Метод проекта как способ изучения произведений древнерусской литературы на уроках в 9-м классе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: школьное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (54) февраль 2025 г.

Дата публикации: 20.01.2025

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Русанова, А. А. Метод проекта как способ изучения произведений древнерусской литературы на уроках в 9-м классе / А. А. Русанова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 2 (54). — С. 42-49. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/282/9799/ (дата обращения: 22.02.2025).



В статье представлена разработка образовательного продукта как результата изучения древнерусской литературы в 9-м классе в рамках реализации метода проекта.

Ключевые слова: древнерусская литература, метод проекта, образовательный проект, художественный образ, образ птицы.

Одним из эффективных методов внеурочного мероприятия при изучении древнерусской литературы в школе является метод проекта, в рамках которого существует возможность реализации проектной деятельность обучающихся с последующим представлением готового продукта. «Проект –– это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального предмета, объекта, разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность» [7].

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как альтернатива урочной, урочно-внеурочной и внеурочной деятельности. Современный проект как дидактическое средство активизации познавательной деятельности обучающихся нацелен на формирование определенных личностных качеств и одновременно на развитие креативности. Использование теоретических знаний по предмету при реализации метода проекта обязательно. Метод проекта включает в себя мотивировку учащихся для повышения уровня учебной подготовки. Данный метод представляет собой взаимодействие учителя и учащихся, которое может быть направлено на реализацию проекта по определённой теме.

Важной особенностью проектной деятельности является демонстрация способностей каждого из учеников, проявленных во время командной работы. При использовании метода проекта главное учитывать:

  1. личностные интересы как учащихся, так и учителя;
  2. теоретическую подготовку обучающихся по выбранной теме;
  3. самостоятельность выполнения поручений;
  4. представление реализации продукта в действительности;
  5. наличие всех необходимых ресурсов;
  6. возможность дальнейшего распространения конечного результата с целью демонстрации уровня теоретической и практической подготовки школьников.

Проектную деятельность стоит реализовывать после изучения того или иного произведения как этап закрепления материала. Ведущие роли занимают участники проекта –– ученики, учитель лишь выполняет задачи куратора, основная задача которого заключается в том, чтобы направить деятельность участников в нужное русло. Метод проекта всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей использование разнообразных методов и интегрирование знаний, умений и навыков из различных областей науки. Деятельность по методу проекта предполагает не только наличие определённой проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает чёткое планирование действий, наличие замысла и представления результата, распределение ролей (заданий) при групповой работе, соответствующие степени подготовки каждого учеников, а также предусматривающие интересы каждого участника. Результаты выполненных проектов должны представлять предметный итог / произведение / достижение, т. е. конкретный практический результат, готовый к применению.

Этапы подготовки к проектной деятельности:

  1. Мотивационный: обнаружение проблемы, которая будет решаться в рамках намеченной тематики. Формирование цели и задач деятельности. Выбор тематики, типа проекта.
  2. Подготовительный: определение количества и состава участников.
  3. Ориентировочный: обмен информацией, обсуждение возможных методов исследования, самостоятельный поиск обучающимися информации, творческие решения. Организация промежуточного обсуждения полученных результатов. Поддержка планомерной работы участников.
  4. Процессуальный: представление результатов исследовательской деятельности.
  5. Предзащита проекта: оценка собственной деятельности студентами. Подведение итогов выполненной работы.
  6. Защита проекта: демонстрация готового продукта.
  7. Рефлексия: коллективное обсуждение участников проекта на предмет эффективной реализации проекта.

На основе методической базы нами был разработан образовательный продукт как результат изучения древнерусской литературы в 9 классе.

Разработка образовательного продукта

Компонент характеристики продукта

Дидактическое и предметное содержание образовательного продукта

Название проекта

Литературный сборник «Художественный образ птицы в древнерусской литературе» как продукт изучения произведения «Слово о полку Игореве» в 9 классе

Фамилия, имя и отчество разработчика проекта

Русанова Алина Андреевна

Опыт использования (степень распространения)

Проводится один раз в одном (9) классе. При успешном проведении можно повторить проект в следующем учебном году

Проблемная ситуация

Поверхностное изучение произведений древнерусской литературы в 9 классе и отсутствие на уроках литературы подробного анализа системы образов как социокультурного феномена

Проблема проекта

Недостаточный уровень информационных умений у обучающихся в реализации проектной деятельности, а также опасение перед возможностью не получить запланированный конечный результат

Цель проекта

Цель учащихся: создание литературного сборника «Художественный образ птицы в древнерусской литературе» и обеспечение проекта всеми необходимыми ресурсами для его реализации и рекламирования.

