Психологическая коррекция посттравматического стрессового расстройства у слабослышащих, глухих и позднооглохших обучающихся основной школы в условиях ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»
Автор: Багнюк Елена Сергеевна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (55) март 2025 г.
Дата публикации: 11.02.2025
Статья просмотрена: 1 раз
Библиографическое описание:
Багнюк, Е. С. Психологическая коррекция посттравматического стрессового расстройства у слабослышащих, глухих и позднооглохших обучающихся основной школы в условиях ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир» / Е. С. Багнюк. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 3 (55). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/285/9807/ (дата обращения: 22.02.2025).
Препринт статьи
В статье представлен опыт работы школьного педагога-психолога с посттравматическим стрессовым расстройством у детей с нарушением слуха. Автор раскрывает причины, особенности проявления ПТСР у обучающихся, особенности коррекционной работы.
Ключевые слова: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, ПТСР, посттравматическое стрессовое расстройство.
The article presents the experience of a school teacher-psychologist working with post-traumatic stress disorder in children with hearing impairment. The author reveals the causes, features of PTSD manifestation in students, features of correctional work.
Keywords: deaf, hard of hearing, late-deafened, PTSD, post-traumatic stress disorder.
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — это психическое состояние, возникающее в результате переживания травматического события, выходящего за пределы обычного человеческого опыта. Для обучающихся основной школы с нарушением слуха (слабослышащих, глухих и позднооглохших) этот вид расстройства может представлять особую проблему, так как они сталкиваются с дополнительными трудностями, связанными с восприятием и коммуникацией.
Особенности проявления ПТСР у обучающихся с нарушением слуха.
У обучающихся с нарушением слуха ПТСР может проявляться по-разному. Перечислим основные симптомы.
1. Повышенная тревожность и чувство страха.
Трудно сказать, что испытывает ребёнок с нарушением слуха, переживший психологическую травму, который слышит мир частично, с детства не слышит мир или потерял слух уже после того, как научился говорить. Практические наблюдения показывают, что заметить проявления ПТСР у таких ребят практически невозможно. Именно поэтому только теснейшее сотрудничество с семьёй может дать конкретные результаты. Обучающиеся с нарушением слуха испытывают трудности коммуникации постоянно, и, чтобы выразить мир чувств и душевную травму, уровень доверия к взрослому для таких детей имеет огромное значение. Наша образовательная организация располагает ребят к взаимодействию, общению и доверительным отношениям с педагогами, поскольку большая часть детей проживают в интернате постоянно, за исключением каникул. Основная задача педагога-психолога, взаимодействующего с конкретным учеником, — найти ключик, подход, возможности, средства, методы и приёмы для успеха дальнейшей психокоррекционной работы. Эмоциональное оскудение, ступор, гипервозбудимость, негативные мысли, страхи, замкнутость, негативизм, протесты, аффекты, капризы, ночные кошмары, проблемы с пищеварением и многие другие — всё это спектр негативных проявлений после психологической травмы.
2. Навязчивые воспоминания.
Воспоминания о произошедшем травматичном событии, флэшбеки (от англ. flash — «вспышка, озарение» и back — «назад») словно эхо преследуют и мешают нормальной жизни и обучению ребёнка. Внезапные истерики или тихие слёзы, которые заметить гораздо труднее, если ребята их скрывают, являются признаками наличия ПТСР. Сюда же отнесем странные мысли, как их называют ребята, беспорядок, хаос в мыслях или, наоборот, зацикливание на одном и том же.
3. Эмоциональная замкнутость и избегание социальных контактов.
Поскольку основными средствами коммуникации детей с нарушением слуха являются дактиль и русский жестовый язык, они чувствуют себя оторванными от реальности. Так как ребята не находят возможности поговорить по душам, как это может сделать нормально слышащий ребёнок, симптомы ПТСР усугубляются, и даже терапия и психокоррекционное воздействие становятся возможными только после длительного периода времени и при хорошей сурдоподготовке педагога-психолога и других специалистов, задействованных в решении проблемы.
