Формирование предпринимательских компетенций у сельских школьников как одно из условий социальной ориентированности в будущем
Автор: Щербатых Ирина Владимировна
Рубрика: Система образования
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (54) февраль 2025 г.
Дата публикации: 15.01.2025
Статья просмотрена: 6 раз
Библиографическое описание:
Щербатых, И. В. Формирование предпринимательских компетенций у сельских школьников как одно из условий социальной ориентированности в будущем / И. В. Щербатых. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 2 (54). — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/282/9759/ (дата обращения: 22.02.2025).
Ключевые слова: предпринимательское мышление, предпринимательский класс, учебный процесс
Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить.
Ибо знания всё растут и усложняются.
Д. С. Лихачёв
В постоянно меняющемся мире с активным развитием информационных технологий и искусственного интеллекта к будущему работнику предъявляется всё больше требований. К тому, что он должен быть коммуникабельным, стрессоустойчивым и высококлассным специалистом, желательно в нескольких областях, мы уже привыкли. Новым является то, что сегодня человек должен вступать в конкуренцию не только с людьми, но и с технологиями; одновременно с успешной работой в команде он должен проявлять креативность и показывать свою индивидуальность, быть всегда на шаг впереди остальных. А как этого добиться? Как сделать так, чтобы школьники уже сегодня выбирали профессию, которая будет востребована завтра? Как не только научить их теории, но и подготовить к практике, к более осознанному выбору профессии, в конце концов, к этой самой жизни?
Можно прочитать тысячи книг, знать все формулы, даты и теории, но быть неуверенным в себе, не умеющим применять эти знания на практике, человеком, который боится отстаивать свои интересы и совершенно неприспособлен к взрослой жизни. Реформы системы образования как раз пытаются переломить данную ситуации и добавить «жизни» в образование. Можно развивать такие навыки разными способами. На мой взгляд, необходимо просто прислушаться к детям, узнать, как они видят образовательный процесс, что им интересно, и вместе с ними выстроить траекторию их образования в старших классах.
В 2023 году команда девятиклассников со своим наставником выиграла в конкурсе и получила грант от губернатора, помощь от администрации района на реализацию своей задумки. На полученные деньги был осуществлен ремонт кабинета, закуплено оборудование, пройдены курсы повышения квалификации. С 1 сентября в МБОУ «Лицей села Хлевное» функционирует профильный предпринимательский класс (см. рис. 1). Да, система профильных классов — это не что-то новое, но в современных условиях мы можем уйти от стандартных профилей (физико-математического, социально-экономического) и перейти к чему-то более практическому, более узконаправленному. Когда мы с ребятами разрабатывали проект «Предпринимательский класс», это был их первый бизнес-план. Они увлеченно разрабатывали дизайн класса, предлагали варианты логотипа, составляли смету и др. Как говорил Конфуций: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».
Рис. 1. Победа в конкурсе «Школьный грант губернатора»
В статье я хочу поделиться опытом работы в таком профильном классе. Предпринимательские классы уже открыты в нескольких субъектах РФ, но в Липецкой области это первый.
Вы спросите, а зачем вообще развивать предпринимательские способности у школьников? Достаточно, чтобы они получили фундаментальные знания в рамках уже отработанной системы известных профилей, а потом сами решили, что и как им с этим делать. Но в этом как раз и кроется ошибка, ведь где же тогда практика? Где же подготовка их к жизни? На мой взгляд, развитие предпринимательских навыков у школьников создаёт условия для симбиоза теории и практики в более интересной для детей форме.
Запросы современной экономики и правильность данных суждений подтверждают слова председателя Счетной палаты Алексея Леонидовича Кудрина. Он отметил, что сегодня развитие конкуренции и расширение частной инициативы необходимы для роста экономики РФ. «Для экономического роста нужна предпринимательская культура, деятельность предпринимателей должна быть престижной в обществе, потому что именно они создают всё новые товары, создают инновационную экономику. <…> Мы не чувствуем дыхания конкуренции, а для того чтобы создать конкуренцию, нужен ответственно мыслящий слой предпринимательства. Этому нужно учить со школы и университетов, всех массово. Пусть ты остаешься физиком или лириком, но все равно должен иметь предпринимательские навыки», — сказал Кудрин [1].
Предпринимательская культура, предпринимательское мышление — это не только о том, как создать свой бизнес-проект и запустить стартап. Это еще и компетенции, которые будут востребованы в любой области. Например, директору школы, как и бизнесмену, нужна команда учителей, команда специалистов, способных креативно мыслить, пойти на риск и предложить эффективное решение в сложный момент; нужны люди, которые будут грамотно взаимодействовать друг с другом и проявлять инициативу, планировать и разрабатывать проекты.
Предпринимательское мышление — это один из важных «мягких» навыков, необходимых каждому из нас для собственного развития и успешной карьеры. Задача введения такого профиля и дополнительного курса «основы предпринимательства» — воспитание активной жизненной позиции, умения принимать осознанные решения, оценивать риски, брать на себя ответственность. Эти умения и качества будут транслироваться в любой выбранной профессии.
Цели предпринимательского класса:повысить предпринимательские компетенции обучающихся в рамках финансовой грамотности и предпринимательской культуры, основ ведения бизнеса, научить применять информационные технологии для решения актуальных задач при создании собственных стартапов и способствовать развитию «мягких» навыков (см. рис. 2).
