Методы формирования нравственности у детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (7) апрель 2016 г.

Дата публикации: 26.03.2016

Статья просмотрена: 5117 раз

Библиографическое описание:

Трошин, П. Л. Методы формирования нравственности у детей с ограниченными возможностями здоровья / П. Л. Трошин. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 54-58. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/837/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматриваются методы формирования нравственности у детей с умственными отклонениями. Данный вопрос очень актуален, в связи с тем, что поступки детей зависят от нравственного воспитания.

Ключевые слова: методы воспитания, дети с нарушениями умственного развития, олигофренопедагогика, нравственное воспитание.

Методы воспитания — это способы успешного взаимодействия педагога с воспитанниками, в процессе которых происходят изменения на уровне развития, поведения личностных качеств воспитанника. Процесс воспитания нравственности происходит при использовании и совмещении различных теорий и практик в жизни ребенка с умственной отсталостью. Сухомлинский В. А. обращал внимание на то, чтобы слово и дело были едины, писал: «Нравственные истины, осознающиеся людьми как выражение добра в поступках. Мораль активна только в действии, выражается во взаимоотношениях… Там, где мораль не живет в благородных поступках, бывает много пострадавших и с трудом находятся виновники. Нельзя забывать, что в школе мы имеем дело с детьми; их нравственное сознание только формируется, именно в поступках происходит его становление» [4, с.119–120].

Методы воспитания детей с умственной отсталостью можно разделить на две группы:

– методы прямого педагогического влияния;

– методы косвенного влияния.

Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию ученика и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание. Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание такой ситуации в организации деятельности, в которой у детей с ограниченными возможностями здоровья формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на работу в системе его отношений с родителями, учителями, обществом.

Можно условно выделить две группы методов нравственного воспитания:

– методы формирования нравственного сознания, направленные на понимание и принятие нравственных идеалов и принципов общественно-социального поведения;

– методы формирования навыков и привычек общественного поведения, воплощающиеся в самых разнообразных ситуациях и видах деятельности.

1. Методы формирования нравственного сознания, направленные на понимание и принятие нравственных идеалов и принципов общественно-социального поведения:

– разъяснительные, информационные методы — беседы, положительные примеры, которые взяты из жизни, экскурсии в театры и музеи, использование художественной литературы и предметов искусства и обсуждение прочитанного и увиденного. В связи с приобретением новой информации ребенок вырабатывает нравственные оценки и представление об окружающем мире;

– практические методы — это ситуации, организованные педагогом или родителями, и направленные на формирование навыков ручного труда, самообслуживания и др. Сюда входят: разнообразная художественная деятельность, совместные прогулки, верховая езда, спортивная терапия и другое и;

– оценочный подход — применяется совместно с другими методами воспитания. Этот метод определяется использованием поощрений за положительные результаты и успехи ребенка, и наказанием за проступки.

2. Методы формирования навыков и привычек общественного поведения, воплощающиеся в самых разнообразных ситуациях и видах деятельности — трудовой, игровой, общественной, практической и другой.

Методы воспитания принято делить по характеру воздействия на воспитанника, это — убеждение;

– упражнения;

– поощрения;

– наказание.

«Метод убеждения выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств формирующейся личности» [3, с. 244]. Метод убеждения можно реализовать, как метод воспитания с помощью различных форм. Для этого можно использовать разнообразную художественную литературу, хрестоматию, примеры из истории и жизни людей. Метод убеждения можно использовать при обсуждении различных вопросов. «Формирование нравственного сознания очень сложный и длительный процесс, который начинается с усвоения элементарных этических представлений и идет по пути формирования целостной системы взглядов, в основе которой лежит убеждения человека» [2, с. 37].

