Развитие личности ребенка раннего возраста через игру | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (54) февраль 2025 г.

Дата публикации: 20.01.2025

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Паненко, Н. М. Развитие личности ребенка раннего возраста через игру / Н. М. Паненко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 2 (54). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/282/9792/ (дата обращения: 22.02.2025).



В данной статье рассматривается игра у детей дошкольного возраста.

Игра развивает личность ребенка, формирует основные стороны его психического развития, формирует качества, необходимые для подготовки к школе.

Всем известно, как важна игра для детей дошкольного возраста, но современные ученые точно знают, что вне игры развитие ребенка дошкольного возраста неэффективно. У современных детей мало впечатлений, чувств и праздников, которые мешают игровому развитию. Большинство впечатлений, которые дети получают из телепередач, — это игры, отражающие жизнь взрослых, которым дети подражают и демонстрируют разнообразие, социокультурные ситуации и отношения.

Основной причиной «ухода» игры из дошкольных учреждений является стремление педагогов максимально приблизить образовательный процесс в дошкольных учреждениях к «школьной» модели, концентрируя время и внимание на занятиях с детьми и забывая о важности самостоятельной игры детей и ее значении для их развития. Игровая деятельность может быть рассмотрена в разных дошкольных группах.

В раннем детстве (1–3 года) создаются условия для возникновения особого вида детской деятельности — процессуальной игры. В основе этой игры лежат освоенные ребенком целевые формы поведения, а также стремление подражать действиям взрослых. Группа детского сада — это период развития повествовательной и образной игры, которая предшествует повествовательной ролевой игре.

На самом раннем этапе игры детей не продолжительны (3–6 минут), но постепенно, при правильно организованном педагогическом руководстве, игры становятся более продолжительными (8–10 минут).

Первый признак игры можно определить по тому, начинает ли ребенок использовать заменители предметов. Ребенок кормит куклу с ложки, выложенной палочками, раскладывает перед куклой игрушечные камешки, укладывает куклу спать в кроватку из коробки. Ребенок уже освоил поведение предмета. То есть он научился обобщать поведение и легко переносить его с одного предмета на другой. Такая игра появляется у детей в возрасте 2–3 лет.

Часто маленькие дети отстают на этапе манипулирования и не используют предметы-заместители. В результате не происходит перехода к предметной игре. Педагогам необходимо стимулировать этот переход, так как он влечет за собой новый этап в психическом развитии ребенка. Если вы спросите маленького ребенка, кто поглощен игрой с камешками или кубиками, он часто будет говорить: «Я играю с камешками» или «Я играю с кубиками».

Основная задача педагога — формировать игровые навыки у детей младшего возраста и способствовать становлению самостоятельной повествовательной игры. Только когда игра организуется по принципу решения конкретных игровых задач, она приобретает развивающий характер. Игра в младших группах имеет разнообразную тематику и ролевое сопровождение.

Игра с куклами (куклы болеют, укладывают кукол спать, куклы обедают и т. д.), игра с транспортом и машинами (чинят машины, перевозят пассажиров в автобусе и т. д.), игра с игрушками животных (ухаживают за животными, цирк и т. д.), игра в магазин (овощной магазин, мясной магазин, магазин одежды и т. д.), игра в больницу (посещение врача, прививки, уколы посещение врача, прививки, уколы и т. д.).

На четвертом году жизни (вторая младшая группа детского сада) активно развиваются ролевые игры. Существует тесная связь между игрой и воображением. Здесь работа воспитателя определяется в рамках игры как предметной деятельности, когда дети еще не овладели навыками ролевого поведения, но уже имеют представления о существовании конкретных социальных ролей окружающих их людей. Педагоги создают игровые ситуации и воплощают их в историях и образах.

Сюжетные игры также наиболее популярны в этой возрастной группе, но в этом возрасте важнее всего общение со сверстниками в качестве партнеров по игре. В таких игровых сценариях роли детей расширяются. В процессе игры формируются и развиваются все стороны личности ребенка. Кроме того, игра приводит к значительным изменениям в психической сфере ребенка и переходу на новую, высшую ступень развития.

Игра — «спутница детства», она является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, взаимосвязанным с трудом и обучением. Таким образом, игра — это основное содержание жизни ребенка. Дети двигаются, говорят, воспринимают и думают. В процессе игры активны все психические процессы, включая мышление, воображение, память, эмоции и волеизъявление. Укрепляются мышление, воображение, память, эмоции и волеизъявление.

Наиболее подходящими играми для детей дошкольного возраста являются сюжетные, дидактические и подвижные игры. Дидактические игры — это деятельность, которая конкретна и значима для ребенка. Этот вид игры применяется в образовательном процессе, игровой материал, идеи и правила подготовлены (в отличие от сюжетно-ролевых игр, которые носят спонтанный характер).

Подвижные игры способствуют укреплению здоровья, улучшению общей физической подготовки детей и удовлетворению их биологической потребности в физических упражнениях. Главная особенность подвижных игр — эмоциональность (они не должны быть однообразными). В конце первых трех лет жизни ролевые игры становятся любимыми для ребенка. В играх дети чувствуют себя частью группы и могут справедливо оценивать поведение и поступки сверстников и себя.

С помощью ролевых игр развиваются творческие способности ребенка, артистизм и воображение. Ролевые игры учат детей входить в образы различных персонажей. В процессе игры ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых. Затем ребенок становится примером своего собственного поведения. Игры способствуют приобретению базовых навыков общения, то есть качеств, необходимых для формирования межличностных отношений со сверстниками. Личность и роли в жизни тесно связаны, и именно через роли, которые дети принимают в играх, формируется и развивается их личность и они сами.

Игра тесно связана с развитием личности. Раннее детство — это период интенсивного развития игры. Роль игры в жизни малыша трудно переоценить. Развитие личности в раннем детстве происходит в процессе игры. Как правило, особенно важными и привлекательными для ребенка в процессе развития являются те формы поведения и проявления личности, которые стали доступными, но еще не стали привычными. Именно в игры включается то новое, что только что родилось и еще не закрепилось как привычные приобретения развития. Игра становится для него своеобразной школой жизни: раз за разом участвуя в игре и совершенствуясь в ней, закрепляются соответствующие действия, чем больше ребенок играет, тем лучше и лучше он ими овладевает. Таким образом, в процессе игры ребенок растет и готовится к дальнейшей деятельности.

Игры могут подготовить подрастающее поколение к продолжению дела старшего поколения и сформировать способности и качества, необходимые для будущей деятельности.

Литература:

  1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. — 421 с.
  2. Галигузова, Л. Н. Игры. Развивающие занятия.Игры и занятия с детьми 1–3 лет. [Текст] / Л. Н. Галигузова. — М.: Мозаика-Синтез, 2008, 70 с.....
  3. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первые годы пребывания в детском саду. — Москва: Мозаика-Синтез, 2012, — 130 с.
  4. Николаева, Л. Ю., Николаева, Е. А. Игровая деятельность дошкольников [Текст] / Л. Ю. Николаева, Е. А. Николаева. Николаева, Е. А. Николаева // Образование и воспитание. — 2016. — № 2. — С. 25–29.
  5. Значение игры для всестороннего развития личности ребенка [Текст] / И. Ю. Пащенко, В. В. Студенникова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Международной научно-практической конференции. — С. 22–25.
Задать вопрос