Сущность и основные признаки дуальной модели обучения
Автор: Сидакова Людмила Владимировна
Рубрика: Среднее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (7) апрель 2016 г.
Дата публикации: 11.03.2016
Статья просмотрена: 11569 раз
Библиографическое описание:
Сидакова, Л. В. Сущность и основные признаки дуальной модели обучения / Л. В. Сидакова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/803/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье обосновываются преимущества и недостатки дуальной системы обучения для производства и образовательных организаций.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, дуальное обучение, качество образования.
В поисках наиболее эффективных путей модернизации отечественного образования многие ученые обращаются к опыту зарубежных стран, в частности Германии. Наиболее известными популяризаторами идей немецкой профессиональной подготовки рабочих кадров являются Н. Е. Воробьев, Б. Л. Вульфсон, А. И. Пискунов, Д. А. Торопов, Г. А. Федотова. В своем исследовании, посвященном истории развития немецкой системы профессионального образования, Д. А. Торопов указывает на то, что возрастающие темпы технологической революции, и в связи с этим появление новых требований на рынке труда к его участникам, оказывают сильное влияние на систему профессионального образования в любой промышленно развитой стране [1].
Дуальное обучение, как показывает практика европейской системы образования, является продуктом взаимодействия образовательных организаций и работодателей по успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста. Обучающийся уже на ранних этапах процесса учебы включается в производственный процесс в качестве работника предприятия. В знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) Адам Смит подчеркивал, что системы ученичества и наставничества в дуальном обучении необходимо считать традиционными методами профессионального обучения на рабочем месте, так как, работая рядом с мастером, молодые рабочие изучали азы профессии [2].
Дуальная модель обучения предусматривает вовлечение предприятий в процесс подготовки кадров, которые идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением работников, так как хорошо знают, что затраты на качественное профессиональное образование являются надежным вкладом капитала. При этом они становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в содержании обучения, его организации [3].
Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения с периодами производственной деятельности. Будущий специалист учится в двух организациях, где, по определению любителей метких фраз, догоняет двух зайцев, осваивая и теорию, и практику. С одной стороны, получает образование в образовательной организации (она дает теоретические знания), а с другой — на обучающем предприятии, где вырабатываются необходимые для данного производства компетенции. Обе организации являются партнерами по отношению друг к другу. Очень важно, что молодые специалисты, сочетающие обучение с производственной деятельностью, остаются работать на обучающем предприятии.
Общепризнанным лидером в деле организации дуального обучения считается Германия, где система профессионального образования отличается развитым институтом наставничества, практико-ориентированным обучением и активным участием бизнеса в подготовке кадров. Опыт этой страны служит образцом для всего Европейского Союза [4].
Можно выделить следующие преимущества и недостатки дуальной модели.
Преимущества системы:
- Практическая часть проводится на предприятиях, а не только в мастерских и на полигонах образовательных организаций;
- Содержание рабочих программ согласовано между образовательной организацией и работодателями;
- Между образовательной организацией и предприятием могут возникать и развиваться тесные отношения;
- При трудоустройстве возможно немедленное применение приобретённых знаний;
- Постоянное чередование обучения в образовательной организации и на предприятии способствуют лучшей мотивации и производственный процесс сильно не прерывается;
- Гарантирует ясные и однозначные описания профессии, а также унифицированный уровень подготовки.
Недостатки дуальной системы:
- С мотивацией обучения на предприятии может снижаться качество образования;
- Рабочие программы не всегда согласованны с сезонной последовательностью выполняемых работ на производстве;
- Образовательная организация не всегда может вовремя преподать необходимый предприятиям учебный материал;
- Недостаточная готовность предприятий к обучению — вследствие этого отсутствие учебных местах на производстве;
- Предприятия вынуждены через повышение цен на производимый продукт зарабатывать средства на образование (недостающее оборудование, недостаток финансов и др.).
Я считаю, что дуальное обучение — эффективный путь повышения качества образования.
