О дорожной карте психолого-педагогического сопровождения одаренных и талантливых детей в государственном бюджетном учреждении дополнительного образования Краснодарского края «Эколого-биологический центр»
Авторы: Прокофьева Марина Анатольевна, Рыбина Галина Васильевна, Никитенко Елена Павловна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (56) апрель 2025 г.
Дата публикации: 07.03.2025
Статья просмотрена: 2 раза
Библиографическое описание:
Прокофьева, М. А. О дорожной карте психолого-педагогического сопровождения одаренных и талантливых детей в государственном бюджетном учреждении дополнительного образования Краснодарского края «Эколого-биологический центр» / М. А. Прокофьева, Г. В. Рыбина, Е. П. Никитенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 4 (56). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/288/9987/ (дата обращения: 10.03.2025).
Препринт статьи
В статье раскрываются вопросы психолого-педагогического сопровождения обучающихся; содержание дорожной карты психолого-педагогического сопровождения одаренных и талантливых обучающихся; раскрыты цели, задачи, содержание и этапы реализации дорожной карты.
Ключевые слова: дополнительное образование, дорожная карта психолого-педагогического сопровождения, одаренность, талант.
Реалии современного образования все более усложняются, и на первый план выходит ценность личности, обладающая высоким интеллектом, развитыми творческими способностями, готовностью решать жизненные задачи и возникающие проблемы [1].
Любому обществу нужны талантливые, способные, одарённые люди, потому как именно такие люди являются мощным ресурсом общественного развития. В связи с этим важным является создание благоприятных условий для развития таких личностей, то есть организация процесса сопровождения способных, одаренных детей [2].
Решение проблемы сопровождения одаренных детей связывают с повышением интеллектуально-творческого потенциала Российской Федерации [3]. Проблема развития одаренных, талантливых детей в школах широко освещается в научных публикациях, и ее решение связывают с организацией процесса их психолого-педагогического сопровождения [4].
Мы считаем, что работа по развитию таких детей не может быть реализована только в рамках школьного образования. Здесь крайне необходимо взаимодействие школы с системой дополнительного образования детей (в том числе сетевого взаимодействия) при условии специально организованного психолого-педагогического сопровождения (причем диагностические, профилактические, мероприятия должны проводится в школе, а консультативные, просветительские и развивающие мероприятия как в школе, так и в учреждении дополнительного образования).
Изучение нормативно-правовых документов федерального значения, наш многолетний практический опыт и мониторинг деятельности образовательных организаций, показал, что на современном этапе актуализируется вопрос расширения представлений современных педагогов, психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, методистов о возможностях социального и психолого-педагогического сопровождения одаренных и талантливых детей. В связи с этим одним из главных направлений работы государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Краснодарского Края «Эколого-биологический Центр» является создание условий для оптимального развития одаренных и талантливых обучающихся, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может нести «скрытый характер», а также обучающихся, чьи способности могут совершить «качественный скачок» в своем развитии в дальнейшем или ближайшем будущем.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей рассматривается нами не только как приоритетное направление в системе дополнительного образования естественнонаучной направленности , но и как процесс создания оптимальных условий развития и реализации имеющихся у обучающегося способностей, который включает в себя также деятельность по оказанию адекватной помощи обучающемуся в решении возникающих проблем различного характера (в том числе его участия в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях и т. д.).
Разработанная нами дорожная карта психолого-педагогического сопровождения одаренных и талантливых детей направлена на совершенствование образовательной среды дополнительного образования естественнонаучной направленности, которая создаёт условия для сохранения и развития одарённых и талантливых обучающихся, реализацию их индивидуальных потенциальных возможностей. Реализация дорожной карты позволит совершенствовать систему работы с одарёнными и талантливыми обучающимися, повысить квалификацию педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, методистов организовать работу по повышению педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания одаренных и талантливых детей.
Дорожная карта отражает комплексный характер оценки разных сторон поведения и деятельности обучающегося, что позволяет использовать множество источников информации и охватывать все спектры его способностей. Выявление, а затем и оценивание обучающегося как одаренного или талантливого должно служить стимулом для его дальнейшего развития и продвижения.
Дорожной картой предусмотрен анализ поведения обучающихся в тех видах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его склонностям и интересам. В дорожную карту заложено проведение тренингов и упражнений, в рамках которых можно корректировать типичные для данного обучающегося психологические преграды, комплексы звездности или неполноценности.
Тенденции развития современного российского общества указывают на то, что одаренные и талантливые дети — главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни залог процветания [4]. Практический опыт работы показывает, что у одаренного и талантливого ребенка много социально-психологических проблем: в сфере общения и поведения, а также во внутриличностном состоянии и межличностном общении. Одаренность и талант может вписываться органично в жизнедеятельность, а может породить множество социально-психологических и внутриличностных противоречий. Поэтому на современном этапе очень остро стоит вопрос о психолого-педагогическом сопровождении одаренных и талантливых детей в целом, и в системе дополнительного образования в частности. И очень часто у педагогических работников дополнительного образования возникает вопрос о том, каких детей можно отнести к категории одаренных и талантливых.
Изучив психолого-педагогическую и специальную литературу, ценнейший опыт работы организаций дополнительного образования мы пришли к выводу, что к категориям талантливых и одаренных детей можно отнести следующих обучающихся (рис. 1).
