Преодолеть войну в умах детей! (по плану мероприятий КЦИТР, посвящённых юбилейным и знаменательным датам России, Алтайского края в 2015 – 2017 годах) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (7) апрель 2016 г.

Дата публикации: 03.03.2016

Статья просмотрена: 466 раз

Библиографическое описание:

Рябова, Л. А. Преодолеть войну в умах детей! (по плану мероприятий КЦИТР, посвящённых юбилейным и знаменательным датам России, Алтайского края в 2015 – 2017 годах) / Л. А. Рябова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 41-54. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/774/ (дата обращения: 16.11.2024).



Актуальность позиции современного педагога «Преодолеть войну в умах детей!» определяется той напряжённой общественно-исторической обстановкой, которая, к сожалению, сложилась в мире. События последних лет на Украине, в странах Ближнего Востока диктуют необходимость единения всех здравомыслящих сил мирового сообщества в противодействии злу, насилию, развязыванию межнациональной вражды, ненависти силами миролюбия, добра как олицетворения Победы над негативными явлениями ХХI века. Следовательно, формирование и развитие информационной культуры у подрастающего поколения в восприятии войны и мира сегодня должно стать, на мой взгляд, приоритетным направлением в педагогической практике.

Ключевые слова: агитационное окно, сетевое сообщество, информационная культура, историко-краеведческая панорама, бессмертный полк, гражданская идентичность, социум, агрессивность, милосердие, детское творчество, учреждение дополнительного образования.

Реалии жизни в системе ценностей молодого населения нашей страны бросают вызов времени, российскому образованию, в целом: интерес к внеклассным мероприятиям у школьников необходимо развивать не только на основе вариативных развлекательных программ, но и привлекать ребят к торжественно-коллективным формам внеучебной деятельности, например: акция, выступление агитбригады, флешмобы, фестиваль, веб-форум, применение различных мобильных устройств (ноутбук, интерактивные экран, доска, стол и другие технические средства).

Безусловно,с переходом старой исторической формации в новую, в эпоху цифровых технологий, произошли изменения и в сознании современной молодёжи, которой свойственен свой особый взгляд на мир, как, впрочем, и на войну. Дети до 18 лет — это первое поколение в России после периода трудных 90-х годов. В прошлом остались пионерские и комсомольские организации, и воспитание ребёнка стало больше зависеть от его родителей, чем от общества. Но, по сути своей, растёт поколение, от которого зависит будущее России!

C:\Documents and Settings\ЛИЛИЯ\Рабочий стол\ИКТО - 2015 г\Фото на конкурс\IMG_4103.jpg

Так, рассмотрим же далее на примере конкретного мероприятия, какие они, юные школьники, кроме того, что «просто другие» в условиях рыночной экономики.

По форме внеклассное мероприятие «Чтобы не было войны.».. — это агитационное окно (агитокно), которое участники открывают перед всеми людьми на планете своими обращениями и пожеланиями о сохранении Мира в самостоятельных (креативных) видах работ, например:

 изобразительное творчество (рисунок, аппликация, коллаж, раскраска, карикатура, шарж);

 эпистолярный жанр (письмо, записка, телеграмма, открытка, послание, SMS-сообщение);

 литературный жанр (эпиграмма, сочинение-эссе, стихи);

 жанр устного народного творчества (сказка, миф, басня);

 театральное искусство (скетч, сюжетно-ролевая игра-импровизация).

Агитокно «Чтобы не было войны …» относится к проекту историко-краеведческой панорамы «В Сибири не было войны, но мы огнём её задеты, и наши подвиги видны на светлом знамени Победы!». В содержание проекта, рассчитанного на трёхгодичный срок реализации, также входит цикл тематических занятий и мероприятий с детьми в вариативных формах их организации (Приложение 1).

Целью проекта является обеспечение необходимых условий для приобщения детей к историческому и культурному наследию Отечества, Алтайского края, города Барнаула посредством применения современных информационно-коммуникационных технологий, использования ресурсов Интернета в образовательной среде.

Среди задач, стоящих перед организатором тематических занятий со школьниками, можно выделить следующие:

 способствовать формированию и развитию у детей целостного мировоззрения, гражданской идентичности;

 прививать чувство уважения к истории нашей страны, ее героическим страницам;

 развивать речь, память, мышление, художественное воображение; творческие способности к выразительному чтению, рисованию;

 воспитывать у подрастающего поколения самостоятельность, добросовестность, порядочность, милосердие.

Проблематика заключается в том, что наряду с хорошо известным и принятым в истории фактом: Алтай в годы Великой Отечественной войны являлся одним из основных индустриальных центров (житниц) общесоюзного значения страны, мало пока актуализирована информация о развитии культурной деятельности алтайских художников, поэтов, а также других представителей творческой интеллигенции, эвакуированных в Алтайский край из разных центральных городов нашей Родины в тяжёлые военные годы. Следовательно, и мероприятий для школьников по данной тематике творческой жизни талантливых людей немного.

Вариативный подход педагогов к форме организации и проведения мероприятия «Чтобы не было войны…» для школьников по данной тематике способствует активизации их познавательного интереса к изучению истории России, малой родины — Алтайский край.

Как отмечается в Проекте государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», один из базовых принципов реализации государственной политики в сфере патриотического воспитания граждан Российской Федерации — это соответствие целей, задач, форм и методов данной работы современному положению России в мире, социально-экономическому состоянию российского общества и перспективным задачам развития страны.

Планируемыми результатами являются формирование и развитие таких личностных качеств у детей, как:

 самоопределение на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей (патриотизм, любовь к Отечеству, вера в добро, в жизнеутверждающее начало мирового сообщества, ответственная жизненная позиция, оптимизм);

 социально значимые способности, умения и навыки, компетенции, обеспечивающие социальное и гражданское становление растущей личности ребёнка (отсутствие агрессивности в его поведении, доброжелательность, коммуникативность, культура речи на основе сотрудничества, партнёрских взаимоотношений, взаимоуважения, мобильность как условие эффективной социализации конкурентоспособной личности в изменяющемся социуме).

