Социальная и образовательная интеграция лиц с нарушениями слуха в региональной системе
Автор: Шумакова Ольга Викторовна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (55) март 2025 г.
Дата публикации: 28.02.2025
Статья просмотрена: 12 раз
Библиографическое описание:
Шумакова, О. В. Социальная и образовательная интеграция лиц с нарушениями слуха в региональной системе / О. В. Шумакова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 3 (55). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/285/9958/ (дата обращения: 10.04.2025).
Устранение разного рода барьеров на пути доступа различных групп населения к образовательным ценностям, концентрация внимания на проблемах образования и адаптации лиц ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и (или) инвалидов является важной задачей российского образования. Особую группу в структуре населения представляют сегодня инвалиды с нарушениями слуха, численность которых имеет устойчивую тенденцию к росту.
В Курской области существует система образовательных организаций для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей дошкольного и школьного возраста, дополнительного и профессионального образования детей и взрослых. В связи с тем, что глухой ребёнок овладевает речью не так, как слышащий, он нуждается в специальной системе обучения и воспитания. Поэтому в регионе функционируют дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, где используется точечная инклюзия — это включение ребенка в коллектив сверстников на праздниках, прогулке, кратковременно на занятиях по физической культуре, изобразительной деятельности, в играх. Общение со здоровыми сверстниками дает ребенку с особенностями развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для обычных детей опыт совместной с особенными детьми игровой и учебной деятельности, при осознанной и продуманной педагогической и воспитательной работе, приводит к более внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие.
Для получения начального и основного общего образования в региональном центре создано Областное казенное общеобразовательное учреждение «Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья», деятельность которого направлена на всестороннее развитие каждого ребенка, формирование словесной речи на слухозрительной основе как средства общения и мышления, коррекцию и компенсацию отклонений психофизического развития, получение общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни глухих, слабослышащих, кохлеарно имплантированных школьников. В школе модернизируется материально-техническая база: кабинеты оснащены интерактивным оборудованием, звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования, организована доступная безбарьерная архитектурная среда, эффективно используются цифровые ресурсы и платформа «Сферум». Обучение и воспитание в образовательной организации строится в тесной взаимосвязи общего и дополнительного образования, объединенных коррекционным сопровождением, учитывающим специфические методы, приемы работы и принципы отечественной и зарубежной сурдопедагогики.
В ходе образовательной деятельности осуществляется формирование общей культуры личности обучающихся на основе освоения обязательного минимума содержания адаптированных основных общеобразовательных программ.
Программы успешно реализуется в процессе уроков и во внеурочной деятельности, на коррекционных (индивидуальных) занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи, (фронтальных) занятиях по развитию слухового восприятия и техники речи, музыкально-ритмических и психологических занятиях.
В рамках социально-педагогического и психологического сопровождения действует школьный психолого-педагогический консилиум (далее ППк).
Специалисты ППк обследуют всех обучающиеся школы-интерната, проводят глубокий всесторонний количественный и качественный анализ данных о развитии каждого школьника. Для обучающихся, имеющих трудности в обучении, составляются индивидуальные образовательные маршруты. Проводятся индивидуальные консультации для педагогов и родителей (законных представителей), нуждающихся в психолого-педагогических знаниях и помощи в воспитании детей. Результаты коррекционной работы фиксируются в «Дневнике психолого-педагогического сопровождения обучающегося».
Коррекционная направленность уроков реализуется путем активизации слухового восприятия обучающихся, развития коммуникативной функции речи в комплексном слухозрительном восприятии и продуцировании речи. Аудиометрическое обследование проводится 1 раз в год, выявляется динамика слуховой функции обучающихся школы-интерната на основе расширения диапазона воспринимаемых частот, уточняют диагнозы нарушения слуховой функции вновь прибывших обучающихся школы-интерната.
Ежегодно проводится независимая аудиторская проверка уровня внятности речи обучающихся 1–11 классов с приглашением экспертов из числа студентов дефектологического факультета ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет» с целью определения уровня произносительных навыков обучающихся школы- интерната. На основе сравнительного анализа выявлен достаточный уровень (87 %) коммуникации обучающихся школы-интерната за период с 2020 по 2025 годы в области освоения программного речевого материала предметов коррекционно-развивающей области. Ежегодно обучающиеся 11-х классов проходят государственную (итоговую) аттестацию. Результаты государственной (итоговой) аттестации обучающихся 11-х классов на протяжении последних лет остаются стабильными.
Для активизации развития высших психических функций и расширения адаптационных возможностей обучающихся с нарушениями слуха на психологических занятиях используются элементы новых коррекционно-развивающих технологий: арт-терапии, сказкотерапии, песочной терапии. Коррекционная работа во внеурочное время осуществляется педагогами в процессе выполнения режимных моментов, внеклассных мероприятий. Разнообразные виды деятельности обучающихся способствуют развитию навыка словесной коммуникации.
