Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики в 4-м классе
Автор: Гудкова Ирина Вадимовна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (55) март 2025 г.
Дата публикации: 08.02.2025
Статья просмотрена: 2 раза
Библиографическое описание:
Гудкова, И. В. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики в 4-м классе / И. В. Гудкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 3 (55). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/285/9877/ (дата обращения: 22.02.2025).
Препринт статьи
В статье рассматривается актуальная проблема современного педагогического знания — развитие коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников на уроках математики в 4-м классе. Автор подробно описывает актуальность рассматриваемой проблемы. Даёт понятия коммуникативных УУД, перечисляет их, рассматривает традиционные и нетрадиционные средства развития коммуникативных УУД на уроках математики в 4-м классе.
Ключевые слова: коммуникативные УУД, младшие школьники, уроки математики.
Одной из приоритетных задач современного начального образования является формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий . Коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность учащихся, умение вступать в диалог, слушать и слышать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении проблем, осуществлять продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Проблеме формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посвящены работы И. В. Дубровиной, Р. В. Овчаровой, И. Н. Садовниковой и др.
Формирование универсальных учебных действий — важная составляющая современного воспитательно — образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО.
Универсальные учебные действия понимаются как совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию [3].
Коммуникативные универсальные учебные действия — это «действия, обеспечивающие социальную компетентность, способствующие получению навыков построения диалога; позволяющие интегрироваться в социальную среду» [5].
Коммуникативные УУД включают следующие виды действий:
1) «организация учебного взаимодействия;
2) формулировка вопросов;
3) разрешение конфликтов;
4) регулирование действия партнера;
5) речевые умения» [3].
Коммуникативные УУД необходимо формировать во всех видах деятельности — урочной и внеурочной, на всех уроках. В данной статье мы коснёмся тех средств, с помощью которых можно формировать коммуникативные УУД на уроках математики.
Существуют традиционные средства для формирования коммуникативных УУД младших школьников на уроке математики в 4 классе — это и парная и групповая формы работы на уроке (здесь формируется умение взаимодействовать с партнёром или с партнёрами, решать конфликтные ситуации, ставить общие цели и решать совместно задачи и т. д.), это и опрос у доски, во время которого формируются речевые умения, это и взаимодействие с учителем на уроке (решение разнообразных коммуникативных задач — умение слушать, вести монолог и диалог, умение отвечать на вопросы, доказывать и аргументировать свою точку зрения и пр.).
Есть и нетрадиционные средства, которые не все и не всегда учителя используют на уроках математики для формирования коммуникативных УУД школьников.
Одно из эффективных средств, с помощью которых можно эффективно формировать коммуникативные УУД у младших школьников на уроках математики в 4 классе — это средства мультипликации. Средства мультипликации помогают организовать на уроке учебное взаимодействие между школьниками, совместную деятельность, развивают речевые умения, предоставляют возможность научиться конструктивным способом решать конфликтные ситуации.
Причём средства мультипликации — это не только уже готовые мультфильмы, но это и те ресурсы анимации, которые сегодня предлагают многие платформы Интернета.
В таблице 1 представлено содержание работы по формированию коммуникативных УУД детей младшего школьного возраста на уроках математики в 4 классе средствами мультипликации.
Таблица 1
Содержание работы по формированию коммуникативных УУД детей младшего школьного возраста на уроках математики в 4-м классе
Тема урока |
Цель урока |
Средства |
Коммуникативные УУД |
Решение задач на движение |
Сформировать понятие задач на движение, |
Мультфильм «Стёпа моряк» |
организация учебного взаимодействия формулировка вопросов речевые умения: способность формулировать идеи; овладение монологической и диалогической формами речи — время равно путь деленное на скорость, моряки скорость измеряют в узлах, а расстояние в милях. Есть десятичные дроби, которые будут проходить в дальнейшем. |
Задачи на движение. Урок-обобщение |
Закрепить умения решать задачи на движение |
Мультфильм «Остров ошибок» |
|
Прямоугольник |
Сформировать понятие прямоугольника |
М/ф «Снова в стране Геометрии» Обучающие мультфильмы Школа Шишкиного Леса Понятие треугольника Виды треугольников Какие бывают треугольники Тунио https://toonio.ru/draw |
организация учебного взаимодействия формулировка вопросов разрешение конфликтов регулирование действия партнера — речевые умения |
Квадрат |
Сформировать понятие квадрата |
||
Треугольники |
Дать понятие треугольника, |
||
Многоугольники (обобщающий урок) |
-дать понятие многоугольника, дать определение некоторых видов многоугольников |
||
Уравнения |
Дать понятие уравнения, научить решать уравнения |
Обучающий мультфильм из серии Развлечеба Про уравнения Сервис Тунио https://toonio.ru/draw |
организация учебного взаимодействия речевые умения |
Рассмотрим в качестве примера, как формируются коммуникативные УУД младших школьников на уроке по теме «Уравнения». В начале школьникам предлагается посмотреть мультфильм из серии Развлечеба, который так и называется «Про уравнения». Этот мультфильм актуализирует знания, создаёт сюрпризный момент, настраивает на рабочую атмосферу, организует учебное взаимодействие. На этапе закрепления материала школьники получают задания создать в онлайн-режиме на сервисе Тунио обучающий мульт на тему решения уравнения. На этом этапе у школьников формируются такие коммуникативные УУД, как распределение ролей, выработка способов кооперации, навыки совместной деятельность, речевые умения. Школьники берут самое простейшее уравнение и расписывают его решение по шагам. Так формируется представление об уравнениях, закрепляются знания об их решении и о правильной записи при решении уравнений, а так же о важности проверки при решении. После того, как мульт создан, его скачиваем и сохраняем либо в формате гифки либо в mp4 формате решение уравнений\toonio (1).gif,.решение уравнений\toonio (1).mp4.
Рис. 1. Создание мультфильма в сервисе Тунио
Таким образом, коммуникативные универсальные учебные действия — важные навыки. Которые приобретают младшие школьники во время процесса обучения и воспитания. Этот процесс идёт непрерывно и затрагивает не только время учебной деятельности, но и внеурочной. Коммуникативные УУД формируются на всех уроках начальной школы. На уроках математики так же можно эффективно формировать коммуникативные УУД, применяя как традиционные средства и приёмы, так и инновационные, например, средства мультипликации.
Литература:
- Егупова, М. В. О роли задач на приложения математики в достижении метапредметных образовательных результатов [Текст] / М. В. Егупова // Наука и школа. — 2019. — № 2. — С. 80–88.
- Лаптева, М. В. Проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников [Электронный ресурс]// Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 6(50). URL: https://sibac.info/journal/student/50/132376 (дата обращения: 27.01.2025).