Повышение заинтересованности учащихся в театральной сфере путем проведения театральных тренингов | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (54) февраль 2025 г.

Дата публикации: 31.01.2025

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Кипкаев, Н. А. Повышение заинтересованности учащихся в театральной сфере путем проведения театральных тренингов / Н. А. Кипкаев. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 2 (54). — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/282/9856/ (дата обращения: 22.02.2025).



Театральная сфера в современных российских условиях имеет хорошее развитие, которое поощряется и стимулируется государственными органами, образовательными организациями РФ. В российских школах с 2024 года появились школьные театры. Театральные кружки и студии появляются во все большем количестве учреждений дополнительного образования. Деятельность данных коллективов направлена, прежде всего, на развитие творческих способностей у учащихся, выявлении талантливых детей. Здесь ставятся различные театральные этюды, постановки, целые спектакли разных жанров. Все это способствует повышению интереса учащихся к театральной сфере. Однако для театральных коллективов важна не только, можно даже сказать, не столько театральные постановки, сколько театральные тренинги, которые смогут как можно лучше развить и способности учащихся, и повысить их заинтересованность в театральной сфере.

Итак, театральных тренингов в современной театральной педагогике можно назвать не просто большое, а огромное количество. Благодаря развитию театральной педагогике с XIX-XX вв. [2, с. 83–123], мы имеем весомый багаж театральных тренингов, которые можно проводить в детских и молодежных театральных студиях и кружках. Но, несмотря на разнообразие и всю пестроту различных упражнений, можно объединить их в следующие группы, это тренинги на:

  1. развитие внимания;
  2. развитие воображения;
  3. развитие пластики (устранение зажимов и сценическое действие);
  4. развитие сценической речи.

В рамках данной работы остановимся именно на этих выделенных группах театральных тренингов, а также определим те тренинги и упражнения, которые должным образом способствуют развитию творческих способностей учащихся и, самое главное в рамках работы, пользуются наибольшим интересом среди учащихся театральных коллективов.

Итак, первая группа тренингов — на развитие внимания.

  1. Начнем с тренинга, который используют в качестве упражнения и психологи, и педагоги дошкольного и начального образования. Этот тренинг можно назвать по-разному, но сама суть его заключается в том, что он позволяет развить внимание и зрительную память. На столе располагаются различного характера и назначения предметы. Ребенок встает перед столом, засекается время (в зависимости от возраста, время разное, но обычно — 1 минута), ребенок запоминает все предметы за это время, по окончании времени ребенок разворачивается и должен назвать все предметы (или, по крайней мере, как можно больше предметов). Можно делать некоторую условную «турнирную таблицу» среди одной возрастной группы, это позволит создать условия здоровой конкуренции и повысит уровень внимания ребенка. Важное условие, конечно, заключается в том, чтобы объяснить цель и задачу для будущей театральной деятельности именно этого тренинга (да и в принцие любого другого).
  2. Еще один игровой тренинг на развитие внимания это «переходы», называемые так в большинстве литературы по театральным тренингам. Суть его такова, что ребята встают в круг, внутри него встает «ведущий». Его задача заключается в наблюдении за своими товарищами и запоминании всех, как можно более мелких, деталей их образа: это и цвет волос, и какие брюки на них надеты, какого цвета узоры на рубашке, туфли или кеды являются сейчас их обувью и т. п. Во время этого тренинга весь круг детей небыстро ходит, по окончании выделенного времени на запоминание, все останавливаются, «ведущий» закрывает глаза и ему называют человека, которого он должен описать.
  3. «Сонар» — этот тренинг призван сфокусировать все внимание учащихся. Во время его выполнения желательно открыть окна на улицу для большего числа различных звуков. Итак, сначала все изучают звуки аудитории и называют их: тиканье часов, дыханье других ребят и т. п. (перед занятием можно создать условия в учебном пространстве для большего числа звуков — это будет куда интереснее). Теперь изучаем звуки вне аудитории: если в здании есть хореографический зал, то звуки именно оттуда будут самыми первыми, которые при наблюдении назовут ребята. Далее — звуки улицы. Это и звук маршруток, шум стука колес трамвая и т. п. Это позволит учащимся научиться фокусировать свое внимание. Данное занятие можно усложнить путем дополнительных условий тренинга, допустим, при полном звуковом хаосе необходимо будет уловить самый тихий, еле уловимый звук. Дополнить можно и путем объединения этого тренинга с одним из тренингов по речи — когда в условиях шума, учащиеся должны, например, безошибочно рассказать заученное стихотворение.