При этом метапредметные результаты, формирующиеся в ходе оценочно-дискуссионной, рефлексивной и, как следствие, проблемно-проектной деятельности у детей среднего школьного возраста можно представить по следующим категориям:

 регулятивные учебные действия (УУД): организация самостоятельности, соблюдение дисциплины, саморегуляция и самоконтроль в соответствии с установленными в обществе правилами этикета (эталонами); сотрудничество с педагогом в последовательности изучения темы и содержания мероприятия согласно иллюстративно-дидактическому материалу с использованием элементов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

 познавательные УУД: воспринимать и понимать информацию, представленную на электронных устройствах в виде мультимедийной презентации, сравнивая предметы и объекты изучения в их общих и отличительных чертах по предлагаемым педагогом критериям и собственному жизненному опыту, эмоционально-ценностному отношению к окружающему миру, людям;

 коммуникативные УУД: вступать в диалог с педагогом (отвечать на вопросы, самостоятельно задавать вопросы по теме или проблеме обсуждения); сотрудничать с товарищами при выполнении коллективных заданий, соблюдая очерёдность действий, быть корректным, сообщая об ошибках, допущенных другими участниками мероприятия; развивать информационную компетентность в предполагаемой дальнейшей проектно-исследовательской деятельности, проявлять полученные на мероприятии знания и умения в жизни [3].

Реализация системно-деятельностного подхода к подготовке, организации и в ходе проведения мероприятия обеспечивается с учётом возрастных особенностей детей. Диалоговые приёмы общения в атмосфере сотрудничества и творчества способствуют созданию ситуации психологической комфортности. У ребёнка есть возможность воспринимать познавательный объём информации на максимальном для него уровне, определяемом зоной его ближайшего развития, и на уровне социально безопасного минимума.

В процессе восприятия и понимания содержания воспитательного мероприятия «Агитокно «Чтобы не было войны…»» важная роль принадлежит социально-психологической наблюдательности организатора за аудиторией, а также эмпатии, выражающейся в определённой степени между всеми участниками, и рефлексии (обратной связи в общении педагогов и детей). Торжественно-коллективная форма ведения мероприятия способствует раскрытию объективности в глубине взаимопонимания взрослых и детей. Достижение познания внутреннего состояния другого человека проявляется в эмоциональных откликах на предметы обсуждения или дискуссии, сопереживание по отношению друг к другу, различные чувства: гордость, самосознание, гражданственность, патриотизм. Так, например, строчки стихотворения вызывают у ребят аплодисменты:

«В Сибири не было войны,

Но славилась Сибирь полками,

И лучших воинов страны

С тех пор зовут сибиряками!»

Можно предположить, что каждый участник находит в другом человеке отражение собственного душевного состояния. Новая информация об историческом факте, событии оказывается наиболее значимой для формирования мнения о них и прежде всего у школьников. Вывод: у «просто других ребят» патриотизм ЕСТЬ!

Экспрессию выражения чувств, эмоций, яркое проявление настроений, озвучивание собственных мыслей детьми, педагогами вызывает использование организатором агитационно-пропагандистской наглядности с поддержкой ИКТ.

Таблица 1

Оборудование

Наглядно-дидактические материалы

ИКТ

Выставочно-просветительский стенд проекта-панорамы

«В Сибири не было войны, но мы огнём её задеты, инаши подвиги видны на светлом знамени Победы!

1. Аудио-аппаратура

2. Видеокамера

3. Компьютер (программное обеспечение)

4. Ноутбук

5. Проектор

6. Экран

Художественно-иллюстративный материал

  1. «России к лицу праздник Победы!» (страна, в которой помнят

о страшной цене Победы, непобедима!)»;

  1. «Неизвестный Алтай. Лихолетье войны» (документальные очерки

о фронтовиках и тружениках тыла);

3. «Художники Алтайского края» (Иван Евсеевич Харин, живописец, график, автор антифашистских карикатур);

4. «Одна секунда из четырёх лет войны» (Марк Иосифович Юдалевич, участник Великой Отечественной войны, поэт, драматург);

5. «Помните! Через века, через года, — помните! О тех, кто уже не придёт никогда, — помните!». Поэма «Реквием». (Роберт Иванович Рождественский — поэт, публицист);

6. «Один против тигров…» (Михаил Фёдорович Борисов, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, поэт, писатель);

7. «Испытание огнём» (воспоминания фронтовика с рисунками, сделанными на войне. Михаил Родионович Шумихин);

8. «Художники Алтайского края» (Михаил Яковлевич Будкеев — народный художник РФ, ветеран Великой Отечественной войны);

9 «Поэзия для новых поколений. Рассказ о ветеране» (Валентин Семёнович Галкин, участник Великой Отечественной войны, поэт и художник);

10. «Алтай. Вахта Героев Отечества» (Александр Лайс. Торжественное открытие мемориала Герою России в селе Ненинка Солтонского района);

11. «Вахта памяти» (краевой поисковый отряд «Высота»)

12. Бессмертный полк 9 мая. Народный марш памяти. Алтайский край.– Барнаул: ИД Алтапресс, 2014–255 с.

Электронно-образовательный ресурс

1. Видеоролик-репортаж «Бессмертный полк в Барнауле»

2. Мультимедийные презетации «Герои с фронта»

3. Интерактивный экскурс «В строю победителей во все времена!»

