Конспект квест-игры для родителей «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Автор: Иванова Татьяна Сергеевна
Рубрика: Методическая копилка: дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (54) февраль 2025 г.
Дата публикации: 20.01.2025
Статья просмотрена: 9 раз
Библиографическое описание:
Иванова, Т. С. Конспект квест-игры для родителей «Что такое хорошо и что такое плохо?» / Т. С. Иванова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 2 (54). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/282/9778/ (дата обращения: 22.02.2025).
Цель: активизация знаний, умений и навыков родителей в воспитании детей через игру.
Задачи:
– способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками;
– способствовать оптимизации детско-родительских отношений;
– развивать психологическую культуру родителей.
Оборудование и материалы: экран для демонстрации слайдов, клубок ниток, ларец, карточки в виде сердца с фразами.
Предварительная работа:
- Беседы с родителями.
- Рекомендации родителям в виде брошюр.
Ход квест-игры:
Мотивационно-ориентировочный этап
Психолог предлагает родителям присесть в круг на стулья.
– Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы отправиться в очень интересную страну, в которой будем вспоминать про такие понятия, как «хорошо» и «плохо» и называется она — «Детство».
– Для начала нам нужно познакомиться и поприветствовать друг друга:
«Познакомимся»
У меня в руках волшебный клубок. Я его передаю своему соседу слева, но сама продолжаю держать ниточку. И так каждый передает клубочек, пока он не вернется ко мне обратно. Передавая клубочек, нужно назвать свое имя. Когда клубочек дойдет до конца, нужно его передавать обратно с приветствием, называя имя соседа, которому передаешь.
— Вот мы с вами и познакомились. Теперь можно отправляться в путь. По дороге мы будем разгадывать тайны, за которые получим ключи, при помощи которых нам нужно открыть ларец из страны «Детство».
Практический этап
— Обратите внимание на экран (изображение кричащего взрослого на ребенка). Тут изображена первая тайна. Какая ситуация тут изображена? Как вы думаете, что испытывает ребенок? Что испытывает взрослый? Как ребенок будет общаться с окружающими, если пример для него — поведение родителей? (ответы родителей)
— Вы ответили верно. Давайте подведем итог такого поведения!
(слайд с правилами)
У ребенка значительно ухудшается уровень развития познавательных процессов: снижалась память, ухудшается концентрация и объем внимания, теряется эмоциональное равновесие, появляется тревога и страхи.
— Также мы можем уяснить несколько правил, для того чтобы не кричать на ребенка:
– учиться находить компромисс с ребенком;
– необходимо учиться управлять своими эмоциями;
– повышать эмоциональную гибкость;
– развивать эмоциональный интеллект;
– осваивать различные техники расслабления и релаксации;
– восполнять ресурс; (здоровый сон, полноценный отдых, физическая активность, забота о себе в различных проявлениях)
– если не получается самому справиться с эмоциями, то можно обратиться к психологу.
Меняется слайд и объявляется о первом ключе.
Приглашаются 2 желающих.
— Сейчас мы будем разгадывать вторую тайну. Представим, что вы дети, которые только пришли домой с детского сада и хотите рассказать, что происходило в саду и просто поиграть. Я-родитель и очень устала после работы. (проигрывается сюжет, где родитель не слушает детей и просто сидит, и смотрит в телефон. На вопросы отвечает кратко — Да, нет, ага…Возьми там…и т. д.
— Присаживайтесь. Спасибо.
Приглашаются еще 2 родителя и проигрывается ситуация (Родитель активно слушает детей, когда разговор закончен, предлагает поиграть в настольные игры или почитать книгу, предлагает телефон с контролем времени не более 20минут.)
— Присаживайтесь. Спасибо. Вы наблюдали и участвовали в простой жизненной ситуации. Какие чувства и эмоции вызвала первая ситуация? Какие вторая? Как думаете, что чувствуют дети в этот момент?
— Отлично. Сделаем вывод и обратим внимание на экран (слайд с правилами).
- Всегда планируйте немного больше времени.
- Наведите порядок в своей повседневной жизни.
- Сделайте домашние дела интересными для детей.
- Организуйте свой быт и придерживайтесь фиксированного распорядка.
- Не забывайте про свое время.
- Ищите и принимайте помощь.
Меняется слайд и объявляется о втором ключе.
— А сейчас время третьей тайны. Прошу вас встать рядом со стульями.
Если я скажу правильно — хлопаем в ладоши, если нет — топаем ногами.
Есть руками.
Глотать большие куски.
Не чавкать.
Ковырять в зубах пальцами.
Класть в рот небольшие кусочки.
Чавкать.
Говорить во время еды.
Вытирать рот рукавом.
Спешить.
Пить залпом.
Выплевывать косточки на стол.
Хорошо пережевывать пищу.