Рис. 2. Предпринимательский класс МБОУ «Лицей села Хлевное»
В предпринимательском классе углубленно изучаются следующие предметы : математика, экономика, обществознание, право. Элективные курсы: финансовая грамотность, бизнес-планирование, основы предпринимательской деятельности и др. Дополнительная программа обучения «Агент банка» (заключено соглашение с ПАО Сбербанк в рамках сетевой формы реализации образовательной программы).
Предполагаемые результаты обучения: вовлеченность обучающихся в бизнес-среду Хлевенского района Липецкой области; повышение качества обучения и результативности участия в олимпиадах и конкурсах по финансовой грамотности и основам предпринимательства; осознанный выбор профессии, опыт, полученный от встреч с успешными предпринимателями; сотрудничество с вузами и др.
В рамках реализации распоряжения Правительства РФ о повышении финансовой грамотности и формировании финансовой культуры населения [2] МБОУ «Лицей села Хлевное» работает по следующим направлениям: олимпиады, конференции в школах и вузах, конкурсы, игры, родительские собрания, проектная деятельность и др. (см. рис. 3).
Рис. 3. Предпринимательский класс
Вот несколько наших достижений: приняли участие в окружном интенсиве в рамках проектно-наставнической программы «Дела первых» на базе ВГАУ имени императора Петра I. Бизнес-куратор дирекции стратегических преобразований ФГУП «НПО «Техномаш» им. С. А. Афанасьева (Госкорпорации «Роскосмос») Юрий Александрович Зобов рассказал ребятам о том, как надо вести себя в необычной обстановке. Наши активные ребята проверяли себя на логику, смекалку, придумывали план действий при встрече с инопланетянами и драконами. Заместитель директора департамента проектной деятельности Министерства науки и высшего образования, трижды финалист и победитель конкурса «Лидеры России» Иван Анатольевич Ефремов осветил вопросы лидерства, проектную деятельность и программу «Дела первых». Лицеисты прошли тестирование на тип личности DISC для оценки склада характера, которое позволяет более точно узнать природные склонности. После обеда состоялась проектная сессия. Наша команда разработала проект «Творческое кафе», ребята предложили переоборудовать буфет в уютное место. Успешно защитили проект и получили ценные рекомендации от членов жюри. В мероприятии приняли участие старшеклассники из Воронежа, Липецка, Боброва. Второй день был не менее насыщенным. Ребята познакомились с ректором и проректорами университета. Нашим лицеистам пришлось почувствовать себя в роли ведущих и модераторов — совместно с Юрием Александровичем Зобовым они разработали и провели игру на тему космоса и экономики для воронежских школьников. От Юрия Александровича дети получили в подарок памятные значки от «Роскосмоса». Завершился день экскурсией по вузу. Представители предпринимательского класса получили много положительных эмоций и бесценный опыт.
С 15 по 17 марта в Москве проходил финал Всероссийского конкурса «Туристический код моей страны, города, поселка, района — PRO-туризм». Конкурс направлен на поддержку талантливых граждан, принимающих активное участие в развитии внутреннего туризма в муниципальных образованиях Российской Федерации. На конкурс поступило более двух тысяч заявок из 86 субъектов РФ, на финал пригласили 680 участников. Конкурс проходил при поддержке Государственной Думы РФ, экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова и др. Юля Дуванова и Лиза Пожидаева разработали экскурсионный маршрут и путеводитель по интересным местам села Хлевное, подготовили экскурсию. Работа девочек была высоко оценена членами жюри. Программа конкурса была очень насыщенной и интересной: экскурсия в МГУ имени М. В. Ломоносова, на выставку ВДНХ, по территории Измайловского кремля, на выставку «Интурмаркет». По итогам конкурса девочки стали победителями. Имена победителей внесут в список Образовательного фонда «Талант и успех».
Мы стали призерами Всероссийской олимпиады «Финатлон для старшеклассников» (Пендюрина Фаина), приняли участие в школьном агростартапе и конференции от ВГТУ «Юные исследователи — будущее экономической науки» (призёры — Журавлева Камилла и Санина Полина), посетили Международный фестиваль-конференцию в Новороссийске «I Love RUSSIA — 2024», представили свой туристический проект, который был высоко оценен членами жюри, приняли участие в региональном проектно-образовательном интенсиве по предпринимательству «Бизнес-вояж» и др.
Более подробно изучить план работы, познакомиться с нашими достижениями вы можете, отсканировав QR-код (см. рис. 4).
Рис. 4. QR-код
На данный момент мы заключили партнерское соглашение с Воронежским государственным аграрным университетом имени императора Петра I, с общественной организацией «Успешное поколение» (в рамках соглашения приняли участие в профориентационном проекте «Школа юного гида»), с Институтом развития образования Липецкой области, с администрацией Хлевенского района и др.
Анализ эффективности работы предпринимательского класса в сравнении с социально-экономическим также можно представить в виде диаграммы (см. рис. 5). В классах двух профилей были проведены диагностические контрольные работы, проанализировано участие и результативность в конкурсах, конференциях, олимпиадах и других мероприятиях.
Рис. 5. Эффективность работы предпринимательского класса
Таким образом, профиль «предпринимательский класс» дает более интересную и насыщенную школьную жизнь, активную подготовку к поступлению в экономические и управленческие вузы, возможность участия в семинарах и тренингах с успешными предпринимателями, практические навыки разработки и даже запуска своих первых стартапов, формирование коммуникативных навыков и делового мышления.
Литература:
- Кудрин призвал обучать предпринимательским навыкам со школы. ТАСС. https://tass.ru/ekonomika/13413305
- Распоряжение Правительства РФ от 24.10.2023 № 2958-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года».