4. Нарушение сна и кошмары.
Тревожные сновидения — один из признаков ПТСР. Качество сна ухудшается, и вовремя не начатая терапия может привести к отсутствию сна и более тяжёлым проблемам.
5. Отказ от ситуаций, напоминающих о травме.
Часто ребята с нарушением слуха замыкаются в себе и всеми способами стараются избежать повторения тех событий или встреч с родителем или родственниками, которые привели к травмирующей ситуации или просто с ней ассоциируются. Были случаи отказа от приёма пищи, гигиенических процедур, одежды и посещения мест, напоминающих о событиях.
6. Снижение успеваемости, желания учиться и в целом мотивации во всех видах деятельности.
Следует учесть стадии прохождения ПТСР, которые нередко чередуются в произвольном порядке, часто переходя в хроническую форму. Вот почему крайне важно на ранних этапах выявить симптомы и немедленно приступить к предотвращению и профилактике осложнений.
Закройте уши руками и на пять минут попробуйте погрузиться в мир неслышащего ребёнка. Как бы вы отреагировали на физически причинённое зло? Что бы чувствовали после потери близкого? Кому сказать о своей боли, если тебя не понимают родные? Проблема незнания жестовой речи и дактильного алфавита крайне актуальна в семьях, имеющих ребёнка с нарушением слуха. Чтобы донести важность информации о правильной коммуникации с ребёнком-инвалидом, педагоги нашей школы постоянно организуют практические занятия и тренинги с родителями. К сожалению, ситуация по-прежнему далека от идеальной. Возвращаясь домой на каникулы, ребёнок попадает в среду слышащих родственников, где очень часто коммуникация с ребёнком происходит либо общепринятыми жестами, либо ребёнок считывает речь с губ говорящего родителя, но сами родители не понимают ребёнка. Такое общение не располагает детей делиться глубокими переживаниями, они не в силах донести свои чувства. Зачастую ради общения дети могут обратиться к сети Интернет в поисках таких же ребят, как и они, но в этом случае вряд ли стоит ожидать психологическую поддержку или коррекцию ПТСР. Исключение составляют семьи, где один или оба родителя неслышащие и владеют дактильной речью и русским жестовым языком или родители специально изучили речевые возможности коммуникации с ребёнком с нарушением слуха.
Говоря об особенностях психологической коррекции в школе для обучающихся с нарушением слуха, необходимо заострить внимание на комплексном мультидисциплинарном подходе всех специалистов школы, в котором учтены особенности восприятия мира и ограничения в коммуникации обучающихся с нарушением слуха.
Для успешной коррекции ПТСР важны следующие аспекты:
1. Использование педагогом-психологом визуальных, жестовых методов, дактильной речи.
Только совокупность методов и приёмов, объединяющих классику работы с глухими и слабослышащими дает реальные результаты. Психологическая помощь детям с нарушением слуха опирается на методы, адаптированные для их уровня восприятия. Визуальные образы, жестовая речь, дактиль и письменные формы общения играют ключевую роль в процессе терапии. Применение методов, основанных на визуализации, помогает ребенку лучше понять свои эмоции и переживания, а также позволяет более эффективно взаимодействовать с педагогом-психологом.
2. Занятия в группе и с одним ребёнком.
Сочетание индивидуальной и групповой терапии может способствовать улучшению эмоционального состояния ребенка и профилактике возникновения осложнений при ПТСР. Индивидуальные занятия позволяют более глубоко проработать личные травмы и эмоции, а групповые — способствуют социальной адаптации и развитию навыков общения. Важно, что на занятиях педагог-психолог всегда использует весь арсенал средств (жестовый язык, дактильная речь, карточки, плакаты, презентации, видео и др.).
3. Работа с семьей.
Поддержка со стороны семьи играет важную роль в процессе коррекции ПТСР. Родители и близкие непременно вовлечены в терапевтический процесс. Только семья способна поддержать маленького человека, только вместе с близкими часто устанавливается та необходимая связь, ниточка взаимодействия с неслышащим ребёнком. Совместные встречи-сессии с родителями помогают ребенку чувствовать себя в безопасности в сложные моменты. Психолог обучает родителей эффективным методам общения и поддержки, которые помогают снизить уровень тревожности, стресса и негативных проявлений у ребенка.