Объедаться.
Не говорить с полным ртом.
Чистить зубы.
Пользоваться салфеткой.
Сильно дуть на суп.
Бросать салфетку на стол.
— Отлично справились! Присаживайтесь.
Смотрят на слайд с изображением правил этикета, называют и подводят итог. (Объяснять правила этикета для детей дошкольного возраста помогут книги, стихи, иллюстрации, игры на определённые сюжеты с куклами или мягкими игрушками. Однако лучший способ — демонстрировать наглядный пример. Если мама и папа сами соблюдают правила этикета, то и ребёнок, с большой вероятностью, будет следовать их примеру.)
Меняется слайд и объявляется о третьем ключе.
— Четвертая тайна хранит в себе вопрос: У вас есть в семье традиции, которых вы придерживаетесь?
Демонстрируется слайд с изображением семейных традиций.
(Совместные праздники. Встреча важных событий в жизни. Семейный совет. Совместные путешествия. Фотографии на память. Совместные культпоходы. Сказки на ночь. Обязанности по дому. Передача навыков.)
— Как вы думаете, зачем традиции нужны в семье? Знаете ли вы про традиции старшего поколения в семье? Что традиции воспитывают в человеке?
Смотрят на слайд с изображением семейных традиций, называют и подводят итог.
(Семейные традиции и обычаи помогают нормально взаимодействовать с обществом, делают сплоченной семью, укрепляют родственные связи, улучшают взаимопонимание и уменьшают количество ссор. В семейных кругах, где существуют и соблюдаются традиции семейного воспитания, дети прислушиваются к мнению родителей, а родители проявляют внимание к проблемам детей и помогают им справляться с ними.
Меняется слайд и объявляется о четвертом ключе.
— Пятая тайна содержит в себе историю: Семья проспала. Все торопятся на работу. По завтракать никто не успел. Написали в чат с просьбой оставить завтрак. Ребенка завели в детский сад тоже с опозданием. Начались занятия. Все дети активно участвуют в образовательной деятельности, им интересно. Вводят ребенка в группу и тот здоровается со всеми, идет мыть руки, садиться кушать. Дети часто смотрят на друга и хотят с ним пообщаться. Помощник воспитателя ждет, когда можно помыть посуду, так как еще много дел уже не успевает в график. Педагог старается снова найти контакт с детьми и «вернуть» внимание на занятие. Такая ситуация начинает повторяться ежедневно.
— Скажите, пожалуйста, что в этой ситуации доставляет детям дискомфорт? Какой настрой на день у них будет? Какие мы можем сделать выводы?
Слайд с изображением рекомендаций по соблюдению режима дня.
1. Приучать ребёнка ложиться спать и вставать в определённое время.
2. Соблюдать режим питания.
3. Предусмотреть время для ежедневных прогулок на свежем воздухе.
4. Выделять время для разнообразных занятий и игр.
5. Выделять вечернее время для общения ребёнка с родителями.
Установленный распорядок дня не следует нарушать без серьёзной причины. Его нужно по возможности сохранять и при изменении условий жизни ребёнка. И помните, если вы опаздываете, то нарушается режим в саду и у всех участников процесса.
Меняется слайд и объявляется о пятом ключе.
Заключительный этап
— Вот и время шестой тайны. Я попрошу закрыть глаза, расслабить плечи, представьте (звучит спокойная музыка, психолог рассказывает притчу):
Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо, и спрашивает:
— Ты пишешь о том, что происходило с нами? А может, ты пишешь обо мне?
Бабушка перестаёт писать, улыбается и говорит внуку:
— Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу. Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш…
Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного:
— Он точно такой же, как все карандаши, которые я видел!
— Всё зависит от того, как смотреть на вещи. Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром:
Во-первых: ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки. Мы называем эту руку родителями. Всегда вверяй в себя и их воле.
Во-вторых: чтобы писать, мне приходится затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль, помня, что она облагораживает тебя.
В-третьих: если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя — не всегда плохо. Часто это единственный способ удержаться на верном пути.
В-четвёртых: в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя.
И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след. Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками и поэтому обдумывай каждый свой шаг.
— Вот и шестой ключ.
Открывается слайд с шестью ключами. Сейчас мы откроем ларец и узнаем, что же там.
Демонстрируется слайд со словами поддержки для детей.
Фразы, которые ребенок должен слышать каждый день:
«Я люблю тебя».
«Я горжусь тобой».
«Всё в порядке, попробуй ещё раз».
«Я доверяю тебе».
«Спасибо тебе».
«Помоги мне, пожалуйста».
«Я очень рад, что ты есть в моей жизни»
— На этом квест-игра закончена. Я желаю вам такого направления в воспитании детей, которое подсказывает сердце. Благодарю за внимание. До новых встреч.