Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе «Какие бывают животные» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: школьное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (53) январь 2025 г.

Дата публикации: 20.12.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Александрович, Э. Г. Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе «Какие бывают животные» / Э. Г. Александрович. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 1 (53). — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/278/9703/ (дата обращения: 19.01.2025).



Тип урока: Открытие нового знания.

УМК «Школа XXI века».

Цель урока:

Изучить многообразие животного мира; научить разделять животных на группы (птицы, рыбы, звери, насекомые); сформировать бережное отношение к животным.

Задачи :

1. Показать отличия разных групп животных, учить распределять животных на группы.

2. Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков, любознательности, совершенствовать умение анализировать, обобщать, группировать, развивать познавательный интерес к природе.

3. Воспитывать любовь к природе, умение работать в группе, самостоятельность, дисциплинированность, ответственность, совершенствовать культуру речи.

Планируемые результаты :

Предметные: научить классифицировать животных по отличительным признакам, научить устанавливать связь между строением тела и образом жизни животного, извлекать нужную информацию из различных источников.

Регулятивные: самостоятельное планирование и выполнение своих действий, оценивание правильности выполнения действий; определение степени успешности своей работы.

Познавательные: искать нужную информацию для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства (схемы), уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: умение обмениваться мнением, обращаться за помощью, слушать одноклассников, выражать свои мысли в соответствии с поставленной целью и задачами.

Личностные: проявлять интерес к изучаемому предмету, проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении цели, совместно договариваться о правилах общения в группе.

Оборудование: таблицы для «Поля чудес», белые конверты с СМС –заданиями, цветные карандаши, клей, цветные конверты для составления кластеров, дерево достижений, смайлики, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.

—Ребята, о чем говорится в этом небольшом стихотворении? (стихотворение читает ученик 2А класса Водорацкий Григорий)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать,

научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать

у себя внимательность,

А поможет все узнать наша

любознательность.

В этом стихотворении говорится о природе, и о том, что можно много узнать, если ты любознателен.

  1. Актуализаци знаний

Ребята, сегодня мы с вами работаем в группах. Давайте вспомним основные правила работы в группах:

  1. Не выкрикивать.
  2. Уважать мнение одноклассников.
  3. Для ответа команды-выбрать капитана, который будет давать ответ на вопрос.

Раздается стук в дверь. К нам пришли гости. Смешарики — Ёжик и Бараш. Они хотят провести викторину. За каждый правильный ответ, команда получает смайлик. Поучаствуем?

1 конкурс «Поле чудес». На доске подготовлены таблички, чтобы вписать в них буквы.

— Беленькие горошки на зеленой ножке. (Ландыш)

— Что не сеяно, а родится? (Трава)

— Стоит Егорка в красной ермолке;

Кто ни пройдет, всяк поклон отдает. (Земляника)

—Что же это за девица: не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год? (Елка)

— Стоит в саду кудряшка — белая рубашка,

сердечко золотое. (Ромашка)

— Стоит Алена, платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)

— Ребята, давайте сделаем вывод, на какую тему провели 1 конкурс Смешарики? Верно. Многообразие растений.

2 конкурс «Угадай-ка».

Для каждой команды Смешарики приготовили СМС с заданием. СМС лежат у вас на столах в белых конвертах. Ответ необходимо нарисовать в ответном сообщении и назвать как можно больше примеров. Ответное СМС команда должна отправить через 2 минуты.

1 группа: Какие растения имеют мягкие и сочные стебли и листья? (трава). Назовите нам примеры трав.

2 группа. Какие растения имеют один ствол? (деревья)

Приводим примеры деревьев.

3 группа. Какие растения имеют несколько стволов? (кустарники). Приводим примеры кустарников.

4 группа. У каких растений вместо листьев иголки (хвойные). Приведите примеры хвойных деревьев.

5 группа. Какие растения имеют листья в виде пластинок? (лиственные) Приведите примеры лиственных деревьев.

6 группа. Какое древнее, мелкое травянистое растение достигает длину около 5 см? (мхи)

Давайте сделаем вывод на какие группы делятся растения? Как вы считаете, по каким признакам мы делим растения на группы?

3 конкурс «Описание»

Представитель каждой группы описывает, не называя растение, а другие команды должны угадать о каком растении идет речь. Ребята, давайте сделаем вывод о разнообразии растительного мира.

  1. Подведение к теме урока.

