Научные основы здорового образа жизни
Автор: Рахматов Александр Ахмедович
Рубрика: Общая педагогика
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (7) апрель 2016 г.
Дата публикации: 27.02.2016
Статья просмотрена: 17233 раза
Библиографическое описание:
Рахматов, А. А. Научные основы здорового образа жизни / А. А. Рахматов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/757/ (дата обращения: 16.11.2024).
Образ жизни — одна из важнейших биосоциальных категорий, дающая представление о жизнедеятельности человека. Образ жизни — это «лицо» человека и в то же время один их критериев общественного прогресса.
При анализе образа жизни обычно рассматриваются его составные части (виды деятельности): профессиональная, общественная, социально культурная, бытовая и др. В качестве основных видов выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Иными словами, главным в об разе жизни человека является то, как он живет (или социальная группа), каковы основные способы и формы его жизнедеятельности, ее направлен направленность. При этом следует иметь в виду, что каждая из социальных групп имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, установки, эталоны поведения и т. п. Образ жизни, будучи обусловлен в значительной степени социально-экономическими условиями, находится в зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, со стояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется многообразие вариантов образа жизни различных людей.
Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.
Уровень жизни — это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей конкретного человека (категория в боль шей степени экономическая).
Качество жизни характеризует самоощущение человека в обществе (преимущественно социальная категория).
Стиль жизни — поведенческая особенность жизни человека, т. е. определенный стандарт, соответствующий психологии и психофизиологии личности (социально-психологическая категория).
Отсюда поведение у людей разное, и зависит оно в значительной степени от воспитания.
Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях; выражает определенную ориентированность деятельности личности на укрепление и улучшение собственного здоровья и здоровья окружающих. Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности имеет сложный, своеобразный, часто противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводит к необходимому результату. Эта ситуация обусловлена рядом обстоятельств и прежде всего тем, что:
1) государство на сегодняшний день в недостаточной степени воздействует на мотивацию человека вести здоровый образ жизни;
2) отношение общества к здоровью — один из показателей его развития, и то, что в нашем обществе здоровье не стоит на первом месте в иерархии потребностей человека, является следствием его низкой культуры.
Здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. При этом иметь следует в виду, что для здорового образа жизни недостаточно сосредоточивать усилия лишь на преодолении факторов риска — возникновения различных заболеваний, на борьбе с алкоголизмом, курением, наркоманией, гиподинамией, нерациональным питанием, конфликтными отношениями. Важно поддерживать все то, что «работает» на формирование здорового образа жизни.
Научную основу здорового образа жизни составляют основные положения валеологии. Согласно им, образ жизни — это выбор самого человека, касающийся пути и способа того, как ему жить. Этот выбор в значительной степени зависит от конституциональных характеристик индивида. Основной закон валеологии, представляющий собой результат многовекового опыта врачей, педагогов, психологов, гласит: образ жизни человека должен соответствовать его конституции. Как известно, конституция человека — это генетический потенциал организма, продукт наследственности и среды, в которой реализуется наследственный потенциал. Именно конституция человека определяет основные законы его индивидуальной жизни. Конституция всегда индивидуальна, поэтому сколько людей, столько и вариантов образа жизни. Конституция человека включает в себя следующие составные части:
Рефлексивная конституция — генетическая память (наследственность), эпигенетическая память (эмбриональный путь развития), иммунная память (память о перенесенных заболеваниях), нейронная память (память, фиксируемая нейронами).
Генотипическая конституция — «наследственный паспорт» (геномная характеристика, хромосомная система человека), определяющий регенерационные способности нашей морфологии.
Фенотипическая конституция — понятие, связанное с наследственной структурой костно-мышечного и жирового габитуса человека. Под габитусом подразумевается внешний вид человека — особенности телосложения, осанки, цвета кожи, выражения лица и т. д., — по которому можно судить о состоянии его здоровья, в том числе об имеющихся заболеваниях или о предрасположенности к ним.
