Парциальная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей 2-7 лет (по разделу «Музыка») «Мое родное Белогорье»
Авторы: Григорьева Наталья Николаевна, Назарова Надежда Борисовна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (7) апрель 2016 г.
Дата публикации: 23.03.2016
Статья просмотрена: 297 раз
Библиографическое описание:
Григорьева, Н. Н. Парциальная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей 2-7 лет (по разделу «Музыка») «Мое родное Белогорье» / Н. Н. Григорьева, Н. Б. Назарова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 14-19. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/752/ (дата обращения: 19.12.2024).
Музыкальный фольклор Белогорья — яркий, полетный, звонкий, открытый. Песенная и плясовая традиция обусловлена благоприятными природно-климатическими условиями (ширь полей и лугов, мягкий климат), спецификой открытого пространства, особенностями художественной образности, яркими свойствами характера и темперамента местных жителей.
Это позволяет наиболее полно представить традиционные виды народного искусства и выявить их характерные особенности в следующей последовательности:
музыкальный фольклор (песенный, инструментальный, хореографический);
устное поэтическое творчество (сказки, были, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, игры);
календарно-земледельческие и семейно-бытовые праздники и обряды;
народный костюм.
Актуальность программы.
На протяжении нескольких предыдущих лет утрачивались духовно-нравственные ценности и нормы.
Создание парциальной образовательной программы по Художественно-эстетическому развитию детей 2-7 лет (по разделу «Музыка») «Мое родное Белогорье» представляется актуальной задачей, она направлена на приобщение детей к родной народной культуре, духовно-нравственным ценностям, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь человека, от поколения к поколению.
Цель: духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе народной культуры и традиций родного края.
Задачи:
формировать представление детей о культуре народов России (в частности, Белгородской области);
взаимодействовать с педагогами и родителями по ознакомлению детей с народными творческими коллективами Белгородской области;
развивать художественно-творческие способности детей, формировать творческую индивидуальность;
развивать стремление, расширять и совершенствовать свои знания и умения через музыкальный фольклор;
содействовать созданию атмосферы творческого сотрудничества, уважения к окружающим.
Принципы:
принцип осознанности — заинтересованное усвоение знаний и умений;
принцип дифференциации и индивидуализации означает, что решение задач программы осуществляется исходя из интересов и способностей каждого ребёнка;
принцип развивающей ориентации даёт установку на то, чтобы педагог больше внимания уделял развитию у детей творческой активности и самостоятельности;
принцип сотрудничества с родителями и социумом;
принцип толерантности означает проявление уважения к традициям и культуре других народов, проживающих в России (в Белгородской области).
Содержательный раздел.
Срок реализации программы — учебный год.
Планируемые результаты
у детей сформировано осознанное отношение к музыкальному фольклору Белгородского края, к русским народным праздникам, традициям;
развит интерес к национальной культуре, к песенному народному творчеству Белогорья и всему музыкальному фольклору;
развито умение сочувствовать, сопереживать;
развит интерес и любовь к русским народным песням, пляскам, хороводам;
реализация Программы, методических рекомендаций, консультаций для педагогов и родителей;
публикации в научно-методических журналах по данной теме;
участие в профессиональных конкурсах.
Методы работы:
слушание произведений музыкального фольклора в исполнении оркестра русских народных инструментов Белгородской государственной Филармонии;
музыкально-дидактические игры, игры-забавы, потешки;
пение русских народных песен с музыкальным сопровождением и a-caрella;
обучение игре на народных музыкальных инструментах (шумовых);
игры-хороводы («Белгородский карагод», «Танок», «Матаня», «Ой, Дрема»), театрализованная деятельность.
праздники и развлечения:
концерты,
обрядовые праздники,
музыкальные встречи в «Русской избе».
Предметно-пространственная среда
Результативности в работе по приобщению детей к истокам русской народной культуры через музыкальный фольклор невозможно достичь без создания музыкальной предметно-пространственной среды, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно, естественно.
