Внеурочная деятельность как средство формирования компетентностей обучающихся филиала Нахимовского военно-морского училища в г. Мурманске | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 апреля, печатный экземпляр отправим 23 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (56) апрель 2025 г.

Дата публикации: 28.03.2025

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Доронкин, Д. В. Внеурочная деятельность как средство формирования компетентностей обучающихся филиала Нахимовского военно-морского училища в г. Мурманске / Д. В. Доронкин. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 4 (56). — С. 31-34. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/288/10054/ (дата обращения: 10.04.2025).



В статье рассматривается значение терминов «компетенция» и «компетентность», неоднозначность их трактовки в психолого-педагогической литературе. Раскрывается решение задач по формированию компетентностей нахимовцев через организацию внеурочной деятельности воспитателями и педагогом-организатором учебного курса. Приведены примеры мероприятий.

Ключевые слова: компетентность, компетенции, компетентностный подход в образовании, внеурочная деятельность.

Одной из наиболее значимых мужских профессий является профессия военнослужащего. Эта деятельность требует мужества и высоких моральных качеств, она предполагает наличие глубоких знаний, значительно превышающих уровень многих гражданских специальностей. Военная служба возлагает огромную ответственность на тех, кто выбирает этот путь. Современный мир военных профессий стремительно меняется, и требования к выпускникам военных учебных заведений постоянно растут, поэтому для нас очень важно развивать и поддерживать условия для всестороннего развития и образования нахимовцев, реализации их потенциальных возможностей. Цель современного образования заключается не только в передаче знаний и формировании основ научных дисциплин, но также в обучении навыкам самостоятельного приобретения знаний, воспитании личности, гражданина своей страны, уважающего ее ценности, историю и традиции. Важно формировать у обучающихся широкий кругозор, высокую внутреннюю культуру и способность к творческому и самостоятельному мышлению. Этот подход нашел отражение в компетентностной модели обучения, направленной на развитие способности к обучению на протяжении всей жизни.

Современное образование столкнулось с неоднозначностью решения задачи определения как содержания понятия, так и оснований разграничения компетентностей и объема, входящих в них компонентов. Анализ психолого-педагогической литературы (В. А. Болотов, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, Э. Ф. Зеер, A. M. Павлова, В. В. Сериков, Э. Э. Сыманюк, А. В. Хуторской и др.) показывает, что, несмотря на довольно частое употребление в педагогической практике категорий «компетенция» и «компетентность», в настоящий момент отсутствует однозначная трактовка этих понятий, а также существуют различные мнения ученых относительно соотношения данных категорий, их классификации и видов.

Несмотря на многообразие трактовок понятий, авторы сходятся во мнении о некорректности отождествления компетентности только со знаниями, умениями и навыками, указывая на то, что компетентность неразрывно связана с ними, но вместе с тем является более широким понятием. В отличие от знания компетентность предполагает не просто владение информацией, а возможность ее применения в деятельности. Применение к решению задач различного рода отличает компетентность от умений. Возможность однозначно действовать в различных ситуациях, в том числе нестандартного характера, показывает отличие компетентности от навыков [2, с. 103–104].

Компетенции, согласно трактовке И. А. Зимней, — это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях. Автор выделяет три основные группы компетентностей:

– компетентности, относящиеся к самому себе ка личности, как субъекту жизнедеятельности;

– компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;

– компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах [1, с. 23].

Компетентностный подход в образовании ориентирован на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способность решать сложные реальные задачи — профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные. Для выпускника военного училища чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной деятельности. При таком подходе знания являются познавательной базой компетентности человека. Нахимовец должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать, самостоятельно и критически мыслить, искать рациональные пути решения разнообразных проблем, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Внеурочная деятельность дает возможность вовлечения каждого нахимовца в активный процесс познания, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной деятельности каждого, применения ими на практике всех своих знаний и четкого сознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

Внеурочная деятельность в нашем училище реализуется:

– учителями-предметниками в пространстве взаимодействия с урочной деятельностью в виде факультативов, в виде проектной деятельности;

– педагогами дополнительного образования в виде программ внеурочной деятельности и программ дополнительного образования;

– воспитателями в пространстве взаимодействия с внеклассной деятельностью, посещения выставок, музеев и других мероприятий, а также в виде проектной деятельности;

– педагогом-организатором в виде социальных акций, концертов, соревнований и культурно-досуговых мероприятий.

При этом используются формы индивидуальной, групповой и массовой работы. Все эти формы взаимосвязаны друг с другом.

Одна из главных задач педагогического коллектива нашего курса — создание условий для формирования личности нахимовца. Эти условия призваны обеспечить вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс, создание атмосферы сотрудничества при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения, формирование собственного независимого и аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможность ее всестороннего исследования, постоянное совершенствование интеллектуальных способностей.

Эта задача решается нами посредством организации внеурочной деятельности от культурно-досуговой до профессионального самоопределения. Вариативность организационных форм внеурочной деятельности, самостоятельный выбор нахимовцами ее вида, широкие возможности для проявления инициативы, индивидуальности, творчества, общественно-значимая связь с социальной и профессиональной практикой являются важным ресурсом для формирования социальных, профессиональных и ключевых компетентностей нахимовцев.

