Проект «Живая поэзия: сказочная белка» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка: дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (54) февраль 2025 г.

Дата публикации: 25.01.2025

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Савчук, Н. Е. Проект «Живая поэзия: сказочная белка» / Н. Е. Савчук, Н. В. Дьякова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 2 (54). — С. 32-36. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/282/9818/ (дата обращения: 22.02.2025).



225 лет прошло со дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина, но его сказки по-прежнему пленяют читателей волшебным вымыслом и добрыми эмоциями. Его удивительная способность правдоподобно описывать самые невероятные истории увлекает читателя, побуждая сопереживать героям, смеяться и плакать вместе с ними.

Сказочный мир поэта обладает яркой индивидуальностью, при этом вписываясь в традиционный русский сказочный контекст. Произведения пронизаны глубоким смыслом и поэтическим мастерством.

Метод проектной деятельности способствует усвоению детьми сложных тем через коллективное решение проблем. Проектная работа развивает речевые, творческие и познавательные навыки дошкольников, одновременно способствуя творческому развитию педагогов. Родители также становятся активными участниками образовательного процесса.

В рамках нашего проекта мы выбрали Лего-конструирование, поскольку элементы LEGO представляют собой не просто игрушки, а универсальный материал для творчества, предоставляющий детям возможность обучаться через игру в процессе игрового взаимодействия.

Собирая модели из конструктора LEGO, дети совершенствуют навыки мелкой моторики и точных движений. Это способствует формированию элементарного конструкторского мышления и воображения, а также помогает освоить принципы функционирования различных механизмов. Познавая новое, дети учатся выражать свои чувства и мнения о происходящем. Интересный осмысленный материал, пропущенный через личное восприятие, усваивается легко и остаётся в памяти надолго. Также значимой представляется работа в коллективе, способность брать на себя различные роли, развитие диалогической речи и самостоятельного технического творчества.

Цель проекта : популяризация творческого наследия А. С. Пушкина посредством лего-конструирования

Задачи:

Обучающие:

— познакомить детей с биографией и творческой деятельностью А. С. Пушкина;

— обучать технике чтения элементарных схем, конструированию различных моделей и их частичное программирование.

Развивающие:

— развивать конструкторское мышление, внимание, память, пространственное представление;

— развивать творческий потенциал старших дошкольников посредством конструирования, способствовать обогащению и активизации конструктивного опыта детей;

— развивать самостоятельность при работе со схемами.

Воспитательные:

— поощрять изобретательность, инициативность, организованность, умение работать в коллективе, умение работать в паре.

Тип проекта: познавательно — творческий.

Продолжительность: 21 день.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, родители, педагоги.

Предполагаемый результат:

— Постройка из лего — конструктора композиции по отрывку «Белка песенки поет…» из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» и модели белки с целью формирования навыков по созданию простых механизмов и частичного программирования.

— Выраженная заинтересованность родителей воспитанников в совместной деятельности с детьми по приобщению к техническому творчеству.

— Развитие способностей к конструированию, исследованию; к аргументации своих предположений; к умению делать простейшие выводы.

— Развитие любознательности, инициативности, самостоятельности при решении игровых и познавательных задач.

Перечень оборудования: компьютер,проектор, экран, произведения А. С. Пушкина, мультфильмы по произведениям А. С. Пушкина, аудиозапись русской народной песни «Во саду ли,…», отрывка из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского–Корсакова, «Полёт шмеля». Конструктор, ПервоРобот LEGOWEDO, Лего-конструктор.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

— анкетирование родителей, беседы с детьми о прочитанных дома книгах А. С. Пушкина;

— выбор материала по теме проекта: методической, художественной литературы, иллюстраций, музыкальных произведений;

— подбор необходимого для изобразительной и продуктивной деятельности материала: конструктор ЛЕГО, природный и бросовый материал.

Основной: организация образовательной проектной деятельности.

Раздел

Тема

Ответственные

Речевое

1. Чтение сказок А. С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке».

2. Беседа по сказкам А. С. Пушкина.

3. Заучивание стихотворений и отрывков из сказок А. С. Пушкина

Воспитатели, родители

Социально-коммуникативное

1. Рассказ об А. С. Пушкине.

2. Экскурсия детей с педагогами в Кольскую районную детскую библиотеку;

3. Выставка книг с произведениями А. С. Пушкина

Воспитатели, учитель-логопед, библиотекарь

Познавательное

1. Литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина;

2. Просмотр мультфильмов: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке».

3. Исследовательская работа о жизни поэта

Воспитатели, родители

Художественно-эстетическое

1. Лепка: «Белка там живет ручная».

2. Конструирование: «Ель растёт перед дворцом», «Белка песни всё поёт»...

3. Рисование: «А под ней хрустальный дом».

4. Слушание музыки: «Во саду ли, в огороде» — русская народная песня; «Полёт шмеля» — отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского — Корсакова.

5. Рассматривание картин и иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина: «Царевна — Лебедь», «Бочка по морю плывет», «Тридцать три богатыря» И. Билибина.

