Методическая разработка урока обществознания в 7-м классе на тему «Виды юридической ответственности»
Автор: Рахимова Зинаш Зейнелхановна
Рубрика: Методическая копилка: школьное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (55) март 2025 г.
Дата публикации: 09.02.2025
Статья просмотрена: 20 раз
Библиографическое описание:
Рахимова, З. З. Методическая разработка урока обществознания в 7-м классе на тему «Виды юридической ответственности» / З. З. Рахимова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 3 (55). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/285/9878/ (дата обращения: 22.02.2025).
Препринт статьи
Статья раскрывает особенности групповой и парной работы на уроках обществознания в 7-м классе по решению и составлению правовых задач с использованием информационной справочной правовой системы «Консультант Плюс».
Ключевые слова: правовая задача, правонарушение, деструктивное поведение, подростки, уроки обществознания, система «Консультант Плюс», юридическая ответственность.
Цели:
— формирование читательской грамотности и креативного мышления посредством решения правовых задач;
— первичная профилактика деструктивного поведения.
Задачи:
— продолжить работу с информационной справочной правовой системой «Консультант Плюс»;
— изучить виды и особенности юридической ответственности;
— решить правовые задачи по теме урока.
Планируемые результаты:
Личностные: умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении правовых задач.
Метапредметные:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов.
Предметные:
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию из фрагментов Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ);
— использовать полученные знания о видах юридической ответственности в практической деятельности;
— приводить примеры законов и подзаконных актов и моделировать ситуации, регулируемые нормами административного и уголовного права.
— приводить примеры и моделировать ситуации, в которых возникают правоотношения, и ситуации, связанные с правонарушениями и наступлением юридической ответственности.
Форма проведения урока: практическая работа.
Оборудование: интерактивная доска, интернет, карточки с кейс-ситуациями, планшеты.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||
Актуализация знаний. Целеполагание (1–2 минуты) |
|||
Здравствуйте ребята. Мы с вами изучили основы трудового, гражданского, семейного права. Решали правовые задачи. За нарушение какой-либо правовой нормы что наступает? Верно. И сегодня мы изучим виды юридической ответственности |
Отвечают на вопрос |
||
Изучение нового материала (5–7 минут) |
|||
Учитель предлагает открыть стр. 102–103 и проанализировать особенности административной ответственности |
Работают индивидуально с текстом учебника «Обществознание: 7-й класс» (Л. Н. Боголюбов и др., 2023 г.). Переписывают схему в свои тетради. Выписывают в свои тетради особенности административной ответственности |
||
Решение кейс-ситуации № 1. Закрепление знаний (5–7 минут) |
|||
Работаем с правовой информационной системой «Консультант плюс» |
|||
1. Учитель организует работу с информационной справочной правовой системой «Консультант Плюс» (https://www.consultant.ru/). Учитель обязательно работает с интернет-источником — информационно-правовой системой «Консультант Плюс», открывает сайт и открывает нужные статьи. 1.1. А теперь послушайте правовую задачу № 1. Гражданин А. опубликовал в социальной сети комментарий, содержащий оскорбительные выражения в адрес гражданина Б., который является общественным деятелем и занимает высокую должность в государственном органе. Комментарий был доступен для прочтения неограниченному кругу лиц. Ребята, можно ли квалифицировать действия гражданина А. по статье 5.61 КоАП РФ «Оскорбление»? Какие могут быть последствия для гражданина А. в случае признания его виновным? Далее учитель организует работу в парах |
Обучающиеся в группах на планшетах открывают сайт с КоАП РФ и находят необходимую статью. Работают в парах по решению задачи № 1 |
||
Учитель открывает сайт и статью на интерактивной доске. 1.2. Выслушивает отчеты пар: « Какой пункт вы выбрали? Объясните почему?» Правильный ответ: «Да, можно. Наказание согласно п. 2 данной статьи» |
Обсуждают и принимают решение о том, какое наказание ждет гражданина А. |
||
Применение знаний (10 минут) |
|||
