Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (7) апрель 2016 г.

Дата публикации: 30.03.2016

Статья просмотрена: 46930 раз

Библиографическое описание:

Каримова, Н. В. Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста / Н. В. Каримова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/847/ (дата обращения: 16.11.2024).



Повышение качества обучения и воспитания детей с различными нарушениями в развитии остается актуальной проблемой на сегодняшний день. Многочисленную группу составляют дети с речевым недоразвитием.

Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

В речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. При этом наблюдается наличие в речи детей недифференцированных звуков, смешение звуков, нестойкое употребление их в речи, значительное количество искаженно произнесенных звуков.

Процесс овладения правильным звукопроизношением осуществляется на основе тесного взаимодействия сенсорных и моторных функций, обеспечивающих единство речевой системы. С одной стороны, правильное усвоение звуковой стороны речи во многом определяется развитием перцептивного и фонематического уровня восприятия. С другой стороны, в ходе развития речи слуховой анализатор испытывает влияние со стороны речедвигательного: ребенок слышит и воспринимает звуки в соответствии с тем, как он их произносит. Звуки, которые ребенок правильно произносит, лучше различаются на слух, и наоборот.

Таким образом, для правильного формирования звуковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляционный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи.

Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи.

Чем же отличаются понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие»?

Фонематический слух-это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами. Он формируется с 6-месячного возраста до 1года 6 месяцев в норме. Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению многих известных исследователей речевого слуха детей, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным.

Нарушения фонематического слуха проявляются в трудностях различения неречевых звуков, слов-квазиомонимов; различении высоты, силы, тембра голоса; дифференциации слогов и фонем.

Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова, т. е. производить умственные операции по звуковому анализу. Сколько слогов в слове сок? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Фонематическое восприятие формируется в процессе специального обучения.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Важным компонентом образовательного процесса является диагностика в целом. С помощью нее определяется результат достижения поставленных задач и целей. Своевременная и качественно проведенная диагностика является первоначальным этапом на пути осуществления эффективного коррекционного логопедического воздействия. В предлагаемом варианте диагностики фонематических процессов использован набор диагностических методик разных авторов: Н. И. Дьяковой, Т. Б. Филичевой, Г. А. Каше, Г. В. Чиркиной и др.

Диагностика фонематических процессов удетей.

  1. Узнавание неречевых звуков.

Инструкция: «Слушай внимательно и скажи (или покажи), что звучит».

Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик.

  1. Различение слов, близких по звуковому составу

«Внимательные ушки»

Материал: предметные картинки с изображением груши, шапки, банана, сушки, птенца.

Инструкция: Покажи картинку, если произнесу слово правильно.

гйуфа, груфа, глуса, гйуша, гйуса, груша, глюса.

фапка, сапка, хапка, шапка, сяпка.

баман, панан, ваван, банан, баван

суска, шушка, сушка, фуфка, суфка, шуфка, сушка

пченец, птенесь, тинеть, птенец, птинеч.

Ошибкой считается показ картинки при искаженном произнесении слова и отсутствие показа картинки при правильном произнесении слова.

«Покажи картинку» — различение слов, близких по звуковому составу, но разных по смыслу, направленных на изучение восприятия слов, похожих по звучанию.

Материал: картинки на слова-квазиомонимы (коса — коза, ежата — мышата, бочка — почка, дочка — точка, вата — фата, рак — мак, чёлка — щёлка и др.)

I вариант:

Инструкция: посмотри на картинки (логопед показывает соответствующие картинки). Покажи, где бочка, где почка.

Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического слуха.

Примечание: слова, сложные по семантике, используются для обследования только после уточнения их значения и наличия их в пассивной речи.

II вариант:

Инструкция: посмотри на картинки. Я их буду называть, а ты эти картинки раскладывай в том порядке, в котором я их буду называть.

Например: мак, рак, лак, сок, сук, коза, коса, лужи, лыжи.

  1. Дифференциация слогов.

Цель: определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость-глухость, твердость- мягкость, свистящие- шипящие.

Инструкция: «Слушай внимательно и повтори за мной слоги как можно точнее». (Логопед произносит слоги, прикрыв рот ладошкой или экраном).

Да-та-да

Ба-па-ба

Га-ка-га

Са-ша-са

Ча-тя-ча

За-жа-за

За-са-за идр.

кот— год— ход

дом— дам— дым

бак— бык— бок

копка— кепка— папка

Предлагаются слоги, в которых используются звуки, правильно произносимые и автоматизированные в речи.

Ориентируемся на возраст ребенка:

4 года — серии из двух слогов

5 лет — серии из двух-трех слогов

6 лет — серии из трех слогов, слов

Если ребенку недоступно задание по воспроизведению серии из 3 слогов или оно вызывает выраженные трудности, что может быть связано со снижением слуховой памяти на ряд, то можно предложить задания, состоящие из 2 слогов.