Мастерская добрых дел. Агитокно «Чтобы не было войны …»

Уголок позитивных раскрасок, письма-конверты детей

«Наши пожелания Миру» сзаписями:

«Я хочу, чтобы всегда все были счастливы и никогда не ссорились. Но самое главное — счастье и здоровье!»;

«Я хочу пожелать, чтобы никогда не было войны. Я очень люблю свою Родину. И если война начнётся — мы победим!»;

«Я хочу, чтобы не было войны, и все жили дружно!»;

«Желаю доброты»;

«Я хочу, чтобы в мире не было войны никогда! Пусть будет мир прекрасен! Пусть будет чистым сердце. Сегодня повод «НЕТ» сказать войне!»;

«Кто бы ни мешал жизни на Земле — она всегда будет самой дружной!

«Я хочу, чтобы на Земле никогда не было войны!»;

«Я хочу, чтобы в мире царило счастье, и не было войны, и чтобы гулять и не бояться, что на тебя и твой город нападёт война!».

Инновационные подходы к применению современных информационно-коммуникационных технологий в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования осуществляются с целью не только обеспечения условий для достижения результатов познавательной деятельности школьников, но и для развития личностных качеств подрастающего поколения. Использование педагогами вариативных форм работы с детьми активизирует интерес к процессам воспитания и обучения.

С одной стороны, ребята узнают много нового для себя, а с другой стороны, — педагог нацеливает их на перспективную творческую деятельность, связанную с поиском, исследованием мало изученного научного (документального) материала из истории Отечества, малой Родины — Алтайский край. При этом самостоятельная многосторонняя деятельность школьников имеет не только учебное, но и личностное, — в целом, общественное значение. По сути своей, деятельностная работа организуется самим ребёнком в силу его внутренних познавательных мотивов.

При проектировании цикла мероприятий «В Сибири не было войны, но мы огнём её задеты, и наши подвиги видны на светлом знамени Победы!» организатору важно определить и учесть целевые основы в своей работе:

 воспитательный компонент (воспитание социально активной личности ребёнка, культуры речевого общения, умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов);

 развивающий компонент (формирование и развитие мотивации к самостоятельной творческой деятельности школьника, его устойчивого интереса к историческому и культурному наследию России, родного края);

 образовательный компонент (приобщение к кругу предметных дисциплин, повышение уровня ИКТ-компетенций, расширение эрудиции, развитие интеллектуальных способностей в условиях активизации использования современными школьниками сети Интернет, электронных устройств, цифрового оборудования, дистанционных технологий);

 практический компонент (формирование универсальных учебных действий в динамике ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития личности ребёнка в образовательно-воспитательной среде).

В методической разработке плана-конспекта мероприятия «Агитокно «Чтобы не было войны…» (Приложение 2) рассматриваются варианты различных дидактических заданий, которые педагогу на его усмотрение можно выбирать, систематизировать по определённым признакам, например: интерес ребят к теме, содержанию, формам мероприятия; учёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей; уровень подготовленности детей (успели или не успели выполнить предварительные задания, сделали в той или другой степени качества), а также необходимо структурировать информацию по направлению самостоятельной творческой деятельности школьников в области информационных ресурсов.

В статье даны фотоматериалы с воспитательного мероприятия (агитационное окно). В варианте его формы и названия заключёна смысловая позиция современной личности, гражданина и патриота своей страны, по отношению к мировому сообществу: «Чтобы не было войны…».

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Фото на конкурс\IMG_4139.jpg

Приложение 1

План историко-краеведческого проекта-панорамы

«В Сибири не было войны, но мы огнём её задеты, и наши подвиги видны на светлом знамени Победы!», посвящённой юбилейным и знаменательным датам России, Алтайского края, г. Барнаула в 2015–2017 годах)*

№ п/п

Содержание

Планируемый период

1.

Этапы историко-краеведческого проекта-панорамы, посвящённой юбилейным и знаменательным датам России, Алтайского края:

— оформление выставочно-просветительских стендов;

— разработка сценариев мероприятий;

— подготовка и систематизация образовательно-электронных ресурсов с привлечением детей;

— презентация проекта на конкурсах различного уровня (городской, краевой, всероссийский, международный), в том числе:

— с участием школьников

2015 год

— “ -

—“ -

—“ -

— “ -

2016 год

—“ -

—“ -

—“ -

— “ -

— “ -

2017 год

—“ -

—“ -

—“ –

— “ -

— “ -

2.

Агитационное окно (агитокно)

«Чтобы не было войны…»

22 октября

3.

Кинофорум

«Талантливые земляки: вчера, сегодня, завтра»

20 октября

4.

Виртуальный экотур (экологический тур)

«Наш Алтай — территория контрастов»

26

октября

5.

Публикации в СМИ

2015 год

2016 год

2017 год

6.

Подведение итогов. Эффективность проекта.

Перспективы работы.

- “ -

— “ -

* 2015 год — 70-летие Победы в Великой Отечественной войне

* 2015 год — 285 лет городу Барнаулу

* 2015 год — Год Литературы

* 2016 год — Год Кино в России

* 2017 год — 80 лет Алтайскому краю

* 2017 год — Год экологии в России

C:\Documents and Settings\ЛИЛИЯ\Рабочий стол\ИКТО - 2015 г\Фото на конкурс\IMG_4059.jpg


Приложение 2

ПЛАН-КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ «Агитокно «Чтобы не было войны …»»

п/п

Этапы мероприятия

Название используемого оборудования, программного обеспечения, информационных ресурсов

(с указанием порядкового номера

из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий

с оборудованием

Деятельность ученика

Время

(в минутах)

1.

Организационная часть.

Цель: организация внимания детей

к восприятию темы.

Аудиоаппаратура (1)

Видеокамера (2)

Компьютер (3)

Ноутбук (4)

Экран (7)

Интернет-ресурсы:

Лужецкий Г. Стихотворение

«В Сибири не было войны». — http://irbis.akunb.altlib.ru

Организация начала внеклассного мероприятия (дисциплина, внимание). Привлечение детей к активной творческой деятельности. Сообщение темы и цели. Формирование эмоционально-ценностного восприятия содержания. Развитие интереса ребят

к приобретению новых знаний.

