Методическая разработка урока обществознания в 7-м классе на тему «Виды юридической ответственности» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: школьное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (55) март 2025 г.

Дата публикации: 09.02.2025

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Рахимова, З. З. Методическая разработка урока обществознания в 7-м классе на тему «Виды юридической ответственности» / З. З. Рахимова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 3 (55). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/285/9878/ (дата обращения: 22.02.2025).

Препринт статьи



Статья раскрывает особенности групповой и парной работы на уроках обществознания в 7-м классе по решению и составлению правовых задач с использованием информационной справочной правовой системы «Консультант Плюс».

Ключевые слова: правовая задача, правонарушение, деструктивное поведение, подростки, уроки обществознания, система «Консультант Плюс», юридическая ответственность.

Цели:

— формирование читательской грамотности и креативного мышления посредством решения правовых задач;

— первичная профилактика деструктивного поведения.

Задачи:

— продолжить работу с информационной справочной правовой системой «Консультант Плюс»;

— изучить виды и особенности юридической ответственности;

— решить правовые задачи по теме урока.

Планируемые результаты:

Личностные: умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении правовых задач.

Метапредметные:

— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

— выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов.

Предметные:

— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию из фрагментов Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ);

— использовать полученные знания о видах юридической ответственности в практической деятельности;

— приводить примеры законов и подзаконных актов и моделировать ситуации, регулируемые нормами административного и уголовного права.

— приводить примеры и моделировать ситуации, в которых возникают правоотношения, и ситуации, связанные с правонарушениями и наступлением юридической ответственности.

Форма проведения урока: практическая работа.

Оборудование: интерактивная доска, интернет, карточки с кейс-ситуациями, планшеты.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Актуализация знаний. Целеполагание (1–2 минуты)

Здравствуйте ребята. Мы с вами изучили основы трудового, гражданского, семейного права. Решали правовые задачи. За нарушение какой-либо правовой нормы что наступает?

Верно. И сегодня мы изучим виды юридической ответственности

Отвечают на вопрос

Изучение нового материала (5–7 минут)

Учитель предлагает открыть стр. 102–103 и проанализировать особенности административной ответственности

Работают индивидуально с текстом учебника «Обществознание: 7-й класс» (Л. Н. Боголюбов и др., 2023 г.).

Переписывают схему в свои тетради.

Выписывают в свои тетради особенности административной ответственности

Решение кейс-ситуации № 1. Закрепление знаний (5–7 минут)

Работаем с правовой информационной системой «Консультант плюс»

1. Учитель организует работу с информационной справочной правовой системой «Консультант Плюс» (https://www.consultant.ru/). Учитель обязательно работает с интернет-источником — информационно-правовой системой «Консультант Плюс», открывает сайт и открывает нужные статьи.

1.1. А теперь послушайте правовую задачу № 1.

Гражданин А. опубликовал в социальной сети комментарий, содержащий оскорбительные выражения в адрес гражданина Б., который является общественным деятелем и занимает высокую должность в государственном органе. Комментарий был доступен для прочтения неограниченному кругу лиц.

Ребята, можно ли квалифицировать действия гражданина А. по статье 5.61 КоАП РФ «Оскорбление»? Какие могут быть последствия для гражданина А. в случае признания его виновным?

Далее учитель организует работу в парах

Обучающиеся в группах на планшетах открывают сайт с КоАП РФ и находят необходимую статью.

Работают в парах по решению задачи № 1

Учитель открывает сайт и статью на интерактивной доске.

1.2. Выслушивает отчеты пар: « Какой пункт вы выбрали? Объясните почему?» Правильный ответ: «Да, можно. Наказание согласно п. 2 данной статьи»

Обсуждают и принимают решение о том, какое наказание ждет гражданина А.

Применение знаний (10 минут)

1.3. Организует работу в группах по составлению правовой задачи по статьям КоАП РФ: «Ребята, вам надо выбрать статью и составить правовую задачу, работать нужно согласно правилам составления правовых задач».

Напоминает правила составления правовой задачи:

Шаг 1. Кейс-ситуация(«дано»):

— записать участников и их действия;

— записать вопрос, на который нужно ответить при решении задачи.

