Влияние семейных традиций на формирование личности дошкольников
Авторы: Мкртчян Татьяна Ивановна, Куфтина Олеся Валерьевна, Должкова Наталья Владимировна
Рубрика: Семейное воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (54) февраль 2025 г.
Дата публикации: 04.02.2025
Статья просмотрена: 2 раза
Библиографическое описание:
Мкртчян, Т. И. Влияние семейных традиций на формирование личности дошкольников / Т. И. Мкртчян, О. В. Куфтина, Н. В. Должкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 2 (54). — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/282/9861/ (дата обращения: 22.02.2025).
Статья посвящена рассмотрению семейных традиций как важного фактора в развитии и формировании личности детей дошкольного возраста. Также приводится пример использования проектного метода как способа организации воспитательной работы по приобщению детей к семейным традициям.
Ключевые слова : семейные традиции, ребенок дошкольного возраста, приобщение к культуре.
В каждой семье складывается своя система воспитания, которая определяет специфику взаимодействия родителей и детей.
Процесс воспитания, вне зависимости от того, каким социальным институтом оно осуществляется, является также средством передачи культурных ценностей от поколения к поколению.
А. Г. Спиркин отмечал, что «ребенок превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре» [5]. Можно сказать, что именно в семье происходит этот удивительный процесс приобщения ребенка к культурным ценностям. Важную роль в этом играют семейные традиции, которые можно рассматривать как неотъемлемую часть формирования у ребенка дошкольного возраста образа семьи.
Семейные традиции рассматриваются как принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. По мнению педагогов, психологов и социологов семейные традиции очень важны для укрепления семьи, создания неповторимой семейной атмосферы. Однако не все родители осознают необходимость семейных традиций в воспитании ребенка-дошкольника. Решить данную проблему можно при тесном взаимодействии детского сада и семьи.
Во многих семьях существуют традиции, связанные с праздниками, семейным отдыхом, есть семейные реликвии, вещи, передаваемые по наследству. Вместе с тем, родители не всегда обращают внимание детей на историю семейной традиции, не привлекают ребенка к активной подготовке и организации семейных праздников и совместных дел. Стоит отметить, что семейные традиции способствуют личностному развитию дошкольников с точки зрения культурологического подхода, исходя из которого семья, ее ценность и целостность приводит к единству культуры как феномена.
Влияние семейных традиций выражается в формировании культуры личности ребенка как характеристики зрелости и развитости системы индивидуальных качеств, которые реализуются в жизни ребенка.
Н. Ф. Губанова отмечает, что «вхождение ребенка в общество является процессом освоения традиций родной культуры, семьи и формирования нравственно-личностных качеств» [1]. Если семейные традиции и ценности будут частью жизни ребенка, тогда в нем будет расцветать чувства сорадости с ближним, достоинства и чувства сопричастности к своей семье. Именно чувства и эмоции составляют сущность детского мировосприятия, а в старшем дошкольном возрасте они уже становятся более осознанными, обобщенными и произвольными, что позволяет ребенку дошкольного возраста более полно и успешно войти в социальную жизнь современного общества.
Прикосновение к истории семьи и ее традициям помогает соприкоснуться с прошлым. Такой процесс одновременного проживания настоящего и прошлого является так называемым сопряжением времен. Как это происходит в жизни ребенка? Каждый день ребенок, знакомясь с традициями своей семьи и проживая их, попадает в пространство бытия, где настоящее и прошлое существуют рядом и одно в другом.
Одним из активных способов приобщения детей к семейным традициям является, бесспорно, чтение художественной литературы. Произведения фольклора (сказки, пословицы, поговорки, присказки) обогащают представления детей о народных семейных традициях воспитания детей, почитания родителей. Рассказы о детях, отражающие мир современного ребенка, позволяют в беседе по содержанию произведения опираться на собственный опыт ребенка.
Для формирования у дошкольников семейных ценностей и приобщения к семейным традициям, а также чувства принадлежности к своей семье в нашем детском саду проводится активная работа. Воспитателями были поставлены следующие задачи.
Во взаимодействии с семьей: обогащать представления родителей о семейных традициях и роли укрепления семьи, духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста, различных формах приобщения детей к семейным традициям; вовлекать родителей в совместную с детским садом воспитательно-образовательную деятельность по приобщению детей к семейным традициям.
