Педагогическая диагностика в инновационном процессе профессионального образования вуза
Авторы: Химматалиев Дустназар Омонович, Файзуллаев Рустам Хамраевич, Шарипжонова Зилола Шарипжоновна, Турсунова Зилола Эшбоевна
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (7) апрель 2016 г.
Дата публикации: 06.04.2016
Статья просмотрена: 517 раз
Библиографическое описание:
Химматалиев, Д. О. Педагогическая диагностика в инновационном процессе профессионального образования вуза / Д. О. Химматалиев, Р. Х. Файзуллаев, З. Ш. Шарипжонова, З. Э. Турсунова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 77-78. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/834/ (дата обращения: 16.11.2024).
В данное время образовательное пространство Республики Узбекистан характеризуется реформированием системы непрерывного образования, переходом личностно-ориентированную парадигму, появлением новых образовательных учреждений (академические лицеи, профессиональные колледжи), введением новшеств в остальных типах учебно-воспитательных заведениях. В связи с эти возрастает необходимость повышения эффективности управления образованием, что возможно лишь на основе регулярно получаемой, качественной, надежной информации, объективно отражающей основные аспекты протекания образовательных процессов.
Переход на новое содержание образования дал импульс исследованиям по проблеме оценки и диагностики, а также управления. Построение информационной системы, необходимой для качественного управления инновационными процессами, возможно на основе педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика имеет предмет, цели, задачи, содержание, формы, методы и результаты. Авторы считают объектом педагогической диагностики не только воспитанника, но и воспитательные возможности социального окружения, учебно-воспитательной процесс, групповой коллектив, работу учителя на основе методов наблюдения, анкетирования, педагогических ситуаций. Соответственно они рассматривают изучение уровня воспитанности в единстве с анализом учебно-воспитательного процесса, связывая параметры воспитанности (направленность, мировоззрение, сформированности интегративных качеств личности- обучаемости, воспитанности, самосознание и самооценка) с показателями качества педагогической деятельности (цели и задачи воспитания, их реализация и т. д.). При этом по изменениям в уровнях воспитанности и обучаемости учащихся оценивается качество учебно-воспитательной работы.
Параметрами диагностики выступают основные показатели качества воспитательного процесса уровень воспитанности обучаемых. Нужна взаимосвязь диагностики воспитуемых и деятельности педагогического коллектива, т. е. определение причин высокой или слабой воспитанности учащихся путем анализа деятельности отдельных учителей, коллектива, воспитателей, совместной работы образовательных учреждений, семьи и др. При этом учитывается возрастные характеристики воспитанности учащихся как исходные для определения воспитанности каждого конкретного обучаемого.
Диагностика воспитанности учащегося должна организовываться как процесс его формирования. Все, что известно о учащегося, должно использоваться для его воспитания. Изучение ради изучения, ради сбора информации и ради ее хранения несовместимо с педагогической этикой.
В сущности, потому, какие функции и роли выполняет личность коллективе, уже можно судить о ее воспитанности. Но личность связана с коллективом системой ответственных зависимостей. Поэтому, изучая личность, мы многое узнаем о коллективе. При этом важно установить действенность влияния коллектива на воспитание и самовоспитание школьников.
Изучение коллектива и личности — процесс постоянный, поскольку непрерывен и сам процесс воспитания и развития учащихся, изменяются качественные и количественные признаки и критерии воспитанности учащихся.
Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что идеи единства диагностики и учебно-воспитательного процесса, личности и коллектива, субъекта и объекта, непрерывность и комплексный и аналитический характер являются ведущими идеями данной концепции педагогической диагностики, рассматриваемой как педагогическая деятельность, направленная на изучении результативности учебно-воспитательного процесса.
Появление образовательных стандартов актуализировало разработку проблем оценивания результативности учебно-воспитательного процесса [1, 62].
В исследованиях Ш.Курбанова, Э. А. Сейтхалилова, Э. Р. Юзликаевой, Ю. А. Конаржевского, А. А. Орлова, М. М. Поташкина, С. Е. Шишова и В. А. Кальней, и многих другихнаметилась тенденция сближения контроля и диагностики в системе управления качеством образования по его результатам.
Под комплексной педагогической диагностикой понимается интегративная многоаспектная диагностическая деятельность в системе образования, нацеленная на выявление современного наличного состояния образовательной деятельности, ее затруднений и отклонений от проектируемых целей, оперативную выработку диагноза, прогноза и коррекционных мер.
Основными направлениями диагностики являются:
– организационно- методическое;
– дидактическое;
– диагностика воспитанности;
– педагогическая психодиагностика;
– социально-педагогическая диагностика.
В современной ситуации управление качеством образования объективная оценка и контроль становятся возможными только при условии, что все его составляющие заданы в системе объективных инструментальных показателей, допускающих однозначную интерпретацию, понятную преподавателям, обучающимся, их родителям и широкой общественности. Качество образования представляется как «соотношение цели и результата, как меры достижения целей, притом, что цели заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика» [2, 33].
Если переход к парадигме личностно-ориентированного образования заставил по-новому взглянуть на содержание образовательной деятельности и переосмыслить ее цели, то начавшийся инновационной процесс обусловил реализацию новых целей и содержания. В связи с этим нельзя, на наш взгляд, рассматривать педагогическую диагностику не только вне парадигмы личностно-ориентированного образования, но и вне инновационных процессов, происходящих в образовании.
В инновационном режиме в той или иной степени сегодня работает большинство образовательных учреждений страны [3, 9]. Через инновационный процесс как освоение нововведений осуществляется переход профессионального образования вуза в новое качественное состояние — ее развитие.
Педагогическая образования должны способствовать наиболее полному осуществлению права личности на образование [1], гарантией которого становятся государственные образовательные стандарты с федеральным компонентом общеобразовательных программ в качестве единой составной части.
Литература:
- Коституция Республики Узбекистан. — Т.: Узбекистон, 2009.
- Каримов И. А. Наша главная цель — демократизации и обновление общества, реформирование и модернизация страны — Т.: Узбекистон, 2005.
- Управление качеством образования. Под редакцией М. М. Поташника. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Орлов А. А. Мониторинг инновационных процессов в образовании. — М.: Педагогика, 1996, № 3.