Воздействовать на мотивацию умственно-отсталого ребенка помогает метод стимулирования, подразумевающий под собой становление у воспитанника осознанных побуждений. Метод стимулирования включает в себя поощрение и наказание. Благодаря возбуждению позитивных эмоций, методом поощрения закрепляются положительные привычки и навыки, вселяется уверенность, повышается самооценка. Есть разнообразные формы поощрения: похвала, одобрение, награда, благодарность педагога и пр. Используя этот метод при работе с умственно отсталыми детьми, воспитатель должен стараться использовать метод поощрения для мотивации и стимуляции их деятельности. Кроме того, очень важно при организации учебной, трудовой, воспитывающей, и других видах деятельности педагогом моделировать ситуацию успеха, в которой заведомо (независимо от прогнозируемого результата) ребенок поощряется как успешный.

С помощью игры можно стимулировать развитие познавательных способностей и эмоционально-волевой сферы детей с умственными отклонениями. Как средство игра не имеет общественной значимости, но является очень действенным методом развития и формирования воспитанником понятия морали и нравственности. В игровой деятельности детей отчетливо видны результаты их нравственного воспитания, усвоения ими правил поведения и социальных норм.

При рассмотрении игры как метода формирования нравственности важно выделить её составляющие. В первую очередь нужно выделить содержание. Оно формирует нравственные чувства и представления о морали, создает фундамент для положительного поведения. Также очень важно выделить правила, благодаря которым дети учатся организованности, терпению, дисциплине. Руководя игрой, воспитатель поощряет и развивает педагогически ценные игры, отражающие положительные стороны быта, общественно-политические явления; он опирается на роль как на образец для подражания. Однако, даже самый ценный сюжет не может гарантировать решения задач нравственного воспитания. Для овладения детьми опытом общественного поведения необходимо не только развивать содержательные игры, но и активизировать общую работу по воспитанию у детей нравственных чувств и привычек поведения.

Наказание является ещё одним способом, благодаря которому успешно осуществляется метод стимулирования. В качестве наказания можно использовать лишение или ограничение в определенных правах, осуждение, порицание. Решение вопроса о наказании является всегда индивидуальным. Наказание может быть различным, в зависимости от разных факторов. Существенное значение играет тот факт, кем совершается поступок и по каким причинам, какие мотивы побуждают человека к действию. Наказание должно быть справедливым и не унижать воспитанника. Сначала надо выяснить все обстоятельства проступка, а потом только принимать решение о наказании.

Благодаря методам стимулирования, у ребенка формируется умение давать верную оценку своему поведению. Это способствует коррекции сознания ребенка, выбору мотивов и целей.

Разъяснение является наиболее доступным методом воспитания понятий этики и морали. Необходимо выяснить, что знают дети об этике отношений между людьми, как они понимают понятия: «доброта», «честность», «справедливость». При помощи разъяснения воспитанникам можно разъяснить нравственно-социальные нормы поведения, принятые в обществе в отношениях между людьми. Беседы с взрослыми предполагают накопление у детей представлений, переживаний и понятий о тех моральных этических нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом учащиеся начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое.

Доминирующее влияние на коррекционное развитие ребенка и формирование эмоционально-волевой среды оказывают методы требования и упражнения.

Требования различаются на два вида: прямые и косвенные. К прямым требованиям относиться: определенность, конкретность и точность формулировок. Очень часто требование предъявляется решительным тоном, с использованием целой гаммы интонаций и оттенков.

Косвенное требование вызывает психологические факторы: переживания и интересы воспитанников. Среди форм косвенного требования можно отметить следующие:

– требование-совет (это способ убедить воспитанника в полезности и необходимости действий, рекомендуемых педагогом). Педагог должен иметь авторитет и доверие со стороны ребенка;

– требование-игра. Можно использовать стремление ребенка к игровой деятельности, чтобы незаметно выполнять разнообразные задания. Успех этой методики заключается в высоком уровне профессионализма педагога;

– требование-просьба (просьба — это форма проявления доверия и сотрудничества между людьми). Этот метод должен помощь ребенку с отклонением в развитии научиться доверять людям;

– требование-одобрение. Применение такого метода предоставляет ребенку стимул и мотивацию. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений с окружающими, очень нуждается в одобрении со стороны взрослых. Одобряя правильное поведение ребенка, педагог может его корректировать. Важным средством нравственно — этического воспитания является похвала, выражающая удовлетворение определенными действиями, поступками детей.

Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны, так как почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанников.

Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения — многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений — устойчивые качества личности — навыки и привычки. Этим качествам в жизни человека принадлежит важная роль. Использование упражнения признается успешным, когда дети с умственными отклонениями проявляют устойчивые качества во всех противоречивых жизненных ситуациях. Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнения как можно раньше. Привыкнув, ребенок умело управляет своими чувствами, желаниями, действиями, правильно их оценивает с позиций других людей. На сформированных привычках основываются качества: выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения.

Сущность этих методов заключается в применении: навыков общения, умения вести себя соответствующим образом. Педагог коррекционной школы должен научить детей с нарушениями в развитии определенным правилам поведения и общения.

В экзистенциальной сфере требуется формировать любовь к себе и другим, стремление к нравственному самосовершенствованию, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали, сознательное отношение к своим действиям. Благодаря именно этой сфере, люди вступают в разнообразные взаимоотношения друг с другом. Её характеризует умение человека управлять своими отношениями. Главной функцией этой сферы является отбор позиций и взглядов, идей и ценностей.

Границы воспитательных воздействий определяет уровень развития ребенка и его психофизиологические особенности. Фундаментом становления нравственности и морали является индивидуальность ребенка. Педагогическая работа состоит в том, чтобы объединить индивидуальное и социальное воспитание. Процесс педагогического воспитания будет считаться и результативным, и успешным тогда, когда во всех сферах индивидуальности будут развиваться все части социального облика.

Благодаря использованию метода дилемм, можно определить ценностные ориентиры ребенка. Моральные дилеммы создаются при некоторых условиях. Необходимо, чтобы ситуация имела отношение к реальной жизни ребенка и была достаточно простой для понимания ребенка с нарушениями интеллекта. Для того, чтобы проанализировать отношение ребенка к той или иной ситуации, можно создать незаконченный рассказ и дать задание закончить его. Также обязательно включить в обсуждение несколько вопросов на тему нравственности и этики. Необходимо вести с воспитанником диалог, акцентируя его внимание на таких вопросах: «Как в данной ситуации должен себя повести главный герой?» и «Какие выводы из данной ситуации вы сделали?». Такие дилеммы всегда порождают дискуссии в коллективе, дети приводят аргументы и обсуждают их, что в дальнейшем помогает сделать верный нравственный выбор.

Использование разнообразных методов воспитания подразумевает под собой постоянное обращение к различным приемам и их совокупностям. Приемы воспитания подразумевают под собой тщательно организованный педагогами процесс влияния на поведение, взгляды, ценностные ориентиры и идеалы воспитанника. В результате этого влияния включаются процессы самовоспитания и регуляции поведения и поступков.

Есть несколько приемов индивидуального педагогического взаимодействия воспитателя и воспитанника:

– приём «Оцени поступок». Педагог рассказывает историю и предлагает аргументировано обсудить поступки главных героев для того, чтобы выяснить нравственную позицию ребенка и корректировать её при необходимости;

– приём «Добрый поступок». При работе с умственно-отсталыми детьми очень важно организовывать общественную деятельность, в ходе которой у детей возникает возможность помочь или как-либо иначе принести пользу. При этом очень важно дать верную оценку поступку — не переоценить, но и не недооценить;

– приём «Обсуждение рассказов, книг, историй». Педагогом выбираются книги с содержанием, понятным для детей и несущим нравственную нагрузку. Очень важно при обсуждении затронуть вопросы, касающиеся морального выбора и помочь ребенку верно оценить поступки главных героев и сделать правильные выводы;

– приём «Планы». В ходе беседы педагога и воспитанника обсуждаются планы и желания ребенка, обсуждаются возможности к решению тех целей, которые ставит ребенок;

– приём «Рассказ». Педагог даёт детям задание описать какой-либо конкретный предмет, придумать про него историю. Благодаря этому приему, обогащается лексический словарь, развивается воображение;

– приём «Сказка». Педагогом придумывается история, герои которой схожи с воспитанником и окружающей его обстановкой. Сюжет может содержать в себе разнообразные примеры для сравнения и нравственные поучения. Педагог может предложить ребенку помочь закончить историю. Благодаря этому, появится возможность увидеть, насколько ребенок усвоил те или иные принципы поведения и этики.