Во взаимодействии с детьми : познакомить дошкольников с культурными традициями и жизненным укладом разных семей; воспитывать интерес и желание продолжать семейные традиции, принимать посильное по возрасту участие в подготовке семейных праздников и торжеств.
Для достижения поставленных задач во взаимодействии с семьями воспитанников педагоги детского сада использовали разнообразные и положительно зарекомендовавшие себя в педагогической практике формы работы, такие как: тематические газеты, создание генеалогического дерева семьи, составление семейной родословной, проведение конкурса семейных гербов, составление семейных историй, конкурс чтения стихотворений о семье, выставки совместного семейного детско — взрослого творчества, мастер-классы.
Для формирования у старших дошкольников семейных ценностей, приобщения к семейным традициям и чувства принадлежности к своей семье, в нашем детском саду был реализованы проекты «Традиции моей семьи» и «Профессии в моей семье». Одной из задач проекта «Профессии в моей семье» было приобщение детей дошкольного возраста к семейным трудовым традициям. В ходе реализации данного проекта дети узнали о трудовых династиях учителей, строителей, моряков в своей семье.
Проект «Традиции в моей семье» был направлен на формирование у детей представлений о семейных традициях, связанных с отдыхом, трудом, занятиями спортом, увлечениями.
Вид проекта: познавательный, долгосрочный, информационно-творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников.
Цель проекта : знакомство и приобщение детей к истории и традициям семьи, формирование семейных ценностей.
Задачи проекта:
- Укрепить связи поколений в семье.
- Организовать сотворчество родителей, детей и педагогов детского сада.
- Развить творческий потенциал родителей и детей в ходе совместной деятельности.
Перспективный план реализации проекта «Традиции моей семьи»
Этапы проекта |
Взаимодействие с детьми |
Взаимодействие с семьей |
1 этап |
– постановка проблемы (Что такое семейные традиции? Какие семейные традиции вы знаете? Как можно узнать о семейных традициях?), – обсуждение с детьми группы |
– обсуждение с родителями цели проекта на «Круглом столе». – подготовка памятки для родителей по организации проекта (какие семейные традиции можно представить, возможные формы презентаций семейных традиций: фотоальбомы, видеоматериалы, семейные газеты, мини-коллажи и т. д.). |
2 этап |
– чтение произведений художественной литературы и семейного фольклора. – рассматривание картин о семье, семейном отдыхе, труде в семье, спорте в семье. – сюжетно-ролевые игры семейной тематики («Переезд на новую квартиру», «У бабушки на даче», «Всей семьей на пикник» и др.). – продуктивная деятельность («Моя семья», «Папа на работе», «Я с бабушкой и дедушкой» и др.). – рассматривание семейного генеалогического дерева. – рассказы детей о семье, семейных традициях, досуге. |
– консультация для родителей «Роль семейных традиций в воспитании ребенка». – оформление информационного стенда «Родословная семьи», «Как организовать семейный театр?». – рассматривание с детьми семейных фотографий, альбомов с родными и близкими людьми, знакомство с народной культурой семьи, трудовых наград, грамот, семейных реликвий. – участие родителей в подготовке информации по теме проекта (книги, иллюстрации, фотографии). – семейная игротека. – ведение семейного архива или летописи семьи. |
3 этап |
– участие детей в организации совместной выставки детско — родительских рисунков. – участие в презентации семейных проектов. |
– - участие родителей и членов семьи в организации совместной выставки детско — родительских рисунков. – участие в презентации семейных проектов. |
Результатом проведенной работы является амплификация представлений детей о семейных традициях, понимание преемственности поколений, осознание своей роли в поддержании семейных традиций, обогащение совместного детско — родительского досуга.
Литература:
- Губанова Н. Ф. Воспитание чувства сопричастности к культуре прошлого и настоящего у дошкольников. Детский сад: теория и практика № 1/2014. С. 52–63.
- Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд.центр «Академия», 1999.
- Милева Елена Константиновна. Формирование у дошкольников образа семьи в условиях детского сада на современном этапе. Детский сад: теория и практика № 1/2014. С.6–19.
- Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СпБ.: Питер, 2010.
- Спиркин А. Г. Философия: Учебник М.: Гардарика, 1998.