Для производства дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах по поиску и выбору работников, их переквалификации и адаптации. К тому же, есть возможность отобрать самых лучших выпускников, ведь за период практического обучения их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь, такой подход мотивирует студентов учиться не для галочки. Молодые специалисты могут сразу работать с полной отдачей и производительностью, они хорошо знают жизнь предприятия и чувствуют себя на нем «своими». Все это в совокупности способствует закреплению кадров и уменьшению текучести, что для предприятий немаловажно.
Для студентов дуальное обучение — это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни. Дуальная система обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой. Оно позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует профессиональную компетентность и ответственность. Дуальная модель обучения предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в ее рамках постоянно повышается. Ни одна образовательная организация не способна дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступенькой на пути к успешной карьере.
Дуальная система подготовки компетентных, востребованных рынком труда выпускников образовательных организаций СПО обладает следующими преимуществами перед «традиционной» системой подготовки специалистов:
- Соответствие содержания образования современному уровню производства;
- Знакомство студентов с корпоративной культурой предприятия, его особенностями;
- Сведение к минимуму затрат по социальной и трудовой адаптации выпускника в новом трудовом коллективе;
- Использование в обучающем процессе современного оборудования в условиях реальных производственных площадок;
- Привлечение к образовательному процессу в качестве специалистов профессионального обучения высококвалифицированный инженерно- технический персонал предприятия.
Дуальная модель обучения как производственная компонента базового профессионального обучения очень привлекательна для образовательных организаций СПО, но все же следует правильно извлекать полезность дуального обучения в обществе с учетом социально-экономических проблем, развития мировых интеграционных процессов в образовании, существующих законодательных и нормативных актов и менталитета российских граждан.
Таким образом, реализация механизма взаимодействия образовательных организаций и предприятий путем воздействия на сбалансирование спроса и предложения рабочей силы позволяет повышать качество подготовки кадров, улучшать ситуацию с трудоустройством и занятостью студентов, а также вносит свой вклад в развитие человеческих ресурсов. Дуальная модель обучения как важнейший компонент этого механизма способствует освоению выпускником профессиональных компетенций, формированию активной жизненной позиции и становлению ответственной личности, способной к продуктивному труду.
Я считаю, что необходимо налаживание реальной связи между производственным сектором и образованием для того, чтобы обеспечить квалифицированными и профессиональными кадрами предприятия железнодорожной отрасли.
Литература:
- Торопов Д. А. Учебное пособие «История развития немецкой системы профессионального образования». ИСПО РАО. Москва 2002. Российская Академия образования. Институт среднего профессионального образования. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-244177.html (дата обращения 21.01.2016).
- Смит А. «Исследование о природе и причинах богатства народов». — М.: Эксмо, 2007. — Серия: Антология экономической мысли — 960с).
- Дуальная модель обучения как основа механизма взаимодействия образовательных учреждений и предприятий // Заочные электронные конференции. Режим доступа: http://econf.rae.ru/pdf/2014/09/3687.pdf (дата обращения 21.01.2016).
- Опыт дуального обучения в Германии, Казахстане, России // Аккредитация в образовании. Режим доступа: http://www.akvobr.ru/opyt_dualnogo_obuchenia.html (дата обращения 21.01.2016).
- Дуальная система профессионального обучения в Германии // Институт региональной кадровой политики. Режим доступа: http://irkp31.ru/dual/xp_dual/file/inter/ %D0 %9F %D1 %80 %D0 %BE %D1 %84 %D0 %B5 %D1 %81 %D1 %81 %D0 %B8 %D0 %BE %D0 %BD %D0 %B0 %D0 %BB %D1 %8C %D0 %BD %D0 %BE %D0 %B5 %20 %D0 %BE %D0 %B1 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B7 %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %B5 %20 %D0 %B2 %20 %D0 %93 %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %BC %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %B8.pdf (дата обращения 21.01.2016).
Ключевые слова
качество образования, профессиональная компетентность, дуальное обучение, качество образования.Похожие статьи
Реализация аксиологического подхода в системе среднего профессионально образования
В статье раскрыта сущность аксиологического подхода в профессиональной подготовке студентов, пути его реализации, дано обобщение понятия «ценности» «подход к обучению», показана структура аксиологического подхода.
