Три ступени на пути активного образования
Авторы: Гамзатова Светлана Абдурашидовна, Сархатова Эсмира Демирбековна, Меджидова Марина Кадыровна, Асланбеков Рафис Магомедшафиевич, Мехтиханов Мехтихан Селимович
Рубрика: Среднее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (54) февраль 2025 г.
Дата публикации: 21.01.2025
Статья просмотрена: 6 раз
Библиографическое описание:
Три ступени на пути активного образования / С. А. Гамзатова, Э. Д. Сархатова, М. К. Меджидова [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 2 (54). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/282/9789/ (дата обращения: 22.02.2025).
Статья посвящена разбору особенностей активизации познавательной деятельности в медицинском колледже во время обучения гуманитарным и медицинским клиническим дисциплинам.
Ключевые слова: активизация познавательной деятельности, активное обучение, интерактивное образование, принцип наглядности, метод проектов.
В последнее время методы активного образования стали использоваться не только для обучения студентов, но и для профессиональной переподготовки педагогов. Методика активного обучения использует взаимодействие наставника и группы, и направлена на активизацию мыслительной, практической и творческой деятельности. Теоретические основы методов активного обучения не являются новыми. Свой вклад в их развитие внесли К. Д. Ушинский, С. Л. Рубинштейн, Ю. Н. Емельянов, Т. С. Панина и многие другие [1, 4].
Известно, что усвоение новых знаний тесно связано с особенностями высшей нервной деятельности студента. Поэтому, каждый педагог должен быть психологом, хорошо разбираться в особенностях темперамента, правильно определять характер, наклонности и особенности восприятия студента. С точки зрения педагога, умение выделять личностные характеристики позволяет эффективно использовать разные методы обучения для лучшего усвоения изучаемого материала и контроля полученных знаний.
Мы считаем, что одним из условий эффективного обучения является использование в определенной последовательности различных дидактических приемов, педагогических методов и технологий. Так, в начале обучения, применяется один из ключевых дидактических приемов — наглядность. Наглядность, являясь естественной и близкой для понимания формой, приводит к развитию памяти, мышления, способности излагать свои мысли. Наглядность является первым средством для активизации обучения в определенных ситуациях.
Первым ученым, разработавшим логичную теорию наглядности как принципа дидактики, является известный чешский педагог Ян Амос Коменский, живший в XVII веке. В основу познания и обучения он поставил чувственный опыт и сформулировал «золотое правило дидактики»: «… все должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно: видимое — зрению, слышимое — слуху, обоняемое — обонянию, вкушаемое — вкусу, осязаемое — осязанию…» «Кто внимательно сам наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем если он прочел обширные объяснения, не видя всего этого своими глазами» [6]. Как и в медицине, непосредственно используются все чувства при осмотре пациента: опрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация.
Учитывая современный, быстро меняющийся век цифровых технологий, на наших занятиях вторым этапом мы используем различные интерактивные формы образования. Интерактив («inter» — взаимный, «act» — действовать) — означает взаимодействие. Отметим, большой вклад в решение проблемы применения интерактивных технологий в процесс обучения внесли как отечественные, так и зарубежные ученые. Доктор педагогических наук Е. С. Полат дала рассматриваемому понятию следующее определение «получение, обработка, хранение и передача графической, текстовой и цифровой информации» [2].
Другие исследователи [3] рассматривают информационные технологии обучения, как некоторую совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ до обучающих систем, которые базируются на искусственном интеллекте. Интерактив инициирует более многогранное взаимодействие студентов как с преподавателем, так и друг с другом, исключает доминирование, как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В итоге студенты учатся критическому мышлению, анализу обстоятельств и решению сложных задач, взвешиванию альтернативных мнений, принятию продуманных решений, дискуссиям, общению с другими партнерами. Основная функция преподавателя на интерактивных занятиях — направить деятельностьстудента на достижение целей занятия, а также на активизировать деятельность большей части студентов в ходе учебного процесса, в особенности той части, которая по характеру относится к интровертам и чаще не проявляют себя на занятиях в силу своего характера [5].
И, наконец, завершающей ступенью в нашей образовательной методике является использование метода проектов. Эта педагогическая технология, включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Для вовлечения каждого студента в активный познавательный и творческий процесс, педагоги проводят также открытые занятия, научно — практические конференции. Для того, чтобы провести научно — практическую конференцию используются теоретические, эмпирические и математические знания и навыки. Проект может быть долгосрочным, групповым внутриколледжным, а иногда и республиканским, в зависимости от цели и актуальности проекта.
