Алена, платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)
— Ребята, давайте сделаем вывод, на какую тему провели 1 конкурс Смешарики? Верно. Многообразие растений.
2 конкурс «Угадай-ка».
Для каждой команды Смешарики приготовили СМС с заданием. СМС лежат у вас на столах в белых конвертах. Ответ необходимо нарисовать в ответном сообщении и назвать как можно больше примеров. Ответное СМС команда должна отправить через 2 минуты.
1 группа: Какие растения имеют мягкие и сочные стебли и листья? (трава). Назовите нам примеры трав.
2 группа. Какие растения имеют один ствол? (деревья)
Приводим примеры деревьев.
3 группа. Какие растения имеют несколько стволов? (кустарники). Приводим примеры кустарников.
4 группа. У каких растений вместо листьев иголки (хвойные). Приведите примеры хвойных деревьев.
5 группа. Какие растения имеют листья в виде пластинок? (лиственные) Приведите примеры лиственных деревьев.
6 группа. Какое древнее, мелкое травянистое растение достигает длину около 5 см? (мхи)
Давайте сделаем вывод на какие группы делятся растения? Как вы считаете, по каким признакам мы делим растения на группы?
3 конкурс «Описание»
Представитель каждой группы описывает, не называя растение, а другие команды должны угадать о каком растении идет речь. Ребята, давайте сделаем вывод о разнообразии растительного мира.
- Подведение к теме урока.
— Ребята, Смешарики получили телеграмму, но не могут прочитать её. Давайте поможем им. Открываем телеграмму:
Еикак тюавыб еынтовиж
Группа, отгадавшая содержание телеграммы получает сразу 2 смайлика.
- Формулирование темы урока. Постановка целей и задач.
Ребята, назовите тему нашего урока? «Какие бывают животные». Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (о животных) Какие цели мы перед собой поставим? (изучить группы животных, определять их по группам, бережно относиться к животным, любить их).
- Знакомство с новым материалом. Постановка проблемы.
Ребята, а кто такие животные? Какие черты имеют все животные? Словарная работа
— Ребята, посмотрим в толковый словарь С. И. Ожегова, что обозначает слово ЖИВОТНОЕ? Животное-это живой организм, обладающий способностью двигаться и питающееся, в отличие от растений готовыми органическими соединениями.
Давайте составим синквейн на тему «Животные».
Вспомните правила составления синквейна:1 существительное, 2 прилагательных, 3 глагола, фраза, отношение.(Составление синквейна всеми детьми).
- Физминутка
Весело в лесу
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.)
Вот лиса идёт по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания — руки вперёд.)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте.)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте.)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)
Садится, отдыхает. (Дети садятся за парты
- Открытие новых знаний (с привлечением учащихся 2А класса)
(использование метода –задание на опережение, несколько учащихся готовили сообщения о своих питомцах по плану)
Сегодня к нам на урок пришли гости: Мадагаскарские тараканы, крыса, морской конек, попугай, черепаха. Эти животные живут у наших одноклассников. Ребята наблюдали за своими питомцами и сейчас расскажут нам о них по плану: название, условия жизни, питание, размножение, особенности и конечно же мы увидим с вами этих представителей животного мира воочию. Выступления учеников 2А класса: Курлыкин Захар «Мадагаскарские тараканы», Астахов Гордей «Крыса-тампа», Терентьев Михаил «Черноморский морской конек», Синько Виталий «Волниствый попугай», Водорацкий Григорий «Плоскотелая черепаха».
- Закрепление материала
Ребята, мы много узнали с вами сегодня интересного о животных. Смешарики подготовили нам еще одно задание, так как нам необходимо научиться распределять животных по группам, выявлять признаки животных, поэтому каждая группа поработает сейчас с учебником. У вас на столах лежат цветные конверты, открываем их. 1,2,3,4 группы работают с учебником на стр.68, а 5,6 группы стр.39. Вам нужно поработать с учебником и составить кластеры. Давайте вспомним, что такое кластер? Кластер-это графическое изображение информации.
Темы кластеров по группам:
1 группа составляет кластер о животных
2 группа кластер о насекомых
3 группа о рыбах
4 группа о птицах
5 группа о земноводных
6 группа пресмыкающиеся
План составления кластера:
1. Место обитания
2. Количество ног
3. Пища
4. Кожные покровы
5. Особенности.
Каждая группа, используя свой кластер, расскажет, что узнала сегодня на уроке о своей группе животных?
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
Что нового узнали на уроке? Чему научились? Что вас удивило?
Смешарики подготовили для нас «Блиц-опрос». Вы отвечаете на вопросы — да или нет. За каждый правильный ответ команда получает смайлик.
- Весной, летом, осенью много насекомых?
- У бабочек крылья разноцветные?
- Жуки могут шипеть?
- Рыбы живут на суше?
- Рыбы грациозны и имеют разноцветную окраску?
- Птицы имеют яркую окраску?
- Могут ли птицы летать?
- Животные делятся на группы?
- Животные восхищают нас силой и ловкостью?
- Есть ли среди животных хрупкие и беззащитные?
- Зависит ли строение животных от их образа жизни?
- Надо бережно относиться к животным?
- Рефлексия
На столах у каждой группы есть дерево достижений. В нем 3 яруса. Расположите свои смайлики по определенным ярусам.
1 ярус — Я понял тему рока, у меня все получилось. На уроке было комфортно и интересно.
2 ярус — Были ошибки в ответах, не совсем понял тему урока.
3 ярус — Мне было очень трудно, я ничего не понял на уроке.
- Домашнее задание. Ребята, домашнее заданиестр.68–71, подготовить рисунки-сообщения о животных, стр.71 ответить на вопросы