Работа педагогического коллектива школы-интерната направлена на коммуникативную социализацию обучающихся путём создания активных ситуаций вербального общения со слышащими сверстниками из других образовательных организаций.
Одной из интенсивных форм совместной проектно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся, является Речевая конференция (театрализованные представления), позволяющая проявить и реализовать творческие способности, развить навык вербальной коммуникации детей с нарушениями слуха.
Школьная жизнь насыщена яркими праздниками, тематическими вечерами. Обучающиеся школы-интерната принимают активное участие в предметных тематических неделях, конкурсах, олимпиадах, конференциях различных уровней. Дети с нарушениями слуха с радостью и удовольствием общаются с миром слышащих. Раскрываются таланты обучающихся на Всероссийских фестивалях творчества, жестовой песни, региональных творческих конкурсах, выставок декоративно-прикладного и детского творчества.
Традиционными стали для обучающихся школы-интерната и такие инновационные технологии воспитания, как социальное творчество и проектная деятельность, позволяющие организовывать и проводить совместные мероприятия и акции со слышащими людьми. В школе-интернате разработаны конкретные механизмы, определяющих качественное функционирование коррекционно-развивающей среды, способствующей эффективному решению проблем социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, интеграции их в общество и самореализации личности каждого обучающегося. Для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, педагогическим коллективом школы-интерната ведется планомерная работа по интеграции детей с недостатком слуха в конкурентную среду сверстников без инвалидности из общеобразовательных учреждений. Обучающиеся участвуют как в региональных, так и во Всероссийских, а также международных олимпиадах и конкурсах и результаты, полученные ими, позволяют ставить новые, более интересные цели, ориентированные как на развитие творческого потенциала, так и на успешную социализацию обучающихся. Огромную популярность у детей и взрослых имеет театр мимики и жеста «Акварель» деятельность которого направлена не только на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, но и на социальную адаптацию, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности. Участники Театра мимики и жеста «Акварель» неоднократно становились победителями конкурсов, фестивалей, смотров различных уровней организации. Школьники наши являются лауреатами и призёрами Национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс»; предметных олимпиад, творческих конкурсов и фестивалей, спортивных соревнований разных уровней. Яркая и интересная жизнь ребят и взрослых школы транслируется на просторах школьного медиапространства — это инновационный центр «Медиаокно безграничных возможностей» для реализации профориентационных предпочтений школьников в области средств массовой коммуникации.
Путем обмена видами деятельности дополнительное образование расширяет пространство для самореализации личности ребенка, содействует воспитанию «культурной» одаренности, стимулирует детей к творчеству. Дополнительное образование для выпускников школы-интерната привлекательно в плане социальной защиты — как усиление стартовых возможностей личности на рынке труда и профессионального образования.
Новой традицией стала реализация программы «Радуга желаний», которая позволяет активизировать творческий и спортивный потенциал, духовно-нравственное развитие и социальную практику обучающихся, а так же получить основы экономических знаний. Программа «Радуга желаний» выстроена в соответствии с направлениями работы школы-интерната при активном вовлечении обучающихся в деятельность, демонстрирующую их общие и индивидуальные достижения, с использованием ярких форм и методов.
Обучающиеся школы-интерната за активное участие в школьной и общественной жизни, за успешную учёбу поощряются денежными единицами «Радугами», в случае неудовлетворительных результатов в поведении и прилежании применяется система штрафов. Это позволяет развивать такие качества личности, как ответственность, саморегуляция, взаимопомощь и взаимовыручка, получать азы экономических знаний и финансовой грамотности, укреплять традиции, способствует развитию демократических начал образовательной деятельности и социализации воспитанников. Школьники получают основное общее образование, успешно проходят испытания ГИА, и, в дальнейшем, получают среднее и высшее профессиональные образования, успешно трудоустраиваются.
Курское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» принимает участие в проведении ярмарок вакансий для инвалидов по слуху. В текущем году инвалидов по слуху было трудоустроено на предприятия города Курска и области 93 человека. Между областным центром занятости населения и Курским отделением ВОГ заключен договор о сотрудничестве, где могут проходить стажировку молодые специалисты — инвалиды, стоящие на учете в Центре занятости. Определившаяся модель социальной и образовательной интеграции неслышащих людей в Курской области свидетельствует об эффективности применяемой системы обучения и воспитания глухих и слабослышащих. Повышается уровень их общеобразовательной и профессиональной подготовки, уровень социальной интеграции.
Литература:
- Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский // Лань. — С. 81–130,150–168.
- Рау Ф. Ф. Проблема интеграции глухих // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2013. — № 3. — С. 52–54.