Влияние семейных традиций на формирование личности дошкольников | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Семейное воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (54) февраль 2025 г.

Дата публикации: 04.02.2025

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Мкртчян, Т. И. Влияние семейных традиций на формирование личности дошкольников / Т. И. Мкртчян, О. В. Куфтина, Н. В. Должкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 2 (54). — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/282/9861/ (дата обращения: 22.02.2025).



Статья посвящена рассмотрению семейных традиций как важного фактора в развитии и формировании личности детей дошкольного возраста. Также приводится пример использования проектного метода как способа организации воспитательной работы по приобщению детей к семейным традициям.

Ключевые слова : семейные традиции, ребенок дошкольного возраста, приобщение к культуре.

В каждой семье складывается своя система воспитания, которая определяет специфику взаимодействия родителей и детей.

Процесс воспитания, вне зависимости от того, каким социальным институтом оно осуществляется, является также средством передачи культурных ценностей от поколения к поколению.

А. Г. Спиркин отмечал, что «ребенок превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре» [5]. Можно сказать, что именно в семье происходит этот удивительный процесс приобщения ребенка к культурным ценностям. Важную роль в этом играют семейные традиции, которые можно рассматривать как неотъемлемую часть формирования у ребенка дошкольного возраста образа семьи.

Семейные традиции рассматриваются как принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. По мнению педагогов, психологов и социологов семейные традиции очень важны для укрепления семьи, создания неповторимой семейной атмосферы. Однако не все родители осознают необходимость семейных традиций в воспитании ребенка-дошкольника. Решить данную проблему можно при тесном взаимодействии детского сада и семьи.

Во многих семьях существуют традиции, связанные с праздниками, семейным отдыхом, есть семейные реликвии, вещи, передаваемые по наследству. Вместе с тем, родители не всегда обращают внимание детей на историю семейной традиции, не привлекают ребенка к активной подготовке и организации семейных праздников и совместных дел. Стоит отметить, что семейные традиции способствуют личностному развитию дошкольников с точки зрения культурологического подхода, исходя из которого семья, ее ценность и целостность приводит к единству культуры как феномена.

Влияние семейных традиций выражается в формировании культуры личности ребенка как характеристики зрелости и развитости системы индивидуальных качеств, которые реализуются в жизни ребенка.

Н. Ф. Губанова отмечает, что «вхождение ребенка в общество является процессом освоения традиций родной культуры, семьи и формирования нравственно-личностных качеств» [1]. Если семейные традиции и ценности будут частью жизни ребенка, тогда в нем будет расцветать чувства сорадости с ближним, достоинства и чувства сопричастности к своей семье. Именно чувства и эмоции составляют сущность детского мировосприятия, а в старшем дошкольном возрасте они уже становятся более осознанными, обобщенными и произвольными, что позволяет ребенку дошкольного возраста более полно и успешно войти в социальную жизнь современного общества.

Прикосновение к истории семьи и ее традициям помогает соприкоснуться с прошлым. Такой процесс одновременного проживания настоящего и прошлого является так называемым сопряжением времен. Как это происходит в жизни ребенка? Каждый день ребенок, знакомясь с традициями своей семьи и проживая их, попадает в пространство бытия, где настоящее и прошлое существуют рядом и одно в другом.

Одним из активных способов приобщения детей к семейным традициям является, бесспорно, чтение художественной литературы. Произведения фольклора (сказки, пословицы, поговорки, присказки) обогащают представления детей о народных семейных традициях воспитания детей, почитания родителей. Рассказы о детях, отражающие мир современного ребенка, позволяют в беседе по содержанию произведения опираться на собственный опыт ребенка.

Для формирования у дошкольников семейных ценностей и приобщения к семейным традициям, а также чувства принадлежности к своей семье в нашем детском саду проводится активная работа. Воспитателями были поставлены следующие задачи.

Во взаимодействии с семьей: обогащать представления родителей о семейных традициях и роли укрепления семьи, духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста, различных формах приобщения детей к семейным традициям; вовлекать родителей в совместную с детским садом воспитательно-образовательную деятельность по приобщению детей к семейным традициям.