  1. Дифференциация фонем.

Цели:

  1. Исследование навыков дифференциации фонем.
  2. Проверка готовности к формированию звукового анализа.

«Поймай звук» — выделение заданного звука из ряда звуков.

Инструкция:

а) хлопни в ладоши, если услышишь звук [м]. (с 4 лет)

Материал: ряд звуков

м, ы, м, и, х, м, к, т, м, с, ч, м, ц, м, ф, г, м, в, д, м, р, л, м, н, п, м, б, мь, м, бь, мь, мь, м.

б) хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком «м« — выделение звука из ряда слогов (с 4 лет)

Материал: ряд слогов

ам, ах, от, ом, ус, ум, уф, ам, ал, ан, ум, уп, мо, хо, но, пы, мы, бы, но, мо, мя, амь, ам, ом, омь, ня, ма, ми, мя, ма.

в) хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «м« — выделение звука из ряда слов. (с 4 лет)

Материал: ряд слов

мама, кот, мак, холод, дуб, мука, машина, сани, рак, мак, лак, молоко, полка, моток, поток, бык, мяч, мат, мед, мех, мох.

  1. Навыки звукового анализа и синтеза.

Выделение начального ударного гласного из слова (с 5 лет)

Материалом служат слова: Аня, Оля, аист, Ира, осы, утка и др.

Инструкция: «Послушай внимательно и назови первый звук в слове Аня и т. д»..

Если ребенок затрудняется назвать звук, логопед называет слова, утрированно выделяя первый звук (ооосы, ОООля и т. д.).

Исследование сложных форм фонематического анализа (с 6 лет):

а) вычленение первого согласного звука из слов.

Материалом служат слова: дым, щука, трава, кошка, воробей, булка и др.

Инструкция: «Послушай и назови первый звук в слове дым?» и т. д.;

б) вычленение последнего звука из слов.

Материалом служат слова: дом, танк, камыш, ключ, муха, барабан и др.

Инструкция: «Послушай и назови последний звук в слове дом?» и т. д.;

в) определение места звука в слове.

Инструкция: «Где ты слышишь звук [р] в слове «рука» в начале, середине или в конце?» и т. д.;

г) определение последовательности звуков в слове.

Для этого анализа сначала предлагаются слова из 3 звуков, потом из 4 и 5.

Инструкция: «Назови первый звук в слове суп [с]. Какой звук стоит после звука [с] в слове суп? [у]. Какой звук ты слышишь после звука [у] суп? [п]?» и т. д.;

д) определение количества звуков в слове — количественный анализ.

Сначала логопед предлагает ребенку слова из 3 звуков, потом из 4 и 5.

Инструкция: «Сколько звуков ты слышишь в слове бык?» и т. д.;

е) определение места звука в слове по отношению к другим звукам — позиционный анализ.

Инструкция: «Подумай, между какими звуками находится звук [о] в слове сом?» или «Назови соседей звука [ы] в слове дым, какой звук слышится перед звуком [ы], после звука [ы]».

Исследование фонематического синтеза.

Задание № 1. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности.

Инструкция: «Послушай звуки, подумай и составь из них слово м, а, к — мак» и т. д.

Задание № 2. Составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности.

Инструкция: «Послушай звуки, подумай и составь из них слово. Звуки поссорились, поставь их рядом д, м, о — дом» и т. д.

  1. Фонематические представления (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений)
  2. Задания:

 Назвать слова, в которых есть звук ш.

 Назвать слова, в которых 4 звука, 5 звуков.

 Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков.

По итогам диагностики логопед:

 определяет исходное состояние и перспективы развития фонематического слуха, фонематического восприятия и фонематических представлений. Разрабатывает программу коррекционной работы с детьми;

 отслеживает динамику развития фонематических процессов у детей для осуществления коррекции имеющихся отклонений;

 оценивает эффективность коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений.

Литература:

  1. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи-М.: Просвещение, 1985,-207с.
  2. Волкова Л. С. и др. Логопедия. М.: «Владос», 1999.-680с.
  3. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. — 3-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 240
  4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. М.:МГОПИ,1993.-72с.
  5. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — СЕЮ,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004–144 с.
Основные термины (генерируются автоматически): звук, слово, фонематическое восприятие, инструкция, фонематический слух, ребенок, звуковая сторона речи, звуковой анализ, какой звук, картинка.

Похожие статьи

Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Методика работы по развитию представлений о форме у детей младшего дошкольного возраста

Условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Системный анализ развития высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями с использованием методов нейропсихологической диагностики

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Роль нейропсихологического подхода в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Методы формирования социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Методика работы по развитию представлений о форме у детей младшего дошкольного возраста

Условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Системный анализ развития высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями с использованием методов нейропсихологической диагностики

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Роль нейропсихологического подхода в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Методы формирования социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста

Задать вопрос