Большое значение для преодоления трудностей нравственного воспитания, связанных с отклонениями эмоционально-волевой сферы, имеет вовлечение детей в коллективный общественно-полезный и производительный труд. «Трудовое развитие детей осуществляется в игровой деятельности, в процессе выполнения элементарных трудовых действий на всех занятиях и в режимных моментах, в ходе ознакомления с окружающим миром» [1, с. 36]. Жизнь в коллективе, широкое участие в разнообразных видах труда, участие в работе общественных организаций — все это создает возможность постоянно, повседневно прививать учащимся принципы нравственного поведения.

Трудовое воспитание является одной из главнейших сторон воспитания в ребенке нравственности. Приобретение навыков трудового воспитания играет огромную роль в жизни умственно отсталых детей. К. Д. Ушинский пишет: «Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни» [5, с. 318]. В специальной школе есть трудовые классы, где дети обучаются труду, но трудовая подготовка не сводится только к выполнению тех или иных трудовых задач в мастерской, но также детей учат аккуратности, умению обслуживать себя. Труд помогает ребенку развивать свою волю, мышление, приучает ребенка обходиться без помощи взрослого. Специалисты рекомендуют родителям не выполнять за ребенка то, что он может сделать сам: умыться, одеться, убрать постель. Родителям не стоит огорчаться о разбитой посуде, неумелых и медлительных движениях своего ребенка. Через действия приобретаются полезные навыки и формируются черты характера, такие как ответственность, аккуратность, организованность, имеющие огромное значение для социальной адаптации и сознательного отношения к труду. Преподаватели рекомендуют по возможности дома создавать дополнительные условия для развития трудовых навыков. Можно выделить отдельное помещение, где под контролем взрослых ребенок может заниматься лепкой, вышиванием, выпиливанием, что способствует развитию мышления и моторики. Воспитание в процессе труда — это два очень тесно переплетенных между собой способа воздействия на становление нравственности в ребенке.

Успешность коррекционно-педагогической работы с ребенком во многом зависит от правильности выбора педагогом моделей нравственного воспитания и их совмещения.

Литература:

  1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: КАРО, 2009. — 272 с.
  2. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Олигофренопедагогика» / Н. П. Коняева, Т. С. Никандрова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 199 с. — (Коррекционная педагогика).
  3. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. — М.: Дрофа, 2009. — 397. с. — (Высшее педагогическое образование).
  4. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. — Киев, 1975. — 159 с.
  5. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 2. Педагогические статьи 1857–1861 гг. — Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. — М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948–656 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нравственное воспитание, метод воспитания, метод стимулирования, нравственное сознание, педагог, вид деятельности, метод убеждения, общественное поведение, правило поведения.

Ключевые слова

нравственное воспитание, методы воспитания, дети с нарушениями умственного развития, олигофренопедагогика, нравственное воспитание.

Похожие статьи

О средствах эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется проблема эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются некоторые средства эстетического воспитания, формирования эстетической культуры личности старшего дошкольника. Проведено исследование...

Проблемы с усвоением иностранного языка у детей младшего школьного возраста, их причины и возможные решения

Автор статьи рассматривает особенности изучения иностранного языка в младшем школьном возрасте, а также пытается найти ответ на вопрос о причинах не усвоения материала при его изучении детьми данной возрастной категории.

Формирование воображения у дошкольников с ранним детским аутизмом в процессе работы со сказкой

В данной статье рассматривается формирование воображения у дошкольников с ранним детским аутизмом в процессе работы со сказкой. Автором определен ряд противоречий, проанализировано понятие «воображение», выделены психологические особенности и педагог...

Профилактика нарушения осанки у детей школьного возраста

В статье говорится о детях с нарушением осанки, о причинах возникновения данного недуга и о том, какую важную роль правильная осанка играет в жизни каждого человека. Для детей с неправильной осанкой разработаны специальные комплексы упражнений, котор...

