Проект «Живая поэзия: сказочная белка»
Авторы: Савчук Наталья Евгеньевна, Дьякова Надежда Вячеславовна
Рубрика: Методическая копилка: дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (54) февраль 2025 г.
Дата публикации: 25.01.2025
Статья просмотрена: 5 раз
Библиографическое описание:
Савчук, Н. Е. Проект «Живая поэзия: сказочная белка» / Н. Е. Савчук, Н. В. Дьякова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 2 (54). — С. 32-36. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/282/9818/ (дата обращения: 22.02.2025).
225 лет прошло со дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина, но его сказки по-прежнему пленяют читателей волшебным вымыслом и добрыми эмоциями. Его удивительная способность правдоподобно описывать самые невероятные истории увлекает читателя, побуждая сопереживать героям, смеяться и плакать вместе с ними.
Сказочный мир поэта обладает яркой индивидуальностью, при этом вписываясь в традиционный русский сказочный контекст. Произведения пронизаны глубоким смыслом и поэтическим мастерством.
Метод проектной деятельности способствует усвоению детьми сложных тем через коллективное решение проблем. Проектная работа развивает речевые, творческие и познавательные навыки дошкольников, одновременно способствуя творческому развитию педагогов. Родители также становятся активными участниками образовательного процесса.
В рамках нашего проекта мы выбрали Лего-конструирование, поскольку элементы LEGO представляют собой не просто игрушки, а универсальный материал для творчества, предоставляющий детям возможность обучаться через игру в процессе игрового взаимодействия.
Собирая модели из конструктора LEGO, дети совершенствуют навыки мелкой моторики и точных движений. Это способствует формированию элементарного конструкторского мышления и воображения, а также помогает освоить принципы функционирования различных механизмов. Познавая новое, дети учатся выражать свои чувства и мнения о происходящем. Интересный осмысленный материал, пропущенный через личное восприятие, усваивается легко и остаётся в памяти надолго. Также значимой представляется работа в коллективе, способность брать на себя различные роли, развитие диалогической речи и самостоятельного технического творчества.
Цель проекта : популяризация творческого наследия А. С. Пушкина посредством лего-конструирования
Задачи:
Обучающие:
— познакомить детей с биографией и творческой деятельностью А. С. Пушкина;
— обучать технике чтения элементарных схем, конструированию различных моделей и их частичное программирование.
Развивающие:
— развивать конструкторское мышление, внимание, память, пространственное представление;
— развивать творческий потенциал старших дошкольников посредством конструирования, способствовать обогащению и активизации конструктивного опыта детей;
— развивать самостоятельность при работе со схемами.
Воспитательные:
— поощрять изобретательность, инициативность, организованность, умение работать в коллективе, умение работать в паре.
Тип проекта: познавательно — творческий.
Продолжительность: 21 день.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, родители, педагоги.
Предполагаемый результат:
— Постройка из лего — конструктора композиции по отрывку «Белка песенки поет…» из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» и модели белки с целью формирования навыков по созданию простых механизмов и частичного программирования.
— Выраженная заинтересованность родителей воспитанников в совместной деятельности с детьми по приобщению к техническому творчеству.
— Развитие способностей к конструированию, исследованию; к аргументации своих предположений; к умению делать простейшие выводы.
— Развитие любознательности, инициативности, самостоятельности при решении игровых и познавательных задач.
Перечень оборудования: компьютер,проектор, экран, произведения А. С. Пушкина, мультфильмы по произведениям А. С. Пушкина, аудиозапись русской народной песни «Во саду ли,…», отрывка из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского–Корсакова, «Полёт шмеля». Конструктор, ПервоРобот LEGOWEDO, Лего-конструктор.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
— анкетирование родителей, беседы с детьми о прочитанных дома книгах А. С. Пушкина;
— выбор материала по теме проекта: методической, художественной литературы, иллюстраций, музыкальных произведений;
— подбор необходимого для изобразительной и продуктивной деятельности материала: конструктор ЛЕГО, природный и бросовый материал.
Основной: организация образовательной проектной деятельности.