Цель учителя: сформировать у обучающихся представление о специфике древнерусской литературы на примере анализа системы образов

Задачи

Задачи участников:

1) овладеть опытом совместной проектной деятельности для создания литературного сборника;

2) приобрести навыки взаимодействия в команде с целью достижения успешного результата;

3) проанализировать новый литературный материал;

4) овладеть навыками работы с древнерусскими текстами;

5) познакомиться с принципами идейно-эстетического анализа произведений средневековой литературы;

6) сформировать представление о духовных истоках национальной культуры и литературы.

Задачи учителя:

1) развить интерес обучающихся к исследовательской и творческой деятельности;

2) развить эмоциональную сферу школьника как основы формирования читательской культуры;

3) совершенствовать полезные социальные навыки и умения (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов, навыков командной работы);

7) 4) повышение и поддержание внимания к художественной литературе

Ключевые слова / теги

Методика обучения древнерусской литературе, групповая деятельность, анализ художественного текста, культуроведческая компетенция, коммуникативные навыки, конспектирование анализируемой литературы, оформление статей, редактирование, корректирование

Источники информации

1. Посещение экскурсий центра славянской письменности «Слово» (м. ВДНХ павильон «Земледелие» (№ 58)).

2. Посещение Государственного исторического музея (г. Москва).

3. Просмотр мультфильма «Сказание про Игорев поход» (по мотивам памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве») (1972 год).

4. Демин А. С. Древнерусская литература. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам [Текст] / А. С. Демин // учеб. пособие: Московский гос. ун-т. –– М.: Изд-во МГУ, 2000. –– 112 с.

5. Лихачёв Д. С. Введение к чтению памятников древнерусской литературы [Текст] / Д. С. Лихачёв и др. // учеб. пособие: Русский Общ. Фонд Александра Солженицына. –– М.: Русский путь, 2004. –– 340 с.

6. Лихачёв Д. С. Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI –– начало XII века. [Текст] / Д. С. Лихачёв, Л. А. Дмитриев, В. Вагин // вступ. ст., сост. и общ. ред., оформ. худ., коммент. –– М.: Худож. лит., 1978. — 413 с.

7. Лихачёв Д. С. Избранное: Слово о полку Игореве и культура его времени. Работы последних лет [Текст] / Д. С. Лихачёв. –– СПб.: Logos, 2000. –– 528 с.

8. Менделеева Д. С. История литературы Древней Руси [Текст] / Д. С. Менделеева // учеб. пособие для студ. филол. фак. Вузов: Российский гос. гум. ун-т. –– М.: Академия, 2008. –– 352 с.

9. Миллер О. Ф. О воспитательном значении отечественного слова [Текст] / О. Ф. Миллер // Славянство и Европа. –– № 3–4. –– СПб.: 1877. –– 590с.

10. Федорова М. Е. Хрестоматия по древнерусской литературе [Текст] / М. Е. Федорова, ТА. Сумникова // учеб. пособие для вузов: Санкт-Петербургский гос. ун-т. –– М.: Высш. шк., 1994. –– 256 с.

11. Библиографический словарь, краткий словарь древнерусского языка (http://old-rus.narod.ru/).

12. Учебно-методический комплекс по древнерусской литературе (http://ic.asf.ru/~/ppf/drl/).

13. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (5–9 классы) [Текст]: утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. (№ 1897). — 2010. — 41 с.

Художественная литература:

  1. Слово о полку Игореве. –– СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. –– 256 с.
  2. Бесплатная электронная библиотека (URL: http://drevne.ru/lib/)

Обработка информации

В ходе проектной деятельности используются теоретические методы:

  1. теоретический анализ исследовательских работ, в ходе которого будут выделены и рассмотрены отдельные стороны, признаки, особенности образа птиц в древнерусской литературе в аспекте лингвистического изучения;
  2. методы синтеза и аналогии способствуют качественному определению предметов исследования и объединению выявленных фактов в единое целое;
  3. методы обобщения данных способствуют грамотному формированию статей.