Ребята, Смешарики получили телеграмму, но не могут прочитать её. Давайте поможем им. Открываем телеграмму:

Еикак тюавыб еынтовиж

Группа, отгадавшая содержание телеграммы получает сразу 2 смайлика.

  1. Формулирование темы урока. Постановка целей и задач.

Ребята, назовите тему нашего урока? «Какие бывают животные». Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (о животных) Какие цели мы перед собой поставим? (изучить группы животных, определять их по группам, бережно относиться к животным, любить их).

  1. Знакомство с новым материалом. Постановка проблемы.

Ребята, а кто такие животные? Какие черты имеют все животные? Словарная работа

Ребята, посмотрим в толковый словарь С. И. Ожегова, что обозначает слово ЖИВОТНОЕ? Животное-это живой организм, обладающий способностью двигаться и питающееся, в отличие от растений готовыми органическими соединениями.

Давайте составим синквейн на тему «Животные».

Вспомните правила составления синквейна:1 существительное, 2 прилагательных, 3 глагола, фраза, отношение.(Составление синквейна всеми детьми).

  1. Физминутка

Весело в лесу

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.)

Вот лиса идёт по лесу.

Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос. (Потягивания — руки вперёд.)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают. (Бег на месте.)

Вот голодная лиса (Ходьба на месте.)

Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.)

Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)

Садится, отдыхает. (Дети садятся за парты

  1. Открытие новых знаний (с привлечением учащихся 2А класса)

(использование метода –задание на опережение, несколько учащихся готовили сообщения о своих питомцах по плану)

Сегодня к нам на урок пришли гости: Мадагаскарские тараканы, крыса, морской конек, попугай, черепаха. Эти животные живут у наших одноклассников. Ребята наблюдали за своими питомцами и сейчас расскажут нам о них по плану: название, условия жизни, питание, размножение, особенности и конечно же мы увидим с вами этих представителей животного мира воочию. Выступления учеников 2А класса: Курлыкин Захар «Мадагаскарские тараканы», Астахов Гордей «Крыса-тампа», Терентьев Михаил «Черноморский морской конек», Синько Виталий «Волниствый попугай», Водорацкий Григорий «Плоскотелая черепаха».

  1. Закрепление материала

Ребята, мы много узнали с вами сегодня интересного о животных. Смешарики подготовили нам еще одно задание, так как нам необходимо научиться распределять животных по группам, выявлять признаки животных, поэтому каждая группа поработает сейчас с учебником. У вас на столах лежат цветные конверты, открываем их. 1,2,3,4 группы работают с учебником на стр.68, а 5,6 группы стр.39. Вам нужно поработать с учебником и составить кластеры. Давайте вспомним, что такое кластер? Кластер-это графическое изображение информации.

Темы кластеров по группам:

1 группа составляет кластер о животных

2 группа кластер о насекомых

3 группа о рыбах

4 группа о птицах

5 группа о земноводных

6 группа пресмыкающиеся

План составления кластера:

1. Место обитания

2. Количество ног

3. Пища

4. Кожные покровы

5. Особенности.

Каждая группа, используя свой кластер, расскажет, что узнала сегодня на уроке о своей группе животных?

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке? Чему научились? Что вас удивило?

Смешарики подготовили для нас «Блиц-опрос». Вы отвечаете на вопросы — да или нет. За каждый правильный ответ команда получает смайлик.

  1. Весной, летом, осенью много насекомых?
  2. У бабочек крылья разноцветные?
  3. Жуки могут шипеть?
  4. Рыбы живут на суше?
  5. Рыбы грациозны и имеют разноцветную окраску?
  6. Птицы имеют яркую окраску?
  7. Могут ли птицы летать?
  8. Животные делятся на группы?
  9. Животные восхищают нас силой и ловкостью?
  10. Есть ли среди животных хрупкие и беззащитные?
  11. Зависит ли строение животных от их образа жизни?
  12. Надо бережно относиться к животным?
  1. Рефлексия

На столах у каждой группы есть дерево достижений. В нем 3 яруса. Расположите свои смайлики по определенным ярусам.

1 ярус — Я понял тему рока, у меня все получилось. На уроке было комфортно и интересно.

2 ярус — Были ошибки в ответах, не совсем понял тему урока.

3 ярус — Мне было очень трудно, я ничего не понял на уроке.

  1. Домашнее задание. Ребята, домашнее заданиестр.68–71, подготовить рисунки-сообщения о животных, стр.71 ответить на вопросы
Задать вопрос