Конспект квест-игры для родителей «Что такое хорошо и что такое плохо?» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (54) февраль 2025 г.

Дата публикации: 20.01.2025

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Т. С. Конспект квест-игры для родителей «Что такое хорошо и что такое плохо?» / Т. С. Иванова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 2 (54). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/282/9778/ (дата обращения: 22.02.2025).



Цель: активизация знаний, умений и навыков родителей в воспитании детей через игру.

Задачи:

– способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками;

– способствовать оптимизации детско-родительских отношений;

– развивать психологическую культуру родителей.

Оборудование и материалы: экран для демонстрации слайдов, клубок ниток, ларец, карточки в виде сердца с фразами.

Предварительная работа:

  1. Беседы с родителями.
  2. Рекомендации родителям в виде брошюр.

Ход квест-игры:

Мотивационно-ориентировочный этап

Психолог предлагает родителям присесть в круг на стулья.

– Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы отправиться в очень интересную страну, в которой будем вспоминать про такие понятия, как «хорошо» и «плохо» и называется она — «Детство».

– Для начала нам нужно познакомиться и поприветствовать друг друга:

«Познакомимся»

У меня в руках волшебный клубок. Я его передаю своему соседу слева, но сама продолжаю держать ниточку. И так каждый передает клубочек, пока он не вернется ко мне обратно. Передавая клубочек, нужно назвать свое имя. Когда клубочек дойдет до конца, нужно его передавать обратно с приветствием, называя имя соседа, которому передаешь.

— Вот мы с вами и познакомились. Теперь можно отправляться в путь. По дороге мы будем разгадывать тайны, за которые получим ключи, при помощи которых нам нужно открыть ларец из страны «Детство».

Практический этап

Обратите внимание на экран (изображение кричащего взрослого на ребенка). Тут изображена первая тайна. Какая ситуация тут изображена? Как вы думаете, что испытывает ребенок? Что испытывает взрослый? Как ребенок будет общаться с окружающими, если пример для него — поведение родителей? (ответы родителей)

— Вы ответили верно. Давайте подведем итог такого поведения!

(слайд с правилами)

У ребенка значительно ухудшается уровень развития познавательных процессов: снижалась память, ухудшается концентрация и объем внимания, теряется эмоциональное равновесие, появляется тревога и страхи.

— Также мы можем уяснить несколько правил, для того чтобы не кричать на ребенка:

– учиться находить компромисс с ребенком;

– необходимо учиться управлять своими эмоциями;

– повышать эмоциональную гибкость;

– развивать эмоциональный интеллект;

– осваивать различные техники расслабления и релаксации;

– восполнять ресурс; (здоровый сон, полноценный отдых, физическая активность, забота о себе в различных проявлениях)

– если не получается самому справиться с эмоциями, то можно обратиться к психологу.

Меняется слайд и объявляется о первом ключе.

Приглашаются 2 желающих.

— Сейчас мы будем разгадывать вторую тайну. Представим, что вы дети, которые только пришли домой с детского сада и хотите рассказать, что происходило в саду и просто поиграть. Я-родитель и очень устала после работы. (проигрывается сюжет, где родитель не слушает детей и просто сидит, и смотрит в телефон. На вопросы отвечает кратко — Да, нет, ага…Возьми там…и т. д.

— Присаживайтесь. Спасибо.

Приглашаются еще 2 родителя и проигрывается ситуация (Родитель активно слушает детей, когда разговор закончен, предлагает поиграть в настольные игры или почитать книгу, предлагает телефон с контролем времени не более 20минут.)

— Присаживайтесь. Спасибо. Вы наблюдали и участвовали в простой жизненной ситуации. Какие чувства и эмоции вызвала первая ситуация? Какие вторая? Как думаете, что чувствуют дети в этот момент?

— Отлично. Сделаем вывод и обратим внимание на экран (слайд с правилами).

  1. Всегда планируйте немного больше времени.
  2. Наведите порядок в своей повседневной жизни.
  3. Сделайте домашние дела интересными для детей.
  4. Организуйте свой быт и придерживайтесь фиксированного распорядка.
  5. Не забывайте про свое время.
  6. Ищите и принимайте помощь.

Меняется слайд и объявляется о втором ключе.

— А сейчас время третьей тайны. Прошу вас встать рядом со стульями.

Если я скажу правильно — хлопаем в ладоши, если нет — топаем ногами.

Есть руками.

Глотать большие куски.

Не чавкать.

Ковырять в зубах пальцами.

Класть в рот небольшие кусочки.

Чавкать.

Говорить во время еды.

Вытирать рот рукавом.

Спешить.

Пить залпом.

Выплевывать косточки на стол.

Хорошо пережевывать пищу.

Объедаться.

Не говорить с полным ртом.

