Компетентность в области здоровьесбережения в образовательном процессе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (7) апрель 2016 г.

Дата публикации: 07.03.2016

Статья просмотрена: 270 раз

Библиографическое описание:

Дашенко, Л. Г. Компетентность в области здоровьесбережения в образовательном процессе / Л. Г. Дашенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/809/ (дата обращения: 16.11.2024).



Задача учителей школы — сохранение и укрепление здоровья школьников, защита ребенка в условиях школьного коллектива, а также пропаганда здорового образа жизни, содействие утверждению в жизни школьников идей добра и красоты, физического и духовного совершенствования. Сегодня все чаще и чаще поднимается вопрос об оздоровлении нации, о том, что современная школа стала «школой болезни». Следуя за техническим прогрессом, она начинает наращивать объем и интенсивность информации, уход от проблемы самочувствия, физической и психической переносимости детьми непомерных перегрузок. Сам термин «здоровье» рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его физическое и психическое благополучие (словарь С. И. Ожегова). В последнее время наряду с этим определением упоминается и социальное благополучие, потому что перемены, произошедшие в стране, привели к появлению негативных социальных явлений, отражающихся в первую очередь на здоровье людей.

Ребенок — барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым. Как никогда актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста.

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей 6–8 лет стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно.

В. А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе — плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего, совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя.

По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит все население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация, а главное перегрузка учебного процесса многими дисциплинами.

В национальной Доктрине развития образования и в федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования:

 ценности здоровья и здорового образа жизни. Аналогичные задачи перед образовательными учреждениями ставит федеральная программа «Наша новая школа»;

 актуализация проблемы сопровождения здоровья детей в образовательных учреждениях связана с негативной динамикой здоровья подрастающего поколения.

Среди факторов, формирующих здоровье, большое значение имеют «школьные факторы». Их доля влияния на здоровье школьников составляют 20 %, тогда как влияние медицинского обеспечения оценивается в 10–15 %.

Система медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся применяется во многих инновационных школах как основной способ своевременной диагностики и коррекции нарушений психического здоровья детей и подростков.

Современные школьники большую часть времени проводят в образовательных учреждениях и режим их жизни, в значительной степени обусловлен школой. Это заставляет сконцентрировать внимание медицинских и педагогических работников на вопросах организации медицинской помощи, профилактике заболеваний и охране здоровья детей в самих образовательных учреждениях.

Влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья, распределяется следующим образом:

  1. Наследственность — определяет здоровье на 20 %.
  2. Условия внешней среды (природные и социальные) — на 20 %.
  3. Деятельность системы здравоохранения — на 10 %.
  4. Образ жизни человека — на 50 %.

Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья.

Успешность в решении задачи формирования у школьников культуры здорового образа жизни зависит как от насыщения образовательной среды информацией в виде знания о здоровье человека, так и от воспитательной работы, направленной на развитие познавательной активности детей и подростков и формирование у них потребности и умений в сохранении и развитии здоровья.

Анализ здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений показывает, что существующая модель включает следующие формы и виды деятельности (с учетом приоритетов, определяемых программами):

  1. систему коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса;
  2. различные формы организации учебно-воспитательного процесса (УВП) с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся;
  3. проводить контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации УВП, нормирование учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся;
  4. систему медико-психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития школьников;
  5. разработку и реализацию обучающих программ по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек;
  6. службу психологической помощи учителям и учащимся по преодолению стрессов, тревожности, содействия гуманного подхода к каждому ученику, формирования доброжелательности и справедливых отношений в коллективе;
  7. организацию и контроль обеспечения сбалансированного питания всех учащихся в школе;
  8. мероприятия, направленные на укрепление здоровья школьников и учителей, создание условий для их гармоничного развития.

Комплекс этих мер получил общее название «здоровьесберегающие технологии».

На основе изучения закономерностей влияния современной школы на здоровье детей, разработать систему сохранения и формирование здоровья учащихся через личностно-ориентированный подход к оздоровлению, образованию и воспитанию детей.

Поставлены следующие задачи для достижения главной цели:

  1. Изучить, проанализировать, обобщить современные теоретические, аналитические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни.
  2. Изучить влияние здоровьесберегающей технологии профессора В. Ф. Базарного на здоровье учащихся.
  3. Внедрить в практику работы школы Программу школы по здоровьесберегающим технологиям в образовательном процессе «Здоровье — основа развития личности».
  4. Разработать и реализовать:

 Методические рекомендации по сохранению, укреплению, формированию здоровья и здорового образа жизни учащихся и педагогического коллектива через учебно-воспитательный процесс;

 Методические рекомендации по реализации личностно — ориентированного подхода к обучению, воспитанию, оздоровлению и развитию детей на основе мониторинга и качества и двигательной подготовленности учащихся.

  1. На основе данных комплексного мониторинга здоровья и успеваемости создать банк данных по школе.
  2. Организовать обсуждение получаемых в ходе исследования результатов в педагогическом коллективе школы, в индивидуальных собеседованиях с учащимися и их родителями, а также проведение родительских собраний с целью анализа структуры здоровья класса, выявления причин понижения его уровня и выработки совместных программ, соответствующих действий по их устранению. Ход естественного эксперимента предусмотрен с первых классов школы. Это не случайно. Именно школа с первого класса должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Литература:

  1. Кореева И. А., Поляков С. Ю., Хрущев С. В. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников: методическое пособие — М.: Айрис — Пресс, 2006 г.
  2. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя — М.: просвещение, 1986 г.
  3. Чумаков Б. Н. Валеология: Учебное пособие. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2000 г.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, учебный процесс, школа, здоровье, современная школа, укрепление здоровья школьников, учебно-воспитательный процесс, учреждение, формирование здоровья учащихся.

Похожие статьи

Формирование поликультурных умений школьника в образовательном процессе

Компетентность в общении педагога как фактор эффективности образовательной деятельности

Интерактивное обучение в личностно-ориентированном образовательном процессе

Влияние личностных качеств педагога на формирование детской одаренной личности

Формирование поликультурной компетентности воспитанников в учебно-воспитательном процессе

Формирование конкурентоспособности личности студента в образовательном пространстве ВУЗа

Социальная ответственность руководителя современного образовательного комплекса как фактор, влияющий на психологический климат коллектива

Перспективы реализации компетентностного подхода в образовании

Место и значение электронных учебных ресурсов в повышении качества воспитательного процесса

Образовательная среда как фактор формирования социально-профессиональных компетенций воспитателя

Похожие статьи

Формирование поликультурных умений школьника в образовательном процессе

Компетентность в общении педагога как фактор эффективности образовательной деятельности

Интерактивное обучение в личностно-ориентированном образовательном процессе

Влияние личностных качеств педагога на формирование детской одаренной личности

Формирование поликультурной компетентности воспитанников в учебно-воспитательном процессе

Формирование конкурентоспособности личности студента в образовательном пространстве ВУЗа

Социальная ответственность руководителя современного образовательного комплекса как фактор, влияющий на психологический климат коллектива

Перспективы реализации компетентностного подхода в образовании

Место и значение электронных учебных ресурсов в повышении качества воспитательного процесса

Образовательная среда как фактор формирования социально-профессиональных компетенций воспитателя

Задать вопрос