Практические методы:

  1. метод опроса (беседа с учителем на предмет эффективной разработки проектной деятельности);
  2. литературоведческий метод, представленный в виде конспектирования учебных пособий по литературе;
  3. стилистический анализ произведения «Слова о полку Игореве» с целью выявления в нём художественных образов;
  1. метод обобщения: проведение заключительного этапа в исследовании и подведение итогов проектной деятельности

Технические средства

  1. программа Microsoft Excel –– для фиксации в форме таблицы ежедневной деятельности обучающихся;
  2. программа Microsoft PowerPoint –– для создания презентации к общешкольной конференции «Литературные новинки», направленной на представление и рекламирование литературного сборника «Художественный образ птицы в древнерусской литературе»;
  3. приложение ColorNote –– для заметок и фиксирования их к определённым датам, чтобы выполнять задания в срок (пр.: заключительный анализ всех частей произведения — 25.09.2020);
  4. приложение Note Everything –– для создания графических заметок, набросков и иллюстраций к сборнику;
  1. приложение Telegram –– для обсуждения проектных деталей вне школы

Форма организации детей

Групповая работа с использованием возможности оценивая эффективности деятельности каждого участника ежедневно в течение месяца.

Распределение обязанностей в группе происходит согласно интересам и возможностям участников проекта:

  1. Подготовка вводной статьи сборника на тему «Из истории рукописи».
  2. Анализ «Вступления» и выявление в нём образов птиц.
  3. Анализ «Первой части» произведения и выявление в ней образов птиц.
  4. Анализ «Второй части» произведения и выявление в ней образов птиц.
  5. Анализ «Третьей части» произведения и выявление в ней образов птиц.
  6. Редактор.
  7. Корректор.
  8. Оформление иллюстраций.
  9. Презентация к сборнику.

Тип проекта по ведущей деятельности

Литературно-художественный: взаимодействие литературных навыков анализа древнерусского произведения «Слово о полку Игореве» обучающихся и эстетической направленности создания проекта.

Творческий: создание индивидуального литературного сборника с эксклюзивным иллюстративным оформлением

Тип проекта по сфере применения результатов

Лингвистический: реализация проекта на основе последовательного разбора источников лингвистической информации, с которыми предстоит работать.

Культурологический: раскрытие древнерусских образов как особой детали для понимая всего текста и определения связи между произошедшими историческими событиями и ныне существующими

Используемые технологии

  1. карта деятельности учащихся в виде таблице, созданной в программе Microsoft Excel (отчёт о ежедневной работе в течение месяца);
  2. мультимедийные устройства: компьютер, флеш-накопитель, проектор, интерактивная доска (для проектирования презентации на общешкольной конференции);
  3. типография (для печати сборника «Художественный образ птицы в древнерусской литературе»)

Форма продуктов проектной деятельности

  1. литературный сборник «Художественный образ птицы в древнерусской литературе» –– тираж 50 экз.
  2. мультимедийная презентация «Литературный сборник «Художественный образ птицы в древнерусской литературе», в программе Microsoft PowerPoint для рекламирования сборника;
  3. групповой отчёт проектантов в программе Microsoft Excel, фиксирующий в таблице ежедневную деятельность обучающихся в течение месяца

Способ объединения результатов на презентации

Общешкольная конференция «Литературные новинки», направленная на представление и рекламирование сборника «Художественный образ птицы в древнерусской литературе» как продукта деятельности учащихся 9 класса

Виды презентации

  1. компьютеродемонстрирующий: заключается в демонстрации и рекламировании сборника «Художественный образ птицы в древнерусской литературе» на общешкольной конференции «Литературные новинки» с помощью компьютера и презентации;
  2. издательский: заключается в издании сборника в школьном журнале «Путешествие в страну Литературию» тиражом в 50 экземпляров

Контингент

9 класс МБОУ г. о. Жуковский

Количество участников

21 человек

Предметная область

Древнерусская литература, орнитологическая лексика, система образов

Тип проекта по составу участников

Одноклассный, предназначенный для дальнейшего пользования всеми обучающимися школы

Характер координации

Явный: координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организовывает, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников

Темы учебно-тематического плана предмета(ов)

  1. Древнерусская литература. Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» –– величайший памятник древнерусской литературы. Историческая основа «Слова». Открытие «Слова»: чтение произведения, составление плана статьи, ответы на проблемные вопросы, коллективная беседа.
  2. Художественные особенности «Слова»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, композиции, языка: составление таблицы ежедневной успеваемости, смысловое чтение, коллективная беседа, словарная работа.
  3. Система образов «Слова». Особенности языка и жанра произведения. Проблема авторства «Слова»: составление статей, редакторская и корректорская деятельность, иллюстрирование сборника

Время работы

Средняя продолжительность. Предполагаемое время подготовки проекта: сентябрь — октябрь 2020 года