Все новые условия, в которые попадают учащиеся в ходе этих тренингов, позволят им окунуться в театральную сферу, представляющую собой целый комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Это позволить повысить заинтересованность учащихся в театральной сфере.

Вторая группа — развитие воображения.

  1. Интересным тренингов в этой группе будет такой «вижу, что дано, отношусь как задано». Ребенку дается определенный предмет. Условие задания заключается в том, чтобы ребенок представил этот предмет, скажем так, в другой роли. Допустим, мяч у нас становится камнем. Необходимо представить его вес, его шероховатость, ведь камень у нас лежал в земле, на нем после дождя ошметки грязи, острые углы камня.
  2. Усложнить этот тренинг можно таким образом, что никакого предмета не дается вообще и нужно представить его в своих руках. Представить его форму в своей руке, поэтому руку надо держать должным образом, его вес и все его основные характеристики. И вот у вас уже другой тренинг, более сложный. Ведь в жизни мы не задумываемся, используя те или иные предметы и вещи, какой они формы, как они лягут нам в руку — мы берем и делаем. А в условиях этого тренинга учащиеся полностью воссоздают картину этого предмета и взаимодействия с ним. Для повышения интереса можно давать задания «взять» в руки необычный предмет, с которым в обыденной жизни часто не сталкиваются, и сделать небольшой этюд, театральную постановку по взаимодействию с ним.
  3. Обычный рассказ в школах сочиняют в течение более-менее длительного времени: в течение целого урока, либо дома несколько часов или даже несколько дней. Устный рассказ о какой-либо ситуации, которая в действительности произошла, мы не сочиняем, мы тут же рассказываем, постепенно вспоминая ключевые моменты события. В рамках следующего театрального тренинга, который так и называется «рассказ», ребенку без подготовки, тут же, дается определенная тема, по которой он должен устно сочинить и в это же время представить рассказ в течение заданного педагогом времени. Интерес учащихся может вызвать и то, какую тему задал педагог.
  4. И, конечно же, в рамках этой группы тренингов можно предложить самое интересное для них задание — представить этюд на заданную, либо на свободную тему. Этот тренинг понравиться всем, ведь в его рамках дети могут придумать разные сюжеты, разные миниатюры и, таким образом, почувствовать себя не только в роли актеров, но и режиссеров.

Третья группа — развитие пластики.

Самая интересная группа тренингов — это те, которые направлены на развитие пластики. Они помогут детям полностью расслабиться, избавиться от разных мышечных зажимов. Это самые «эксцентричные» тренинги, которые будут интересны для всех.

  1. Тренинг на постепенное напряжение мышц, затем на расслабление. Здесь на определенную часть тела дается задание — полностью напрячь ее. Например, вытянуть руку, для начала сконцентрироваться на чувствах полностью и только этой руки, затем начать ее напрягать настолько, чтобы она стала «деревянной». Затем постепенно руку необходимо расслаблять.
  2. «Огонь-лед». Здесь будет задействовано все тело. При команде «огонь» дети ходят в расслабленном состоянии, как только звучит команда «лед» — все должны замереть при этом полностью зажать все свое тело, напрячь его как можно сильнее. Для большего интереса учащихся можно проводить этот тренинг при условии «огонь» двигаться полностью всем телом, хаотично, чтобы задействовать все свои мышцы. Фактически этот тренинг продолжение предыдущего.
  3. Педагог дает команду хлопками, по окончании которой ребята должны эти звуковые команды отобразить с помощью своих движений. Это позволяет не только развить пластику и убрать мышечные зажимы и напряжения, но и развить внимание. Итак, здесь движения на команду должны быть резкими, четкими, условно геометрическими. Фактически ребенок рисует картину звука, который он услышал. Движения детей должны быть в зависимости от ритма и темпа хлопков педагога.