(Звучит метроном)

Учитель (обращается к аудитории, задаёт вопросы участникам):

«Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим больше о хорошем и немного о плохом: о добре и зле,

о радости и печали, о счастье и горе,

о мире и войне…

Я знаю, нет никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны

В том, что они — кто старше, кто моложе — остались там, и не о том же речь, –

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но всё же, всё же,

всё же …

(А. Т. Твардовский)

О войне много написано книг, создано произведений литературы, живописи, кинематографии. Тема войны всегда остро обсуждалась и особенно обсуждается сейчас в наше неспокойное время всеми людьми (взрослыми и детьми), передовой общественностью (педагогами, политиками, творческими деятелями). И нам, жителям Сибири, Алтайского края, как гражданам великой страны — России, важно знать и помнить свою историю… Ребята, как вы думаете, для чего? Чтобы не было войны… Согласны? У нас в Сибири не было той страшной войны. Но что мы знаем

о жизни сибиряков того военного лихолетья?

(Демонстрация мультимедийной презентации. Краткий обзор информационных материалов)

Слайд 1. «В Сибири не было войны,

но мы огнём её задеты».

Самостоятельная организация дисциплины, внимания

к восприятию темы мероприятия, интерес

к предмету обсуждения, переход к активному творчеству (отвечают

на вопросы, приводят примеры из собственного жизненного опыта, читают стихи наизусть).

(На фоне мультимедийной презентации в роли ведущего выступает ученик)

Чтец.

В Сибири не было войны,

Но бесконечны

павших списки.

В Сибири не было войны,

Но густо рдеют обелиски.

В Сибири не было войны,

Но раны набухали кровью,

И средь таёжной тишины

Не высыхали слёзы вдовьи.

В Сибири не было войны,

Но мы спокойных дней

не знали.

И, русским мужеством полны,

В снегах заводы поднимали.

Мы счёт бомбёжкам не вели,

Но помним время грозовое,

В моё село с войны пришло

Из ста парней

всего лишь трое.

В Сибири не было войны,

Но мы огнём её задеты.

И наши подвиги видны

На светлом знамени Победы.

В Сибири не было войны,

Но славилась

Сибирь полками!

И лучших воинов страны

С тех пор зовут сибиряками!

(Г. Лужецкий)

(В зале — аплодисменты)

2 минуты

2.

Основная часть.

Цель:

актуализация содержания мероприятия.

Этапы:

— музыкально-поэтическая видеостраничка «Бессмертный полк в Барнауле» — 2 минуты;

— диалог поколений «Ветераны Великой Отечественной войны — наши земляки» — 10 минут

— интерактивный экскурс «Память.

На нашей войне музы не молчат!» — 8 минут.

Аудиоаппаратура (1)

Видеокамера (2)

Компьютер (3)

Ноутбук (4)

Экран (7)

https://youtu.be/rg4lfHqZEis

Иллюстрированная книга «Бессмертный полк 9 мая. Народный марш памяти». Алтайский край.– Барнаул: ИД Алтапресс, 2014 (12).

Интернет-ресурсы:

Боевой путь сибирских дивизий в Великой Отечественной войне, 1941–1945 гг.: [дайджест] / Муниципальная информационная библиотечная система, МБ «Сибирская», Центр краеведческой информации; сост. З. Б. Нагаева. — Томск, 2003. — 36 с. — http://www.library.tomsk.ru

Артёмова, А. На нашей войне музы не молчат! /газета Алтайского государственного университета «За науку!» № 21 (1320) от 20 июня 2013 года. — Internet: http://zn.asu.ru

Болатаева Л. «ВБ»: Михаил Будкеев: «Там некогда было бояться». — http://info-vb.ru (8)

Погружение школьников в тему и содержание мероприятия. Доступное изложение тематического материала

с активным привлечением детей. Осуществление компетентностного подхода к творческой деятельности ребят, развитие их потенциала

в торжественно-коллективной форме взаимодействия.

(Демонстрация мультимедийной презентации. Краткий обзор информационных материалов)

Слайды 2, 3, 4, 5 + видеоролик (2 минуты) — «Бессмертный полк

в г. Барнауле».

Учитель (вопросы к участникам):

1. Кто принимал участие в акции «Бессмертный полк»?

2. Назовите основную цель всероссийской акции «Бессмертный полк».

Учитель.

Ребята! Каждый из вас сегодня может сказать, что для нашей страны, нашего Алтайского края означает Победа советского народа в Великой Отечественной войне (1941–1945 годы). Прошу выразить своё мнение

(по желанию).

(По возможности ведущий и участники ведут краткий рассказ о своих близких родственниках, ветеранах Великой Отечественной войны, показывают фотографии).

Учитель излагает материал вкратце,

с комментариями.

Слайд 6. Визитная карточка мероприятия «К 70-летию Великой Победы»

Учитель.

Всё дальше уходят от нас события той Великой битвы советского народа над фашизмом, но в истории Отечества остаются вечно жить имена её подлинных героев. Этому способствуют произведения литературы, поэзии, живописи.

Дорогие ребята! Я приглашаю всех на историко-краеведческую панораму, посвящённую культуре Алтая в период Великой Отечественной войны. Сегодня мы вместе откроем окно в начало мало исследованных страниц нашей истории.

Фраза «В Сибири не было войны», ставшая крылатой среди людей

в послевоенное время, приобрела свой исторический размах и эпическое звучание в творчестве как современных авторов лирических произведений

о военном лихолетье 1941–1945 годов, так и поэтов-фронтовиков.

(Демонстрация слайдов 7, 8, 9, 10, 11.

во время выразительного чтения детей стихотворений поэтов-фронтовиков и современных авторов).

Учитель (обращает внимание аудитории на слайды № 7 и № 8.:

Стихотворение поэта-фронтовика, сибиряка Краснова Ивана Георгиевича.

