Методическая разработка по географии по теме «Природно-хозяйственный регион Западная Сибирь. Состав, географическое положение и особенности природы»
Автор: Чечина Анна Николаевна
Рубрика: Методическая копилка: школьное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (55) март 2025 г.
Дата публикации: 16.02.2025
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Чечина, А. Н. Методическая разработка по географии по теме «Природно-хозяйственный регион Западная Сибирь. Состав, географическое положение и особенности природы» / А. Н. Чечина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 3 (55). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/285/9905/ (дата обращения: 22.02.2025).
Препринт статьи
Ключевые слова: ЭГП, топливно-энергетические ресурсы, хозяйственная деятельность, природные ресурсы, климат, рекреационные ресурсы.
Цели урока: выяснить состав и географическое положение Западной Сибири; определить отрасли специализации и познакомить с другими отраслями хозяйства, развитыми в Сибири.
Планируемые результаты обучения
Предметные: формирование знаний: 1) о составе и географическом положении Западной Сибири; 2) о ведущих отраслях экономики района; 3) об особенностях крупных городов Западной Сибири; 4) об экологических проблемах региона.
Метапредметные: формирование умений : 1) анализировать, систематизировать информацию; 2) представлять информацию в виде развёрнутого ответа; 3) анализировать текст параграфа и карты различного содержания.
Личностные: формирование ценностного отношения к природным богатствам Западной Сибири.
Основное содержание: состав и географическое положение Западной Сибири; отрасли специализации; крупные города и проблемы.
Деятельность обучающихся: определять по картам состав района; выявлять специфические черты географического положения Западно-Сибирского региона; выявлять отрасли специализации Западной Сибири на основе анализа карт; устанавливать роль крупных городов в развитии Западной Сибири.
Ценностный компонент урока: значение Западно-Сибирского региона в экономике России.
Ход урока
Этап урока |
Содержание |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Орг. момент |
Приветствие. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Контроль дом. задания |
Опрос. Уральский регион «Хозяйство», проверить заполнение таблицы Хозяйство Уральского региона
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Мотивационный этап |
Сибирь — это самая крупная область на земном шаре, её площадь составляет около 10 млн. кв. км. В состав Сибири входит Западная Сибирь и Восточная Сибирь. Сегодня мы начнём изучать регион Западная Сибирь. Площадь Западно-Сибирского региона около 2,4 млн. кв.км. Давайте откроем учебник стр.142, посмотрим расположение региона; стр.268 таблица 40 и рассмотрим состав этого региона. Географическое положение. Регион протянулся с севера на юг. Особенности ЭГП: — в регионе большое количество топливно-энергетических ресурсов — развитая сеть трубопроводов нефти и газа — наличие Северного морского пути, который используется в вывозе топливно-энергетических ресурсов — Транссибирская железнодорожная магистраль — регион граничит с дружественными государствами. Но есть минус ЭГП — экстремальные условия северных районов, которые создают трудности для жизни и хозяйственной деятельности населения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Актуализация опорных знаний |
Особенности природы и природные ресурсы.
Давайте рассмотрим строение Западно-Сибирской плиты стр.270, рис.156.
(Сибирские Увалы — это система возвышенностей на севере Западной Сибири.)
Давайте рассмотрим рис.157 на стр.270 и определим залежи каких природных ресурсов сосредоточены в Кузнецкой межгорной котловине.
Увлажнение — избыточное и достаточное, поэтому много полноводных рек и большая заболоченность территории. (болота 40 % территории, в отдельных районах до 80 %).
На юго-западе — бессточные солёные озёра (крупнейшее Чаны).
— равнины и предгорные части природный газ 85 % и нефть 70 % запасов России, торф — на юге железорудные месторождения, полиметаллические руды, золото, ртуть — в озёрах — запасы соды и различных солей — Кузнецкий каменно-угольный бассейн — уголь высокого качества — в регионе большие запасы лесных ресурсов. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
Физкультминутка |
Комплекс упражнений для глаз для снятия напряжения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
Применение изученного материала |
Рекреационные ресурсы и охрана природы. На территории Западной Сибири промышленное освоение природных богатств наносит серьёзный ущерб природе. Для сохранения и восстановления редких и ценных представителей растительного и животного мира создано 4 государственных природных заповедника. «Золотые горы Алтая» являются объектом всемирного природного наследия ЮНЕСКО. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
Домашнее задание |
§ 46 читать, учить записи в тетради |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. |
Подведение итогов |
Оценить работу на уроке. |