Время, необходимое для реализации проекта в реальных условиях: 10–15 сентября — 9 ноября 2020 года (+ 2 недели)

Цели обучения, развития, воспитания

Цель обучения: овладение навыками проектной деятельности и составления статей для сборника по результатам изученного произведения;

Цель развития: развитие умения вырабатывать график выполнения мероприятий для достижения цели, определять ресурсы, определять время выполнения того или иного пункта плана, устанавливать время текущего, промежуточного и итогового контроля выполнения проекта;

Цель воспитания: формирование умений самостоятельной деятельности, навыков рефлексии и взаимодействия в команде

Способы мотивации деятельности участников

Возможность запечатлеть своё имя в литературном сборнике «Художественный образ птицы в древнерусской литературе» и испытать шанс быть номинированными за создание сборника на ежегодном городском литературном конкурсе «Юные таланты Жуковского».

Стартовый уровень обученности и сформированности знаний, умений, навыков и специфических умений

Стартовый уровень обученности и сформированности знаний, умений, навыков и специфических умений участников проекта (базовый уровень):

  1. формировать способности понимания и эстетического восприятия произведений русской литературы;
  2. различать понятия: образ, символ, образность, система образов;
  3. уметь перефразировать мысль, выделить в тексте использованные автором выразительные средства связи и языковые системы в соответствии с коммуникативной задачей;
  4. составлять конспекты, планы, тезисы;
  5. использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая учебные пособия, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
  6. распознавать логические, грамматические и речевые ошибки для редактирования готового текста;
  7. самостоятельно организовывать учебную и проектную деятельности;
  8. владеть навыками контроля и оценки своей деятельности;
  9. определять сферы своих интересов и возможностей

Приращение в знаниях, умениях, навыках и специфических умениях

Проектанты обучатся навыкам создания литературных статей, корректорской и редакторской работе, навыкам создания иллюстраций к литературным произведениям.

Приращение в специфических умениях: рефлексивные действия и самоанализ проектной деятельности

Результат исследовательской деятельности

Создание обучающимися 9 класса литературного сборника «Художественный образ птицы в древнерусской литературе» и его публикация в школьном журнале «Путешествие в страну Литературию»

Режим деятельности (организационная форма)

Урочно-внеурочный. Урочная деятельность: чтение и анализ текста «Слова о полку Игореве» (перевод Н. А. Заболоцкого), запись на его основе заметок в рабочей тетради. Внеурочная деятельность: создание статей, редактирование, корректирование, оформление иллюстраций, создание презентации к представлению сборника на общешкольной конференции «Литературные новинки»

Учебно-методическое оснащение

  1. Голубков В. В. Методика преподавания литературы [Текст] / В. В. Голубков. –– 7-е изд. –– М., 1962. –– 745 с.
  2. Дёмин А. С. Древнерусская литература. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. [Текст]: учеб. пособие / А. С. Демин; Московский гос. ун-т. — М.: Изд-во МГУ, 2000. –112 с.
  3. Калганова Т. А. Изучение древнерусской литературы в школе [Текст] / Т. А. Калганова // методическое пособие. — М.: Русское слово — учебник, 2013. — 232 с.
  4. Лавлинский С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход [Текст] / С. П. Лавлинский // учебное пособие для студентов–филологов. — М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2003. — 384 с.
  5. Слово о полку Игореве: Древнерусский текст и переводы / Сост., вступ. ст., подгот. древнерусского текста и коммент. В. И. Стеллецкого — М., 1981 (Сокровища древнерусской литературы).
  6. Лихачёв Д. С. Введение к чтению памятников древнерусской литературы [Текст]: учеб. пособие / Д. С. Лихачев и др.; Русский Общ. Фонд Александра Солженицына. — М.: Русский путь, 2004. — 340 с.
  7. Лихачёв Д. С. Слово о полку Игореве [Текст] / Д. С. Лихачёв, В. А. Жуковский, И. П. Еремин // вступ. ст., ред. текста и проз. пер., поэт. пер. –– М.–Л.: Художественная литература: ленинградское отделение, 1976 –– 57 с.
  8. Лихачёв Д. С. Избранное: Слово о полку Игореве и культура его времени. Работы последних лет [Текст] / Д. С. Лихачёв. –– СПб.: Logos, 2000. –– 528 с.
  9. Шевырев С. П. Вступление в педагогию: первые две лекции [Текст] / С. П. Шевырев // Журн. М-ва нар. Просвещения: Т. 73. –– 1852. –– 110 с.