Рис. 1. Категории талантливых и одаренных детей
Все вышесказанное привело нас к разработке социального заказа общества, выраженного в реализации цели, задач и содержания психолого-педагогического сопровождения одаренных и талантливых обучающихся в ГБУ ДО КК ЭБЦ (рис. 2).
Рис. 2. Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения одаренных и талантливых детей в ГБУ ДО КК ЭБЦ
Исходя из всего вышесказанного, нами были разработаны три этапа реализации «Дорожной карты психолого-педагогического сопровождения одаренных и талантливых детей»:
1 этап. Просветительские мероприятия.Цель: обеспечение педагогов дополнительного образования и родителей методикой работы с одаренными детьми.
Ключевые задачи:
— повышение педагогической компетенции родителей в воспитании одарённого ребёнка;
— повышение уровня компетентности педагогов дополнительного образования естественно-научной направленности в работе с одарёнными обучающимися.
На данном этапе разработана методика работы с одаренными и талантливыми обучающимися, которая плавно переходит в педагогический лекторий для педагогических работников ГБУ ДО КК ЭБЦ. После этого начинается работа с родителями (родительский лекторий) на тему: «У вас растет одаренный ребенок».
2 этап. Консультативные мероприятия.Цель: обеспечение взаимодействия педагогов дополнительного образования и родителей одаренных детей.
Ключевые задачи: содействие раскрытию творческого потенциала с учетом возрастных особенностей и индивидуальности каждого обучающегося. На этом этапе проводятся индивидуальные консультации для родителей и педагогов дополнительного образования, как по их запросу, так и тематические («Механизмы работы с одаренными детьми в семье»; «Механизмы правильной организации работы с одаренными обучающимися» и др.).
3 этап . Развивающие мероприятия.Цель: обеспечение гармоничного развития одаренного ребенка через организацию индивидуальных и групповых занятий по адаптации одаренных детей в группе сверстников, создание развивающей среды для таких обучающихся.
Ключевые задачи:
— повышение уровня индивидуальных достижений одарённых детей в естественно-научной направленности;
— содействие развитию эмоциональной устойчивости одаренных обучающихся, преодолению стресса, формированию коммуникативных навыков и навыков саморегуляции одаренных обучающихся, участвующих в региональных, краевых, всероссийских и международных конкурсах, олимпиадах, слетах и т. п. естественно-научной направленности;
— совместное взаимодействие педагогов дополнительного образования, методистов и родителей по коррекции поведения в экстремальных ситуациях (участие в конкурсах, олимпиадах, слетах, конференциях и др.). Этот этап предполагает проведение тренингов («Составление формул самовнушения»; «Я могу, я смогу, я умею»; «Учимся справляться со своими проблемами»; «Развитие вербальных способностей»; «Умей владеть собой»; «Развитие мыслительных операций») и упражнений (Саморегуляция эмоционального состояния через внешнее проявление эмоций (основной акцент — на дыхание); «Контроль и коррекция позы, осанки, походки»; «Развитие эмоциональной выразительности; «Активизации представлений»; Релаксация обучающихся во время подготовки к конкурсам, фестивалям, соревнованиям и др.; «Коррекция эмоциональных нарушений»).
В случае успешной реализации задач «Дорожной карты» мы ожидаем следующие результаты (рис. 3):
Рис. 3. Ожидаемые результаты реализации «Дорожной карты»
Невозможно начать реализовывать дорожную карту по психолого-педагогическому сопровождению одаренных и талантливых обучающихся» без учета рисков и путей их минимизации. У нас есть свое видение этой проблемы, которым мы поделимся в следующих наших публикациях.
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, для реализации задач «Дорожной карты по психолого-педагогическому сопровождению одаренных и талантливых детей, обучающихся в государственном бюджетном учреждении дополнительного образования Краснодарского края «Эколого-биологический Центр», необходимо, на наш взгляд, выполнение следующих педагогических условий:
— осознание важности работы с одаренными обучающимися каждым членом педагогического коллектива (педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, методисты) и усиление внимания, в связи с этим к проблеме формирования положительной мотивации к обучению, участию обучающихся в конкурсах, олимпиадах, конференциях и пр.;
— создание и постоянное совершенствование методической системы (выпуск методической продукции; разработка образовательных программ; и др.) работы с одаренными обучающимися;
— признание коллективом педагогов и руководством учреждения дополнительного образования того, что реализация системы работы с одаренными обучающимися является одним из приоритетных направлений работы учреждения.
Литература:
- Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению и организации работы с одаренными детьми (диагностической, консультативной, развивающей, коррекционной, просветительской) [Электронный ресурс]. URL: https://zolskoeuo.ru/images/reit15.pdf.
- Дьячкова М. А. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательных учреждениях: учебное пособие. — Екатеринбург: Издательско-полиграфическое предприятие «Макс-Инфо», 2015. — 178 с.
- Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rc-nsk.ru/wp-content/uploads/2022/03/MR-po-vyyavleniju-i-podderzhke-talantov.pdf.
- Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей и молодежи в образовании. Модели и современные научные представления об одаренности. Матюшкин А. С. [Электронный ресурс]. URL: https://mooc.do.altspu.ru/mod/book/view.php?id=40&chapterid=123.