6. Конкурс семейного творчества: «Сказочная белка» (из конструктора Лего)

Воспитатели, родители, музыкальный руководитель

Заключительный этап:

— Создание модели «Сказочная белка».

— Презентация творческого проекта родителям и педагогическому сообществу.

Реализация проекта:

  1. Подготовка проекта.

В группе проходил проект «Сказки Александра Сергеевича Пушкина». По теме проекта был использован алгоритм трех вопросов, чтобы выяснить следующее:

  • Что дети знают об Александре Сергеевиче Пушкине?

Поэт писал стихи для взрослых и сказки для детей.

— Для детей им написана сказка «О рыбаке и рыбке».

— Поэт жил очень давно.

  • Что хотели бы узнать?

Когда начал писать стихи.

Сколько сказок написал для детей.

— Как он погиб.

  • Как это можно узнать?

Спросить у родителей и воспитателей,

— попросить прочитать в книгах и энциклопедиях,

— посмотреть вместе с родителями нужную передачу.

2. История проекта.

Книжный уголок.

Выставка «Жизнь и творчество А. С. Пушкина»

F:\проект\фото белок\IMG_20180207_160410.jpg C:\Users\Admin.Admin-PC\Desktop\Новая папка (2)\IMG_20180212_083438.jpg

  • Просмотр

— презентаций «Жизнь и творчество А. С. Пушкина»;

C:\Users\Паромская\Desktop\Новая папка (3)\IMG_20180213_161147.jpg

— мультфильмов по мотивам сказок поэта.

F:\проект\фото белок\IMG_20180207_162043.jpg

  • Экскурсия в Кольскую районную детскую библиотеку

«Наш любимый поэт».

F:\проект\фото белок\IMG_20180207_110025_HDR.jpg

  • Непосредственная образовательная деятельность:

— лепка «Белка там живёт ручная»,

C:\Users\Паромская\Desktop\Новая папка (3)\IMG_20180213_155040.jpg

— конструирование «Белка песни всё поёт…»,

F:\проект\фото белок\IMG_20180201_152959.jpg

— рисование «А под ней хрустальный дом».

F:\проект\фото белок\IMG_20180208_104900.jpg

  • Взаимодействие с родителями:

F:\проект\фото белок\IMG_20180205_152441.jpg C:\Users\Admin.Admin-PC\Desktop\y5XCEe-_KKo.jpg

— конкурс семейного творчества «Сказочная белочка»

F:\проект\фото белок\IMG_20180205_152033.jpg F:\проект\фото белок\IMG_20180205_152128.jpg

F:\проект\фото белок\IMG_20180205_152304.jpg C:\Users\Admin.Admin-PC\Desktop\проект\IMG_20180205_152227.jpg

Конструирование моделей:

Модель «Танцующая белка».

После просмотра мультфильма «Сказка о царе Салтане», было принято решение: наша белка должна танцевать под музыкальное сопровождение. Для этого создали белку из конструктора ПервоРоботLEGOWEDO. В своей модели мы использовали мотор для вращения малого зубчатого колеса, которое меняет направление движения на 90°. При вращении оси в разных направлениях белочка начинает танцевать. Энергия превращается из электрической (компьютер и мотор) в механическую (зубчатые колёса и оси).

После сборки модели создали программу на компьютере для того, чтобы белка двигалась.

Шкатулки для орешков, для изумрудов сконструированы из кирпичиков, пластин, блоков конструктора LEGO.

F:\проек 222т\новые фото\IMG_20180212_080534.jpg C:\Users\Admin.Admin-PC\Desktop\Новая папка (2)\IMG_20180212_082742.jpg

Слуги-стражники, ели. Хрустальный дворец для белки.

F:\проек 222т\новые фото\IMG_20180212_110938.jpg F:\проек 222т\новые фото\IMG_20180212_074017.jpg C:\Users\Паромская\Desktop\Новая папка (3)\IMG_20180213_160127.jpg

IV. Заключение .

В процессе работы над проектом команда много узнала о жизни и творчестве А. С. Пушкина, познакомилась с его стихами и сказками.

Научились: работать в команде; создавать сюжетные постройки из конструктора и бросового материала; презентовать свои проекты; составлять программы LEGOWEDO.

Приобрели: необходимые знания и умения, нужные для конструирования и сборки моделей из образовательных конструкторов LEGO.

Изучили: процесс передачи движения с использованием малого зубчатого колеса, коронного зубчатого колеса.

Познакомились: с работой электронных устройств — электрического мотора.

Всё это позволило создать проект «Живая поэзия: сказочная белка». Данный проект можно использовать в образовательном процессе для ознакомления со сказками А. С. Пушкина, для изучения различных механических передач. Проект имеет практическую и методическую ценность — его можно создать в любом ДОУ с использованием конструкторов различного вида. Декорации и модели к проекту могут быть коллективной работой.

C:\Users\Паромская\Desktop\IMG_20180214_131612.jpg

Задать вопрос