Иммунная конституция — система глобулиновой защиты, в основе которой лежит механизм антиген-антительных связей, определяющих характер и интенсивность иммунологических реакций.
Нейронная конституция — состояние неврологической реактивности, определяющее базисные основы обучения, приобретения знаний; это базисная основа эмоций и волевых процессов, определяющих наше здоровье и нашу неврологическую симптоматику.
Психологическая конституция определяет психологический тип личности, ее характер и темперамент.
Лимфогематологическая конституция отвечает за особенности лимфотока и группу крови; эти особенности имеют геномный, конституциональный характер и определяют интенсивность метаболизма и энергетики организма.
Гормонально-половая конституция характеризует существенный момент во всех поведенческих реакциях человека. Половое поведение определяется взаимодействием определенных мозговых структур с половыми гормонами (андрогенами при мужском половом поведении и эстрогенами при женском половом поведении).
Энерго-акупунктурная конституция — это специфика системы так называемых энергоканальных связей в организме.
Системное представление о конституции человека дает интегральную характеристику, лежащую в основе всех валеологических представлений. Здоровый образ жизни — это жизнь по законам своей конституции. Потеря здоровья представляет собой своеобразную расплату за жизнь вопреки своей конституции.
Совершенно очевидно, что реализация принципов здорового образа жизни сопряжена с социально-экономическими и поведенческими особенностями жизни индивида.
К основным принципам здорового образа жизни относятся:
социальный принцип: образ жизни должен сочетать в себе эстетическое, нравственное и волевое начало;
биологический принцип: образ жизни должен соответствовать возрасту, способствовать поддержанию энергообеспеченности и ритма функционирования организма, укреплению сил; здоровый образ жизни не приемлет излишеств.
Главные тенденции здорового образа жизни:
стремление к физическому совершенству;
достижение душевной, психической гармонии в жизни;
обеспечение полноценного питания;
исключение саморазрушающих наклонностей (курение, алкоголизм, наркомания и т. д.);
соблюдение правил личной гигиены;
закаливание организма, его очищение и т. д.
Главные законы здорового образа жизни весьма просты.
1. Постепенность.
Это первый общий закон, относящийся к любым тренировкам организма: к развитию мускулатуры и выносливости, воспитанию прямой осанки и закаливанию, усвоению учебного материала и овладению ремеслом. Пренебрежение этим законом грозит срывами, стрессами и другими печальными последствиями.
2. Систематичность.
В старину силачи тренировались своеобразным способом. Они начинали с того, что поднимали и несли новорожденного бычка. Бычок рос, вес его увеличивался; постепенно, день за днем, увеличивалась и нагрузка атлета.
3. Ритмичность.
Этот закон является важнейшей особенностью функционирования всех живых организмов. Ученые установили, что более сорока различных процессов в организме человека подчинено суточным ритмам. Общим правилом является работа в дневное время, а отдых — ночью. Любая работ» через определенные промежутки времени (45 минут) должна прерываться отдыхом (10–15 минут). Для переваривания пищи требуется примерно 3 часа. Поэтому рекомендуется есть через каждые 3–4 часа, лучше всего 4 раза в день.
4. Индивидуальность.
Этот закон здоровья заключается в том, что, добиваясь поставленной цели, нужно одновременно соблюдать постепенность, систематичность и ритмичность, учитывая при этом свои индивидуальные особенности и общие биологические закономерности.
Для студента важно не только сказать «нет» наркотикам, алкоголю и табаку, но и выработать умения и навыки здорового образа жизни даже при отсутствии постоянного надзора со стороны бабушки и мамы. Плохо организованный труд на любом рабочем месте может принести только вред физическому или психическому здоровью человека. В студенческие годы важно продумать и разумно спланировать свою учебную деятельность и отдых, это позволит многое успеть, сохранив при этом бодрость и активность.