За время обучения в училище нахимовцы нашего курса, практически каждый, попробовали себя в роли ведущего общекурсового мероприятия. Это способствует развитию умения работать с информацией при подготовке к мероприятию, а также развитию ораторских способностей, что очень важно, так как потребность научиться выступать, ясно и красиво излагать свои мысли, возникает в общении с любой аудиторией.

Принимая участие в играх КВН, создании тематических литературно-музыкальных композиций, нахимовцы получают возможность реализовать свои актерские способности и проявить свои творческие навыки, развивать склонность к литературному творчеству. Такая форма способствует повышению мотивации обучающихся к сотрудничеству с педагогами и в работе по самосовершенствованию.

Еженедельно нахимовцы выпускают боевые листки, а к значимым и памятным датам оформляют стенгазеты. Стенгазета играет важную роль в жизни курса. В каждом взводе есть своя редколлегия, но над некоторыми газетами работают группы, которые определяются по жеребьевке. Формирование таких творческих групп приводит к тому, что в результате работы каждый: и пишущий статьи, и занимающийся оформлением, и готовящий информацию — чувствуют собственную значимость и причастность к решению единой задачи. Ещё одним важным качеством, которое воспитывает газета, является ответственность и развитие коммуникативных способностей. Ведь работа в творческой группе — довольно сложная задача. Иногда стенгазета является результатом проектной деятельности нахимовцев.

Воспитателями и педагогом-организатором активно используется метод проектов. Нахимовцы принимают участие в разработке индивидуальных и групповых проектов. Получение знаний через собственное исследование, опыт, эксперимент всегда наиболее ценно. В училище проводятся тематические образовательные события, Арктические нахимовские чтения, историко-театрализованные реконструкции, во время которых нахимовцами раскрываются темы, связанные с историей Отечества.

В текущем учебном году на курсе возникла идея создания дискуссионного клуба, цель работы которого — коллективное обсуждение проблем (этических, познавательных, социальных, психологических), наиболее значимых для обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями. Определены темы заседаний: «Здоровье: общественное достояние или личное дело каждого»; «Моя будущая профессия. Какой я ее вижу?»; «Что значит быть патриотом?», «О товариществе и дружбе», «Служба в армии: «за» и «против». Такая форма мероприятия способствует выработке умений слушать и понимать других, адекватно оценивать собственные возможности; расширять кругозор, познавательные интересы; учиться взаимодействию, участвовать в принятии групповых решений.

На нашем курсе традиционным стало проведение интеллектуальной игры «Хочу все знать». Игра проводится один раз в четверть и включает в себя как групповые, так и индивидуальные турниры. Вопросы построены таким образом, что необходимо применять не только учебный материал, но и жизненные наблюдения, логику, дополнительную информацию, получаемую из художественных и научно-популярных книг; развивается умение работать в команде, слышать друг друга, защищать свое мнение, быстро работать с полученной информацией.

Одним из приоритетных направлений нашей работы является развитие профессиональной компетентности обучающихся через военно-патриотическое воспитание. Наша задача — подготовить обучающихся к поступлению в профильные высшие образовательные учреждения и воспитать их на «лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества и героических традициях российской армии и флота, Вооруженных сил Российской Федерации» [3]. Начиная с первых дней в училище, нахимовцы обучаются первичным воинским навыкам: построение, воинское приветствие, смотры военной формы одежды, подчинение приказам, соблюдение воинской дисциплины.

Павлу Степановичу Нахимову принадлежат следующие слова: «Из трех способов действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером — последний есть вернейший». Важная роль в формировании личности нахимовца принадлежит офицеру-воспитателю, который в процессе воспитания передает ребятам свой профессиональный опыт и является примером для подражания. Все воспитатели — офицеры запаса. Их рассказы о военной службе, постоянный личный пример — это немаловажный фактор в воспитании нахимовцев, в их будущем профессиональном самоопределении.

Немаловажную роль играет проведение торжественных мероприятий, тематических вечеров, классных часов, Уроков Мужества, посвященных государственным праздникам, Памятным датам военной истории и Дням воинской славы России, посещение воинских частей и подразделений, когда нахимовцам предоставляется возможность своими глазами увидеть в каких условиях проходит служба, с какой техникой и вооружением работают военнослужащие, какие задачи решают. Хорошим мотивационным стимулом в профессиональном самоопределении является участие в военно-спортивных мероприятиях различного уровня. Особенно, когда турниры проходят с участием родителей и военнослужащих шефских воинских частей.

Все вышеперечисленные мероприятия, проводимые в рамках внеурочной деятельности воспитателями и педагогом-организатором курса, являются начальным (довузовским) уровнем формирования компетентностей, когда формируются первоначальные знания, мировоззрение и определенные модели поведения, на этом уровне происходит овладение наиболее общими способами деятельности, направленными на познание и преобразование тех или иных объектов действительности.

Литература:

  1. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  2. Кострова, Ю. С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» / Ю. С. Кострова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 12 (35). — С. Т.2. 102–104. — URL: https://moluch.ru/archive/35/4011/ (дата обращения: 27.02.2025).
  3. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 515 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус» и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации». — URL: https://base.garant.ru/70746052/?ysclid=m5ux1soro2207380986 (дата обращения: 27.02.2025).

Ключевые слова

компетентность, компетенции, внеурочная деятельность, компетентностный подход в образовании
Задать вопрос