Студенты используют не только теоретический материал, но и занимаются исследованием, применяя эмпирические знания, а затем занимаются подсчётами, при помощи математических знаний, и наконец выводами и оформлением всего материала, используя полученные результаты для презентации или защиты проекта. Все это необходимо обучающимся для приобретения новейших познаний в области выполнения своего проекта, то есть небольшой творческой работы от определения темы до обоснования выводов. Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития студентов.
Для подтверждения наших теоретических доводов мы провели небольшой эксперимент среди студентов одной специальности в параллельных группах. Для этого были выбраны студенты третьего курса специальности «Лечебное дело» (фельдшер) трёх параллельных групп — 3 курс 1 группа (31Ф), 3 курс 2 группа (32Ф) и 3 курс 3 группа (33Ф). В качестве экспериментальных были выбраны две клинические дисциплины («Хирургия» и «Педиатрия») и одна гуманитарная («Английский язык»).
Суть эксперимента заключалась в следующем: занятие по определённой теме в одной группе (контрольной) проводили в форме обычного опроса и проведения тестовых контрольных работ, а в другой группе (экспериментальной) с использованием вышеуказанной методики. Через некоторое время в обеих группах проводилась контрольная работа по пройденным темам. Группа 31Ф была выбрана, как контрольная для всех трех дисциплин. Группа 32Ф была экспериментальной в дисциплинах «Английский язык» и «Хирургия». Группа 33Ф была экспериментальной в дисциплинах «Английский язык» и «Педиатрия». Результаты нашего исследования приведены в таблицах № № 1,2,3.
Таблица 1
Анализ успешности студентов по дисциплине «Английский язык»
Академическая группа |
Количество студентов |
Справились с работой |
Получили «4» и «5» |
31 Ф |
27 |
21 (77,7 %) |
11 (40,7 %) |
32 Ф |
26 |
24 (92,3 %) |
16 (61,5 %) |
33 Ф |
23 |
22 (95,6 %) |
17 (73,9 %) |
Таблица 2
Анализ успешности студентов по дисциплине «Хирургия»
Академическая группа |
Количество студентов |
Справились с работой |
Получили «4» и «5» |
31 Ф |
27 |
18 (66,7 %) |
5 (18,5 %) |
32 Ф |
26 |
22 (84,6 %) |
8 (30,7 %) |
Таблица 3
Анализ успешности студентов по дисциплине «Педиатрия»
Академическая группа |
Количество студентов |
Справились с работой |
Получили «4» и «5» |
31 Ф |
27 |
20 (74,1 %) |
7 (25,9 %) |
33 Ф |
23 |
21 (91,3 %) |
10 (43,4 %) |
Таким образом, основываясь на наше исследование, можно констатировать следующее:
- Использование методики трех ступеней позволяет значительно поднять показатель общей успеваемости среди студентов экспериментальных групп. Мы считаем, что это происходит благодаря большей вовлеченности в процесс обучения отстающих студентов, которым помогают новые условия проведения занятий. Эти студенты имеют возможность вести более активный диалог с одногруппниками, отстаивать свою точку зрения, понимать ошибочность своих суждений и т. д., а также становятся более раскрепощёнными, сами того, не осознавая и примыкают к более активной части студентов группы, что также формирует их личностные характеристики. Из интровертов они становятся экстравертами.
- В экспериментальных группах фиксируется повышение и качественного показателя успеваемости в сравнении с контрольной группой. Мы объясняем этот факт тем, что студенты, в результате активной заинтересованности в самостоятельном изучении темы занятия, стали больше пользоваться не только основной литературой для данной дисциплины, но и дополнительными источниками научной литературы. Это позволило им более глубоко понять теоретические основы и эффективно использовать их в достижении практических целей (навыков).
Литература:
- Артеменко О. Н. Педагогика: учебное пособие / О. Н. Артеменко, Л. И. Макадей. — Северо-Кавказский федеральный университет. — Ставрополь: Северо — Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2015. — 251 с
- Дмитриев Ю. А. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога: учебное пособие / Ю. А. Дмитриев, Т. В. Калинина; Московский педагогический государственный университет. — Москва: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2016. — 188 с
- Макарова Н. С. Трансформация дидактики высшей школы: учебное пособие / Н. С. Макарова. — 3-е изд., — Москва: ФЛИНТА, 2017. — 181с.
- Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. — Москва: Академия, 2006. — 176 с.
- Полянцева О. И. Психология для медицинских колледжей. — Москва: Феникс, 2024. — 431 с.
- https://logia.su/info/articles/2019/znachenie_i_funktsii_naglyadnosti_v_obrazovatelnom_protsesse