Во взаимодействии с детьми : познакомить дошкольников с культурными традициями и жизненным укладом разных семей; воспитывать интерес и желание продолжать семейные традиции, принимать посильное по возрасту участие в подготовке семейных праздников и торжеств.

Для достижения поставленных задач во взаимодействии с семьями воспитанников педагоги детского сада использовали разнообразные и положительно зарекомендовавшие себя в педагогической практике формы работы, такие как: тематические газеты, создание генеалогического дерева семьи, составление семейной родословной, проведение конкурса семейных гербов, составление семейных историй, конкурс чтения стихотворений о семье, выставки совместного семейного детско — взрослого творчества, мастер-классы.

Для формирования у старших дошкольников семейных ценностей, приобщения к семейным традициям и чувства принадлежности к своей семье, в нашем детском саду был реализованы проекты «Традиции моей семьи» и «Профессии в моей семье». Одной из задач проекта «Профессии в моей семье» было приобщение детей дошкольного возраста к семейным трудовым традициям. В ходе реализации данного проекта дети узнали о трудовых династиях учителей, строителей, моряков в своей семье.

Проект «Традиции в моей семье» был направлен на формирование у детей представлений о семейных традициях, связанных с отдыхом, трудом, занятиями спортом, увлечениями.

Вид проекта: познавательный, долгосрочный, информационно-творческий.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников.

Цель проекта : знакомство и приобщение детей к истории и традициям семьи, формирование семейных ценностей.

Задачи проекта:

  1. Укрепить связи поколений в семье.
  2. Организовать сотворчество родителей, детей и педагогов детского сада.
  3. Развить творческий потенциал родителей и детей в ходе совместной деятельности.

Перспективный план реализации проекта «Традиции моей семьи»

Этапы проекта

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с семьей

1 этап

– постановка проблемы (Что такое семейные традиции? Какие семейные традиции вы знаете? Как можно узнать о семейных традициях?),

– обсуждение с детьми группы

– обсуждение с родителями цели проекта на «Круглом столе».

– подготовка памятки для родителей по организации проекта (какие семейные традиции можно представить, возможные формы презентаций семейных традиций: фотоальбомы, видеоматериалы, семейные газеты, мини-коллажи и т. д.).

2 этап

– чтение произведений художественной литературы и семейного фольклора.

– рассматривание картин о семье, семейном отдыхе, труде в семье, спорте в семье.

– сюжетно-ролевые игры семейной тематики («Переезд на новую квартиру», «У бабушки на даче», «Всей семьей на пикник» и др.).

– продуктивная деятельность («Моя семья», «Папа на работе», «Я с бабушкой и дедушкой» и др.).

– рассматривание семейного генеалогического дерева.

– рассказы детей о семье, семейных традициях, досуге.

– консультация для родителей «Роль семейных традиций в воспитании ребенка».

– оформление информационного стенда «Родословная семьи», «Как организовать семейный театр?».

– рассматривание с детьми семейных фотографий, альбомов с родными и близкими людьми, знакомство с народной культурой семьи, трудовых наград, грамот, семейных реликвий.

– участие родителей в подготовке информации по теме проекта (книги, иллюстрации, фотографии).

– семейная игротека.

– ведение семейного архива или летописи семьи.

3 этап

– участие детей в организации совместной выставки детско — родительских рисунков.

– участие в презентации семейных проектов.

– - участие родителей и членов семьи в организации совместной выставки детско — родительских рисунков.

– участие в презентации семейных проектов.

Результатом проведенной работы является амплификация представлений детей о семейных традициях, понимание преемственности поколений, осознание своей роли в поддержании семейных традиций, обогащение совместного детско — родительского досуга.

Литература:

  1. Губанова Н. Ф. Воспитание чувства сопричастности к культуре прошлого и настоящего у дошкольников. Детский сад: теория и практика № 1/2014. С. 52–63.
  2. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд.центр «Академия», 1999.
  3. Милева Елена Константиновна. Формирование у дошкольников образа семьи в условиях детского сада на современном этапе. Детский сад: теория и практика № 1/2014. С.6–19.
  4. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СпБ.: Питер, 2010.
  5. Спиркин А. Г. Философия: Учебник М.: Гардарика, 1998.

Ключевые слова

ребенок дошкольного возраста, семейные традиции, приобщение к культуре
Задать вопрос