4. Развитие эмоциональной грамотности обучающихся и родителей.
Чтобы дети могли помочь себе, педагог-психолог обучает их распознавать и отслеживать собственные негативные эмоции. Для этого наши подопечные ведут альбомы, блокноты эмоций, записывают способы, помогающие справиться здесь и сейчас. Педагог-психолог включает в программу работы упражнения на распознавание эмоций у других людей, учит анализу собственных эмоциональных реакций и поиску способов их выражения, улучшает навыки коммуникации, развивает эмоциональную эффективность и практикует с детьми и родителями осознанность и эмпатию, чтобы уменьшить уровень стресса.
5. Адаптация методов когнитивно-поведенческой терапии (КПТ).
Когнитивно-поведенческая терапия, адаптированная под нужды детей с нарушенным слухом, может быть эффективна для коррекции ПТСР. Мы используем такие методы КПТ, как работа с негативными мыслями, моделирование поведения и обучение техникам релаксации, которые могут быть успешно интегрированы в психологическую коррекционную работу, если учитывать особенности восприятия таких детей.
6. Использование всего арсенала психолого-педагогических приёмов и техник: арт-терапии, методов рациональной, когнитивной, позитивной и личностно ориентированной терапии, ДПДГ (EMDR) (десенсибилизация посредством движений глаз).
Таким образом, психологическая коррекция ПТСР у обучающихся основной школы с нарушением слуха требует специального и индивидуального подхода, учитывающего их сенсорные особенности и ограничения в коммуникации. Педагог-психолог осваивает разработанные индивидуальные программы помощи, основанные на визуальных и жестовых методах, включающие работу с семьей и развитие эмоциональной грамотности. Комплексный подход специалистов нашей образовательной организации значительно повышает способность детей с нарушением слуха справляться с психологическими травмами и интегрироваться в общество.
Литература:
- Александров Е. О. Взорванный мозг. Посттравматическое стрессовое расстройство. Клиника и лечение. — Новосибирск : Сибвузиздат, 154 с.
- Белущенко В. А. Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха : метод. пособие для учителя-дефектолога / В. А. Белущенко, А. Е. Наумова, М. Ю. Седова ; под ред. О. А. Красильниковой. — СПб. : Каро, 2006. — 112 с.
- Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. — М. : Совет. спорт, 2004. — 304 с. — (Золотые страницы сурдопедагогики).
- Волкова К. А. Методика обучения глухих детей произношению / К. А. Волкова, В. Л. Казанская, О. А. Денисова. — М. : ВЛАДОС, 2008. — (Коррекционная педагогика).
- Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях : учебное пособие / Г. Н. Пенин [и др.] ; ред. Г. Н. Пенин, З. А. Пономарева. — Санкт-Петербург: Каро, 2006. — 496 с.
- Ван дер Колк Б. Тело помнит все. Какую роль психологическая травма играет в жизни человека и какие техники помогают ее преодолеть. — М. : Эксмо, 2014. — 364 с.
- Хухлаев О. Е. Обычная работа в необычных условиях: психологическое консультирование, осложненное травматическим стрессом. — М. : МГППУ, 2006. — 128 с.
- Шварц А. Терапия комплексного посттравматического стрессового расстройства. Практическое руководство : пер. с англ. Шевчук О. В. — СПб. : Диалектика, 2020. — 176 с. — ISBN 978-5-907203-45-7.
- Посттравматическое стрессовое расстройство: монография / под общ. ред. Солдаткина В. А. — Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ Минздрава России, 2015. — 624 с.
- Гуров Ю. В., Деларю В. В., Гуров Д. Ю. Посттравматический стресс (ПТСР) и некоторые способы его преодоления: методические рекомендации. — Волгоград: ВолГМУ, 2004. — 16 с.