Шаг 2. Анализ ситуации:

— оценить деструктивное поведение у нарушителя;

— найти нужную статью кодекса, используя систему «Консультант Плюс».

Шаг 3. Решение правовой задачи:

— записать ответ на вопрос к правовой задаче;

— высказать оценочные суждения о степени наказания за нарушение правовой нормы, а значит, за проявление деструктивного поведения.

Учитель открывает на интерактивной панели статьи КоАП РФ:

— ст. 5.61.1. Клевета;

— ст. 7.27. Мелкое хищение;

— ст. 8.37. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира;

— ст. 20.1. Мелкое хулиганство;

— ст. 20.22. Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ.

Организует обсуждения задач и ответов обучающихся

Ученики работают в группах (количество групп зависит от наполняемости класса).

Выбирают статью и составляют правовую задачу, работают согласно правилам составления правовых задач.

Зачитывают классу свои задачи. Одноклассники решают правовые ситуации

Решение кейс-ситуации № 2. Открытие и применение новых знаний (15 минут)

2.1. Учитель предлагает открыть стр. 117 учебника и рассказывает об особенностях уголовной и административной ответственности.

При изучении понятия уголовной ответственности, особое внимание уделяет признакам и видам преступления и его наказания (работа с учебником, стр. 108–111).

Правовая задача № 2.

В один из дней декабря 2023 года в магазине «Пятерочка» был совершен грабеж. Преступник, находясь в торговом зале, открыто похитил продукты питания и товары первой необходимости на общую сумму 8000 рублей.

Сотрудники магазина смогли запомнить внешность грабителя и вызвали сотрудников полиции. Прибывшие на место происшествия полицейские установили личность преступника — это оказался 25-летний ранее не судимый гражданин Молчанов И. И. Они задержали его и доставили в отделение полиции для дальнейшего разбирательства.

В ходе допроса Молчанов признал свою вину и рассказал, что совершил кражу из-за финансовых трудностей. Он пояснил, что не имел намерения причинить вред магазину или его сотрудникам, а также готов возместить причиненный ущерб.

Какое наказание может грозить Молчанову И. И. за совершенный грабеж? Какие меры могут быть приняты в отношении него в соответствии с законодательством?

Ответьте на вопросы задачи, опираясь на статьи Уголовного кодекса Российской Федерации о грабеже.

2.2. Учитель организует самостоятельную работу в группах.

2.3. Учитель организует отчеты групп. Показывает на интерактивной доске верные статьи, которые помогают решить данную правовую задачу: ст. 161 и ст. 61 (ч. 1, пп. «а», «д»).

Если обучающиеся не обращают внимание на смягчающие обстоятельства, которые описаны в условии правовой задачи, то учитель сам об этом им сообщает.

Группы, используя статьи Уголовного кодекса, объясняют свою точку зрения.

2.4. Уголовная ответственность — это одна из форм юридической ответственности, которая наступает за совершение преступления. Она выражается в осуждении от имени государства виновного лица и применении к нему наказания.

УК РФ содержит нормы, определяющие, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, и устанавливающие наказания за их совершение. Он также регулирует основания и порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания

2.1. Работают индивидуально с текстом учебника «Обществознание: 7-й класс» (Л. Н. Боголюбов и др., 2023 г.).

2.2. В ходе групповой работы обучающиеся самостоятельно открывают УК РФ в справочной правовой системе «Консультант Плюс» и осуществляют поиск нужных статей. В случае затруднения обращаются за помощью к учителю.

2.3. Проанализировав положения статей, группы отвечают на вопросы

Итог урока (2–3 минуты)

Рефлексия:

— Ребята, о каких видах юридической ответственности вы сегодня узнали на уроке?

— Полученный правовой опыт способствует формированию законопослушного поведения?

— Какой опыт при решении данных правовых ситуаций вы, ребята, сейчас приобрели? Что вы научились делать?

Высказывают свое мнение

Домашнее задание: прочитать параграф 15 или 16, подготовить устные ответы на вопросы после параграфов

Задать вопрос