Применение CLIL-технологий в процессе преподавания английского языка для неязыковых специальностей в вузе
Автор: Федорова Марина Леонидовна
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (57) май 2025 г.
Дата публикации: 07.04.2025
Статья просмотрена: 4 раза
Библиографическое описание:
Федорова, М. Л. Применение CLIL-технологий в процессе преподавания английского языка для неязыковых специальностей в вузе / М. Л. Федорова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 5 (57). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/291/10075/ (дата обращения: 10.04.2025).
Препринт статьи
В данной статье рассматривается методика предметно-языкового интегрированного обучения (Content and Language Integrated Learning, CLIL) в контексте высшего образования для студентов неязыковых специальностей, анализируются преимущества и вызовы данного подхода.
Ключевые слова: CLIL, интегрированное обучение, профессионально-ориентированное обучение, английский язык, высшее образование.
Современные тенденции в высшем образовании требуют от выпускников не только глубоких знаний в своей профессиональной сфере, но и владения иностранным языком на уровне, достаточном для работы с международными источниками, ведения переговоров и подготовки научных публикаций. Во многом переосмыслена роль дисциплины «Иностранный язык» в процессах формирования профессионального сознания студента неязыкового вуза и на этой основе формирования современной профессиональной личности «как человека, полностью реализующегося в профессии, через профессию, создающего ценность этой профессии».
Современные требования к подготовке выпускника высшего учебного заведения — будущего специалиста — включают не только ряд определенных компетенций, среди которых: способность к самообразованию, владение инновационными технологиями, понимание перспектив и возможностей их использования, умение самостоятельно принимать решения, адаптивность к новым социальным и профессиональным условиям, умение работать в команде, умение справляться со стрессом, но и владение одним или несколькими иностранными языками на высоком профессиональном уровне. Во многих высших учебных заведений Казахстана, согласно учебному плану, интенсивное обучение иностранному языку (в основном английскому) для студентов неязыковых специальностей стало ограничиваться лишь изучением на первом курсе, но следует отметить, что из-за отсутствия постоянной речевой практики на последующих годах обучения происходит постепенная утрата коммуникативных навыков.
Поэтому возникает необходимость интеграции иностранного языка и профессиональных дисциплин на протяжении всего периода обучения в вузе, как для студентов бакалавриата, так и для магистрантов.
Одним из наиболее эффективных методов обучения английскому языку в контексте профессиональной подготовки является CLIL. Этот подход сочетает изучение профильных дисциплин и освоение иностранного языка, что способствует формированию когнитивных и коммуникативных навыков у студентов. Кроме того, он позволяет студентам применять язык в реальных профессиональных ситуациях, что значительно повышает их мотивацию к обучению.
Методика CLIL базируется на четырех ключевых компонентах:
- Content (Содержание) — обучение специализированному предметному материалу, например, изучение инженерных концепций на английском языке.
- Communication (Коммуникация) — развитие языковых навыков в процессе изучения предмета, например, проведение презентаций, дискуссий и написание научных статей на английском языке.
- Cognition (Когнитивные навыки) — формирование критического мышления и способности решать проблемы на иностранном языке, например, анализ данных, аргументированное изложение и формирование гипотез.
- Culture (Культурное взаимодействие) — интеграция межкультурного компонента в образовательный процесс, например, изучение международных практик в профессиональной сфере и обсуждение культурных аспектов делового общения.
Данная методика имеет ряд преимуществ в обучении студентов неязыковых специальностей. Во-первых, CLIL способствует формированию естественной языковой среды. Студенты изучают язык в профессиональном контексте, что делает процесс обучения более осмысленным и мотивирующим. Например, студенты медицинских специальностей могут анализировать клинические случаи на английском языке, а будущие инженеры — изучать техническую документацию иностранных производителей.
Во-вторых, данный подход развивает профессиональные навыки. Обучение на английском языке помогает студентам осваивать терминологию своей специальности, что особенно важно в условиях глобализации и возможностях участия программ по академическому обмену. Например, студенты экономики могут разбирать кейсы международных компаний и обсуждать их стратегии на английском языке.
Кроме того, CLIL способствует развитию навыков критического мышления. Студенты учатся анализировать информацию, делать выводы и аргументировать свою точку зрения на иностранном языке, например, в ходе дебатов по актуальным вопросам в их профессиональной области.
Наконец, владение профессиональным английским языком повышает конкурентоспособность выпускников. В современных условиях работодатели все чаще требуют от сотрудников владения иностранным языком, а студенты, прошедшие обучение по CLIL, уже обладают этим преимуществом.
Несмотря на многочисленные преимущества, применение CLIL в высшем образовании сталкивается с рядом сложностей. Во-первых, одной из ключевых проблем является недостаточная языковая подготовка преподавателей. Не все специалисты владеют английским языком на достаточном уровне, чтобы преподавать профильные дисциплины. В качестве решения можно предложить курсы повышения квалификации для преподавателей, а также командное преподавание (team teaching), когда лингвист и специалист по предмету совместно ведут курс.
Во-вторых, существует нехватка адаптированных учебных материалов. Большинство учебников не рассчитаны на интегрированное обучение, что требует разработки специализированных методических пособий. Один из способов решения — создание электронных образовательных ресурсов, таких как онлайн-лекции, глоссарии и интерактивные тесты.
Наконец, студенты могут испытывать сложности при изучении предмета на иностранном языке. Для решения этой проблемы можно применять методику scaffolding (постепенное усложнение материала), использование визуальных опор (схем, инфографики) и внедрение игровых элементов, таких как симуляции профессиональной деятельности.
В CLIL акцент делается на развитии способности учащихся использовать иностранный язык в коммуникативных целях через изучение содержания предмета, т. е. способности использовать язык для определенной сферы общения (передача информации, выражение мнений и идей, связанных с содержанием предмета). Это означает, что преподаватели должны создавать на уроках аутентичную языковую среду, побуждающую учащихся к общению, но это не исключает приобретение языковых знаний, включая произношение, лексику, грамматику, и обучение видам речевой деятельности.
Применение CLIL в высшем образовании представляет собой перспективное направление в обучении студентов неязыковых специальностей. Этот метод способствует формированию комплексных навыков, необходимых для профессиональной деятельности в международной среде. Однако для его успешной реализации требуется системная работа по подготовке преподавателей, созданию методических материалов и адаптации учебных программ. Важно отметить, что постепенное внедрение CLIL с учетом уровня владения языком и профессиональной подготовки студентов позволит достичь наилучших результатов.
В заключение можно сказать, что урок CLIL не является уроком языка и не является предметным уроком, передаваемым на иностранном языке. Фактически, это урок, на котором язык используется как средство для расширения кругозора знаний. Студенты используют язык, чтобы познавать окружающий мир. Именно тема или задача являются движущей силой. Тем не менее, следует признать, что если студент хочет выразить свои идеи по теме или задаче четко и убедительно, он должен использовать правильный язык. Это означает, что студенты неосознанно, но естественно осваивают иностранный (целевой) язык, чтобы иметь возможность эффективно говорить
Литература:
- Coyle, D., Hood, P., & Marsh, D. (2010). CLIL: Content and Language Integrated Learning. Cambridge University Press.
- Mehisto, P., Marsh, D., & Frigols, M. J. (2008). Uncovering CLIL: Content and Language Integrated Learning in Bilingual and Multilingual Education. Macmillan Education.
- Dalton-Puffer, C. (2011). Content-and-language integrated learning: From practice to principles? Annual Review of Applied Linguistics, 31, 182–204.