Взаимодействие с семьей в процессе приобщения дошкольников к традиционным ценностям культуры русского народа
Автор: Курникова Елена Васильевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (56) апрель 2025 г.
Дата публикации: 03.03.2025
Статья просмотрена: 1 раз
Библиографическое описание:
Курникова, Е. В. Взаимодействие с семьей в процессе приобщения дошкольников к традиционным ценностям культуры русского народа / Е. В. Курникова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 4 (56). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/288/9960/ (дата обращения: 10.03.2025).
Препринт статьи
В России испокон веков семья была защитой для человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев, нравственных устоев.
В Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» названы традиционные российские ценности, среди которых «жизнь, достоинство, патриотизм, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений».
В процессе реализации инновационной деятельности творческой группой педагогов дошкольной организации (ДО) по-новому осмыслено содержание работы по приобщению детей дошкольного возраста к традиционным ценностям культуры своего народа через усвоение норм взаимоотношений в семье, обычаев, устоев, традиций.
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, культура русского народа, семейные традиции, обычаи, преемственность поколений, проект.
Уважительное отношение к традиционным ценностям культуры русского народа закладывается в семье. Поэтому, говоря об этом, нельзя не коснуться возрождения отечественных традиций семейного воспитания. В России испокон веков семья была защитой для человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев, нравственных устоев. В каждом из нас отражается история эпохи, русского народа, предков семьи.
Проблема семьи в современном мире стоит как никогда остро, общество переживает ее кризис. Каждая вторая семья распадается, молодежь несерьезно относится к институту брака, предпочитая свободные отношения, слепо следуя западным ценностям, которые долгое время агрессивно пропагандировали СМИ. Кроме того, причина кризиса семьи кроется в утрате преемственности с прошлым, нарушении связей между поколениями. Именно по этой причине семья не выполняет исконной своей функции: передачи подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных традиций, утратив понимание процесса воспитания как «питания ребенка духовной пищей».
Развитие системы духовно-нравственного воспитания в России является в настоящее время в приоритете, стратегия определена в ряде документов, таких как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. В Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» названы традиционные российские ценности, среди которых «жизнь, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений».
В процессе инновационной деятельности творческой группой педагогов ДО было осмыслено содержание по приобщению к культурным традициям через усвоение норм взаимоотношений в семье и норм поведения. Результатом профессиональной деятельности педагогов является разработка детско-взрослых образовательных проектов, в том числе «Я и моя семья», в соответствии с которым мы выстроили работу с родителями (законными представителями) в рамках приобщения детей к традиционным ценностям культуры родного народа. Степень вовлеченности родителей воспитанников весьма разнообразна — это во многом зависит от их желания и возможностей.
В рамках информационно-аналитического направления выявляли запросы семьи, проводив анкетирование, личные беседы, направленные на установление эмоционального контакта, готовности родителей (законных представителей) к взаимодействию с детским садом по данному направлению работы.
Просветительская деятельность, направленная на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей (законных представителей), включала в себя проведение бесед «Знакомство дошкольников с традициями и обычаями русской семьи», «Как организовать семейный праздник», тренинга «Семейные роли и взаимоотношения», родительских собраний «Влияние знаний о родном городе на игры детей», консультаций «Знакомим дошкольников с народными играми», «О значимости примера родителей (законных представителей) в понимании у детей своей будущей семейной роли», «Какие обряды и праздничные традиции приняты на Павловской земле», обучающего практикума «Традиции гостеприимства в семье», разработку памяток «Что почитать с ребенком о народных промыслах».
Работа по наглядно-информационному направлению проводилась через родительские уголки, информационные стенды, папки-передвижки. Мы предлагали примерные темы маршрута: в музеи, выставочный зал, храм, на концерты, масленичные гулянья и др. Результатом таких походов стала подготовка фотоотчетов, презентаций, распространение передового педагогического опыта «Преемственность традиций в моей семье», «Воспитание детей посредством русских подвижных игр», помощь родителей (законных представителей) в оформлении тематической зоны в музее детского сада «Русская изба». Собранные предметы народной старины помогают дошкольникам вживаться в народную культуру, сформировать способность прогнозировать изменения предметов. Это важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи.
Знакомство дошкольников с культурой и семейными традициями, обычаями в родном городе помогает воспитывать любовь к истории, культуре своего народа, своей семьи, сохранить прошлое, строить будущее, способствует успешной социализации в родных местах. Поэтому воспитатели стараются донести материал дошкольникам в доступной форме, для лучшего восприятия сопровождают рассказы показом компьютерных презентаций.