1.3. Организует работу в группах по составлению правовой задачи по статьям КоАП РФ: «Ребята, вам надо выбрать статью и составить правовую задачу, работать нужно согласно правилам составления правовых задач». Напоминает правила составления правовой задачи: Шаг 1. Кейс-ситуация(«дано»): — записать участников и их действия; — записать вопрос, на который нужно ответить при решении задачи. Шаг 2. Анализ ситуации: — оценить деструктивное поведение у нарушителя; — найти нужную статью кодекса, используя систему «Консультант Плюс». Шаг 3. Решение правовой задачи: — записать ответ на вопрос к правовой задаче; — высказать оценочные суждения о степени наказания за нарушение правовой нормы, а значит, за проявление деструктивного поведения. Учитель открывает на интерактивной панели статьи КоАП РФ: — ст. 5.61.1. Клевета; — ст. 7.27. Мелкое хищение; — ст. 8.37. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира; — ст. 20.1. Мелкое хулиганство; — ст. 20.22. Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ. Организует обсуждения задач и ответов обучающихся |
Ученики работают в группах (количество групп зависит от наполняемости класса). Выбирают статью и составляют правовую задачу, работают согласно правилам составления правовых задач. Зачитывают классу свои задачи. Одноклассники решают правовые ситуации |
||
Решение кейс-ситуации № 2. Открытие и применение новых знаний (15 минут) |
|||
2.1. Учитель предлагает открыть стр. 117 учебника и рассказывает об особенностях уголовной и административной ответственности. При изучении понятия уголовной ответственности, особое внимание уделяет признакам и видам преступления и его наказания (работа с учебником, стр. 108–111). Правовая задача № 2. В один из дней декабря 2023 года в магазине «Пятерочка» был совершен грабеж. Преступник, находясь в торговом зале, открыто похитил продукты питания и товары первой необходимости на общую сумму 8000 рублей. Сотрудники магазина смогли запомнить внешность грабителя и вызвали сотрудников полиции. Прибывшие на место происшествия полицейские установили личность преступника — это оказался 25-летний ранее не судимый гражданин Молчанов И. И. Они задержали его и доставили в отделение полиции для дальнейшего разбирательства. В ходе допроса Молчанов признал свою вину и рассказал, что совершил кражу из-за финансовых трудностей. Он пояснил, что не имел намерения причинить вред магазину или его сотрудникам, а также готов возместить причиненный ущерб. Какое наказание может грозить Молчанову И. И. за совершенный грабеж? Какие меры могут быть приняты в отношении него в соответствии с законодательством? Ответьте на вопросы задачи, опираясь на статьи Уголовного кодекса Российской Федерации о грабеже. 2.2. Учитель организует самостоятельную работу в группах. 2.3. Учитель организует отчеты групп. Показывает на интерактивной доске верные статьи, которые помогают решить данную правовую задачу: ст. 161 и ст. 61 (ч. 1, пп. «а», «д»). Если обучающиеся не обращают внимание на смягчающие обстоятельства, которые описаны в условии правовой задачи, то учитель сам об этом им сообщает. Группы, используя статьи Уголовного кодекса, объясняют свою точку зрения. 2.4. Уголовная ответственность — это одна из форм юридической ответственности, которая наступает за совершение преступления. Она выражается в осуждении от имени государства виновного лица и применении к нему наказания. УК РФ содержит нормы, определяющие, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, и устанавливающие наказания за их совершение. Он также регулирует основания и порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания |
2.1. Работают индивидуально с текстом учебника «Обществознание: 7-й класс» (Л. Н. Боголюбов и др., 2023 г.). 2.2. В ходе групповой работы обучающиеся самостоятельно открывают УК РФ в справочной правовой системе «Консультант Плюс» и осуществляют поиск нужных статей. В случае затруднения обращаются за помощью к учителю. 2.3. Проанализировав положения статей, группы отвечают на вопросы |
||
Итог урока (2–3 минуты) |
|||
Рефлексия: — Ребята, о каких видах юридической ответственности вы сегодня узнали на уроке? — Полученный правовой опыт способствует формированию законопослушного поведения? — Какой опыт при решении данных правовых ситуаций вы, ребята, сейчас приобрели? Что вы научились делать? |
Высказывают свое мнение |
||
Домашнее задание: прочитать параграф 15 или 16, подготовить устные ответы на вопросы после параграфов |
|||