Информационное оснащение

  1. формирование четкого понятия о проекте: просмотр программы «Мастерская литературного творчества» (первый год обучения);
  2. формирование понятия о рукописных книгах древнерусской литературы: ознакомление на портале электронных книг (URL: http://vgershov.lib.ru) со статьями: «Древнерусское искусство XV — начала XVI веков», «Искусство рукописной книги. Византия. Древняя Русь» из сборника «Древнерусское искусство — сборники статей»;
  3. развитие иллюстративного представление сборника: ознакомление в социальной сети «ВКонтакте» с группой «Древнерусское Искусство / Old Russian Art».;
  4. формирование системы образности в произведении «Слово о полку Игореве»: ознакомление с трудом Г. В. Сумарукова «Кто есть кто в „Слове о полку Игореве “»

Кадровое оснащение

Журналист газеты «Жуковские ВЕСТИ» Полянская Екатерина Олеговна, библиотекарь МОУ СОШ № 6 г. Жуковский Гапонова Елена Михайловна, заместитель директора МОУ СОШ № 6 г. Жуковский Просянникова Тамара Ивановна

Презентация

Защита проекта проходит в виде общешкольной конференции «Литературные новинки», направленной на представление и рекламирование сборника «Художественный образ птицы в древнерусской литературе» как продукта деятельности учащихся 9 класса. Конференция проходит в актовом зале школы. Приглашённые: 5–9 классы и учителя школы

Рефлексия

Рефлексия проходит в виде Круглого стола. Участники проекта заранее подготавливают в блокнотах/тетрадях вопросы и оценочную характеристику как отдельных участников, так и всей проектной деятельности. Представляют заполненные карты деятельности учащихся (отчёт о ежедневной работе в течение месяца) по критериям оценки эффективности деятельности: 1) что сделал; 2) в каком количестве; 3) эмоциональное состояние (от 0 до 5); 4) участие в командном обсуждении; 5) рефлексия. Учащиеся подводят итог, отвечая коллективно на вопросы: Получилось ли осуществить проект? Какие положительные стороны проекта вы можете выявить? Что у вас вызывало негативные эмоции при выполнении поручений? Что было самым сложным в проекте? Какие вы сделали выводы для себя? Как сильно вас сплотила коллективная деятельность? Будете ли вы в дальнейшем участвовать в подобных проектах?

Литература XX–XXI веков без подлинных текстов предшествующих эпох не сможет в сознании школьника раскрыть весь литературный процесс. Благодаря древнерусским памятникам письменности открываются особенности литературного творчества. При чтении и освоении древних текстов происходит диалог культур, который способствует развитию интеллекта, самосознания и творческого воображения –– необходимых качеств человека информационной цивилизации –– школьника как личности. Для формирования у обучающихся знаний, умений и навыков, основанных на изучении древнерусской литературы, современные методисты рекомендуют уделять внимание перечисленным методам и приёмам построения учебной деятельности с целью обогащения представления обучающихся об особенностях художественного мира, о жанрах древнерусской литературы и об их тематике и проблематике. Успешным, на наш взгляд, для решения поставленных образовательных задач является метод проекта.

Литература:

  1. Голубков В. В. Методика преподавания литературы [Текст] / В. В. Голубков. –– 7-е изд. –– М., 1962. –– 745 с.
  2. Демин А. С. Древнерусская литература. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам [Текст] / А. С. Демин // учеб. пособие: Московский гос. ун-т. –– М.: Изд-во МГУ, 2000. –– 112 с.
  3. Калганова Т. А. Изучение древнерусской литературы в школе [Текст] / Т. А. Калганова // методическое пособие. — М.: Русское слово — учебник, 2013. — 232 с.
  4. Коровина В. Я. Рабочие программы. Предметная линия учебников. Литература. 5–9 классы [Текст] / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева // пособие для учителей общеобразоват. организаций. –– 2-е изд., перераб. –– М.: Просвещение, 2014. –– 354 с.
  5. Лавлинский С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход [Текст] / С. П. Лавлинский // учебное пособие для студентов–филологов. — М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2003. — 384 с.
  6. Лихачёв Д. С. Введение к чтению памятников древнерусской литературы [Текст] / Д. С. Лихачёв и др. // учеб. пособие: Русский Общ. Фонд Александра Солженицына. –– М.: Русский путь, 2004. –– 340 с.
  7. Сорокина Ю. Е. Теоретические аспекты развития проектирования в гуманитарном знании. Тула, 2012. С. 122.
  8. ФГОС основного общего образования (5–9 класс) // [Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 23.12.2024).
Задать вопрос