Учитель (обращает внимание аудитории на слайд № 9)

Стихотворение поэта-фронтовика, сибиряка, подполковника Владимира Шевчука, напечатанное на страницах общественно-политической газеты «Советская Сибирь» 24 марта 1995 г. (старейшее печатное издание Новосибирской области, выпуск материалов с 1919 года).

Учитель (обращает внимание аудитории на слайд № 10)

В творчестве советского поэта Юрия Егоровича Черных мы тоже находим стихотворение, посвящённое подвигу сибирякам в годы Великой Отечественной войны.

Учитель (обращает внимание аудитории на слайд № 11)

Читая стихотворение поэта Константина Васильевича Мартовского, мы можем ещё раз глубоко проникнуться смыслом поэтических строк…

Учитель.

Ребята! Святая для нас, сибиряков, фраза: «В Сибири не было войны…» звучит торжественным гимном преклонения народному подвигу во имя спасения родной Отчизны, сохранения Мира на всей земле.

70-летие Великой Победы мы отмечаем с вами в 2015 году. А тогда

в 1941-м уходили на фронт, оставались в тылу, ждали весточки от близких людей, — словом, каждый гражданин и патриот своей страны по-своему приближал победный час над фашизмом. Воевать на передовой линией с врагом или оставаться «ковать» Победу во имя Жизни далеко за её пределами — порой решала сама Судьба Человека …

С одной стороны, круглосуточно работать на заводах, сеять хлеб, обеспечивать наши войска продовольствием, одеждой, а с другой, — поддерживать моральных дух советских людей, женщин, детей, стариков, вселять в них веру

в неизбежную победу над врагом силами искусства. Так было и у нас,

в Сибири. Вот, пожалуй, об этом мы

с вами сейчас и продолжим размышлять на примере расцвета поэзии, живописи в Алтайском крае! Панорама тяжёлого военного лихолетья меняет один сюжет за другим… Биографии людей — пожелтевшие листочки исторического времени. Мы помним, мы гордимся!

Учитель (обращает внимание аудитории на слайд № 12 «Память.

На нашей войне музы не молчат!»

Тяжёлые военные условия, трудности только «оттеняли величие творческого подвига тех, кто служил искусству в эти сложные во всех отношениях годы».

Широко известно, что «когда говорят пушки, музы молчат». Но история Алтая времён Великой Отечественной войны опровергает это крылатое выражение.

В условиях военного времени особое значение придавалось созданию коллективов, способных работать

на призывных пунктах, вокзалах, предприятиях, в госпиталях, в красных уголках, колхозах, прифронтовой полосе и на фронте.

Учитель (обращает внимание аудитории на слайд № 13 «Тыл — это фронт. Позабудь про покой!)»

«Оживлению культурной жизни способствовала эвакуация на Алтай ряда культурных учреждений и части творческой элиты из Москвы, Ленинграда, Одессы, Днепропетровска, Киева, Харькова и других городов европейской части страны. Только художников прибыло около 50 человек, объединившихся в Алтайское отделение Союза советских художников, председателем которого являлся уроженец Алтая Иван Ефсеевич Харин (слайды с фото, картинами художника). В Барнауле ему было предоставлено помещение под художественную мастерскую, выделено из краевого бюджета 10 тыс. рублей, необходимое количество бумаги, полотна, фанеры и других материалов из местных фондов».

Учитель (обращает внимание аудитории на слайды № 14 и 15 «Агитокна Алтайского края»)

Вместе с другими известными художниками Иван Ефсеевич Харин организовал регулярный выпуск «Агитокон газеты “Алтайской правды”», переименованных позднее

в «Агитокна Алтайского края», которые размещались на площади Свободы

в Барнауле на щите рядом с картой фронтов Великой Отечественной войны»

Учитель (обращает внимание аудитории на слайы № 16 «Агитплакаты и политические карикатуры»)

«Большой популярностью пользовались агитплакаты и политические карикатуры М. Н. Шипулина. Так, его плакат «Кровавый шут» изображал бронированное чудовище, которому ломают хребет снаряды трёх стран: СССР, США и Великобритании. Плакат вызывал

у зрителя чувство уверенности в том, что совместными усилиями объединившихся наций можно сломать любую броню. Плакат «В яму», изображавший германского кайзера периода Первой мировой войны и Гитлера, угодивших на свалку, сопровождался текстом:

«Близок конец. Обрывается нить

Их людоедской истории,

Кайзеру вместе с ефрейтором гнить

В мусорной яме истории»

Учитель (обращает внимание аудитории на слайд № 17«Плакаты, посвящённые тылу»)

Плакаты М. Н. Шипулина, посвящённые тылу, как и его политические карикатуры, сопровождались меткими стихотворными текстами. К примеру, задачи тружеников тыла были выражены им в плакате «Фронт требует»:

«Тыл — это фронт. Позабудь

про покой.

Всё для победы! И хлеб, и патроны.

Поле колхозное, цех заводской

Тоже передний край обороны».

Под плакатом, призывавшим экономить топливо, был текст:

Топлива пуд — не пустяк, не дешёвка.

Топлива пуд — это бомба, винтовка»

Учитель (краткие комментарии).

«Художники готовили декорации

к спектаклям, украшали города соответствующей политической символикой в честь юбилейных дат, оформляли вокзалы, клубы, казармы, помогали находившимся в госпиталях военнослужащим готовить стенгазеты, писали портреты бойцов и командиров Красной Армии и на основе их рассказов воссоздавали эпизоды боевых действий».

Учитель (обращает внимание аудитории на слайд № 18 «Участие

в выпуске агитокон, агитплакатов других пропагандистских изданий»)

Непосредственное участие в выпуске агитокон, агитплакатов и других пропагандистских изданий принимали прибывшие в Алтайский край эвакуированные поэты и писатели

(В. Шершеневич, Н. Оттен,

О. Москвичёва, Б. Зорич и другие).