Раздел |
Тема |
Ответственные |
Речевое |
1. Чтение сказок А. С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке». 2. Беседа по сказкам А. С. Пушкина. 3. Заучивание стихотворений и отрывков из сказок А. С. Пушкина |
Воспитатели, родители |
Социально-коммуникативное |
1. Рассказ об А. С. Пушкине. 2. Экскурсия детей с педагогами в Кольскую районную детскую библиотеку; 3. Выставка книг с произведениями А. С. Пушкина |
Воспитатели, учитель-логопед, библиотекарь |
Познавательное |
1. Литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина; 2. Просмотр мультфильмов: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке». 3. Исследовательская работа о жизни поэта |
Воспитатели, родители |
Художественно-эстетическое |
1. Лепка: «Белка там живет ручная». 2. Конструирование: «Ель растёт перед дворцом», «Белка песни всё поёт»... 3. Рисование: «А под ней хрустальный дом». 4. Слушание музыки: «Во саду ли, в огороде» — русская народная песня; «Полёт шмеля» — отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского — Корсакова. 5. Рассматривание картин и иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина: «Царевна — Лебедь», «Бочка по морю плывет», «Тридцать три богатыря» И. Билибина. 6. Конкурс семейного творчества: «Сказочная белка» (из конструктора Лего) |
Воспитатели, родители, музыкальный руководитель |
Заключительный этап:
— Создание модели «Сказочная белка».
— Презентация творческого проекта родителям и педагогическому сообществу.
Реализация проекта:
- Подготовка проекта.
В группе проходил проект «Сказки Александра Сергеевича Пушкина». По теме проекта был использован алгоритм трех вопросов, чтобы выяснить следующее:
- Что дети знают об Александре Сергеевиче Пушкине?
— Поэт писал стихи для взрослых и сказки для детей.
— Для детей им написана сказка «О рыбаке и рыбке».
— Поэт жил очень давно.
- Что хотели бы узнать?
— Когда начал писать стихи.
— Сколько сказок написал для детей.
— Как он погиб.
- Как это можно узнать?
— Спросить у родителей и воспитателей,
— попросить прочитать в книгах и энциклопедиях,
— посмотреть вместе с родителями нужную передачу.
2. История проекта.
Книжный уголок.
Выставка «Жизнь и творчество А. С. Пушкина»
- Просмотр
— презентаций «Жизнь и творчество А. С. Пушкина»;
— мультфильмов по мотивам сказок поэта.
- Экскурсия в Кольскую районную детскую библиотеку
«Наш любимый поэт».
- Непосредственная образовательная деятельность:
— лепка «Белка там живёт ручная»,
— конструирование «Белка песни всё поёт…»,
— рисование «А под ней хрустальный дом».
- Взаимодействие с родителями:
— конкурс семейного творчества «Сказочная белочка»
Конструирование моделей:
Модель «Танцующая белка».
После просмотра мультфильма «Сказка о царе Салтане», было принято решение: наша белка должна танцевать под музыкальное сопровождение. Для этого создали белку из конструктора ПервоРоботLEGOWEDO. В своей модели мы использовали мотор для вращения малого зубчатого колеса, которое меняет направление движения на 90°. При вращении оси в разных направлениях белочка начинает танцевать. Энергия превращается из электрической (компьютер и мотор) в механическую (зубчатые колёса и оси).
После сборки модели создали программу на компьютере для того, чтобы белка двигалась.
— Шкатулки для орешков, для изумрудов сконструированы из кирпичиков, пластин, блоков конструктора LEGO.
— Слуги-стражники, ели. Хрустальный дворец для белки.



IV. Заключение .
В процессе работы над проектом команда много узнала о жизни и творчестве А. С. Пушкина, познакомилась с его стихами и сказками.
Научились: работать в команде; создавать сюжетные постройки из конструктора и бросового материала; презентовать свои проекты; составлять программы LEGOWEDO.
Приобрели: необходимые знания и умения, нужные для конструирования и сборки моделей из образовательных конструкторов LEGO.
Изучили: процесс передачи движения с использованием малого зубчатого колеса, коронного зубчатого колеса.
Познакомились: с работой электронных устройств — электрического мотора.
Всё это позволило создать проект «Живая поэзия: сказочная белка». Данный проект можно использовать в образовательном процессе для ознакомления со сказками А. С. Пушкина, для изучения различных механических передач. Проект имеет практическую и методическую ценность — его можно создать в любом ДОУ с использованием конструкторов различного вида. Декорации и модели к проекту могут быть коллективной работой.