Чистить зубы.

Пользоваться салфеткой.

Сильно дуть на суп.

Бросать салфетку на стол.

— Отлично справились! Присаживайтесь.

Смотрят на слайд с изображением правил этикета, называют и подводят итог. (Объяснять правила этикета для детей дошкольного возраста помогут книги, стихи, иллюстрации, игры на определённые сюжеты с куклами или мягкими игрушками. Однако лучший способ — демонстрировать наглядный пример. Если мама и папа сами соблюдают правила этикета, то и ребёнок, с большой вероятностью, будет следовать их примеру.)

Меняется слайд и объявляется о третьем ключе.

— Четвертая тайна хранит в себе вопрос: У вас есть в семье традиции, которых вы придерживаетесь?

Демонстрируется слайд с изображением семейных традиций.

(Совместные праздники. Встреча важных событий в жизни. Семейный совет. Совместные путешествия. Фотографии на память. Совместные культпоходы. Сказки на ночь. Обязанности по дому. Передача навыков.)

— Как вы думаете, зачем традиции нужны в семье? Знаете ли вы про традиции старшего поколения в семье? Что традиции воспитывают в человеке?

Смотрят на слайд с изображением семейных традиций, называют и подводят итог.

(Семейные традиции и обычаи помогают нормально взаимодействовать с обществом, делают сплоченной семью, укрепляют родственные связи, улучшают взаимопонимание и уменьшают количество ссор. В семейных кругах, где существуют и соблюдаются традиции семейного воспитания, дети прислушиваются к мнению родителей, а родители проявляют внимание к проблемам детей и помогают им справляться с ними.

Меняется слайд и объявляется о четвертом ключе.

— Пятая тайна содержит в себе историю: Семья проспала. Все торопятся на работу. По завтракать никто не успел. Написали в чат с просьбой оставить завтрак. Ребенка завели в детский сад тоже с опозданием. Начались занятия. Все дети активно участвуют в образовательной деятельности, им интересно. Вводят ребенка в группу и тот здоровается со всеми, идет мыть руки, садиться кушать. Дети часто смотрят на друга и хотят с ним пообщаться. Помощник воспитателя ждет, когда можно помыть посуду, так как еще много дел уже не успевает в график. Педагог старается снова найти контакт с детьми и «вернуть» внимание на занятие. Такая ситуация начинает повторяться ежедневно.

— Скажите, пожалуйста, что в этой ситуации доставляет детям дискомфорт? Какой настрой на день у них будет? Какие мы можем сделать выводы?

Слайд с изображением рекомендаций по соблюдению режима дня.

1. Приучать ребёнка ложиться спать и вставать в определённое время.

2. Соблюдать режим питания.

3. Предусмотреть время для ежедневных прогулок на свежем воздухе.

4. Выделять время для разнообразных занятий и игр.

5. Выделять вечернее время для общения ребёнка с родителями.

Установленный распорядок дня не следует нарушать без серьёзной причины. Его нужно по возможности сохранять и при изменении условий жизни ребёнка. И помните, если вы опаздываете, то нарушается режим в саду и у всех участников процесса.

Меняется слайд и объявляется о пятом ключе.

Заключительный этап

Вот и время шестой тайны. Я попрошу закрыть глаза, расслабить плечи, представьте (звучит спокойная музыка, психолог рассказывает притчу):

Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо, и спрашивает:

— Ты пишешь о том, что происходило с нами? А может, ты пишешь обо мне?

Бабушка перестаёт писать, улыбается и говорит внуку:

— Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу. Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш…

Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного:

— Он точно такой же, как все карандаши, которые я видел!

— Всё зависит от того, как смотреть на вещи. Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром:

Во-первых: ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки. Мы называем эту руку родителями. Всегда вверяй в себя и их воле.

Во-вторых: чтобы писать, мне приходится затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль, помня, что она облагораживает тебя.

В-третьих: если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя — не всегда плохо. Часто это единственный способ удержаться на верном пути.

В-четвёртых: в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя.

И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след. Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками и поэтому обдумывай каждый свой шаг.

— Вот и шестой ключ.

Открывается слайд с шестью ключами. Сейчас мы откроем ларец и узнаем, что же там.

Демонстрируется слайд со словами поддержки для детей.

Фразы, которые ребенок должен слышать каждый день:

«Я люблю тебя».

«Я горжусь тобой».

«Всё в порядке, попробуй ещё раз».

«Я доверяю тебе».

«Спасибо тебе».

«Помоги мне, пожалуйста».

«Я очень рад, что ты есть в моей жизни»

— На этом квест-игра закончена. Я желаю вам такого направления в воспитании детей, которое подсказывает сердце. Благодарю за внимание. До новых встреч.

Задать вопрос