Они регулярно публиковали свои произведения на страницах «Алтайской правды», писали отзывы о постановках

в театрах, проводили литературные вечера, знаменитые в военные годы литературные понедельники.

Учитель.

Ребята! Однако мы здесь с вами поставим многоточие … Многое остаётся для нас неизведанным, и поэтому многое у нас с вами впереди: читать, исследовать, экспериментировать — словом, творчески подходить к любому делу. Кто знает: может быть, историей культурного наследия в период ВОВ на Алтае вы, ребята, заинтересуетесь, и в будущем кто-то из вас многое поведает всему миру!

(Звучит метроном)

Учитель (обращает внимание аудитории на слайды № 19, 20, 21, 22, 23, 24 «Чтобы не было войны …»)

C 08 мая по 14 июня 2015 года в выставочном зале Союза художников г. Барнаула работала выставка «Краски мая», на которой было представлено несколько картин народного художника РФ, ветерана Великой Отечественной войны Михаила Яковлевича Будкеева: портрет отца, участника двух мировых войн, бульвар Сталинграда

с легендарным Т-34 и триптих (три произведения, объединённые общей темой) «Шестьдесят девятая весна Великой Победы».

«9 Мая — один из главных праздников в личном календаре ветерана. Каждый год вместе с другими фронтовиками он приходит на праздничный парад и вновь переживает чувство облегчения, радости, что пусть и дорогой ценой, но фашизм удалось победить. Семидесятая годовщина Победы для Михаила Яковлевича омрачена страшными вестями с Украины.

— Я бы хотел, чтобы не было войны, — вздыхает ветеран».

Ветеран Великой Отечественной войны и труда, участник обороны Москвы и Северного Кавказа Валентин Семёнович Галкин написал стихотворения на тему войны и мира.

(Чтец).

Ветеран прокомментировал одно из своих стихотворений. «Все знают, что белая берёза — символ нашей Родины. Поэтому одно из стихотворений я посвятил победному маю и назвал «Пограничные берёзы», — рассказал он.

В этом стихотворении он сравнивает молодое деревце с воином, который стоит на своём посту, хранит мир.

(Чтец).

Осознание и осмысление новой информации, актуализация компетенций

в визуально-диалоговой среде.

Просмотр слайдов. Ответы на вопросы учителя. Начало поисково-исследовательской деятельности. Самоконтроль и самооценка. Выразительное чтение наизусть стихотворений, ведение краткого документального рассказа с фотоматериалами по желанию).

Стихи

В Сибири не было войны,

Но бесконечны

павших списки.

В Сибири не было войны,

Но в каждом парке обелиски.

Сибирь, кормившая страну,

Ждала нас, мучась

и печалясь.

Из ста, ушедших на войну,

Всего лишь

трое возвращались.

В Сибири не было войны,

Но ширилась

Сибирь полками,

И лучших воинов страны

С тех пор зовут сибиряками.

(И. Г. Краснов)

***

В Сибири не было войны,

Но славилась

Сибирь полками,

И сердце Родины — Москву

Пришлось

прикрыть сибиряками!

В Сибири не было войны,

Но на полях

под Сталинградом

Лежат сибирские сыны…

Как и в болотах Ленинграда.

В Сибири не было войны?

Сибирской гвардии солдаты

Прошли от Курска и Москвы

В Берлин, ломая супостата!

В Сибири не было войны?

Поправ пятой фашизма знак,

Как символ мира

над Берлином

Стоит с ребёнком сибиряк!

Но до сих пор

рыдают вдовы…

(В.Шевчук)

***

Когда вторая мировая

Спалила чуть не полстраны,

Сибирь разгрома миновала -

В Сибири не было войны. Когда Россию-мать спасали

Сибири верные сыны

И в Подмосковье погибали,

В Сибири не было войны...

А голод? Холод? Безмужычье?

Когда одной потрясены

Бедою — общею и личной –

В Сибири не было войны?

И вопрошают обелиски,

Что всюду издали видны,

И в дни Победы

Слёзы близких:

В Сибири не было войны?!

(Ю. Е. Черных)

***

В Сибири не было войны…

Здесь орудийные раскаты

Не нарушали тишины.

На этом поле

не найдёшь патрона,

Пробитой каски, ржавого штыка,

Но здесь стояла насмерть оборона

Четыре долгих года, как века.

Четыре года!

Не свистели пули,

Не лезли танки

на стену стена,

Но здесь трудились,

спин не разогнули,

Пока весь мир

корёжила война.

(К. В. Мартовский)

***

Краткий документальный рассказ (на фоне слайда № 12)

«Алтай в годы Великой Отечественной войны стал крупным индустриальным центром. На его территорию было эвакуировано более 100 предприятий из западных районов страны, в том числе 24 завода общесоюзного значения. Алтай в годы Великой Отечественной войны — одна из основных житниц страны. Край являлся крупным производителем хлеба, мяса, масла, мёда, шерсти и других сельскохозяйственных продуктов. Если об этих сторонах жизни нашего края достаточно написано научной, учебной и популярной литературы, то ещё одна его ипостась до сих пор остаётся забытой и не нашедшей должного отражения

в изданиях и научных исследованиях. Речь идёт

об Алтае как о культурном центре. В годы войны существовало тесное творческое содружество местных артистов, художников, писателей с коллегами, эвакуированными из крупных городов европейской части СССР, наблюдался небывалый расцвет культурной и художественной жизни».

***

Краткий комментарий

За годы войны на Алтае было организовало шесть краевых художественных выставок,

на которых участвовали эвакуированные и местные художники. Высокую оценку на выставках получили фактически все произведения живописи и скульптуры.