Профессиональная идентичность как основной элемент профессионального воспитания
В данной статье рассмотрены проблемы толкования понятия профессиональной идентичности как основного элемента профессионального воспитания. Предлагается классификация или периодизация профидентичности, рассматриваются и трактуются ее теоретические кон...
Лидерство и ментальность
Статья посвящена актуальной проблеме лидерства в формировании профессиональной ментальности организации. В работе впервые затрагивается вопрос нахождения механизмов, средств влияния продуктивного лидерства на эффективность управленческой деятельности...
Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки
Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...
Профилизация образовательной среды как способ обеспечения нового качества образования
В статье рассматривается процесс профилизации образовательной среды как способ обеспечения нового качества образования. Выделяются основные составляющие понятия «качество». Анализируются характеристики и совокупность свойств, определяющих качество со...
Разработка модели среды неформального образования детей и взрослых с использованием ресурсов и возможностей детско-юношеской спортивной школы
В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых через разработку модели среды неформального образования в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовате...
Корпоративная культура в организации как фактор повышения эффективности управления
В работе излагаются теоретические основы формирования и развития корпоративной культуры по следующим основным направлениям: понятие, структура, виды и модели, принципы формирования, систематизация и анализ подходов к оценке.
Неформальное образование: сущность и перспективы детских и молодежных неформальных объединений
В статье рассматриваются особенности возникновения и деятельности детских и молодежных неформальных объединений и их роль в формировании активной жизненной позиции детей и молодежи.
Актуальные вопросы внедрения идеи концептуального обучения на уроках истории.
В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием исторического мышления у учащихся по предмету всемирная история, с которыми сталкиваются учителя, в процессе внедрения идей концептуального обучения, как способ решения проблем предлагается...
Актуальные аспекты организации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»
В статье рассматриваются особенности организации дополнительного образования в неязыковом вузе. Авторами представлены подходы к определению содержания и требования к выбору технологии подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации. Опр...
Похожие статьи
Реализация аксиологического подхода в системе среднего профессионально образования
В статье раскрыта сущность аксиологического подхода в профессиональной подготовке студентов, пути его реализации, дано обобщение понятия «ценности» «подход к обучению», показана структура аксиологического подхода.
Профессиональная идентичность как основной элемент профессионального воспитания
В данной статье рассмотрены проблемы толкования понятия профессиональной идентичности как основного элемента профессионального воспитания. Предлагается классификация или периодизация профидентичности, рассматриваются и трактуются ее теоретические кон...
Лидерство и ментальность
Статья посвящена актуальной проблеме лидерства в формировании профессиональной ментальности организации. В работе впервые затрагивается вопрос нахождения механизмов, средств влияния продуктивного лидерства на эффективность управленческой деятельности...
Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки
Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...
Профилизация образовательной среды как способ обеспечения нового качества образования
В статье рассматривается процесс профилизации образовательной среды как способ обеспечения нового качества образования. Выделяются основные составляющие понятия «качество». Анализируются характеристики и совокупность свойств, определяющих качество со...
Разработка модели среды неформального образования детей и взрослых с использованием ресурсов и возможностей детско-юношеской спортивной школы
В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых через разработку модели среды неформального образования в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовате...
Корпоративная культура в организации как фактор повышения эффективности управления
В работе излагаются теоретические основы формирования и развития корпоративной культуры по следующим основным направлениям: понятие, структура, виды и модели, принципы формирования, систематизация и анализ подходов к оценке.
Неформальное образование: сущность и перспективы детских и молодежных неформальных объединений
В статье рассматриваются особенности возникновения и деятельности детских и молодежных неформальных объединений и их роль в формировании активной жизненной позиции детей и молодежи.
Актуальные вопросы внедрения идеи концептуального обучения на уроках истории.
В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием исторического мышления у учащихся по предмету всемирная история, с которыми сталкиваются учителя, в процессе внедрения идей концептуального обучения, как способ решения проблем предлагается...
Актуальные аспекты организации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»
В статье рассматриваются особенности организации дополнительного образования в неязыковом вузе. Авторами представлены подходы к определению содержания и требования к выбору технологии подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации. Опр...