Музыкальная, предметно-пространственная среда пополнилась народными музыкальными инструментами –
набор шумовых народных музыкальных инструментов, расписанных русскими узорами;
персонажи для настольного театра («Теремок», «Колобок»);
передвижная стена — панно «Русская изба» предназначенная для проведения фольклорных праздников и развлечений — которые дают возможность погрузиться в мир русского быта, русской культуры.
Шумовые народные музыкальные инструменты
Персонажи для настольного театра
Формы работы с детьми
Образовательная деятельность — обучение элементам народного танца, хоровода, ладовым особенностям народной песни;
Режимные моменты — тематическое развлечение.
Приложение 1
Перспективный план
Сроки проведения |
Тематическое развлечение |
Возраст |
Ответственные |
ентябрь |
«Вот проснулся петушок» |
2-3 года |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
«Мы потешки распеваем» |
3-4 года |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
«В гости к бабушке Забавушке» |
4-5 лет |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
«В гости в деревню к Старушке-говорушке» |
5-6 лет |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
«Игры за околицей» |
6-7 лет |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
Октябрь |
«Матрешка-Белогорочка» |
2-3 года |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
«Музыкальный сундучок» |
3-4 года |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
«Расписной оркестр наш» |
4-5 лет |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
«Золотые поля Белогорья» |
5-6 лет |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
«Хлеб всему голова» |
6-7 лет |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
Ноябрь |
«Наша Матанечка» |
2-3 года |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
Настольный театр «Теремок» |
3-4 года |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
«Здравствуй, бабушка Матрена» |
4-5 лет |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
«Посиделки у печи» |
5-6 лет |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
«Весела была беседа» |
6-7 лет |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
Декабрь |
«Зайка беленький» |
2-3 года |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
«Заюшкина избушка» |
3-4 года |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
«Зимние забавы» |
4-5 лет |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
«Новый год у ворот» |
5-6 лет |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
«Мороз красный нос» |
6-7 лет |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
Январь |
«Веселые музыканты» |
2-3 года |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
«Гармонист Тимошка» |
3-4 года |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
«В горенке поет гармошка» |
4-5 лет |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
«В горнице моей светло» |
5-6 лет |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
Мини-концерт «В гости к малышам» |
6-7 лет |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
Февраль |
Игры-забавы «Веселая карусель» |
2-3 года |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
«На веселой карусели» — игры-забавы |
3-4 года |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
«Как на масленой неделе» |
4-5 лет |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
«Эй, Масленица!» |
5-6 лет |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
«Масленица» |
6-7 лет |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
Март |
«Загляни к нам солнышко» |
2-3 года |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
«Солнышко-ведрышко» |
3-4 года |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
«Приди, весна-красна» |
4-5 лет |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
«Сороки» |
5-6 лет |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
«Свистунья» |
6-7 лет |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
Апрель |
«Вот проснулся петушок» |
2-3 года |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
«Веснянка» |
3-4 года |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
«В лес пришла весенняя пора» |
4-5 лет |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
«На зеленом на лугу» |
5-6 лет |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
«Федул-ветреник» |
6-7 лет |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
Май |
«Вышла курочка гулять» |
2-3 года |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
«Мы на луг ходили» |
3-4 года |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
«Два веселых гуся» |
4-5 лет |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
«Полянка» |
5-6 лет |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
|
«Белгородские посиделки» |
6-7 лет |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
Учебный план
Форма работы |
Виды деятельности |
Количество в неделю |
Количество в месяц |
Количество в год |
НОД |
Музыкально-ритмические движения |
1 |
4 |
36 |
Слушание музыки |
1 |
4 |
36 |
|
Пение, распевание |
1 |
4 |
36 |
|
Режимные моменты |
Тематическое развлечение |
- |
1 |
9 |
Педагогический Мониторинг |
- |
- |
2 |
|
Посещение Белгородской Государственной Филармонии |
- |
- |
1 |
|
Посещение Белгородского Музея Народного творчества |
- |
- |
1 |
|