***

Краткий комментарий

Культурная жизнь Алтайского края в период Великой Отечественной войны была многогранной. Представителям творческих профессий (и не только художникам, поэтам, но и музыкантам, театральным деятелям, артистам) приходилось работать

в тяжёлых условиях.

***

Краткий комментарий

Годы были тяжёлые,

но служба была высокая, воспринималась всеми патриотами как гражданский долг перед Отечеством, своим народом!

***

Краткий комментарий

Семьдесят лет назад закончилась война, но память о ней, о погибших и выживших всегда будет

с нами. Художники разных поколений будут браться

за кисть, карандаш и резец, чтобы поведать нынешнему зрителю свои самые сокровенные мысли о Войне и Мире.

***

Ты пал на землю лейтенантом

Навечно в первый год войны.

Я годом позже стал курсантом,

Не чувствовал перед тобой вины.

Война меня не пощадила –

В сорок втором я принял бой,

Но мысль тогда не приходила,

Что мы не встретимся с тобой.

В шеренгах мирного народа

Тебя, мой друг, всё нет и нет…

И каждый раз в начале года

Я за тебя держу ответ.

(В. С. Галкин)

***

Весна победная гудела,

Кружился в танце жёлтый шмель.

Ты на глазах моих надела

Свою зелёную шинель.

Твой силуэт на ясном небе

Красиво выписан и строг.

Чуть-чуть досадно:

в мирном хлебе

Не видно стройных

белых ног.

Пусть непогода, ноет рана,

Трава лишается росы –

Я знаю, что стоит охрана

У пограничной полосы.

Идут года, растут берёзы,

Меняя с возрастом шинель:

И потому цветут так розы,

Кружится в танце

жёлтый шмель».

(В. С. Галкин)

20 минут

3.

Заключительная часть. Рефлексия.

Цель: формирование и развитие компетенций, определение перспективных задач для проектной деятельности.

Этапы:

— Мастерская добрых работ «Агитокно «Чтобы не было войны»»

с музыкальным сопровождением — 20 минут;

Рефлексия –

3 минуты

Аудиоаппаратура (1)

Видеокамера (2)

Компьютер (3)

Ноутбук (4)

Проектор (6)

Экран (7)

Учитель (обращает внимание аудитории на слайд № 25«Добро пожаловать в Мастерскую Добрых Работ (МДР)!»

«Чтобы не было войны»… Ребята! Пусть эта фраза станет девизом для вашего творческого дела! Надеюсь, каждый из вас сегодня в рисунках, в агитплакатах, в любой другой самостоятельной работе (стихи, изложения, сочинения, рассказ, аппликации, раскраски, споёт песню и т. д.) сможет проявить свои способности, и наше мероприятие станет отправной точкой в вашей творческой деятельности, в чём бы это не проявилось: в живописи, в поэзии,

в музыке. На Алтае много талантливых людей — станьте одними из них! Мы будем гордиться! Как гордимся своей историей, культурой!»

Итак, мы открываем дверь в Мастерскую добрых работ для всех творчески мыслящих ребят! Пусть это станет началом работы над творческим проектом в цикле историко-краеведческой панорамы «В Сибири не было войны, но мы огнём её задеты…» Пусть это будет началом вашего Таланта с большой буквы!

(Учитель предлагает участникам мероприятия на плакате «Агитокно «Чтобы не было войны…»» написать свои пожелания Миру, приглашает

к открытию выставочно-просветительского проекта «Историко-краеведческая панорама». На мероприятии оформлен соответствующий стенд).

Спасибо всем!

(Звучит музыкальная фонограмма песни «Пусть будет мир прекрасен!»)

Рефлексия

Цель: анализ основных компонентов творческой деятельности по критериям:

1) физический (успели — не успели выполнить задания в запланированном объёме на данном мероприятии);

2) сенсорный (самочувствие в ходе мероприятия; комфортно — дискомфортно; настроение и эмоциональное состояние: принимаю или не принимаю мероприятие);

3) интеллектуальный (что понял, что осознал — что не понял; трудности в содержании материала);

4) духовный (самооценка: стал лучше — хуже; созидал или разрушал себя, других людей).

«Рефлексивный экран» с элементами ИКТ для самоанализа деятельности учителя

Необходимо заполнить таблицу из трёх граф:

«П» — «плюсы» в работе (что вызывало положительные эмоции);

«М» — «минусы» в работе (что вызывало отрицательные эмоции);

«И» — (что вызывало интерес к форме, содержанию мероприятия; какие вопросы и ответы вызывали восторг, удивление, эмпатию и т. д.).

Выступления детей:

выразительное чтение стихов о войне и мире;

— оформление плаката «Агитокно «Чтобы не было войны»;

Принятие перспективных предложений участия в цикле мероприятий историко-краеведческой панорамы:

отправить SNS-сообщения близким людям, своим товарищам с пожеланиями Мира, Здоровья, Добра, Счастья, Взаимопонимания, Согласия, Любви и т. д.;

— позвонить по мобильному телефону, смартфону, подарить своё хорошее настроение за время общения;

— использовать ресурсы Интернета, отправляя друзьям электронные письма, открытки с планшетов, других современных телекоммуникационных устройств;

— вести фото-, видеосъёмку для выполнения различных коллажей, дружеских шаржей и т. д.;

— делать монтаж своих работ в компьютерной программе:

— принимать участие

в разработке творческих проектах, продолжать поисково-исследовательскую деятельность в направлении историко-краеведческой панорамы «В Сибири не было войны, но мы огнём её задеты, и наши подвиги видны на светлом знамени Победы!»

Самоконтроль и самооценка.

Осуществление обратной связи взаимодействия участников на мероприятии.

Определение перспектив

в проектной деятельности.

«Рефлексивный экран»

с элементами ИКТ для детей

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

 сегодня я узнал (а)..

 было интересно узнать …

 было трудно выполнить …

 теперь я могу (действия)...