На протяжении многих веков сложился образ отца как человека, воплощающего закон и долг, которому дано право принимать решения, обеспечивать счастье и благополучие членов семьи. По русским представлениям, сын является продолжателем семейного имени, опорой семьи, защитником семейной чести, заместителем отца в случае его смерти или болезни, кормильцем родителей в старости.
На матери лежала ответственность за нравственный климат в семье, поддержание в ней согласия и покоя. Мать — хранительница домашнего очага, хлебосольного и гостеприимного дома, где царит доброта, ласка, спокойствие и забота. Она должна была предотвращать ссоры, регулировать внутрисемейные конфликты. Старшую сестру считали ближайшей помощницей матери, отношение старшей сестры к младшим детям в семье было сродни материнскому: позаботиться, уберечь, научить.
По русским представлениям, отношения братьев и сестер, как правило, базировались на взаимопомощи и поддержке. Народная пословица гласит: «Брат за брата пуще каменных стен». Принцип «брат за брата» побуждал старшего защищать младшего, участвовать в его трудовом воспитании, опекать. Через беседы «Образ отца», «Мать — хранительница семейного очага», «Защитники Отечества в моей семье», «Старшие и младшие в семье», игры «Кто больше назовет добрых дел», «Семейные обязанности», «Моя семья», «Моя родословная», рассматривание фотографий, альбомов «Моя мама», «Мой папа», энциклопедий дошкольники постигают самобытность русских культурных традиций, которые естественно вобрали в себя нравственно-этические ценности христианства.
Трудно переоценить значение семьи и в трудовом воспитании. При этом трудовое воспитание всегда естественно и незаметно соединялось в традиционной семье с духовным воспитанием, составляя его неотъемлемую часть. Во многих играх дети очень точно подражали разным видам работ взрослых. Ребята с удовольствием демонстрируют фотографии, альбомы, отражающие совместный труд семьи: «Помогаю папе», «Строим скворечник с дедушкой», «Печем пирог с мамой», «Варим кашу с бабушкой», «Подметаем с сестрой», «Поливаем грядки с братом». Совместное участие взрослых и детей в экологических акциях по благоустройству и озеленению территории дошкольной организации способствует воспитанию у дошкольников уважения к труду людей, гордости за вклад своей семьи, любви и привязанности к детскому саду.
Приобщение к русским традициям и культуре невозможно без использования средств народной педагогики, которая представляет собой совокупность и взаимосвязь идей, навыков и приемов по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве: это и народный фольклор, обряды и традиции (культура быта, земледельческий календарь), народные промыслы, праздничная культурная традиция.
В народных играх «Подушечка», «Костромушка», «Плетень», «Кумок, подай уголок», «Кто быстрее сложит поленницу», «Кузнецы» дошкольники укрепляют свой дух, тело, развивают мышление, фантазию, эмоциональный интеллект. В свободное время в кругу семьи и во дворах города рекомендуем игры «Прыганье со связанными ногами», «Горелки», «Бой петухов», «Челнок», «Трифон шубу чинит», «Золотые ворота». Незаменимы в воспитании детей русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Репка», потешки «Уж я Тане пирог испеку», «Из-за леса, из-за гор», «К милой бабушке», «Знаю я, дома дружная семья» о семье, традициях, взаимоотношениях, ответственности.
Русский танец, песня, музыка, частушки должны стать частичкой жизни ребенка. Народный праздник является большой яркой и глубоко содержательной игрой. Праздновали на Руси и сейчас в Павлове уместны такие праздники, как Покров, Рождество Христово, Масленица, Пасха. Отмечая с детьми и их родителями (законными представителями) любимые в народе праздники, осваивая обряды, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что изучение традиционных ценностей, культуры русского народа следует осуществлять во взаимодействии с семьей, возрождая традиции семейного воспитания. От общих наших усилий зависит, каким вырастет новое молодое поколение, будут ли дети, став взрослыми, не только гордиться своей семьей, своими предками, но и передавать опыт, традиции, культуру своим потомкам.
Литература:
1. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
2. Белоусова Р. Ю. Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» : учебник / Р. Ю. Белоусова, А. Н. Егорова, Ю. С. Калинкина. — М. : ООО «Русское слово», 2019. — 112 с.
3. Ельцова О. М. Воспитание в духе культурных традиций, М. : ТЦ Сфера, 2024.