И четвертая группа тренингов — на развитие сценической речи.

Речевой аппарат, подача звука важны для актера в наиболее высшей степени [1, с. 49, 73]. Именно благодаря правильному произношению текста, правильному темпу, ритму и громкости звука зависит то, поймут ли речь актера зрители. Именно поэтому эта группа тренингов одна из самых важных для учащихся театральных коллективов. Здесь большие возможности для того, чтобы достичь наибольшей заинтересованности ребенка в театре.

Стоит заранее оговориться, что перед тем как проводить тренинги по речи, необходимо для начала провести несколько упражнений на разминку для речевого аппарата, на его «разогрев».

  1. Тренинг на произношение алфавита. Например, дается буква «м» и дети должны для начала ее промычать, таким образом, разогрев свое горло и подготовив его к работе. Затем буква произносится как можно более четко, относительно средняя громкость звука. Здесь большой спектр выполнения этого тренинга — русский алфавит состоит из 33 букв, поэтому можно практически на каждое занятие произносить по несколько все новых букв. Лучше произносить именно согласные звонкие буквы.
  2. «Артикуляция» — простое название для еще одного важного тренинга. Здесь можно заучить небольшой текст, желательно скороговорку, либо обычный стихотворный, и произносить его медленно и как можно более четко, необходимо выделять все буквы. Лучше всего предложить классическую скороговорку «от топота копыт». Из-за постоянно встречающихся в скороговорке буквы «п» именно она будет хороша для данного тренинга. Четко произнося и выделяя все звуки, буквы, слова, можно постепенно ускорять темп произношения этой скороговорки. Чем быстрее будет, тем будет стоять более сложная задача перед учащимися, ведь здесь необходимо полностью сосредоточиться на многозадачности: и текст произнести без ошибки и запинания, и быстрый темп сохранить, и все при условии как можно четче.
  3. В продолжении предыдущего тренинга — необходимо научить детей правильно брать дыхание без потери, скажем, контроля над текстом. Это тренинг «на скакалке». Найти текст «на скакалке я скачу, научиться я хочу», разучить его с ребятами и для начала разбить дыхание на несколько строчек. То есть дыхание берется перед произношением текста, затем после нескольких строчек быстро сделать вдох и продолжить произношение текста. Далее усложнить задачу следующим образом — текст будет произноситься во время прыжков, условно на скакалке. Необходимо делать вдох таким образом, чтобы не сбить дыхание и продолжить чтение текста.
  4. Ну и в окончании самый легкий и понятный тренинг, который заключается в предварительном разучивании определенного текста, лучше стихотворного, а затем на занятии происходит его представление перед аудиторией, состоящей из товарищей по театральному коллективу. После выступления педагог дает основные замечания по прочтению, на которые необходимо обратить внимание при повторном прочтении текста.

При работе с детским и молодежным театральными коллективами нельзя моделировать занятие таким образом, как это происходило бы в условиях взрослого коллектива. Школьники — это та аудитория, к которой необходим совершенно иной подход, нежели к взрослым. Их необходимо постоянно мотивировать для дальнейшей успешной деятельности коллектива. Именно поэтому проводить тренинги необходимо, прежде всего, в игровой форме. Необходимо заинтересовывать путем все новых и новых тренингов, которые будут постоянно меняться. Для педагога важной задачей является объяснение для учащихся, зачем, с какой целью проводится тот или иной тренинг, почему, прежде чем выйти на сцену и играть в спектакле, важно выполнять эти тренинги.

Литература:

  1. Промптова И. Ю. Речевая культура русского театра. — М.: Сов. Россия, 1989. — 144 с. — (Б-чка «В помощь худож. самодеятельности»; № 16. Труд актера; Вып. 36).
  2. Царев М. И. Мир театра: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1987. — 255 с.
Задать вопрос