Специфика отношений родителей с детьми, имеющими нарушения слуха

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, отношения родителей с детьми с ОВЗ (в частности с детьми с нарушением слуха). Описывается механизм динамики чувств родителей глухих и слабослышащих детей, рассматриваются качест...

Использование нетрадиционных технологий здоровьесбережения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В статье рассматриваются возможности использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста и их стимулирующее влияние на развитие речи детей. Особое внимание уделяется внедрению в практику работы дошкольног...

Межличностная коммуникация как важная составляющая детей подросткового возраста с нарушениями зрения

В статье рассматриваются особенности межличностного взаимодействия подростков с нарушениями зрения, роль межличностных отношений в их жизни. Выделены особенности общения нормотипичных детей, детей с патологией, а также особенности коммуникации между ...

Детско-родительские отношения в период подросткового возраста

Подростковый период считается одним из самых сложных и нестабильных в жизни человека. В формировании личности и поведения подростка важную роль играют детско-родительские отношения. В статье рассмотрены проблемы, связанные с детско-родительскими отно...

Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с дизартрией

Высшие психические функции у нормотипичных детей и детей с дизартрией отличаются в своем развитии. У детей с дизартрией имеются отклонения, прежде всего в речевой и двигательной моторике. Данная статья посвящена изучению психолого-педагогических хара...

Профилактика школьной дезадаптации у дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматривается актуальная проблема профилактики школьной дезадаптации у дошкольников с задержкой психического развития. В настоящее время у выпускников детского сада нередко возникают трудности в период обучения в начальной школе, связанные...

Похожие статьи

О средствах эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется проблема эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются некоторые средства эстетического воспитания, формирования эстетической культуры личности старшего дошкольника. Проведено исследование...

Проблемы с усвоением иностранного языка у детей младшего школьного возраста, их причины и возможные решения

Автор статьи рассматривает особенности изучения иностранного языка в младшем школьном возрасте, а также пытается найти ответ на вопрос о причинах не усвоения материала при его изучении детьми данной возрастной категории.

Формирование воображения у дошкольников с ранним детским аутизмом в процессе работы со сказкой

В данной статье рассматривается формирование воображения у дошкольников с ранним детским аутизмом в процессе работы со сказкой. Автором определен ряд противоречий, проанализировано понятие «воображение», выделены психологические особенности и педагог...

Профилактика нарушения осанки у детей школьного возраста

В статье говорится о детях с нарушением осанки, о причинах возникновения данного недуга и о том, какую важную роль правильная осанка играет в жизни каждого человека. Для детей с неправильной осанкой разработаны специальные комплексы упражнений, котор...

Специфика отношений родителей с детьми, имеющими нарушения слуха

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, отношения родителей с детьми с ОВЗ (в частности с детьми с нарушением слуха). Описывается механизм динамики чувств родителей глухих и слабослышащих детей, рассматриваются качест...

Использование нетрадиционных технологий здоровьесбережения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В статье рассматриваются возможности использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста и их стимулирующее влияние на развитие речи детей. Особое внимание уделяется внедрению в практику работы дошкольног...

Межличностная коммуникация как важная составляющая детей подросткового возраста с нарушениями зрения

В статье рассматриваются особенности межличностного взаимодействия подростков с нарушениями зрения, роль межличностных отношений в их жизни. Выделены особенности общения нормотипичных детей, детей с патологией, а также особенности коммуникации между ...

Детско-родительские отношения в период подросткового возраста

Подростковый период считается одним из самых сложных и нестабильных в жизни человека. В формировании личности и поведения подростка важную роль играют детско-родительские отношения. В статье рассмотрены проблемы, связанные с детско-родительскими отно...

Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с дизартрией

Высшие психические функции у нормотипичных детей и детей с дизартрией отличаются в своем развитии. У детей с дизартрией имеются отклонения, прежде всего в речевой и двигательной моторике. Данная статья посвящена изучению психолого-педагогических хара...

Профилактика школьной дезадаптации у дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматривается актуальная проблема профилактики школьной дезадаптации у дошкольников с задержкой психического развития. В настоящее время у выпускников детского сада нередко возникают трудности в период обучения в начальной школе, связанные...

Задать вопрос