23 минуты

C:\Documents and Settings\ЛИЛИЯ\Рабочий стол\ИКТО - 2015 г\Фото на конкурс\IMG_4063.jpgC:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Фото на конкурс\IMG_4126.jpg


Литература:

  1. Бессмертный полк 9 мая. Народный марш памяти. Алтайский край.– Барнаул: ИД Алтапресс, 2014–255 с.;
  2. Муравлёв, А. С. Неизвестный Алтай. Лихолетье войны. — Барнаул: ОАО «ИПП «Алтай», 2010. –264 с.;
  3. Особенности развития универсальных учебных действий школьников в процессе организации самостоятельной работы на основной ступени школы: учебно-методический комплект/ сост. Н. В. Козлова. — Барнаул: АКИПКРО, 2013. — 80 с.
  4. Очерки культуры Барнаула в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. — Барнаул: Азбука, 2005. — 218 с.;
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172–14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2014, рег. № 33660);
  6. Проект государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2014–2020 годы»;
  7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  8. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии в интересах детей на 2012–2017 годы»;
  9. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  10. Федотов, А.В. 100 лет со дня рождения художника И. Е. Харина (1909–1995)/ А. В. Федотов //Барнаульский хронограф, 2009: календарь знаменательных и памятных дат. — Барнаул, 2008. — 44 с.
  11. Личность в общении. Взаимодействие с окружающими людьми http://www.vashpsixolog.ru;
  12. Молодёжь вчера, сегодня, завтра: Ценности непохожихhttp://isttambschool.ucoz.ru
Основные термины (генерируются автоматически): Сибирь, война, Великая Отечественная война, Алтайский край, внимание аудитории, барнаул, Алтай, Учитель, Бессмертный полк, светлое знамя Победы.

Похожие статьи

Развитие воспитательной компоненты в творческих объединениях КГБУ ДО «КЦИТР»

Несомненно, что взгляды передовой общественности сегодня устремлены на проблемы и трудности воспитания подрастающего поколения XXl века. Очевидно то, что на современном этапе динамично меняющегося исторического времени востребованы новые подходы к во...

Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Патриотическое воспитание в детском саду — сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружение в патриотическую хронологию, гармония в семье и поэтическое мир...

Духовно-нравственное воспитание как одно из средств формирования личности дошкольника

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения — одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно это направление предполагает формировани...

Актуальные проблемы патриотического воспитания российской молодежи на современном этапе на примере всероссийского движения "Юнармия"

Вопрос патриотического воспитания молодежи в 21 веке стоит наиболее остро. Современные блага не послужили развитию среди молодежи чувств любви к отечеству. В связи с этим, вопрос патриотического воспитания на сегодняшний день рассматривается на госуд...

Значение дошкольного возраста в становлении личности ребенка

Cтатья посвящена проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. В жизни ребёнка дошкольный возраст ...

Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей с родным краем

Cтатья посвящена проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. В жизни ребёнка дошкольный возраст ...

Духовно-нравственное воспитание как фактор гражданского и патриотического развития личности школьника

Представленный проект иллюстрирует, как индивидуальный педагогический проект Рыбаковой Ольги Викторовны соотносится с коллективным педагогическим проектом школы № 176, который вписывается в работу городской программы патриотического и гражданского во...

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...

Выявление и развитие способностей детей и молодежи как актуальная проблема постиндустриального общества

Необходимым условием развития российского общества XXI века является качественная подготовка детей и молодежи, позволяющая отвечать современным глобальным вызовам постиндустриального общества. В условиях формирования инновационной экономики страны, с...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста

Изменения, которые произошли в нашей стране, повлекли также за собой изменения привычного уклада жизни и не могли не отразиться на воспитательной среде в семье. В этой ситуации необходимо внимание к семье со стороны специалистов ДОУ, ей нужно сопрово...

Похожие статьи

Развитие воспитательной компоненты в творческих объединениях КГБУ ДО «КЦИТР»

Несомненно, что взгляды передовой общественности сегодня устремлены на проблемы и трудности воспитания подрастающего поколения XXl века. Очевидно то, что на современном этапе динамично меняющегося исторического времени востребованы новые подходы к во...

Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Патриотическое воспитание в детском саду — сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружение в патриотическую хронологию, гармония в семье и поэтическое мир...

Духовно-нравственное воспитание как одно из средств формирования личности дошкольника

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения — одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно это направление предполагает формировани...

Актуальные проблемы патриотического воспитания российской молодежи на современном этапе на примере всероссийского движения "Юнармия"

Вопрос патриотического воспитания молодежи в 21 веке стоит наиболее остро. Современные блага не послужили развитию среди молодежи чувств любви к отечеству. В связи с этим, вопрос патриотического воспитания на сегодняшний день рассматривается на госуд...

Значение дошкольного возраста в становлении личности ребенка

Cтатья посвящена проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. В жизни ребёнка дошкольный возраст ...

Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей с родным краем

Cтатья посвящена проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. В жизни ребёнка дошкольный возраст ...

Духовно-нравственное воспитание как фактор гражданского и патриотического развития личности школьника

Представленный проект иллюстрирует, как индивидуальный педагогический проект Рыбаковой Ольги Викторовны соотносится с коллективным педагогическим проектом школы № 176, который вписывается в работу городской программы патриотического и гражданского во...

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...

Выявление и развитие способностей детей и молодежи как актуальная проблема постиндустриального общества

Необходимым условием развития российского общества XXI века является качественная подготовка детей и молодежи, позволяющая отвечать современным глобальным вызовам постиндустриального общества. В условиях формирования инновационной экономики страны, с...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста

Изменения, которые произошли в нашей стране, повлекли также за собой изменения привычного уклада жизни и не могли не отразиться на воспитательной среде в семье. В этой ситуации необходимо внимание к семье со стороны специалистов ДОУ, ей нужно сопрово...

Задать вопрос