Значение применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональном образовании
Авторы: Мукумова Дилрабо Инатовна, Ярова Севара Баходир кизи, Жураева Гулбахор Абдугаффор кизи, Нуруллаева Нигора
Рубрика: Среднее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (7) апрель 2016 г.
Дата публикации: 06.04.2016
Статья просмотрена: 329 раз
Библиографическое описание:
Мукумова, Д. И. Значение применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональном образовании / Д. И. Мукумова, С. Б. Ярова, Г. А. Жураева, Нигора Нуруллаева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 58-59. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/850/ (дата обращения: 19.12.2024).
В нашей страны с переходом системы образования в новый качественный этап обусловил уделять все большее внимание дополнению традиционной системы профессионального образования последними достижениями в области информационных технологий. Так как в настоящее время общество стремительно идет по пути к информатизации, компьютеризация образовательных учреждений стало требованием времени. Компьютеризация образовательных учреждений способствует широкому внедрению образовательных электронных ресурсов в Интернет-технологий учебный процесс.
Процесс информатизации общества выводит социум на иную, высшую ступень взаимного общения, раздвигает рамки коммуникации между людьми. Постоянное динамическое развитие средств информационного обмена (устная, письменная речь, книжная культура, компьютерные средства коммуникации), доказывают, что средства информационной телекоммуникации являются основным двигателем прогресса в частности определенной нации, а также цивилизации в целом. Современные тенденции процесса информатизации, которые представлены широким кругом печатных и электронных медиа, которые становятся динамичными, интерактивными, диалогичными, контекстуальными, альтернативными и индивидуальными [1].
Информатизация общества это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общего производства является сбор, обработка, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств информационного взаимодействия и обмена. а так же информатизацию можно рассматривать как комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности. По заключению ЮНЕСКО, информатизация — это широкомасштабное применение методов и средств сбора, хранения и распространения информации, обеспечивающей систематизацию имеющихся и формирование новых знаний и их использование обществом для текущего управления и дальнейшего совершенствования и развития.
В нынешнем этапе развития системы образования Узбекистана информатизация является как новая, инновационная область педагогического знания, которая ориентирована на обеспечение сферы образования методологией, технологией и практикой решения ряда проблем образования и направлений научных исследований в области информационных технологий.
Целью информатизации образования сегодня можно считать глобальную рационализацию интеллектуальной деятельности путем использования ИТ, через массовую компьютерную грамотность и новую информационную культуру мышления. Данная цель предусматривает повышение качества образования и увеличение степени доступности образования. Информатизация образования ставит перед собой две основные задачи: стратегические и тактические. Если стратегическ5ие задачи состоят из подготовки кадров, анализа уровня целесообразности применения ИТ, научного обоснования методологии информатизации, разработки новых принципов и методов, то к тактическим задачам можно отнести доступ к большому объему информации, наглядность форм представления материала, поддержка активных методов обучения, поддержка ИТ учебно-методическим материалом [2, 260].
Очевидны основные тенденции современного этапа информатизации образования. К ним можно отнести:
– изменение средств, способов и форм обучения: развитие способности эффективно сотрудничать при выполнении работы в группе и продуктивно планировать свою работу, формирование умения работать с информацией, овладение средствами рационального мышления;
– построение учебной среды, в рамках которой осуществляется эффективное сотрудничество участников учебного процесса за счет индивидуализации обучения, расширения средств представления информации, ориентацию на развивающее и опережающее образование с использованием информационно-коммуникационных технологий [2, 261].
Внедрение интерактивных форм обучения — одно из важнейших направлений совершенствования подготовки учащихся к обучению в профессиональном колледже. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. При этом термин «интерактивное обучение» понимается по-разному [3].
Поскольку сама идея подобного обучения возникла в середине 1990-х годов с началом развития сети Интернет, ряд специалистов трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. Вполне допустимо и более широкое толкование, как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Основой интерактивных методов обучения являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов.
Несмотря на достигнутые успехи в этой области, существует ещё ряд проблем, связанных с внедрением информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, а именно:
1) технические проблемы — они определяют требования к микропроцессорной технике и свойствам их применения в процессе использования на уроках специальных дисциплин;
2) проблемы, связанные с программами — они определяют структуру и виды программного обеспечения, особенности их применения;
3) проблемы с подготовкой — эти проблемы связаны с навыками использования компьютерной техники педагогов и учащихся.
В целом, исследования, направленные на совершенствование методологии и стратегии отбора содержания образования, методов и организационных форм обучения, воспитания обусловили, прежде всего, необходимость развития интеллектуального потенциала молодого поколения, в том числе, будущего специалиста, умений самостоятельно извлекать знания в условиях активного использования современных технологий информационного взаимодействия, таких как мультимедиа, телекоммуникации, геоинформационные технологии, в перспективе — Виртуальная реальность.
Литература:
- Федоров А. В. Развитие медиакомпеткентности и критического мышления студентов педагогического вуза. — М.: изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.
- Ахметова Л. И. Перспективы применения информационных технологий в профессиональном образовании. — Т.: ТГЭУ, материалы Республиканского научно-практического конференции, 2015.
- Хакимова М. Ф. Профессиональная педагогика. Учебное пособие. — Т.: «Фан ва технологиялар», 2007.